М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа icon

М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа



НазваниеМ. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа
М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской обла
Дата конвертации08.07.2012
Размер294.58 Kb.
ТипПрограмма



Программа

«СЕМЬЯ И ШКОЛА»

на 2009-2012 г.г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области».


Перелюб

2009-2010 учебный год


Программа «Семья и школа»


Становление личности будущих граждан страны во многом зависит от окружающей его социальной среды. Семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка.

Особенности современной семьи, сложившейся за последние годы, можно соотнести с коренными изменениями в современном обществе.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка.

Другой позитивной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты.

Взаимодействие педагогов школы с родителями наших учеников направлены на создание воспитательной среды. Программой предусматривается установление партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителя.

Программа «Семья» позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социально-психологической службы, логопеда, школьной медицинской сестры в работе с родителями. Программа включает следующие направления:

Изучение семей учащихся

Работа с родителями

Работа с проблемными семьями

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в школе

Работа с семьей в системе дополнительного образования

Работа с педагогическими кадрами

Работа с социумом

Материально-техническое обеспечение



  1. ^ Характеристика внешней среды.

МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» является самым многочисленным средним общеобразовательным учебным заведением в Перелюбском районе.

Население села Перелюб, где находится образовательное учреждение, разнообразно. Большую часть его составляют работники сельского хозяйства и государственные служащие. В школе обучаются дети разных национальностей, среди которых: русские, казахи, башкиры, азербайджанцы, курды и др.


По результатам анализа на 2008-2009 учебный год насчитывается:

Социальный состав обучающихся:

Всего учащихся – 630

Дети из малообеспеченных семей – 517

Дети из многодетных семей – 53

Дети из неблагополучных семей – 12

Дети «категории риска» - 12

Опекаемые дети – 21

- из них дети-сироты – 8

Инвалиды детства – 3

Дети, живущие в сёлах района – 64

Дети, состоящие на внутришкольном учёте – 11

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе области. Культурным центром является Дом Культуры, где функционирует библиотека, кинозал, музыкальная школа, школа искусств, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей обучающихся.


  1. ^ Характеристика условий и возможностей школы.



Дети обучаются в 3-этажном здании в 2 смены (здание начальной школы временно закрыто на ремонт). В школе имеется 33 учебных кабинета, 2 спортивных зала, тренажёрный зал, библиотека, актовый зал, музейная комната, столовая, медицинский кабинет. На территории школы расположен стадион, спортивная площадка.

В школе имеется 3 компьютерных класса, 9 кабинетов оборудованы компьютерной техникой (мультимедийные установки, интерактивные доски, персональные компьютеры). В школе имеется теле и видеоаппаратура, множительная техника.

С 2005 года школа имеет свою страницу в интернете.

За последние 3 года школа укомплектована кабинетами: географии, биологии, химии, математики, иностранного языка, русского языка, истории, начальной школы.



  1. ^ Характеристика кадров.

В настоящее время в школе преподают 66 педагогов.

Из них имеют образование:

- высшее педагогическое – 53

- среднее профессиональное – 8

Имеют квалификационные категории:

- высшую – 14

- первую – 45

- вторую – 3

Имеют почётные знаки:

- Заслуженный учитель РФ – 1

- имеют ведомственные и региональные знаки отличия:

- отличник народного образования – 7

- Почётный работник общего образования РФ – 5

- Почётная грамота Министерства образования – 7

Победители конкурса «Лучший учитель России» - 5 чел.

В течение многих лет отсутствует текучесть кадров, в школе работает стабильный и сплочённый коллектив, основную часть которого составляют молодые учителя от 30 до 40 лет с повышенной способностью к саморазвитию.

Программой предусмотрена социально – педагогическая поддержка детей из социально – незащищенных семей, помощь ребенку в преодолении трудностей социализации. Это оказание помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем связанных с их физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональном самоопределением. Педагогическая поддержка направлена на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, осмысление своей социальной роли, а также формирование самооценки

Программа рассчитана на период с 2009 по 2012 годы и включает основные этапы:

2009-2010 – Год Семьи. Организационно-теоретический этап

2010-2011 – основной период деятельности

2011-2012 – заключительный этап (аналитическая деятельность)


Программа предусматривает достижение основной цели: обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу


основные этапы реализации программы


2009-2010 Организационно-теоретический этап

общешкольные родительские лектории и собрания

«Семья и школа -партнеры в воспитании ребенка. Школе-15 лет!» -сентябрь-

1-11 классы

«Родителям о правах детей и родителей» -сентябрь- по параллелям


«Проблемы воспитания правовой культуры у детей»- ноябрь- 1-11 классы

«Психофизиологические особенности подростков и старших школьников»- ноябрь - по параллелям


«Причины детского и подросткового суицида» - февраль- 1-11 классы

«Трудный ребенок, что делать?»- февраль - по параллелям


«О профильной подготовке учащихся»- март - старшие классы

«Государственная итоговая аттестация» - март-9, 11 классы


«Подведение итогов работы за год. Отчет родительского комитета школы. Задачи на новый учебный год»- май


^ 2010-2011 – основной период деятельности

общешкольные родительские лектории и собрания в рамках программы «Родительский лекторий»


2011-2012 – заключительный этап (аналитическая деятельность)


Эта программа:

способствует повышению педагогической культуры родителей;

помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;

предполагает социальную защиту и охрану.

Помогает:

пропагандировать здоровый образ жизни;

установить неиспользованный резерв семейного воспитания;

найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа -семья);

предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Координирует работу психолого-педагогическая служба. Сопровождение развития учащихся, включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

  • гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учи­телей и родителей);

  • умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов.


Методы, изучения семей:

Наблюдение.

Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, психолога, инспектора ОППН, работников опорных пунктов).

Индивидуальные беседы.

Тестирование.

Анкетирование.

Диагностика.

Деловые игры.

Программой предусмотрено:

исследование семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психо­логом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).

Проведение родительских собраний по проблемам:

а) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»;

б) «Воспитание нравственности и правосознания - общая задача»;

в) «Каково на дому - таково и самому»;

г) «О ценностях подлинных и мнимых».

Проведение встречи - чествования «День семьи»

Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».


^ Формы работы

Встречи за «круглым столом»: «Острые углы семейного круга», «Пси­хология семейных отношений».

Родительские капустники и «Огоньки».

Проблемные «круглые столы» с решением экстремальных проблем: Конфликт, разлука, насилие, кризис, наркомания, токсикомания, алко­голизм и табакокурение.

Индивидуальные встречи «Разговор по душам».

Встречи с директором школы (доверительные беседы).

Консультации педагогов- психологов, социальных педагогов

День открытых дверей.

Общественный смотр знаний.

Работа «субботней школы» для родителей будущих первоклассников.

Конференции отцов.

Психологические тренинги.

Родительский лекторий для различных «групп риска»:

неполные семьи (одинокие матери, отцы);

многодетные родители;

малообеспеченные семьи;

родители детей-инвалидов;

родители приемных детей;

родители-мигранты, беженцы.

Сентябрьские встречи «Начало» с родителями пятиклассников.

Письменный телефон доверия.

Работа Совета по профилактике правонарушений

Заседание родительского центра «Семья»


План реализации

^ ПРОГРАММЫ «СЕМЬЯ»


I. ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ

Действия

Предполагаемый результат

Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе.

Ежегодное составление социального порт­рета села.

Посещение семей.

Диагностика «Рисунок семьи».

Формирование единых педагогических тре­бований.


Создание банка данных.


Составление социальных паспортов семей. Раннее выявление кризисных семей.

Своевременное выявление детей, требую­щих внимания


^ II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

День открытых дверей для родителей.

День семьи.

Вечера вопросов и ответов.

Спортивные соревнования «Папа, мама и я -спортивная семья».

Выставка поделок семейного творчества.

Выставка семейных стенгазет.

Защита семейных гербов.

Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

Проведение традиционного Дня права с привле­чением родителей-специалистов.

Поздравление дедушек и бабушек села с Днем Победы.

Оформление классных летописей и фотоальбо­мов силами родителей.

Оформление портфолио учащихся силами родителей.

Привлечение родителей - врачей, косметологов для проведения лекций для учащихся по клас­сам.

Привлечение родителей - выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций

Вовлечение родителей в воспи­тательный процесс школы

Педагогическое и психологическое просвещение роди­телей:

Собрание родителей будущих первоклассников.

Занятия для родителей будущих первоклассни­ков.

Открытые уроки для родителей.

Тематические собрания с привлечением специалистов.

Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

Собрания-практикумы для родителей Индивидуальная работа с родителями. Итоговые четвертные собрания по классам. Родительские конференции

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в се­мье



^ III. РАБОТА С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ

Действия

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:

а) регулярное посещение проблемных се­мей; б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководи­теля, родителей и учителей-предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) составление индивидуальных программ воспитания;

е) ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогули­вать уроки без уважительной причины

Оказание помощи проблемным семьям, сни­жение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны не­добросовестных родителей, уменьшение ко­личества проблемных семей

Работа социального педагога:

а) психодиагностика уровня развития де­тей;

б) консультация для родителей;

в) совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН

Реабилитация и социальная адаптация под­ростков с девиантным поведением, профи­лактика правонарушений и вредных привы­чек, предупреждение ДТП

^ Работа администрации школы:

а) индивидуальные беседы и консульта­ции;

б) контроль работы классных руково­дителей;

в) тематические совещания при завуче;

г) индивидуальные отчеты классного руко­водителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей;

д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях;

е) уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе

Работа с семьями опекаемых детей:

а) регулярное посещение семей опекае­мых детей;

б) контроль регулярного питания в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опе­кунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха;

Составление банка данных, составление ак­тов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в раз­личных ситуациях

д) своевременное выявление детей, про­живающих с родственниками при не­оформленном опекунстве




Работа с многодетными семьями:

а) проведение совместно с цен­тром социальной помощи семье и де­тям собраний для родителей;

б) контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

в) проведение праздников для многодет­ных семей и превращение таких празд­ников в одну из традиций школы

Составление банка данных. Оказание свое­временной помощи особо нуждающимся де­тям из многодетных семей



^ IV. СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

Действия

Предполагаемый результат

1. Работа родительского комитета.

2. Создание инициативной группы родите­лей.

3. Поиск родителей - спонсоров классных праздников.

4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

5. Оформление классных альбомов «На­ши родители».

6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей


Создание единого воспитательного про­странства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родитель­ских общественных организаций



^ V. РАБОТА С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Действия

Предполагаемый результат

1. Оказание помощи в организации изучения интересов, запросов учащихся для работы в кружках и спортивных секциях.

2. Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам.

3. Совместная работа с му­зеем, ДК, библиотеками села

4. Участие в творческих отчетах кружков

Развитие творческих способностей уча­щихся



^ VI. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

Действия

Предполагаемый результат

1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

2. Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководи­теля, психолога.

3. Привлечение к работе с педагогами центра социальной помощи семье и детям, ПДН, представителей правоохранительных органов

Знание педагогами необходимых норма­тивных правовых документов, доступ­ность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методиче­ских разработок в помощь классным руко­водителям

4. Выявление потребности педагогов в обуче­нии и повышении профессиональной ква­лификации по проблеме организации рабо­ты с семьей.

5. Создание творческих групп классных руко­водителей по работе с семьей.

6. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей




^ VIII. РАБОТА С СОЦИУМОМ

Действия

Предполагаемый результат

Школа традиционно поддерживает отношения:

с отделом социальной помощи семье и детям;

комиссией по делам несовершеннолетних;

ДК;

районным музеем;

Сельской, детской библиотекой;


Расширение культурно-воспитательного пространства


^ IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Действия

Предполагаемый результат

Стимулирование деятельности педаго­гов

Стимулирование лучших родителей почетными грамотами, благодарственными письмами, отзывами на предприятия и места работы, размещениями фотографий на Доске Почета.


Поддержка творческих устремлений учи­телей через дифференцированную доплату

Обобщение опыта воспитания детей лучших родителей

Пропаганда достойного семейного воспитания



^ X.ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Родительский лекторий:

месяц

Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей.




1. Адаптационный период 1-классников. Роль семьи в адаптации ребёнка.

Сентябрь

2. Особенности психологии учащихся начальных классов.

декабрь

3.Психологические и психофизиологические особенности подростка.

Февраль




4.Особенности психологии старшего подросткового возраста.

Март

5.Особенности юношеской психологии.

Апрель

Консультации родителей:




1. Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях.

В течение года

2.Консультирование родителей по результатам диагностики.

В течение года

Диагностика: выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений.

В течение года



Примерная тематика и содержание классных родительских собраний

^ 5-Й КЛАСС

Сентябрь. Первый раз в пятый класс

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-го класса.

Характеристика учебной программы 5-го класса, введение новых учебных пред­метов, знакомство с учителями-предметниками.

Воспитание интереса к учению. Мотивы учения.

Источники познавательной активности и самостоятельности пятиклассников.

Воспитание и развитие наблюдательности, развитие внимания.

Особенности мышления, средства его развития.

Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость и глубина.

Роль родителей в развитии познавательных способностей, устной и письменной речи подростка.

Создание в семье благоприятных условий для учебных занятий и полноценного отдыха детей.

Ноябрь. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости

Своеобразие младшего подросткового возраста. Необходимость знания его ро­дителями в целях успешного воспитания.

Возрастное несоответствие сердца, его увеличение в объеме и отставание разви­тия кровеносных сосудов. Повышение кровяного давления, головная боль, сла­бость, утомляемость.

Развитие желез внутренней секреции, повышенная возбудимость, раздражи­тельность, проявление бурных реакций - аффектов. Слабость нервной системы подростков.

Стремление родителей поддерживать доброжелательные взаимоотношения в семье, педагогический такт.

Создание необходимых гигиенических условий в семье: свет, чистый воздух, нормальная температура, соблюдение правил личной гигиены, рациональное питание, соблюдение режима дня.

Занятия гимнастикой, физкультурой и спортом.

Специфика воспитания мальчиков и девочек в семье.

Предупреждение нервных и инфекционных заболеваний у подростков.

Профилактика детского травматизма.

Январь. Формирование у подростков правосознания и культуры поведения

Нормативные правовые документы, регулирующие охрану здоровья детей и подростков.

Помощь родителей в формировании у подростка общего представления о зако­нах российского государства.

Особенность ознакомления подростков в семье с основными правами и обязан­ностями российских граждан, правилами поведения в школе и общественных местах.

Обсуждение в семье книг, статей, радио- и телепередач, посвященных правовым вопросам.


Проведение родителями бесед о соблюдении законов, норм и правил поведения.

Соблюдение правил дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Привитие родителями чувства уважения к окружающим, воспитание чувства от­ветственности за свои действия и поступки, нетерпимости к нарушениям обще­ственного порядка.


Март. Формирование нравственных качеств личности подростка

Основная заповедь морали: поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейного воспитания и участия в разнообразной совместной деятельности.

Забота семьи о формировании положительных нравственных качеств личности.

Воспитание патриотизма, гуманизма, коллективизма в семье.

Воспитание трудолюбия и ответственности, общественной активности, дисцип­линированности.

Роль родителей в воспитании честности, правдивости, скромности, уважения к старшим, чуткости, доброжелательности.

Нравственная основа правил поведения для учащихся.

Роль православной культуры в формировании нравственных качеств личности.


Май. Эстетическое воспитание школьников в семье

Воспитание эстетических понятий и чувств.

Формирование у подростков понятий прекрасного в природе, искусстве.

Внешний облик человека, манера поведения.

Культура речи, умение общаться, вежливость, тактичность.

Умение одеваться со вкусом. Культура и гигиена одежды.

Культура быта семьи.

Воспитание эстетических идеалов, любви к прекрасному под влиянием живопи­си, музыки, кино, телевидения, художественной литературы.

Развитие у подростков творческих способностей, умений петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Занятия по развитию эстетических навыков в школе, дома и во внешкольных учреждениях.


^ 6-Й КЛАСС

Сентябрь. Индивидуальный подход в воспитании подростков

Основные индивидуально-психологические свойства личности шестиклассни­ков.

Типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности.

Индивидуальные различия шестиклассников, разный объем знаний, умений и навыков, жизненного опыта, различия в интересах, в отношении к явлениям действительности, во взглядах, убеждениях.

Переход от детства к взрослости. Дисгармония между половой зрелостью и уровнем психической и социальной зрелости.


Психолого-педагогические вопросы полового воспитания.

Кризисы переходного возраста. «Трудные подростки».

Ошибки в школьном и семейном воспитании.

Индивидуальный подход в семейном воспитании.

Сочетание требовательности с уважением к личности подростка, доверием к не­му.

Педагогический такт родителей в воспитании подростка. Ответственность се­мьи и школы за воспитание детей.


Ноябрь. Круг общения подростков и его влияние на поведение


Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми.

Самоутверждение в кругу сверстников. Общение по месту жительства.

Проблемы дружбы и товарищества.

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.

Воспитание нетерпимого отношения в семье к пьянству, табакокурению и дру­гим порокам человечества.

Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательные взаимоотноше­ния, опора на положительные качества личности.


Январь. Познавательная деятельность подростков. Руководство чтением и просмотром телевизионных программ и видеофильмов

Новое в учебных программах для шестиклассников.

Повышение уровня умственной деятельности, расширение интересов и развитие склонностей детей.

Особенности мыслительной деятельности, способы развития умственных спо­собностей.

Самостоятельность в планировании времени и воспитание привычки соблюде­ния режима.

Проверка родителями учебной работы ученика. Соблюдение такта, уважение к самостоятельности детей. Причины невыполнения домашних заданий.

Забота родителей о расширении кругозора подростка и развитие его познава­тельных интересов. Посещение выставок, чтение научно-популярной литерату­ры, просмотр научно-популярных фильмов и программ телевидения.

Организация рабочего места шестиклассника. Создание в семье необходимых условий для успешной учебной деятельности школьника.

Самообразование подростка и руководство им со стороны родителей.

Поощрение чтения дополнительной литературы, использование в учебной дея­тельности подростка радио- и телепередач, видеофильмов, компьютера.

Развитие способностей школьника к самоконтролю, самоанализу, воспитание правильной самооценки.


Март. Патриотическое воспитание подростков в семье

Воспитание уважения к родителям и любви к своим близким и родным. Связь поколений. Воспитание любви к своей семье.

Знакомство с историей своего края, с его известными людьми. Культура обще­ния подростков со взрослыми.

Знакомство с культурой родного края, с обычаями и традициями коренных на­родов.

Участие родителей в организации встреч с ветеранами войны и военнослужа­щими. Беседы о воинском долге и патриотизме.

Празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы в семьях.

Поощрение родителями исследовательской краеведческой работы подростков.


Май. Формирование здорового образа жизни подростков

В здоровом теле - здоровый дух.

Факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний, связанные с поведенческими привычками человека и определяющие его образ жизни.

Несбалансированное питание, злоупотребление продуктами с высоким содержа­нием холестерина, сахара и соли - причины хронических заболеваний.

Повышение физической активности детей с целью укрепления здоровья, нерв­ной системы, повышения работоспособности.

О вредных привычках.

Участие семей в спортивных праздниках и соревнованиях, занятиях физкульту­рой и спортом.

Гигиена тела, одежды и обуви. Соблюдение режима сна, отдыха, питания.


^ 7-Й КЛАСС

Сентябрь. Старший подростковый возраст и его особенности

Основные индивидуально-психологические свойства личности старшего подро­стка.

Старший подростковый возраст - возраст стремительного развития физических и умственных сил.

Анатомо-физиологические изменения в организме подростка и их отражение в его психике. Бурное развитие скелета, мышечной системы. Необходимость до­зировки физических нагрузок, укрепление здоровья старших подростков.

Характерные особенности для старших подростков: интенсивное развитие само­сознания, углубленное понимание сущности качеств и черт характера окру­жающих людей, развитие оценочного отношения к учителям, родителям, стар­шим, стремление к самоутверждению.

Половое созревание. Переход от детства к зрелости. Возможные кризисы пере­ходного возраста.

Индивидуальные особенности подростков. Различия во взглядах, убеждениях, в ин­тересах, в отношениях к явлениям действительности. Воспитание толерантности.

Краткая характеристика учебных программ для 7-го класса. Введение новых предметов. Особенности домашней работы семиклассников.


Роль родителей в повышении у детей интереса к успешной учебе. Посильная помощь детям в учебном труде. Задачи родителей по активизации стремления к развитию познавательных интересов, к расширению общего кругозора, интел­лектуальных способностей подростков.


Ноябрь. Предупреждение вредных привычек у подростков

Предупреждение лени, неисполнительности, необязательности.

Воспитание у подростков сознания неприкосновенности личности и личного имущества граждан.

Антиникотиновая пропаганда и предупреждение курения.

Пресечение фактов употребления алкоголя подростками.

Антинаркотическая пропаганда и предупреждение наркомании.

Пути формирования у подростков чувства нетерпимости и действенного протеста против несправедливости, грубости, пошлости, аморальных и асоциальных явлений.

Формирование культуры поведения подростков.


Январь. Вопросы полового воспитания

Сущность духовного мира подростка, пути его формирования и развития.

Роль трудовой, учебной, общественно полезной деятельности для развития эмо­циональной сферы подростка, полового воспитания.

Влияние микроклимата в семье на половое воспитание детей. Воспитание у них уважения к родителям, чувства сыновнего долга.

Воспитание скромности, душевной чистоты, девичьей гордости у девушек, муж­ского достоинства у юношей.

Формирование взаимоотношений между юношами и девушками, основанных на взаимном уважении и доверии.

Значение полового воспитания в старшем подростковом возрасте. Последствия неправильного полового воспитания.


Март. Значение правового воспитания в формировании личности подростка

Роль правового воспитания в формировании гражданской зрелости старших подростков.

Изучение Конституции России, основ российского государства и права.

Участие родителей в проведении бесед, диспутов, посвященных проблемам со­блюдения законов, норм и правил поведения для учащихся.

Участие родителей в поддержании общественного порядка по месту жительства.

Обсуждение в семье статей из газет и журналов, телепередач на правовые темы.

Роль родителей в повышении ответственности школьников за соблюдение об­щественной дисциплины.

Уважение российских законов, лиц и органов, охраняющих порядок, воспитание ответственности за свои проступки, правонарушения.


Май. Организация свободного времени подростка. Труд и отдых в период летних каникул

Свободное время и его роль в формировании и развитии познавательной и об­щественной активности.

Использование свободного времени. Формирование умения разумно заполнять досуг разнообразной содержательной деятельностью. Развитие художественного и технического творчества.

Роль средств массовой информации в разумной организации свободного време­ни подростка.

Эффективное использование времени. Виды активного отдыха - спорт, игры, прогулки.

Занятия по интересам, чтение книг, просмотр телепередач и видеофильмов, компьютерные игры.

Личный пример и авторитет родителей в формировании привычки здорового образа жизни, в организации труда и отдыха.

Летние практические работы, летние задания, домашний труд.

Гигиена труда и правила безопасности в период летних каникул.

Отдых подростков в летних оздоровительных центрах и загородных лагерях.

Посильный труд подростков. Нормирование труда, разумное сочетание труда и отдыха.


^ 8-Й КЛАСС

Сентябрь. Организация учебного труда восьмиклассника

Проблемы совершенствования учебного труда.

Краткая характеристика учебных программ восьмого класса.

Отношение подростков к учению. Характеристика учебных возможностей.

Развитие навыков учебного труда.

Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуальном развитии восьмиклассника.

Формирование способности к самоконтролю, воспитание правильной самооцен­ки личности.

Развитие речи, наблюдательности, внимания, памяти.

Особенности домашней учебной работы. Организация рабочего места, рациональное распределение времени.

Причины отставания подростков в учении и развитии.

Ноябрь. Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка старших подростков

Выявление психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей учащихся к определенным видам труда.

Самоопределение и выбор жизненного пути.

Роль семьи в определении жизненного пути подростков.

Профессиональные династии, семейные профессии.


Трудовое воспитание и профориентация.

Привитие уважения к людям труда, воспитание трудолюбия.

Воспитание интереса к окружающему миру, интереса к технике, к чтению науч­но-популярной литературы.

Предпрофильная подготовка школьников.


Январь. Формирование здорового образа жизни старших подростков

Воспитание здоровых и жизнерадостных людей.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным, трудовым и эстетиче­ским воспитанием.

Помощь подросткам в организации систематических занятий спортом, во все­стороннем развитии личности.

Личная гигиена старших подростков. Закаливание организма, предупреждение простудных и инфекционных заболеваний.

Роль родителей в дальнейшем развитии у подростков устойчивой потребности в здоровом образе жизни.

Поощрение родителями подростков, занимающихся в спортивных кружках, сек­циях и тренажерных залах.

Туризм и экскурсии с детьми, лыжные прогулки, походы на природу.

Организация правильного режима питания, сна, занятий и отдыха.


Март. Воспитание характера и формирование нравственных качеств личности

Характер и его структура. Личное и социальное в характере человека.

Положительные черты характера человека и их формирование в процессе развития.

Условия, средства и методы воспитания характера у подростков и молодежи.

Отрицательные качества личности и способы избавления от них.

Трудности в семейном воспитании, способы преодоления трудностей.

Содержание нравственного воспитания старших подростков. Формирование нравственного самосознания, моральных качеств и нравственных привычек.

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Гражданская и уголов­ная ответственность. Совместные усилия семьи, школы и инспекции по делам несовершеннолетних в предупреждении правонарушений.

Роль родителей в формировании правосознания и воспитании гражданской от­ветственности у подростков. Образ жизни родителей как пример нравственности для детей.

Ответственность взрослых за вовлечение подростков в антиобщественную дея­тельность, курение, пьянство, употребление психотропных веществ.

Май. Этика и эстетика в быту, труде и жизни старших подростков

Эстетическое воздействие природы, быта, литературы, искусства, физической культуры и спорта.

Эстетическое воспитание подростка в семье.

Здоровье, эмоции, красота.


Развитие культуры общения, внимательного и заботливого отношения к окру­жающим людям, воспитание культуры поведения.

Значение поведения родителей в воспитании у подростков общей культуры.

Внешний облик человека, манера поведения, культура речи как отражение его внутреннего мира.

Культура общения, вежливость, тактичность. Поведение в общественных мес­тах, в гостях, в школе, дома, во дворе.

ода и подростки. Умение одеваться со вкусом. Гигиена тела, одежды, обуви.

Формы и средства эстетического воспитания подростков.


^ 9-Й КЛАСС

Сентябрь. Культура умственного труда и руководство самообразованием старшеклассников

Физические и психологические особенности девятиклассников.

Основные виды деятельности, определяющие изменения в их умственном и нравст­венном развитии. Новый характер учения, влияющий на формирование личности.

Условия жизни и деятельности выпускника основной школы. Положение школьника в коллективе.

Завершение периода полового созревания. Взаимоотношения юношей и девушек. Гигиена юношей и девушек.

Жизненное самоопределение юношей и девушек. Воспитание правильной само­оценки.

Интересы, склонности и способности старшеклассника.

Основное содержание учебного плана 9-го класса и особенности учебной дея­тельности девятиклассников.

Помощь родителей в организации учебной деятельности и самообразования старшеклассников.


Ноябрь. Роль семьи в развитии способностей старшеклассников и определении их жизненного пути

Особенности трудового обучения и воспитания учащихся 9-го класса. Профес­сиональная ориентация выпускников основной школы.

Значение формирования у школьников готовности к активному творческому участию в трудовой деятельности. Осознанный выбор профессии.

Выбор дальнейшего пути образования. Предпрофильная подготовка девяти­классников.

Способности и пути их развития. Помощь родителей в реализации потребности детей в проявлении своих способностей.

Готовность выпускников основной школы к продолжению образования. Выбор дальнейшего пути профессионального и общего образования.

Возможности местного и регионального образования, образовательная карта ре­гиона.

Участие выпускников в общественной жизни.


Январь. Психолого-педагогическая поддержка выпускников при подготовке к итоговой аттестации

Роль родителей в подготовке выпускников к экзаменам.

Знакомство с основными положениями итоговой аттестации выпускников ос­новной школы.

Психологический настрой и психологическая помощь родителей детям при под­готовке к экзаменам.

Организация учебной и трудовой деятельности старшеклассников. Режим труда и отдыха. Гигиена дома, тела, одежды и обуви.

Экзамены по выбору. Определение предметов для итоговой аттестации. Органи­зация дополнительной помощи со стороны педагогов и родителей.

Охрана здоровья школьников. Экзамены в щадящем режиме.

Помощь психолога при подготовке к итоговой аттестации.

Проблемы в учебе, пути решения проблем.

Предупреждение утомляемости, профилактика неврозов.

Воспитание в семье привычки к самоконтролю, привитие навыков самостоя­тельной работы с учебной, научной, общественно-политической литературой, умения пользоваться справочно-библиографическими материалами.


Март. Комплексный подход в воспитании старшеклассников

Гигиена и здоровье. Формирование привычки здорового образа жизни. Физиче­ское воспитание старшеклассников.

Специфика трудового воспитания в семье, трудовые обязанности школьников в семье. Воспитание экономности и бережливости. Значение примера родителей в трудовом воспитании старшеклассников.

Содержание нравственного воспитания старшеклассников. Формирование нрав­ственного сознания, моральных качеств и нравственных привычек. Влияние мо­рального климата в семье на нравственное воспитание.

Воспитание в семье требовательности к себе, честности и правдивости, доброты и принципиальности,

Необходимость предупреждения скрытых проявлений безнравственности, пре­дупреждение опасности курения, алкоголизма, наркомании.

Мода и формирование разумных потребностей юношей и девушек. Карманные деньги.

Воспитание взаимного уважения между юношами и девушками, воспитание правильного отношения к любви. Нравственные основы брака и семьи. Особен­ности полового просвещения старшеклассников.

Этика семейных отношений. Христианская мораль и этика. Культура и религия.

Формирование у молодежи правильных критериев в оценке произведений ис­кусства. Музыка в жизни молодежи. Истинное и ложное понимание красоты, внешней эффективности.


Май. Выбор жизненного пути выпускников


Право молодежи на труд, получение образования в средних, профессиональных и специальных учебных заведениях.

Развитие творческих способностей и дарований молодежи, активное участие в общественной жизни.

Готовность выпускников основной школы к дальнейшей учебе, работе.

Итоговая аттестация - ответственная пора в жизни старшеклассника.

Влияние старших членов семьи на выбор дальнейшего пути юношей и девушек. Влияние образа жизни семьи на формирование мировоззрения детей.

Формирование социальной зрелости, жизненного самоопределения, выбора профессии. Значение формирования цели жизни у старшеклассников для их все­стороннего развития.




Похожие:

М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconОтчет моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» об опытно –экспериментальной деятельности по внедрению технологии дистанционного обучения за 2010-2011 учебный год
Моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб» 4-й год принимает участие в региональном эксперименте «Профильное изучение предметов в дистанционном...
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» Чечёткина Наталья Владимировна. Тема: «Закон
Учитель физики моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» Чечёткина Наталья Владимировна
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconПраздничный квн ко Дню Учителя Подготовила: Лукоянова В. В. С. Перелюб 2011г. Вед
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconФотография из семейного альбома
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области»
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconПлан работы Управляющего совета моу сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области на 2011-2012 учебный год

М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconФормирование метапредметных компетенций в процессе участия в доог (Дистанционной обучающей олимпиаде по географии). Щирова Н. А. Мбоу «Середняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Щирова Н. А. Мбоу «Середняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской...
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconСтихотворение М. Цветаевой Вчера ещё в глаза глядел
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области»
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconГрафик проведения консультаций в 9, 11-х классах моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconМ. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области План-конспект
Расширение возможности иноязычного общения путем правильного употребления речевого оборота «um…zu»
М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа iconПриказ №112. 2 О переходе на новую систему оплаты труда
Моу «средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села перелюб перелюбского района саратовской области»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов