НА ГЛАВНУЮ
«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций. Самая известная мнемоническая фраза: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. НАЧНЁМ С АЛФАВИТА. | ГРАФИКА. |
 | ^ – постираем всё бельё. ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем. НОПРСТУ – погуляем по мосту. ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! ЪЫЬ – не запомнятся никак. ЭЮЯ – вот и всё, друзья! | ФОНЕТИКА. | Все согласные звонкие в предложении: ^ | Все согласные глухие в предложении: Степка Фец, хочешь щец? или: – ^ – Фи! | ОРФОЭПИЯ. | Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг! ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы! Срубили ель, сорвали щавЕль. | Долго ели тОрты – Не налезли шОрты! ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! Я взял муку и взял творОг, Испек рассыпчатый пирог.
 |
ОРФОГРАФИЯ. | Безударные гласные в корне слова. | Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение! В городе БОрдо, на улице БОрдовой, закат бАгряный и бАгровый. На вЕранде вЕтер На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету. | Чередующиеся гласные в корне слова. Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Если после корня — А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай! | СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь.
 | Дефис в неопределенных местоимениях.
| То, кое, либо, нибудь черточку не забудь. -Либо, кое-, -ка, -нибудь, -То, -таки не позабудь Написать через дефис, Как предлог со словом из-. (из-за, из-под) | Н и НН в прилагательных.
| -онн, -енн – пиши два НН; -ан, -ян, -ин – пиши Н один! Исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное НН: В окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки. |
| Наречия на шипящую – исключения.
| | Непроизносимые согласные в корне слова.
 | И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! Интересно: Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву Т писать напрасно. Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют. До чего ж сегодня день чудесный, СоЛнце в небе празДнично горит, Освещает месТность и окресТность, И теплом своим серДца бодрит, Но лежит на пасТбище корова, ГрусТно смотрят карие глаза, Потому что ей пастух суровый «ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал. |
^ | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.
| Вопросы, на которые отвечают обстоятельства: Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? | Последовательность знаков препинания.  | Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!». | Инверсия. | Слов в предложении порядок неправильный – Вот что инверсия значит такое. | Грамматика. |
 | Одевать (кого?) Надежду, Надевать (что?) одежду. | Носки короткие – слово длинное: носков, Чулки длинные –слово короткое: чулок. | Названия падежей. Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. | Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! | | Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. | Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. | Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатую. | | |
Мария Александровна Ганиц, 2008-2009 |