Развлекая поучать icon

Развлекая поучать



НазваниеРазвлекая поучать
Дата конвертации09.07.2012
Размер33.3 Kb.
ТипДокументы

Развлекая – поучать.


Готовя рецензию, я побывал на двух концертах вокально-инструментального ансамбля «Интеграл», разделенных между собой почти месяцем. В полупустом зале театра оперетты на сцену вышли молодые люди в невообразимых костюмах, в которых все было перепутано, претендовало на явное шутовство. Исполнялись легонькие пародии на песни о Волге, нечто вроде студенческого «капустника» на тему о «Красной шапочке», шуточная имитация телеконкурса знатоков; в середине программы был небольшой «серьез» в песнях о мире, не совсем органично выглядевший на фоне тотальной развлекательности, — и снова приплясывание, увеселение. Все это под шум синтезирующих, усиливающих электронных устройств, бесконечное мигание света. А когда в финале в сочетании с предельными децибелами ансамблем «Интеграл» были включены цветные мигалки, похожие на сигнальные лампы служебных автомашин — пожарных, милицейских, карет «скорой помощи», — то вспомнился текст, напечатанный на афише концерта — «Лайт-шоу» (по-русски — «представление со светом» — «светопредставление»), и захотелось последнее слово написать без кавычек.
Несколько талантливо исполненных сценок со звукоподражанием да хорошее впечатление от сыгранности музыкантов, их неуемного стремления понравиться слушателям — вот, пожалуй, все, что осталось в памяти после шумного «шоу».
Концерты в августе с афишей «Новая программа» в зале филармонии показали «Интеграл» несколько в новом качестве. Более стройным показался ансамбль, удачнее костюмы, хотя до желаемого еще далеко. Понравилась хорошая инструментальная техника, владение стилем «кантри-мюзик». Приятный тон концерту задала лирическая песня на стихи казахского поэта Абая. Вряд ли надо было ставить близко к началу шуточную и в то же время многозначительную песню про баню, про шайки и веники. С охотой играют артисты «русскую» сценку с известной песней про извозчика и его слезу, а потом снова начинается «капустник» с «Красной шапочкой» и «конкурсом знатоков».
Перекликаясь со вступительными словами конферансье, теперь естественней слушалась в программе песня о нейтронной бомбе. Видя, что выразительных средств ВИА не хватает, артисты одну из вокальных пьес дают под запись симфонического ансамбля, хотя лучше, если бы они нашли нужные краски в своем составе.
А затем «Интеграл» словно «прорвало» — одна за одной пошли шумные пьесы, в которых рядом встали «тяжелый рок», буги-вуги, песни с малосвязанными текстами про тысячу пластинок, не дающих покоя их владельцу, и про девицу, которая двух слов связать не может... И все это в окончание, в кульминацию концерта! Предельный шум, мерцание света, снова тревожные мигалки — начался откровенный «балдеж». Не миновало новую программу и стремление вещать по-иноземному.
Неужели главной целью «Интеграл» ставит такое вдалбливание маловразумительных попевок, на таком далеком от всякого искусства фоне?!
Вокально-инструментальные ансамбли стали в последнее время наиболее распространенной формой молодежного музицирования, одним из излюбленных видов юношеского «музыкального отдыха». Общедоступность, современность сюжетов, незамысловатость содержания (или порой претензии на его многозначительность), приподнятый тонус звучания — ну что еще желать неискушенному слушателю, не умудренному подлинным интересом к серьезной музыке, а порой и «принципиально» отвергающему «всякие там симфонии, оперы, фуги» и т. п.
Но не зря сказано: развлекая — поучай. И, тем более, совсем не зря массовая популярная, танцевальная музыка (а ее в программе «Интеграла» — большинство) всегда привлекала внимание серьезных музыкантов. Еще в середине прошлого века великий русский искусствовед В. В. Стасов отметил: «Танцевальная музыка нынче развивается в таких огромных размерах, что тот даже, у кого есть хороший вкус, понимание серьезной музыки, не может не обращать внимания на музыку танцевальную и ожидать, какие будут осадки от этого, потому что никогда не оставалось без великих результатов все, что занимало целые массы».
Четкая прогрессивная идея, хороший вкус, изящные формы, высокий профессионализм — вот тот минимум, который следует предъявлять любому произведению искусства, тем более предназначенному для широких масс.
Наша молодежь любит выступления лучших советских вокально-инструментальных ансамблей, под какими бы порой странными названиями они не выступали. Дело ведь не в том, какими средствами воплощается в искусстве важная прогрессивная идея, утверждается мысль о победе добра над злом, о торжестве любви. Важно, какова эта идея, от чего отвлекают и куда ведут артисты свою аудиторию. От этого зависят и средства.
Ансамбль «Интеграл», взявший себе в название латинское «интегер» (целый), пытается объединить в своих программах разные элементы современной эстрады, подать их в целостном единстве. Стремление это хорошее. Но, заглядывая по разным «заграницам», надо помнить исконно русское: провожают по уму. Потакание безвкусице, дешевому развлекательству не принесет пользы эстетическому воспитанию слушателей.
Думается, настойчивая работа, стремление к совершенству в конце концов приведут «Интеграл» к утверждению своего места на современной эстраде. А объединение программы высокохудожественным режиссерским пониманием ее единства, при всей разносторонности, многоплановости, послужит четкому вы явлению ведущей идеи, избавит ансамбль от всеядности.


Б. МАНЖОРА, музыковед




Похожие:

Развлекая поучать iconА ну-ка девочки конкурсная программа
Можно провести этот праздник, создав команды девочек из парал-лельных классов. Некоторые конкурсы требуют определенного времени на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов