Биоконструктор icon

Биоконструктор



НазваниеБиоконструктор
Дата конвертации09.07.2012
Размер74.9 Kb.
ТипДокументы

БИОКОНСТРУКТОР



Противники иллюзий

«Для того чтобы найти,
Мы должны знать,
Что мы должны найти».
(Группа «Биоконструктор»).


ДОЛГОЕ время я мечтал услышать «Лунную сонату» в электронном исполнении. И когда в самом конце списка тем только что записанного магнитофонного альбома «Танцы по видео» группы «Биоконструктор» обнаружил название любимого бетховенского шедевра, с нетерпением прокрутил пленку и в приятном предвкушении погрузился в кресло. Оказалось, мое личное абстрактное представление о том, какой должна быть техновариация классического опуса, не совсем совпало с идеей музыкантов группы. Однако, прослушав затем альбом в положенном порядке — с начала до конца, — пришлось самокритично признаться в поспешности собственных выводов...

Группу «Биоконструктор» я слышал трижды. На февральском фестивале рок-лаборатории «Надежды-87». Тогда она мне, не понравилась. На июньском фестивале в ДК Горбунова—и она мне очень понравилась. Наконец, на ее первой магнитофонной записи, которая и побудила к попытке более обстоятельного разговора о творчестве группы...

Что такое «ретро» в скачущей с бешеной скоростью поп-музыке? Эпоха бабушек? Родителей? Или старших братьев и сестер? Мешанина жуткая. Буги-вуги — ретро. А хард-рок разве не ретро? Поди тоже в семидесятых распускался. Да тот же «Крафтверк» времен звездных дней — с длиннющей бородой по нынешним понятиям. Целых восемь лет прошло. И вдруг наиновейшая запись московской группы всколыхнула в душе волну ностальгических переживаний о стародавней крафтверовской сенсации. С такого чувства начался для меня альбом «Танцы по видео». Только не стоит сразу уличать «Биоконструктор» в злостном надувательстве и бессовестном плагиате. Вот Бонни Тайлер недавно судилась с музыкантами из «Бон Жови» из-за того, что те якобы «стянули» у нее четыре такта в боевик «Ты дурно зовешь любовь». А выяснилось, что такты хоть и похожи, но совершенно самостоятельны. Учтем чужие ошибки и презрим «их нравы»! Ну, а группа «Биоконструктор» посвятила себя музыке техно-поп (или электро-поп), уже имеющей в мировой практике свои достижения и традиции. И вполне закономерно, что введение отечественного слушателя в технопопсовый мир музыканты начали с азбучных истин, давая возможность освоить грамоту. Ведь чтобы определять мировые стандарты, надо сперва их достичь. Чем судьба не шутит — глядишь, лет этак через двадцать критики из «Мэлоди Мейкер» будут искать истоки очередной ретро-волны в недрах московской рок-лаборатории конца восьмидесятых. У «Биоконструктора», «Мегаполиса», «Альянса»... Мечты, мечты...

А начиналось все весной 1985 года. Еще не было рок-лаборатории, но Москва полнилась слухами. На первых «секретных» прослушиваниях в Доме самодеятельного творчества среди прочих выступили гитарно-рок-н-ролльные группы «Ответный чай» и «Молодость».
Помимо рок-н-ролла общими в них были музыканты Александр Яковлев и Андрей Кахаев. Вскоре возникла рок-лаборатория, а группы распались, и Яковлев с Кахаевым остались не у дел.

Александр Яковлев: В принципе я давно записывал для себя клавишную музыку. Еще во времена гитарной волны. Клавишные инструменты вызывали ощущение магического действия. А увлечение органной музыкой было с детства. К ней я относился с благоговением...

Как говорится, нет худа без добра. Распад старых групп подтолкнул двух друзей-музыкантов к материализации давней мечты о компьютерной музыке. Почти год продолжались поиски компаньонов. К осени 1986 года нашлись Леонид Величковский и Валерий Васько. Новорожденная группа вынесла свои сокровенные музчувства на авторитетный суд художественного совета рок-лаборатории. На совете дали «добро». Но в кулуарных шушуканьях косточки «Биоконструктору» изрядно промыли, снисходительно (и, разумеется, заочно) потрепав ребят по шевелюре, — дескать, что с «попсы» возьмешь. Сейчас полно разговоров о стереотипах, все говорят, все друг друга уличают. Но себя каждый считает, естественно, свободным от подобного недуга. Тем временем в любительском крыле московской рок-общественности, считающейся традиционно передозой в благородной борьбе за новое мышление, как-то исподволь утвердился собственный большущий стереотип. О якобы неразрешимом антагонизме между «эстрадой» и «истинным» роком. Под последним с претензией на непререкаемую истину называется этакое исключительно медитационно-помпезное, ничтоже сумняшеся нарекшее себя «высоким искусством», а на все иное с презрением фыркающее: «попса», «официоз», «дискотня». И мы, в Москве (чего, кстати, почти нет в Ленинграде и Свердловске, совсем нет в Эстонии и Литве) настолько увлеклись навешиванием ярлыков (не очистившись еще от старых), что весь музыкальный мир незаметно разделился в сознании на «настоящий» рок (пара-другая авангардистских и мало понятных широкой аудитории творцов), хэви-металл и «презренную» эстраду, в которую оказались записаны все от «Машины времени» с «Наутилусом Помпилиусом», до А. Пугачевой с В. Кузьминым. К последним же был отнесен и «Биоконструктор», лишившись таким образом в родных стенах беспристрастного анализа и заинтересованного внимания, а следовательно, и возможности быть правильно понятым в своих музыкально-поэтических изысках.

Может, оттого и не воспринял я «Биоконструктор» на февральском фестивале «Надежд», что заранее оказался обстрелянным психологической артиллерией самонареченных «рок-столпов»...

Яковлев: У братьев Стругацких есть фраза: «Писатели, фантазируя, создают целые миры». Мы создаем свой мир. Мы не скачем на сцене, не кривляемся. Нет, это не осуждение иной эстетической формы. Просто у нас иная цель — пригласить всех вслушаться в нашу музыку, пригласить к соразмышлению о том, какими мы будем. На пороге — третья промышленная революция, машины все ближе к нам. А мы хотим сконструировать облик нового города и обязательно сада в нем. Но чтобы они не были похожи на железобетонную конструкцию. Мы не строительно-монтажное управление и хотим, чтобы наши город и сад были красивыми и гармоничными.

ГАРМОНИЯ и красота. Пожалуй, вот ключ к пониманию смысла творчества «Биоконструктора», конкретно его программы «Танцы по видео». Ставку на технократическую музыку в наш машинный век можно, конечно, заподозрить в коньюнктурности. Но не думаю, что образ музыкантов от лукавого. Почему, собственно, должны быть сомнения?

Поиски вселенской гармонии, заявленные в программной композиции «Биоконструктора», последовательно переходят из темы в тему на альбоме «Танцы по видео». Музыкально-поэтическая фактура песен рождает космические ассоциации. В этом ощущении эмоциональный нерв программы. Ибо подспудно возникающая мысль о маленьком космическом корабле под названием «Земля», столь беззащитном в пугающей бездонности Галактики, порождает в сознании нешуточную тревогу. Праведная мечта о гармонии оказывается в сетях человеческих пороков, мелких и крупных, частных и глобальных, но одинаково опасных и каверзных. «Гравитатор — противник иллюзий» все больше довлеет над радужной мечтой о всеобщем счастье. «Бетонный рай», предпоследняя композиция альбома, уже удручает мрачной безысходностью возможного самоуничтожения человечества. Почти физический страх, полное смятение чувств. Но, чу, слабая надежда — «еще все можно повернуть назад, папа, бросай свой бетонный рай». Кривая выпрямляется, а дальше, в самом эпилоге, идет вверх — чарующая «Лунная соната» Людвига ван Бетховена, безмятежная и чистая, как непреходящий символ крепнущей надежды и той гармонии, о которой сегодня столько сказано. Все-таки она настанет. Будем верить!

Артур ГАСПАРЯН.
Фото Александра АСТАФЬЕВА.
"Московский Комсомолец" 15.01.1988


БИО

НЕДАВНО лидер «БИО» САША ЯКОВЛЕВ побывал на лекции по НЛО. Это был закономерный шаг, предопределенный всей предыдущей жизнью гр-на Яковлева, Неизменно преданный идее технократической музыки, ворвавшейся в начале 80-х в околоземное поп-пространство откуда-то из космических высей, Яковлев постоянно устремлял взор к небесам.

Он прислушивался к доносившимся оттуда неземным звукам и воплощал их в музыкально-поэтические образы. Когда образов набралось достаточно, был выпущен первый альбом группы «Биоконструктор» под названием «Танцы по видео» (1987 г.). «ЗД» высоко оценила это произведение и принялась с воодушевлением ожидать следующее.

Ожидание затянулось. Причем настолько, что «Биоконструктор» не только растерял значительную долю прежних фанатов, но в конце концов развалился. Не так чтобы с грохотом, но развалился. С этим прискорбным известием и появился вновь в недрах нашей редакции Саша Яковлев.

Впрочем, здесь надо отметить существенную деталь. После «Танцев...» следом вышел-таки еще один альбом «Поп-комбинат». Однако его вопиющая попсово-дискотечная направленность глубоко оскорбила всех истинных арийцев, приверженных музыке «Крафтверк», «Депеш Мод» и, естественно, «Биоконструктора». Поэтому альбом никто не воспринял всерьез, его посчитали случайностью и ужасной исторической ошибкой.

МЕЖДУ тем, именно здесь оказалась зарыта собака, сожравшая впоследствии «Биоконструктор» со всеми потрохами. Под сенью яковлевских муз пышным цветом стали процветать в «Биоконструкторе» оппортунистические наклонности его друга и коллеги Лени Величковского. Не стремясь к кровавому насилию, а стремясь к цивилизованному плюрализму (не социалистическому), в коллективе решили отдать «Поп-комбинат» (в пику «Танцам по видео») на откуп Величковскому. Он давно болел электронным диско, и ему надо было самовыразиться. Что он и сделал. А сделав, почувствовал вкус к делу.

В то время как Яковлев, обливаясь потом, корпел над новыми техно-романтическими произведениями (а работа шла медленно и трудно), Величковский вступил в сговор с Наташей Гулькиной и всей ее группой «Звезды» и выдал на-гора как первый, так и второй альбомы вышеозначенной группы «Звезды».

Страна веселилась под «Дискотеку». Величковский до поры до времени не афишировал свое авторство, не желая ставить в неудобное положение босса, но в конце концов сломался и признался.

Когда народ и Партия узнали подлинное имя талантливого композитора советской поп-музыки Леонида Величковского, стало бессмысленным сидеть на двух стульях и демонстрировать идейную двуличность. Величковский откололся, создал собственную (и неплохую) попсовую команду «Технология», прихватив при этом Рому Рябцева. На Рому Рябцева в «Биоконструкторе» имели большие виды, предполагая сделать из симпатичного молоденького клавишника нечто вроде возбуждающей приманки для болеющей публики.

Саша Яковлев немножко посердился на Величковского, но, решив, что всему Бог судья, помирился.
— Так лучше, — сказал он. — Каждый должен делать свое дело.
«ЗД», уже знакомая с некоторыми произведениями величковской «Технологии», настойчиво просила Яковлева все-таки подтвердить свои слова хоть какими-нибудь вещественными доказательствами.

НАКОНЕЦ, на 15-летие «ЗД», а затем и на праздник «МК» в Лужниках Яковлев пришел с ОЛЕГОМ ПОДКОВЕРОВЫМ и Леонидом ДМИТРОЧЕНКО. Он сказал, что они — его друзья и единомышленники, и теперь называются группой «БИО».

После этих слов было исполнено несколько произведений из первого альбома группы «БИО» «Техноромантики». Наибольший успех выпал на долю заводной композиции «Трамвай», которая продемонстрировала как верность техно-традициям динозавров эпохи «Крафтверк», так и стремление учесть интересы желающей плясать публики.

Заметив укоризненный взгляд со стороны «ЗД», А. Яковлев оправдался философским рассуждением о «двуединстве» техно-романтики, в которой технократическое и романтическое восприятие жизни (каждое в отдельности) диктуют и необходимость разных музыкальных воплощений. Как смогла понять «ЗД», А. Я. намекал на нового текстовика АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО, чей взгляд на жизнь отличается большим романтическим началом. При этом группа продолжает сотрудничать и со своим прежним автором — стопроцентным технократом АНДРЕЕМ ХОХЛОВЫМ.

Вообще же, все эти перипетии имеют под собой несравненно более глубинные причины. Связаны они с той самой лекцией по НЛО, с которой началось сие повествование.

ПОБЫВАВ на ней, наслушавшись страстей-мордастей, Саша Яковлев изрек:
— Вот мы тут все чего-то бегаем, суетимся, съезды проводим, за чистоту нравов боремся... А стоим, возможно, на пороге событий, которые никто не предполагает. Приземлится какая-нибудь тарелка, выползет оттуда чудо-юдо и скажет: «Хватит, ребята, наш босс распорядился прикрыть эксперимент с вашей цивилизацией. Он оказался неудачным».

"Московский Комсомолец" 27.07.1990




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов