От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» icon

От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы»



НазваниеОт вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы»
Дата конвертации09.07.2012
Размер143.94 Kb.
ТипДокументы



ОТ ВОКАЛЬНОГО ДО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО


Рождение «Дружбы»

«Дружба». Для любителей эстрады за этим именем до недавнего времени стояли вокальный ансамбль, Эдита Пьеха, Александр Броневицкий. Они из­вестны по всей стране. Гастроли в Италии, Франции, Польше, Чехословакии, странах Африки и Латинской Америки расширили эту известность. Эстрад­ной звездой стала не только Эдита Пьеха, но и сам ансамбль «Дружба» — пер­вая «коллективная звезда» на нашей эстраде.

Рождение «Дружбы», ее первые шаги изобилуют случайностями. В искусст­ве случайности не столь уж редки — сколько великих карьер связано с ними, но зачастую при внимательном рассмотрении за «его превосходительством случаем» кроется закономерность.

Разумеется, случайно на одном из капустников студент дирижерского факультета Ленинградской консерватории Саша Броневицкий вместе со своими однокурсниками спародировал женский ансамбль «Березка»: мужской вокаль­но-танцевальный коллектив «Липка», семеня ножками, в платочках и сарафа­нах, из-под которых «выглядывала» мужская обувь, вызвал гомерический смех собравшихся на вечере отдыха.

Но шутка вскрыла страстное желание заниматься пением. После веселой премьеры «Липка» собралась, чтобы не пародировать, а всерьез разучивать песни; возник самодеятельный студенческий вокальный ансамбль и в этом уже не было случайности.

Новорожденный пел для души и поначалу не помышлял о выступлениях. Участники ансамбля — преимущественно будущие дирижеры — приехали в Ленинград не только из различных городов страны, но и из разных стран Вос­точной Европы. Они с удовольствием расписывали на голоса чешские, поль­ские, албанские, болгарские, немецкие песни, увлекались новым звучанием народных мелодий, перекладывали для ансамбля шлягерные песенки. Состав и репертуар подсказал имя коллектива — «Дружба».

И быть может, опять чистая случайность, что «Дружба» выступила в концер­те для консерваторцев: когда версталась его программа и обнаружился недо­статок вокальных номеров, Броневицкий сумел уговорить организаторов вы­пустить на сцену новый коллектив. Но не случайно в том далеком 1955 году, когда шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи в Москве, моло­дежный интернациональный ансамбль, зримо воплотивший идею фестиваля, встретил горячий прием у зрителей.




Эдита Пьеха

И еще одна случайность и закономерность: на том первом выступлении «Дружбы» среди зрителей находилась студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха, приехавшая учиться в СССР из Польши. Она буквально заболела «Дружбой» и вскоре стала солисткой ансамбля. Давнишнее, с детства, увлече­ние песней нашло здесь свое развитие: польские и французские песни в исполне­нии Пьехи органично вошли в репертуар.


С программой, получившей название «Песни народов мира», ансамбль вы­ступил на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве и завоевал золотую медаль и звание лауреата. С успехом коллектив поздравили уже появившиеся у него поклонники, первые шаги «Дружбы» высоко оценили критики, мастера эстрады. «Мне этот „ребенок" напоминает вундеркинда — он не по годам про­фессионален и очень искренен», — сказал Л. Утесов, побывав на концерте ансамбля.

Выступления по радио и телевидению, записи на пластинки (первая из них веселая польская песенка «Автобус червонный» выдержала огромный тираж) увеличили популярность «Дружбы».

Но вскоре после фестиваля перед «ребенком» встали неожиданные труд­ности: многие участники ансамбля, окончив консерваторию, разъехались по


домам в свои страны. На а/4 ансамбль пришлось набирать заново. В него вошли молодые певцы, выпускники различных факультетов Ленинградской консерва­тории и студентка философского факультета ЛГУ Эдита Пьеха, вскоре ставшая профессиональной певицей.

Первоначально в искусстве Пьехи причудливо сочетались две певческие традиции — польская и французская. Дочь польского шахтера, отправившегося во Францию в поисках заработка, она родилась и прожила восемь лет на фран­цузской земле. В детстве она разучила с голоса отца, горячо любившего музыку, десятки польских народных песен, которые распевала в кругу родных и зна­комых. Музыкальный быт, окружавший ее, вызвал интерес к французским шансонам, и восьмилетняя девочка, свободно говорившая по-французски, с удовольствием поет популярные песенки, услышанные ею по радио или на улице.

Следующее десятилетие Пьеха провела в Польше: здесь она училась в шко­ле, закончив которую, получила направление в Ленинград, не подозревая, какую роль сыграет в ее судьбе этот город, ставший ее новой родиной.

Почти год после вынужденной реорганизации уходит у «Дружбы» на ре­петиции большой, «на отделение», программы. Характер ее пока не изменился: итальянская «Воляре», английская «Двадцать крошечных пальчиков», американ­ская «Когда святые маршируют», польские «Каштаны» и «Каролинка», фран­цузская «Гитара любви»... Современная советская песня была представлена весьма скудно: в этом — не пренебрежение творчеством советских композито­ров, а принципиальная ориентация, которой придерживался ансамбль в те го­ды. К тому же, работая над новой программой, коллектив и его руководитель стремились повторить успех «Дружбы-1», боялись идти на изменение характе­ра репертуара. Очевидно, желая подчеркнуть, что перед зрителем та же, уже по­лучившая первую порцию популярности «Дружба», вокальный октет и его со­листка восстановили несколько номеров из прежних программ коллектива.

Но в 1959 году перед зрителями появился фактически новый ансамбль, и первые же его выступления показали, что все страхи были напрасными.

И в тот год «Дружба-2» отправилась в большую гастрольную поездку по стра­не, принимая участие в концертах Ленинградской эстрады. И почти в каждом го­роде — теплые рецензии, одобрительные отзывы. «Поневоле жалеешь, что про­грамма «Дружбы» не является более обширной»1, — отклик Владивостокской газеты.

Значит, труд не пропал даром, ансамбль приняли, а поиски его оценили.

Вера в свои силы позволила «Дружбе» постепенно вносить коррективы в ре­пертуар: все большее место начинают занимать в нем новые советские песни О. Фельцмана, Г. Портнова, Л. Лядовой, А. Петрова, А. Флярковского, самого руководителя.

Постепенно определилось лицо ансамбля. «Дружба» стала коллективом солистов. Дело не только в том, что ее певцы исполняли сольные песни: «Дев­чонку» О. Фельцмана, «У костра» Г. Подэльского, «Васю Крючкина» В. Со­ловьева-Седого, «Всегда только ты» В. Шарфенбергера, английскую студенче­скую «Лоли-пап» и другие. А. Броневицкий, работая с солистами, стремился вы­явить индивидуальность каждого из них. Постепенно сложились амплуа пев-


цов, сходные с театральными: Виль Окунь — «герой», Артур Золотое и Михаил Бакеркин — «лирики», Леонид Алахвердов — «комик-простак» и т. д.

Все это находилось в русле с другими поисками ансамбля, «Дружба» стала театром песни. Режиссерская одаренность руководителя, нашедшая горячую поддержку каждого солиста, вызвавшая инициативу «снизу», позволила найти постановочное решение почти каждой песне. Ансамбль был вовлечен в активное сценическое действие: в «Воскресной прогулке» А. Броневицкого «Дружба» изо­бражала молодых ленинградцев, проводящих день отдыха в родном городе; в «Слушай» Э. Лекуона ансамбль ритмическими движениями, символизи­рующими напряженный труд африканцев, создавал не просто фон песни, а помо­гал раскрытию ее содержания; в польской «Каролинке» разыгрывалась весе­лая пьеса, в которой певцы изображали различных персонажей, появляющихся по ходу песни, и т. д.

Широко использовал ансамбль и другие сценические средства — свет, мизан­сцены, пластические, порой почти скульптурные построения (какие мы видели, к примеру, в «ЛЭП-500» А. Пахмутовой). Эти средства плюс внутренний, драма­тический накал, который нес в себе каждый участник коллектива, создавали особый вид песни, который можно назвать зримым.

При всем при том (и это важно отметить) театрализация никогда не стано­вилась самоцелью «Дружбы», служила не демонстрацией возможностей ее соли­стов, а раскрытию смысла песни. «Дружба» здесь следовала лучшим традициям советской песенной эстрады, развивала и приумножала их. И очевидно, не слу­чайно после гастролей в Польше газета «Трибуна люду» писала: «Прошло мно­го лет с того момента, когда польская общественность познакомилась с советским джазом, увидев ансамбль Леонида Утесова в фильме «Веселые ребята». Ансамбль «Дружба»... является более современным ансамблем. Но он сохранил специфи­ку советского джаза — мелодичность и лиризм исполняемых песен».

Украшением «Дружбы» стала ее солистка Эдита Пьеха. Обладательница небольшого, но выразительного низкого голоса, Пьеха органично вошла в ан­самбль. Ей по плечу оказались не только польские, французские, но и советские песни, в которых раскрылось ее основное дарование — глубокий лиризм. В «Осе­ни» А. Петрова — Л. Куклина, «Облаках» А. Броневицкого — Р. Рождествен­ского, «Я счастье несу» Г. Портнова — Ю. Принцева, «Стань таким» А. Фляр­ковского — Р. Рождественского Пьеха передавала тончайшие переживания и настроения своей героини, создавая образ целомудренного человека, мечтаю­щего о счастье и достойного счастья. Нужно обладать незаурядным талантом, чтобы в тематически близкие произведения внести столько разнообразия чувств, сколько вносит Пьеха.

«Я пришла к выводу, — призналась как-то певица, — что мне ближе всего песни лирические, грустные, поэтические... У меня даже есть мечта и надежда, что когда-нибудь можно будет увидеть афиши „Вечер поэтической песни"»'...

Одно время критики упрекали Пьеху за небольшой акцент, который сохра­нился во всех ее песнях, исполняемых на русском языке. Теперь в акценте обнару­жили свою прелесть, он стал неотъемлемым качеством певицы, ее визитной кар­точкой — такой же, как ее элегантность и художественный вкус. Вместе с тем акцент оказался отличным средством остранения певицы, особенно в ее роман-


тических песнях. Он помог зрителю поверить в тот несколько оторванный от бы­товых жизненных реалий мир, о котором поет певица, в тот чуть повышенный на несколько градусов накал чувств, который испытывает она. Пьеха — всегда не­много иностранка в советской песне. Это ее качество, сознательно сохраняе­мое, — одна из черт, составляющих неповторимый сценический облик певицы.

Успех коллектива и Эдиты Пьехи был закреплен в 1962 году на Всероссий­ском конкурсе артистов эстрады, где молодежный ансамбль «Дружба» завоевал первую премию и звание лауреата.

Спустя два года, когда ансамбль, казалось, достиг пика своей известности, случился эпизод, имевший для «Дружбы» тяжелые последствия. Может быть, не стоило бы о нем вспоминать, но за ним стоят явления, характерные, к сожа­лению, не только для этого ансамбля, но и для некоторых других эстрадных ис­полнителей, вкусивших популярности.

Л. Утесов и Ф. Липскеров, один из старейших конферансье на эстраде, пи­сали в журнале «Советская эстрада и цирк»: «Показательна судьба ленинград­ского ансамбля «Дружба», которая ярко демонстрирует, во что может превра­титься настоящее творческое дело, если люди, творящие это дело, лишены под­линного чувства актерского долга, увлекаются неожиданно свалившимися на них успехами, теряют ощущение реальности. Что же произошло с коллективом? Его пригласили в Москву для участия в программе «Эстрада без парада». Но в ан­самбле произошли какие-то трения, и молодые люди, покинув свою солистку, улетели домой, в Ленинград, тем самым поставив под угрозу выпуск премьеры. Ошеломленные своей популярностью, молодые актеры не в состоянии были правильно понять, «переварить» ее»1.

Корреспондент «Известий» Мих. Долгополое написал, что свое нежелание выступать в сборной программе «Эстрада без парада» артисты ансамбля объяс­нили одной фразой:

— Не к лицу нам участвовать в таких концертах, когда наши самостоятель­ные выступления проходят на «ура»"'.

Премьера все же не сорвалась. В ней приняли участие Эдита Пьеха и Алек­сандр Броневицкий (фортепиано), взявшие на себя всю нагрузку объявленной в афишах «Дружбы». Руководство Ленинградского отделения ВГКО, быть мо­жет, сурово, но справедливо наказало участников ансамбля — они были уволены.

Прошел почти год с того печального инцидента, когда на ленинградских ули­цах снова замелькали афиши «Ансамбль „Дружба"». Афиши были новыми — с них исчез эпитет «молодежный», и приглашали они на новую программу но­вых песен в исполнении новых певцов.

При отборе участников для «Дружбы-3» Броневицкий решил создать кол­лектив на иных принципах. В ансамбль вошли певец из Таллина Тойво Соостер, Мирослав Фикташ и Богдан Вивгаровский с Украины, Николай Диденко из Бе­лоруссии, Томаз Чиаурели из Грузии, Вартан Амбарцумян из Еревана. «Друж­ба» стала многонациональной, в ее репертуаре впервые широко зазвучали пес­ни народов нашей страны. Исполнение каждым участником своих песен на род­ном языке не только придавало программе колорит и разнообразие, но и сдела­ло ее целенаправленной.


Зрители, соскучившиеся по свиданиям с любимым ансамблем, тепло встре­тили его новое рождение. Столь же благожелательна была и пресса. «Да, навер­ное, и не подыщется другое слово, говоря о новой «Дружбе», кроме этого — успех», — писала ленинградская «Смена»1. «Москвичам очень нравится новый состав коллектива, его репертуар и исполнение», — отметили «Известия»2.

Но во всех откликах чувствовалось, что высокие оценки новой программы даются с неким «авансом», они объясняются прежде всего стремлением под­держать новый коллектив. А сколько их, промахов, было в дебюте «Дружбы-3»: недостаток вокального мастерства, неумение жить в ансамбле (не только петь свою партию, но чувствовать соседа слева, справа — всех, кто рядом с тобой), отсутствие индивидуальной манеры, неумение играть песню. Все это не дается сразу. Огромный труд Броневицкого, страстное желание каждого участника ансамбля работать позволили все же в первых концертах не замарать славы «Дружбы», а затем и приумножить ее. Чуткий к современности ансамбль стал строить свои программы почти целиком из произведений советских авторов. Содружество с композиторами и поэтами, особенно с Р. Рождественским, по­стоянное стремление обогащать репертуар, дало возможность коллективу стать первооткрывателем многих замечательных песен.

Ансамбль смело обращается к новым современным ритмам. В свое время он исполнил один из первых советских твистов — «Хорошо», наполнив его жиз­нерадостным содержанием. Песни из последних его программ написаны и испол­няются в современном «битовом» стиле. Изменилось и музыкальное сопровож­дение: на смену контрабасу пришли гитары, появился электроорган и т. д. Но Бро-невицкий не стремится превратить свой ансамбль в еще один распространенный сегодня на нашей эстраде тип вокально-инструментального музицирования. Сохраняя и развивая традиции советской эстрадной песни, усваивая лучшее, что приносит день нынешний, коллектив продолжает успешную работу над песней. Мелодичность, оригинальность содержания — от шутки до философской мыс­ли, яркое сценическое воплощение — таковы принципы деятельности «Дружбы».

Многие ее программы записаны на долгоиграющих дисках. За продажу двух миллионов одного диска с песнями в исполнении Эдиты Пьехи фирма «Ме­лодия» была удостоена специальной премии на Международном фестивале грамзаписи «Мидем» в Канне (1968 год) — факт, говорящий сам за себя.

В 1975 году «Мелодия» выпустила новый «гигант» Эдиты Пьехи и ансамбля. На конверте пластинки на этот раз вместо привычной аннотации помещено бо­лее двух десятков откликов советской и зарубежной печати на выступления кол­лектива. Вот два из них:

«Опыт показывает, что за пределы Советского Союза, какой бы области это ни касалось, ничто не попадает в сыром или суррогатном виде. Это замечание ка­сается и ансамбля «Дружба». Песни исполнялись чисто, музыкальное исполне­ние было на высоком техническом уровне. Начиная с первого номера програм­мы стало ясно, что ансамбль покорил публику. Зал то взрывался аплодисмен­тами, то погружался в мертвую тишину» («Ууси суоми», Финляндия).

«Не отрицать и разрушать, а утверждать и созидать — таков принцип Эди­ты Пьехи, Александра Броневицкого и всего коллектива ансамбля «Дружба».


За последние годы ансамбль «Дружба» стал школой эстрадной песни» («Совет­ская эстрада и цирк»).

На этом можно было бы поставить и точку, если бы не обстоятельства, ко­торые внесли в деятельность «Дружбы» коррективы.

В рассказах о творчестве актеров у нас не принято говорить об их личной жизни, хотя нередко факты личного характера впрямую влияют на сферу твор­чества, взаимосвязаны с ней. Разрыв личных связей привел к тому, что в 1976 го­ду Пьеха уходит из ансамбля и начинает работать самостоятельно, выступая с сольными концертами или участвуя в так называемых «сборных».

Это означало качественное изменение взаимоотношений между солистом и ансамблем. Вместо приема «рыцарей и Дульсинеи», помогавшего образному ре­шению некоторых песен, вместо уже найденного и апробированного «Дружбе» пришлось искать иное, принципиально новое. И отметим с грустью, поиски эти не часто венчались успехом.

Судьба Эдиты Пьехи сложилась более счастливо. Работая с ансамблем под руководством Григория Клеймица, а затем — Юрия Цветкова, певица нашла в новом коллективе надежную поддержку: и вокальную — многие ее песни по-прежнему идут в сопровождении отлично звучащей мужской группы солистов, и инструментальную — музыканты ансамбля придают произведениям, исполня­емым Пьехой, яркую праздничность и изысканную элегантность.

Певица отказалась от подчеркнутой театрализации, в чем преуспела в свое время «Дружба», и использует «вспомогательные средства» в случаях крайней не­обходимости экономно, но достаточно выразительно. Пополняя свои про­граммы новыми песнями композиторов, с которыми ее связывает не один год со­трудничества, охотно включая в репертуар работы молодых авторов, Пьеха преж­де всего озабочена поисками музыкального решения, через которое она нахо­дит ключ к смысловым и эмоциональным пластам песни. В последние годы она обратилась и к драматическим балладам, но отбирает их с достаточной осторож­ностью — только те, что не противоречат ее хрупкому лирическому дару.

В 1982 году в Центральном концертном зале Пьеха показала большую про­грамму «Ни дня без песен», которую приурочила к 25-летию своей сценической деятельности. Для юбилея певица отобрала главным образом те песни, об ис­полнении которых ее просили зрители в своих записках, поданных за несколько минувших лет в концертных залах различных городов страны. В этот своеобраз­ный «концерт по заявкам» вошло многое из того лучшего, что спела певица за четверть века — от первых песен Александра Броневицкого до произведений Аркадия Островского, Александры Пахмутовой, Алексея Рыбникова, Анатолия Кальварского и многих других композиторов.

В течение шести вечеров певица выходила к публике и, как прежде, поко­ряла ее своим нестареющим искусством. Андрей Петров, побывавший на юби­лейной встрече, дал удивительно точную характеристику актрисы: «Эдита Пьеха — одна из самых популярных и любимых наших певиц. Время как будто не властно над нею. А ведь четверть века были бурным временем в истории эстрадной песни. В пестром, быстро текущем музыкальном потоке выплывали нередко шумно и сенсационно «звезды на час», чтобы вскоре навсегда уйти в за­бвение: стремительно сменялись течения, направления, стили. Мало кто выдер­жал испытание временем, и единицы сегодня по-прежнему с нами. А Эдита Пьеха, не только не растеряв, но и многое приумножив, — с нами, и с теми, кто моложе нас, и с теми, кто старше. Двадцать пять лет быть признанным лидером эстрадной песни — это артистический подвиг. Все двадцать пять лет Эдита Пьеха остается верна себе, никогда не изменяет своей манере, своему неповто­римому стилю, который теперь неотделим от классического стиля исполнения советской песни».




Похожие:

От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconОни были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары»
Од­нако формируя новый ансамбль, в который вошли юноши, только что окончив­шие Ленинградское музыкальное училище (самому старшему...
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconПрограммно-методический комплекс управления подготовкой производства технологической оснастки п оложение по организации работы центрального инструментального склада (цис)
П о л о ж е н и е по организации работы центрального инструментального склада (цис)
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconОрдена дружбы народов российский университет дружбы народов
Под наукой понимается умение анализировать, прогнозировать, вырабатывать понятия, рекомендации
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconОрдена дружбы народов российский университет дружбы народов

От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconОрдена дружбы народов российскийй университет дружбы народов
Сущность фармакологии как науки. Основные разделы современной фармакологии. Источники получения лекарственных средств и основные...
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconИз нашей фонотеки: Вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня!»
Вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня!». Руководители — Валерий Селезнев и Михаил Плоткин
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconОрдена дружбы народов российский университет дружбы народов
Отсюда вытекал ряд сложных манипуляций с именами собственными в мифопоэтических текстах: зашифровка имени бога или героя по принципу...
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconПояснительная записка. Направленность программы Дополнительная образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
...
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconНовое рождение театра «Музыка Петербурга» весенний номер 2001 год
Буфф в предыдущем номере заканчивалась так: «Hовое рождение театра произошло в 1983 году. И еще неизвестно, когда был подлинный расцвет...
От вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы» iconГрачева Нина Всеволодовна Егорова Людмила Николаевна 2 II международный детский и юношеский конкурс
Районный профессиональный конкурс инструментального исполнительского искусства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов