Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" icon

Иван попович: "во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии"



НазваниеИван попович: "во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии"
Дата конвертации09.07.2012
Размер73.13 Kb.
ТипДокументы


ИВАН ПОПОВИЧ: "ВО ВРЕМЯ ТАНЦА МНЕ ХОТЕЛОСЬ ТЕСНЕЕ ПРИЖАТЬСЯ К ВАЛЕНТИНЕ ТЕРЕШКОВОЙ, НО ЕЕ ПАРТИЙНО-СОВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕРЖАЛО МЕНЯ НА РАССТОЯНИИ"

Сегодня народному артисту Украины исполняется 60 лет


Михаил МАСЛИЙ специально для "ФАКТОВ" (Тернополь)

22 апреля 2009 года


Справка "ФАКТОВ"

Иван Попович родился 22 апреля 1949 года в селе Осий Иршавского района Закарпатской области. Эстрадный певец, композитор, народный артист Украины. Окончил Львовскую консерваторию, с 1975 по 1979 годы - художественный руководитель ансамбля "Ватра". Затем до 1988 года работал в Киевском мюзик-холле. Живет и работает в Киеве.

Лучшие песни: "Розлук не буде", "Василина", "Гуцулянка", "Марiчка-чiчка", "Рiднi гори", "Скажи менi", "Моя мила задрiмала", "Я сой циган", "Пiсня фурмана", "Я спасибi долi скажу".



Иван Попович - один из самых оригинальных украинских эстрадных исполнителей. На его песнях выросло уже не одно поколение. Он стоял у истоков нового эстрадного направления. Иван Попович всегда был, есть и останется символом Карпат, голосом любви и свободы. А еще он - открытая душа, которая всегда несет людям добро. Его уважают не только за талант, но и за человечность.

"Узнав, что я учусь в консерватории, соседка сказала моей маме: "Хорошо тебе. Теперь консервов будешь много иметь"


- В становлении украинской эстрады Западная Украина принимала участие в большей степени, чем столица. Вам так не кажется?


- Наверное, определенную роль играла приграничная зона, близость к Европе, - говорит Иван Попович. - В те времена в родном Закарпатье я смотрел трансляции с известнейших европейских эстрадных площадок и наслаждался выступлением своего кумира - венгра Яноша Кооша. В Киеве же еще в 1965-м сделал "погоду" Игорь Поклад со своей "Коханою". Однако все основные песенные силы были сосредоточены на Галичине и Буковине: Володя Ивасюк, ансамбли "Арника", "Медикус", "Ровесник", "Ватра"...


А в середине 1960-годов неизгладимое впечатление на меня оказал Михаил Машкин - автор суперхита "Верховина, мати моя!" Я как раз готовился поступать в Хустское культпросветное училище. Друг пригласил меня в райцентр Иршава на фестиваль художественной самодеятельности. Я с открытым ртом слушал сельский хор "Боржава", которым руководил легендарный Машкин. Когда они начали петь знакомую "Вечiр над Боржавою", у меня мурашки побежали по телу.


А под конец концерта Василь Гичко своим удивительным тенорочком исполнил "Верховино, мати моя" - я был на седьмом небе. Вот где уровень! Познакомился с Михаилом Машкиным, поехал к нему в гости в село Довге, расположенное через гору от моего родного Осия. Композитор и дирижер показал мне свои работы, новые песни.
Я буквально "обалдел"! Лишь со временем узнал, какие тяжелые испытания выпали на долю Машкина. Он так и не смог прийти в себя после концлагеря, время от времени заливая горе водкой. Некоторые осуждали его, другие сочувствовали и понимали, какая это беда...


Позже я частенько встречался с Михаилом Васильевичем на различных культурных мероприятиях. Когда случилась трагедия, и он ушел из жизни, решил, что обязательно исполню "Верховино, мати моя!" в эстрадном варианте. Теперь эта песня - одна из лучших, любимых и дорогих в моем репертуаре.


Путевку в жизнь, в искусство я получил во Львове. После окончания училища побаивался, что не поступлю во Львовскую консерваторию. Подготовка была слабенькая. Да и мне, сельскому пареньку, Львов казался Нью-Йорком и Рио-де-Жанейро вместе взятыми. Разве мог я, выросший в горах, мечтать, что закончу и даже буду преподавать во Львовской консерватории?!


Мне невероятно повезло: меня заметил знаменитый Николай Филаретович Колесса. В консерваторию я попал сразу на второй курс. Учился одновременно на двух факультетах - дирижерском у Сергея Амбарцумяна и вокальном у Павла Кармелюка и Марии Бойко. Уже тогда Павел Кармелюк мне говорил: "Брось дирижирование, все равно из тебя выйдет оперный певец. Гарантирую, что будешь стажироваться в театре "Ла Скала".


- А ведь как-то и Василий Зинкевич сказал тебе: "Иванко, сколько раз тебя просил идти в оперу, а ты меня не послушал. У тебя же классический голос".


- Действительно, Василий неоднократно говорил мне это. Зинкевич - большой интеллектуал, очень порядочный человек, с ним интересно везде: и на сцене, и вне ее. Да, мне не раз предлагали и стажировку в "Ла Скала", и будущее, связанное с оперой. "Светила" мне и карьера дирижера, я практиковался в хоре Веревки. Но взвесив все "за" и "против", пошел на эстраду. И не жалею. В опере я себя солистом не видел, а дублером петь не хотел. Надо быть или Анатолием Соловьяненко, или никем...


Не поверишь, мои родители даже не знали, что такое консерватория. Когда мама прочитала соседке мое письмо и та узнала, что я учусь в какой-то "консерватории", наивная женщина обрадовалась: "Вот хорошо тебе, теперь консервов будешь много иметь". (Смеется.)


"Анджела Дэвис подарила мне красную гвоздику"


- То, что творилось в начале 1970-х во Львове, Киеву даже не снилось, - продолжает Иван Попович. - Я пел в "Медикусе", некоторое время в "Арнике", потом организовал "Ровесник", который перерос в "Ватру". Знаковым событием для Львова стал переезд Ивасюка из Черновцов. Кстати, мы с Володей впервые сделали запись "Водограя" в мужском дуэте.


- Ты познакомился с Владимиром Ивасюком, когда он был уже суперпопулярным...


- Володя старше меня всего на 50 дней. Познакомились мы в консерватории. Первое, что он сказал: "Старик, не волнуйся, будем учиться вместе". Это был сверхпорядочный человек. Тогда выплачивали очень хорошие авторские гонорары. Как-то Володе по ошибке начислили гонорар за мою песню "I сопiлка, i цимбали". Ивасюк извинился за чужую ошибку и отдал мне причитающееся.


О том, что Ивасюк был самородком, свидетельствует хотя бы такой факт: из 106 песен, написанных за его короткую 30-летнюю жизнь, двух подобных нет. Это был уникум! Настоящий Мастер от Бога!


- В то время было модно писать украинские песни или песни на украинскую тематику. Вспомним "Гуцулочку" Давида Тухманова, которую исполнял Владимир Мулерман, или песни для "Арники", написанные армянином Алексеем Экимяном.


- Это были незабываемые времена. Взять хотя бы популярные студенческие интерклубы, в которых африканцы или вьетнамцы с чудовищным акцентом пели по-украински. А каким событием стал Клуб творческой молодежи! Мы в них практически жили. Туда любил заходить Володя Ивасюк. Там я познакомился и с Игорем Билозиром, который возглавлял ансамбль "Ритмы Карпат" автобусного завода. Теперь читаю в прессе, дескать, Попович и Мануляк испортили "Ватру", а вот Билозир зажег ее по-настоящему. На все есть свои причины. Я не успел поднять "Ватру", ведь был в этом ансамбле недолго, потом переехал в Киев. Предложил на свое место Билозира, однако руководство филармонии пошло на это с одним условием: если Игорь будет мне аккомпанировать. И звезда Билозира засияла. Одним лишь "Пшеничним перевеслом" он вошел в золотой песенный фонд. Когда слышу "Нам не зашкодить чарочка вина...", просто таю от восторга.


- В 24 года ты уже стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.


- Это было в 1973 году. Как сейчас помню: пел "Гей, як сонце спати ляже" и "Ой, зелена полонина". Специально для главного немецкого коммуниста Эрика Хоннекера исполнил "Калинку". Танцевал с Анджелой Дэвис (известной американской правозащитницей и активисткой коммунистического движения) и Валентиной Терешковой. Помню, хотел теснее прижаться к первой женщине-космонавту, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии. На фестивале тогда выступали белорусские "Песняры" и Иосиф Кобзон. Анджела Дэвис подарила мне красную гвоздику и сказала: "Она будет тебя беречь". Так я и выходил на сцену в белом костюме с красной гвоздикой в петлице. Этот цветок стал моим талисманом.

"Иван, - прослушав песню, сказал мне Леонид Кравчук, - разве в Карпатах были комсомольцы?"


- Интересна история присвоения мне званий, - рассказывает собеседник. - Заслуженным артистом Украинской ССР я стал благодаря песне, в которой были такие слова:


Ми онуки опришкiв - гуцули,

Ми сини комунiстiв - комсомольцi Карпат!..


Как-то ее услышал Леонид Макарович Кравчук и с юмором среагировал на текст песни: "Иван, разве в Карпатах были комсомольцы?" (Смеется.) Однако я заслужил "заслуженного"...


А вот звание народного артиста мне упорно не давали. Василий Зинкевич, Назарий Яремчук уже получили это "генеральское" звание, а меня все "футболили". Чиновник из Минкультуры как-то резюмировал: "Ты звание никогда не получишь, ведь поешь никому не нужные западные песни". Это меня задело, и накануне очередных Октябрьских праздников я позвонил во Львов известной поэтессе Ангелине Булычевой ("Носики-курносики" на ее слова стали "Песней года-78") и попросил песню с ныне диковинным текстом:


Сияет над миром весны синева

И Ленин - как знамя, и песня жива,

И юность планеты в свой звездный полет

Октябрьскую песню с собою берет...


Борис Шарварко одобрил текст и музыку. Сам Владимир Щербицкий сидел в зале. Я вышел на сцену в белом костюме с красной гвоздикой в петлице, спел - и на следующий день был народным артистом Украины. (Смеется.)


- Но самый, наверное, удивительный твой концерт состоялся в американском Детройте, когда несколько эмигрантов из Украины скупили все билеты...


- Я там выступал с сестрами Бойко и покойным корифеем отечественного юмора Андреем Совой. В зале сидело... шесть человек - закарпатцев, а в кассе - объявление: аншлаг...


Больше всего я люблю выступать перед простыми людьми, где нет "Ивана Ивановича" и его свиты. Не отказываюсь петь в сельских клубах. Искренний и теплый прием в селе не сравнить с обкуренной захмелевшей столичной толпой.


Сейчас я живу в Киеве и "разрываюсь" между Яворовом (там обитает моя жена Маричка), Львовом (там учится доченька Соломийка) и родным селом. В закарпатском "родовом гнезде" осталась моя старшая сестра Мария. У нее три дочери, у каждой уже по двое детей.


Когда приезжаю на пару дней к жене, люблю отоспаться. С удовольствием там куховарю. Не каждая женщина может похвастаться таким мужем! (Улыбается.) Могу приготовить около пяти вкусных первых блюд, несколько вариантов салатов и порядочное число вторых блюд. В Киеве же готовлю "пасулi, пiдбиванi на молоцi" - фасоль в молоке. Пальчики оближешь! Люблю мамалыгу с брынзой. До сих пор обожаю наши родные паленку и сало.


- Я частенько езжу во львовских и закарпатских поездах и постоянно слышу из динамиков твои песни...


- А разве это плохо? Вот я тебе расскажу интересную историю, связанную с поездом. Было это, правда, давненько, но вспоминается часто. Второй час ночи. Железнодорожный вокзал на юге Украины. Я и юморист Анатолий Паламаренко ждем после концерта поезд на Хмельницкий. В дорогу нам дали кое-какие харчи, по бутылке водки и билеты на плацкартные места. "Надо, - думаю, - поговорить с проводником, чтобы поменял на купейные".


Подходит поезд "Симферополь-Львов". Выглядывает проводник, уже крепко выпивший. Я ему сразу даю свою визитку: "Народный артист Украины Иван Попович. Слышал о таком?" - "Слышал. А бутылка у тебя есть?" - "Есть. Со мной еще один народный артист, лауреат Шевченковской премии, профессор, академик, юморист Анатолий Паламаренко. Слышал о таком?" - "Слышал. А у него бутылка есть?" - "Да есть. Мы доплатим, дадим спиртное, но хотели бы ехать в купейном вагоне. Можно?" - "Щ-щас". Он будит начальника поезда и, держа в руках наши визитки, говорит тому: "Слушай, там едет этот... клоун Попов. А с ним еще какой-то хрен..."


После чего Анатолий Паламаренко мне сказал с грустью: "Ну, тебе хорошо. Ты хоть клоун, а я вообще..." Так что всякое было.




Похожие:

Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconПризрак дождя или "Ещё один дождь"
Обычно меня это раздражало, но не сегодня. Сегодня всё было прекрасно. Я раскинула руки и, смеясь, кружилась. Мне хотелось собрать...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconСценарий классного часа 5 а класса. Классный руководитель Шевцова Светлана Абрамовна. Защита фантастических проектов «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Показать значение творческого отношения к делу каждого ученика в подготовке сценария «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconВоспоминания захлестнули меня
Вокруг был один снег. Снежинки падали, описывая в воздухе незамысловатые пируэты я смотрела высоко в небо, туда, ввысь Мне хотелось...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconА. М. Дубровский, Е. М. Прудникова Переломный год
Источник такого невнимания заключается в том, что очень долгое время партийно государственная идеология в СССР представлялась неизменной,...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconИван Попович
Впервые мы увиделись с Владимиром Мулявиным в 1973 году в Берлине, на X всемирном фестивале молодежи и студентов, где я стал лауреатом,...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconК логике социальных наук
Понятие логики я понимаю, пожалуй, шире: меня занимают при этом более конкретные методы социологии, чем общие правила мышления, дисциплина...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconАнна Гавальда Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал
Полные мягкой иронии лаконичные житейские зарисовки и портреты совсем не «героических» героев завораживают читателя психологической...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconДенисенко Татьяна Ивановна Записки очевидца
Мне бы хотелось описать их так, как они воспринимались и виделись мною тогда, в те дни, пока живы во мне те эмоции, те мысли, то...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconМне надоело
В такие моменты мне хотелось прижать тебя к себе и успакоить…Но ты бы мне не позволила. Почему? Почему я не смог преманить тебя с...
Иван попович: \"во время танца мне хотелось теснее прижаться к валентине терешковой, но ее партийно-советское воспитание держало меня на расстоянии\" iconУвольнение мое произошло из-за сокращение штатов. После этого я зарегистрировалась в службе занятости Невельского района. Три месяца мне выплачивалась вся сумма заработной платы
Тре мне предложили работу на швейной и обувной фабрике. Я от этой работы отказалась, т е меня она не устраивала по состоянию здоровья....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов