Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) icon

Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей)



НазваниеПроблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей)
страница1/17
Дата конвертации09.07.2012
Размер3.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПРИЛОЖЕНИЕ N 8:


ТОЛКОВАТЕЛЬ слов и идиоматических выражений

к циклу курсов "ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

(некоторые размышления о смысле слов и вещей).


Необходимость в словаре-толкователе возникла по следующим причинам:

- анализ информационных потоков: документов (в том числе и международных организаций), высказываний политиков, ученых, журналистов, "простых людей", студентов и школьников, наблюдения за самим собой показывают, что в настоящее время все чаще наблюдаются разрушение целостного мышления и относительная недостаточность запаса слов, или, как отмечают некоторые исследователи, имеет место шизофренизация общественного сознания в планетарном масштабе (в том числе и отдельных его представителей - личностей, вызванная неправильным применением слов и, соответственно, отношений между ними: все большее количество людей живет "в мире слов", но не "в мире реальных дел и вещей");

- представляется, что так было всегда, а в наше время явление лишь обнаружено (вполне возможно, что оно усиливается, но это для нас не суть важно);

- изменение первоначального значения слов и понятий получившее в условиях современного мира заметное распространение, в том числе и из-за того, что информационные блоки (сообщения, доклады, статьи и т.п.
) претерпевают многочисленные переводы с одного языка на другой, и неадекватное вычленение понятий (вещей) в окружающем нас мире являются нормальными процессами развития общества, языка и познания; а более конкретно: создания, обработки (использования) и передачи информации; процессом требующим, однако, периодического возврата словам и понятиям смысла, или же его уточнения и пересмотра;

- для практикующего субъекта (человека познающего мир) серьезной помехой формирования адекватного мышления (мыслительных форм) являются, с одной стороны, требование однозначного толкования слов-терминов (условие применения слов), и, с другой стороны, неудачный начальный выбор слов (и вещей) для базовых понятий, который осуществляется зачастую путем переноса терминов из одних областей деятельности человека (наук) в другие;

- в то же время анализ практики применения слов и выражений показывает, что наряду с деструктивными (специалистами) имеют место и конструктивные (народом) процессы "словоуточнения", что позволяет сказать "язык умнее и сильнее нас" - аналогично тому как говорят "тропа умнее туриста";

- искажение сути вещей (и, соответственно, слов) производимое в политике, имеющей для человечества жизненно важное значение, также является нормальным явлением, но явлением более драматичным, так как заставляет предполагать глупость, недееспособность и лживость, или, как мягко говорят на Западе, интеллектуальную недобросовестность и недееспособность политиков, то есть именно те качества которые и ведут все человечество, как принято и модно сейчас говорить, к катастрофе;

- в настоящее время, когда последствия ошибок отдельных людей могут стать трагедией для всего народа и даже человечества, представляется необходимым произвести увеличение надежности системы, путем повышения интеллектуального и морального уровня основной части народа (всего населения планеты), что, правда, не бесспорно.

Существующие в настоящее время тематические словари-толкователи (атеистические, иностранных слов, по этике, экологические, русского языка и т.п.), являются достаточно обезличенными, и несут преимущественно информационную нагрузку.

При разработке словаря-толкователя ставилась несколько иная задача, а именно, как говорят приверженцы оккультных наук, задача расширения сознания и формирования у читающего и изучающего данный текст института (?) оппонента. В связи с этим словарь составлен путем относительно свободного толкования слов, в том числе и с позиции автора, являющегося сторонником диатропической модели познания, и является по сути многоцелевым учебным пособием, имеющим лишь форму словаря-толкователя.

Предполагается, что читатель обладающий определенным уровнем интеллекта, любознательности и юмора, поймет или, по крайней мере, попытается понять все, что сказано в толкователе и что хотел сказать автор сочиняя данное учебно-научное произведение.

В связи с особенностями передачи информации в информационных системах (обществе) представляется неразумным претендовать на "единственно верное" понимание слов и связанных с ними категорий, что нередко имеет место в "ученом" споре, когда его участники обращаются к словарям и энциклопедиям для подтверждения некой собственной правоты. Автор толкователя ни с кем не спорит, и ничего не доказывает - он лишь делает дело, которое считает необходимым.

^ Диалектическое мышление, как указывали древние, - спор с самим собой, когда важна истина (что это такое?), а не победа над соперником.

Читателю предлагается быть диалектиком.

Юноше, обдумывающему житие, у которого обычно в процессе обучения возникают разные вопросы, толкователь придаст уверенности в собственных силах, так как покажет, что подобные и даже более глупые вопросы возникают и у других, причем не самых глупых людей, а не только у него одного. Будем надеяться, что критическое прочтение толкователя (естественно, если это удастся) поможет ему в тренировке определенных качеств интеллекта.

Толкователь создан путем обработки информационного шума (словарей, научных статей, газет, теле-радио передач, книг, анекдотов и разговоров с "простыми" людьми).

Отдельные главы толкователя являются кратким конспектом некоторых мест из работ других авторов список которых приведен в конце и оригинальные работы которых не вредно прочитать. Предполагается, что выбранные источники удовлетворяют учебным задачам цикла. (Источники, отмеченные знаком #, относятся к основному списку - см. выше.).

Напомним еще раз, что данная работа представляется многоцелевой: учебное пособие, книга для чтения, публицистическая статья... В то же время она содержит и элементы научных разработок (исследований). Имеющиеся в пособии и толкователе слов повторы следует рассматривать как "средство усиления информационного сигнала", учитывающее особенности чтения и восприятия информации.

Если у читателя возникает неудовлетворенность расшифровкой термина в данном толкователе слов, то рекомендуется открыть некоторые из книг, приведенных в списке литературы, и сравнить смысл.

И вообще, читать этот толкователь лучше всего совместно с другими словарями, толкователями и просто книгами сопоставляя их и анализируя результаты сопоставления. Если других словарей нет, то в этом нет ничего страшного: с высокой степенью точности приведенные в толкователе смыслы отвечают той или иной стороне действительности.

В связи с тем, что объем статей толкователя (параграфов) ограничен, а "лучшее - враг хорошего" в толкователе используется преимущественно конспективный стиль изложения - недосказанность, что также оставляет открытыми "ворота для неудовлетворенности мысли".

Критическая, пессимистическая и издевательская смысловая и эмоциональная окраска многих глав определяется тематикой цикла "Проблемы цивилизации".

Предлагаемые образные идиоматические выражения - причинно-обусловлены и возникли преимущественно в результате диатропического подхода к системе общения, отрицающей однозначность толкований. Многие из них являются "неявными идиомами".

^ В связи с тем, что автор рассчитывает на стремление читателя "хоть что-нибудь понять в этом мире" - неконструктивные претензии "тех, кто знает истину" не принимаются.

Определены, по возможности, все базовые понятия и идиомы (выделены тем или иным шрифтом), с которыми пришлось столкнуться автору в процессе размышлений над "проблемами цивилизации". В то же время - система остается открытой (незавершенной).

Пример пользования: Биосфера - совокупность природных информационных систем; элементами обработки информации в которой являются... Смотрим выделенные слова: Информационная система - приложение N 2 - система, способная создавать, хранить и перерабатывать информацию под воздействием внешних факторов.

Смотрим: Внешнее - доступное наблюдению со стороны другой вещи, не совпадающей и не пересекающейся, пространственно или понятийно с наблюдаемой. Данное определение является скорее образным, чем логически обоснованным, так как понятия: доступный, наблюдение, другая вещь - подразумевают отношение "внешний - внутренний".

Смотрим: ^ Обработка информации ..... и т.д. пока не надоест. Понятие технология принятия решений является не только базовым, но и наиболее актуальным.

________________________________________________________________

Применение шрифтов: жирный шрифт - выделяет понятия имеющие расшифровку; курсивный шрифт - выделяет сигнальные слова и словосочетания; выделенный курсивный шрифт - совмещает в сложных местах обе функции (там где выделяемые по одному признаку вещи идут подряд).

.________________________________________________________________

(?!) - знак означающий недоумение; (!?) - знак означающий разочарование; (?)- знак означающий сомнение; (!!) - знак означающий особое уважение к мысли цитируемого автора.

.________________________________________________________________

Ссылки на использованные литературные источники: [nn] - источники списка литературы самого толкователя; [nn,ОС] - источники основного списка предисловия к циклу;


-


Аборт - [к особенностям языка] - у человека может быть ребенок, но может его и не быть. Факт наличия ребенка не является результатом свободы воли, свободы действия. Одного желания здесь недостаточно, о чем свидетельствуют массы бездетных семейных пар. Человека создала природа. Отсюда и вопрос абортов. В общем случае, естественных прав жить у женщины, совершающей аборт, не больше, чем у того человека, который пытается родиться, что и подтверждает (ДОКАЗЫВАЕТ) природа всякий раз, когда мать умирает во время родов. В основе ситуации с абортами лежат вопросы секса в чистом виде, когда чувственное удовольствие одних, ставится выше, чем жизнь других. Где-то здесь находится и проблема изнасилования с последующим убийством потерпевшей, и выбрасывания новорожденных детей в мусорные баки (иногда называемое термином "запоздалый аборт"), гомосексуализм, вопросы права (основное из которых - право убивать) и, естественно, человеческой глупости (мозаичности мышления) без которой подобное оправдать было бы достаточно тяжело. В то же время, учитывая весь трагизм существования живого, то есть то, что вся жизнь это непрерывная борьба и смерть, можно считать, что женщина способная на аборт и не должна иметь много детей. Но можно и не считать. И тем не менее, зададим вопрос: многие ли из людей (несмотря на бренность существования, тяжелейшие бытовые условия, плохие отношения в семье, на работе и здоровье, маленькую зарплату (доход), второе основное событие своей жизни - грядущую смерть) согласились бы на то, чтобы их удалили из чрева матери. (См. - точка потери интереса, а также [12.ОС]).

Аборт - понятие, тесно связанное с правом человека на жизнь. Очевидно, что понятие "право на что-то" существует лишь в тех случаях, когда явление может быть реализовано, но также может и не быть реализовано из-за помех со стороны других людей. Родившись, человек уже реализовал свое право на жизнь и у него в качестве эквивалента остается после этого право на естественную смерть (смерть от старости или неизлечимой (?) на настоящем этапе развития медицины и общества болезни). Права на смерть без уточнения условий ее реализации существовать не может, что очевидно, так как смерть неотторжима от человека, и это его право не может быть никем ущемлено.

^ Но поскольку называть вещи своими именами в цивилизованных странах не принято, и неблагозвучно, то обычно пользуются иносказаниями. Применение термина право на жизнь в международных и других документах, является наглядным примером желания говорить красиво. Вместе с тем можно согласиться с тем, что данное словосочетание наполнено другим смыслом, например: право на жизнь - это право на смерть от ненасильственных причин или право на: "продолжительную жизнь", "достойную жизнь", "легкую жизнь", "увлекательную жизнь" - но этом случае представляется все же необходимым оговорить это в явном виде. Подразумевать же что-то, или делать вид "что все понимают о чем идет речь", в то время как это далеко не так, является безнравственностью и интеллектуальной недобросовестностью. Опыт юриспруденции и философии показывает, что неопределенные понятия, являются хорошей почвой для различных спекуляций и, в конечном итоге, начинают работать против человека и, если так угодно, права.

Абстракция - (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки как философия.

^ Ассоциативный блок.

Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

Абсурд - бессмыслица, нелепость [12]; в логике противоречивое выражение [13], в котором что-то утверждается и отрицается одновременно (диалектика); понятие отсутствующее в [1] и [2], что заставляет задуматься о причинах этого отсутствия. Наиболее простое объяснение, что "мол и так все ясно" не кажется убедительным - понятие не такое простое, каким представляется на первый взгляд, но "логика - враг политики и философии".

Последовательный логический анализ огромного количества высказываний и действий людей, интеллектуалов и политиков показывает, что они абсурдны с точки зрения здравого смысла, но абсолютно правильны с точки зрения достижения поставленных ими целей. Необходимо лишь понять последние. В неявном виде вопросы абсурдности существования рассмотрены Хосе Ортего-и-Гассетом в работе "Восстание масс" и "Человек и люди".

^ Ассоциативный блок.

Ахинея - вздор, бессмыслица, чушь, абсурд - но как полезно и как приятно...

Автоколебания - колебания, состояния системы вызванные внутренними причинами; особенностями колебаний вообще и автоколебаний в частности является то, что состояние системы может проходить точку с нулевыми значениями или иметь настолько большую амплитуду, что это приведет к разрушению системы за счет резонанса, говорят, что система идет "вразнос" (такие вещи как "нулевое состояние" и/или "разрушение" для единичных биологических систем неприемлемы). Автоколебания возникают в относительно сложных системах с внутренней либо внешней положительной обратной связью (о последнем случае можно говорить если заранее определено "что есть система?").

^ Ассоциативный блок.

Не все процессы с положительной обратной связью являются колебательными, очень часто имеет место такое явление как взрыв.

^ Авторское право - изобретение так называемой "цивилизации". В основе авторского права лежит желание и возможность одних людей запретить думать и действовать другим; что позволяет чувствовать себя более значимыми, чем есть на самом деле, и извлекать прибыль из того немногого и очевидного, что успел придумать раньше других. С точки зрения "проблем цивилизации" институт авторского права является прогрессивным, так как несколько тормозит развитие производственных отношений и техники, то есть прогресс.

Существуя как реальный общественный институт, авторское право искажает отношения между людьми. Следует отличать авторское право от авторства.

Понятие авторское право тесно связано с частной собственностью, и возможностью превращения интеллектуальных ценностей в деньги. При этом не учитывается особенность информации как объекта особого рода и естественные права человека.

В литературе дают, например, такое определение: авторское право - система норм, регулирующих личные и имущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием авторских произведений как индивидуального и неповторимого творческого отражения объективной действительности. Очевидно, что произведений (вещей), попадающих под это определение вне сферы искусств практически быть не может, так как рано или поздно найдется человек, который сможет эту самую объективную действительность отразить. И речь может идти только о форме такого отражения. Другое дело, когда мы имеем место с самовыражением человека (субъективной действительностью - литературное и художественное творчество), то есть представлением вещей недоступных восприятию других людей, но и тут возможны определенные совпадения. Возможен такой вопрос: если созданная автором вещь может быть повторена другим человеком, то попадает ли она под защиту этим авторским правом, т.е. как понимать норму - неповторимого отражения.

Ассоциативный блок.

Вначале своей деятельности на планете Земля, человек изучает мир, достижения других людей и стремится подняться до их уровня. Во многих случаях он стремится, и ему это удается в некоторых областях деятельности, подняться даже выше их (правда вопрос: "А судьи кто?" - остается). Но кто-то, не сумев подняться сам, начинает опускать других или, по крайней мере, не пускать вперед - вверх. Именно эти моменты имеют место и в случае с авторским правом. Это право появилось, вероятно, тогда, когда плотность авторских произведений стала достаточно велика и придумать вещь, заметно отличающуюся от известных, стало: во-первых - трудно, во-вторых - самоцелью. В то же время следует отметить, что, в силу того, что человек - это преимущественно память, сами эти авторы стоят, как правило, "на плечах гигантов" живших до них или живущих рядом и не под суетившихся "вовремя", чтобы защитить свое авторство.

Можно отметить также, что институт авторского права - типичное вынужденное псевдоправильное решение, обусловленное технологией принятия решений.

^ Ассоциативный блок.

Если вы не согласны, попробуйте прочитать толкование еще раз, но внимательно и вдумчиво.

Агент - общественный институт или феномен [3]. / Введение в политологию (Учебное пособие)/ под редакцией М.Х.Фарукшина -Изд. Казанского университета, 1992 г. - 190 с:

"В политологии выделяют две группы так называемых агентов социализации. Первую из них составляют неспециальные агенты политической социализации. Они, как правило, не ставят в качестве главной или преимущественной цели социализировать личность политически.

Ко второй группе относятся специальные органы, или агенты политической социализации, - политические молодежные союзы и группы, политические партии, курсы политического образования в учебных заведениях и др.".

Агент влияния - определение обычно применяется по отношению к событиям последних лет (1960-1990 гг.); вопреки распространенному заблуждению агент влияния - это не конкретный человек, а общественный институт. Применительно к ситуации развала (уничтожения) СССР агентами влияния были и остаются: международные конкурсы, фестивали, средства массовой информации, туристические поездки, международные премии, фонды, партии и т.п.

Понятие агент влияния не исключает и конкретную личность: в этом случае можно говорить о искреннем заблуждении или убежденности личности влияющей на мировоззрение других и являющейся агентом влияния.

В основе феномена Агент влияния лежит ограниченность ресурсов отдельного человека (конкретно - обычная человеческая глупость), которая не позволяет ему за ограниченное время пребывания за границей, не будучи включенным в систему производственных (общественных) отношений страны пребывания, разобраться, что к чему. Возвратившись оттуда он вспоминает только то обилие красивых и экзотических вещей, которые непривычны его восприятию. Другой стороной феномена является то, что в мире нет ничего совершенного, а не видеть недостатки и трудности собственной страны изнутри может только очень наивный человек ( в народе такого называют - дурак). Очевидно, что основной массе людей внутри страны недостатки системы были видны, но люди трудились, надеясь и собираясь их преодолеть. Именно этим и воспользовались в самом начале перестройки те глупцы или преступники (кто они на самом деле сейчас ответить на этот вопрос еще пока трудно), которые уничтожили СССР.

Агрессивность - естественное человеческое качество, ведущее, в конечном итоге, к исчезновению его носителя. В нормальном человеческом обществе агрессивные индивидуумы обычно уничтожаются совместными усилиями более спокойной части. Подобная участь преследует и агрессивные народы, в конечном итоге выигрывают сильные, но неагрессивные народы и люди, способные объединяться. В то же время следует отметить, что периодически, в определенных ситуациях агрессивность дает ее носителю некоторое преимущество, сохраняющееся до тех пор, пока менее агрессивные сородичи не организуются. Как человеческое качество агрессивность и ее носители непрерывно воспроизводятся и уничтожаются (имеет место некоторое динамическое равновесие).

^ Ассоциативный блок.

Подобным образом в здоровом организме ведут себя раковые клетки, которые по некоторым данным непрерывно образуются и исчезают, но легко справляются с больным (ослабленным) организмом.

Агрессия жизни - ее неотъемлемое свойство и смысл, что и отмечали древние.

^ Ад - место куда ведет вымощенная благими намерениями дорога. "Дорога в АД вымощена благими намерениями" - народная мудрость, основанная на наблюдении того, что в реальной жизни человек который хотел получить один результат, зачастую получает другой и, более того, совершенно противоположный по отношению к задуманному.

^ Ассоциативный блок.

Недостаточно хотеть, необходимо еще знать чего хотеть.

Адекватный [ лат. adaeguatis- приравненный] - по [2], соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватным считается образ или знание, которые соответствуют своему оригиналу - объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. Вопрос о точности адекватности, т.е. о точности, глубине и полноте отражения объекта, связан с проблемой соотношения абсолютной и относительной истины.

Применительно к теории "обработки информации" мы будем считать адекватной обработкой такую, при которой в результатах (выводах) не содержится положений не следующих из тезисов, лежащих в их основе. Если выводы являются просто неполными, то такая обработка информации является адекватной, но недостаточной, а вот использование недостаточной информации в дальнейшей деятельности будет уже действием неадекватным.

Это слово полезно знать, так как его часто используют философы употребляя "к месту и не к месту".

В диатропическом плане можно предложить использовать термин адекватно - как соответствующий не только истине в теории познания, но и достижению цели (в том числе и Основной цели) в практической деятельности - практике.

Ассоциативный блок.

Но, что такое - цель?

Аксиома - принятое положение, положение некоторой научной теории, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, т.е. (на веру), и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода. Синонимом слова аксиома является - постулат: говорят "я постулирую то-то и то-то", а далее начинают рассуждать по принятым в данном размышлении законам логики. Поскольку аксиома берется на веру, то при добросовестном (честном) подходе, она должна быть предметом критического восприятия и дополнительного внимания во всех принципиально важных ситуациях, то есть везде где решаются не чисто теоретические (например, религия), а практические задачи поиска истины. В последнем случае обычно в качестве аксиом используют хорошо известные, многократно проверенные вещи (понятия).

Актуализация [от лат. aсtualis - деятельный]- понятие, означающее изменение бытия: переход бытия из состояния возможного в состояние действительного. В общепринятом смысле актуальным считается то, что желательно и необходимо претворить в жизнь.

Алгоритм - по [12] система вычислений по строго определенным правилам, по [13] конечный набор правил позволяющий чисто механически решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач. Примерами простейших алгоритмов могут служить алгоритмы вычитания, сложения, умножения и деления чисел.

Альтруизм - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами [11]. По [7]: "...альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид, которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь, напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие, Конт и придумал свой "альтруизм". Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием, и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов.

Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом "великом существе" (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с "великим существом" и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством. Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему".

Несмотря на некоторую убедительность соображений Бохеньского необходимо отметить, что альтруизм как явление и состояние человека существовали и существуют независимо от того придумали его или нет. Суть дела заключается в том, что реальные отношения между людьми гораздо богаче и разнообразнее, чем предписываемые религиозными канонами. Общественная система решает гораздо более сложные задачи человеческих отношений, чем может представляться отдельному человеку. Элементы альтруизма (любви к своему виду) присущи многим животным, т.е. являются инстинктивными [5].

^ Ассоциативный блок.

Опыт показывает, что "придумать что-либо и внедрить в практику" удается лишь тогда, когда есть в этом объективная необходимость. В связи с этим альтруизм в человеческих отношениях скорее всего существовал задолго до Конта, а Конт его лишь увидел.

Американцы - по материалам и описаниям из современной российской печати очень напоминают северных корейцев или нас в доперестроечный период:

  • как и мы, в тридцатых, первый тост даже у себя на кухне поднимут за Америку;

  • как и мы, тогда свой, любят американский флаг и символику;

  • точно так же считают все свое (американское) лучшим в мире;

  • говорят и думают что хотят, а точнее все, что не запрещено (американскими) законами или другими нормативными документами;

  • лучше других стран и народов знают, как тем жить;

  • обладают исключительно примитивной массовой культурой - агиткой;

  • очень быстро (судя по репортажам наших корреспондентов) донесут на подозрительного человека в полицию;

  • список можно продолжать, но мы говорим о праве на мысль (по материалам наших газет).

Аналог - объект, адекватно отражающий какие-либо стороны другого объекта: понятия, предмета, явления. По [12] аналог - нечто, представляющее соответствие, сходство или подобие другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии. По [2] - термин теории познания [греч. analogos], обозначающий идеальный объект (понятие, теорию, метод исследования и т.п.), адекватно отражающий какой-либо материальный предмет, процесс, закономерность.

Аналогия - типичный пример использования стандартных мыслительных форм, показывающий, что мышление по аналогии является одним из основных механизмов мышления. Аналогии широко применяются как метод познания и обучения, позволяющий двигаться от известного к неизвестному, а также как метод промывания мозгов, позволяющий скрывать неизвестное заменяя его известным, но не имеющим к неизвестному никакого отношения, например, государство сравнивается с организмом, или домом. По [2], аналогия соответствие, установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Схема умозаключения по аналогии: объект В обладает признаками а, в, с, д, е; объект С обладает признаками а, в, с, д возможно, что объект С обладает и признаком е.

Рассматриваемая изолированно, аналогия не имеет доказательной силы из-за вероятностного характера своего вывода (!!).

Аналогия в практике общения является типичным примером использования стандартных мыслительных форм, показывающим, что мышление по аналогии является одним из основных механизмов мышления. Аналогии широко применяются как метод познания и обучения, позволяющий двигаться небольшими шагами от известного к неизвестному, а также как метод "промывания мозгов", позволяющий скрывать неизвестное, заменяя его известным, но не имеющим к неизвестному практически никакого отношения, например, государство сравнивается с организмом или домом (в то время как оно, на самом деле, не является ни тем, ни другим и требует, скажем так, "некоторой специфики понимания ситуации и принятия решений").

В связи с тем, что аналогия является одним из реальных механизмов познания мира при ее использовании рекомендуют, с целью повышения вероятности правильного вывода [2]:

  1. Основываться на существенных признаках и, по возможности, на большем числе общих свойств в сравниваемых объектах (стремиться к ситуации когда отличительным является лишь одно).

  2. Убеждаться в том, что связь признака, относительно которого

делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками достаточно тесная.

  1. Не расширять область соответствия, за пределы доказанного.

  2. 4. Исследовать наличие различий и их отношений.

Ассоциативный блок.

Аналогии вызывают ассоциации.

Анархия - 1) безначалие, безвластие; 2) распущенность, беспорядок, хаос; 3) власть каждого, т.е. демократия в идеале. Ангажемент - [приглашение] контракт, заключенный с артистом на известный срок или на определенное число выступлений. Раньше говорили: ангажировать на танец. В настоящее время это слово стали применять к журналистам, писателям, политикам: подчеркивая их продажность, говорят - он ангажирован.

Анекдот - информационный блок, отражающий ту или иную сторону жизни или общественных процессов в яркой, хорошо запоминающейся форме, обычно парадоксального содержания. Особенностью анекдота является то, что замена даже одного слова может его резко ухудшить или изменить смысл, т.е. анекдот является художественным произведением. Существуют анекдоты политические и неполитические, которые легко могут переходить друг в друга, например, анекдот про Джи и Джо.

Неполитический вариант: "Весело скачут по прериям Джи и Джо, глядят, куча дерьма на дороге лежит. Посмотрел Джи на Джо и спрашивает: "Послушай Джо, смог бы ты на спор за тысячу долларов эту кучу дерьма съесть?" "За тысячу долларов? Говоришь ... Тысяча долларов это большие деньги (а было это в те времена, когда тысяча долларов это были большие деньги). За тысячу долларов, пожалуй, смог бы". "Ну так давай, вот тебе тысяча долларов". Делать нечего, спор есть спор, съел Джо эту кучу. Едут дальше. Джи думает: "Тысяча долларов большие деньги, и зачем же это я поспорил с Джо?" Джо думает: "Тысячу долларов я-то получил, но ведь дерьма наелся. Обидно." Тут навстречу им попадается еще одна куча дерьма. И тогда Джо спрашивает Джи: "Послушай Джи, а ты смог бы эту кучу съесть за тысячу долларов?" "Тысяча долларов большие деньги", думает Джи и говорит: "А что? И я смог бы". После чего съедает эту кучу дерьма. Джо возвращает Джи тысячу долларов и они скачут дальше, но уже не так весело. Через некоторое время один их них говорит другому: "Слушай, Дж..., а не кажется ли тебе, что мы оба бесплатно дерьма наелись?" "Похоже", - соглашается второй".

Политический вариант: "Едут Джи и Джо по саванне, степи ....и т.д." - смысл уже другой. А если едут Джи и Абрам, или Джи и Иван, или Павло и Иван (украинец и русский) и т.п., то совершенно третий. А если доллары меняются на рубли, или у одного рубли, а у другого франки, то сами понимаете... Мораль ясна, но потом.

^ Ассоциативный блок.

Вышеприведенный анекдот очень напоминает ситуацию с бывшими республиками СССР борющимися за независимость, и подобные отношения очень часто имеют место в "коллективе и обществе".

Антагонист - 1) непримиримый противник, соперник; 2) мышца, действующая в паре с основной, но создающая усилие противоположного направления, что позволяет останавливать движение и регулировать его скорость и силу; 3) противостоящие друг другу зубы верхней и нижней челюстей.

^ Антагонистические противоречия - противоречия считающиеся некоторыми философствующими субъектами непримиримыми; на практике антагонистические противоречия оказываются необходимыми для обеспечения целостности вещи, например: в движении - работа двух мышц основной и антагониста обеспечивает точность движения, в познании и общественных отношениях существует институт оппонента, диалектика - спор с самим собой и т.п.

^ Ассоциативный блок. Противоречия и могут быть только антагонистическими.

Антанта (согласие) - по [11], "так называлось политическое сотрудничество между государствами, не закрепленное особым договором. В 1904 г. возникла англо-французская Антанта: Англия и Франция, не заключая специального соглашения, договорились о сотрудничестве на случай войны... Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. Антантой называли все государства, присоединившиеся к Англии, Франции, России и ведшие войну с Германией и ее союзниками. После Великой Октябрьской социалистической революции в России Антанта, действуя сообща с белогвардейскими генералами, пыталась вооруженным вторжением в нашу страну задушить социалистическую революцию".

Если вдуматься в слово и сопутствующие ему события, то многое из истории России (СССР), ее отношения с Европой и особенности феномена дипломатии будет понять гораздо легче...

^ Ассоциативный блок.

Не все, что происходит в мире оформляется на бумаге, и не все, что написано на бумаге (закреплено международными договорами) имеет место в действительности.

^ Антикапиталистическая ментальность - книга Людвига фон Мизеса, написана в 1956 г.(!), переведена на русский язык и распространена в России в 1992 - 1994 гг. (!!). Во введении автор пишет:

"Замена докапиталистических методов экономического хозяйствования свободным капитализмом увеличила население и небывало повысила средний уровень жизни. В наши дни нация тем больше процветает, чем меньше она препятствует духу свободного предпринимательства и личной инициативы. Народ США преуспевает больше других народов именно потому, что его правительство позже, чем правительства других стран, начали проводить политику, препятствующую бизнесу. Тем не менее, многие, особенно люди умственного труда, страстно ненавидят капитализм. По их представлениям, эта отвратительная форма экономической организации общества способна породить только зло и нищету. В доброе старое время, предшествующее "индустриальной революции", люди, якобы,

жили в счастье и достатке. Теперь, при капитализме, огромное большинство людей - это полуголодные бедняки, беспощадно эксплуатируемые беспринципным меньшинством. Для этих негодяев не существует ничего, кроме их барышей. Они производят не то, что действительно полезно и нужно обществу, а лишь то, что дает самую высокую прибыль. Они отравляют тела рабочих алкоголем и табаком, ум и души - низкопробным газетным чтивом, порнографическими книгами и глупыми бессодержательными фильмами. "Идеологической надстройкой" капитализма является упадническая и вырожденческая литература, театр черного юмора, "искусство" стриптиза, голивудские ленты и детективы.

Настрой общественного мнения предельно ясно виден из того, что оно связывает само определение "капиталистический" только с чем-либо отвратительным и никогда ни с чем положительным. Да разве может от капитализма исходить какое-либо добро? Ведь все ценное производилось и производится вопреки капитализму, его же отличительная черта - порождение сплошных зол и бед.

Цель нашего очерка - проанализировать корни предубеждения против капитализма и проследить следствия такого взгляда на капитализм."

Далее в течение всей книги автор пытается доказать, методом утверждений, что причиной антикапиталистической ментальности людей умственного труда является всего лишь зависть к тем "кто умеет в этой жизни жить". То есть применяет на протяжении всей книги один, но многократно повторенный типичный аргумент к личности.

Очень близкий прием используется и в книге М. и Р. Фридмана "Хозяева своей судьбы", где также основной причиной "нелюбви" к капитализму называется зависть. По прочтению этих книг складывается впечатление, что их авторы не находят у "западного" человека таких чувств и качеств как: разумность, порядочность, честность, самоотверженность, бескорыстность, умение видеть перспективу развития человечества и т.п. Согласиться с этим нельзя, так как подобными вещами обладают и люди "западного мира", не говоря о значительной части населения и ученых бывших стран социализма. Приходится констатировать, что эти работы являются не более чем примером интеллектуальной недобросовестности, т.е. лживы.

Антропоген - последний из геологических периодов от возникновения рода Человек до современности продолжительностью, по различным воззрениям, от 1.0 до 5 миллионов лет.

^ Антропогенные факторы - группа факторов, обусловленных влиянием человека и его хозяйственной деятельности на растения, животных и другие природные компоненты.

Антропоморфизм - 1) представление, будто животные, растения, а также явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами - мыслями, чувствами, волей; 2) представление Бога или богов в человеческом образе.

Антропоцентризм - связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

^ Антураж - [фр. entourage] - окружение; окружающие; среда, окружающая обстановка [12].

Апейрон - понятие, обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).

Аполог - по [12] басня, иносказательное повествование из жизни животных, большей частью поучительного содержания.

Апологет - защитник какой-либо идеи, учения.

Апология - предвзятая защита, заступничество, восхваление.

Апокалипсис - (откровение) часть Библии,одна из книг "Нового завета", содержащая мистические пророчества о "Конце света". Апокалипсисом часто называют сам "конец света".

Априори - [лат. a priori - изначально] - 1) независимо от опыта, до опыта (в противоположность апостериори - после опыта); 2) заранее, наперед (отрицать, соглашаться, утверждать).

Аргумент - суждение, посредством которого обосновывается истинность какого либо иного суждения - тезиса.

Аргументы, используемые в процессе доказательства некоторого суждения, должны удовлетворять следующим правилам:

  1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

  2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса.

  3. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса.

Аргументы первого вида (ad rem) - это аргументы к существу дела; они имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения - тезиса.

Аргументы второго вида (ad hominem) - аргументы к человеку; эти аргументы не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. Обычно они затрагивают личность оппонента, его убеждения, аппелируют к мнению аудитории и т.п.

Применение аргументов второго вида политиком или противником в споре является сигналом, что вторая спорящая сторона потерпела поражение и реальных разумных доводов в ее распоряжении не осталось, бороться же с ее глупостью - бесполезно.

Наиболее распространенные аргументы второго вида:

Аргумент к авторитету - ссылка на высказывание или мнение великих ученых, общественных деятелей, писателей и т.д. в поддержку своего тезиса. Аргумент к авторитету имеет множество разнообразных форм. Аппелируют к авторитету общественного мнения, авторитету аудитории, авторитету противника и даже собственному авторитету: "я, мол, долго этим занимался, я, мол, доктор, академик, профессионал и т.п."

^ Аргумент к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей. Идет обращение не к своему оппоненту, а к присутствующим, иногда даже случайным слушателям.

Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумента к публике - ссылка на материальные интересы присутствующих. Если одному из противников удается показать, что отстаиваемый его оппонентом тезис затрагивает материальное положение, доходы и т.п. присутствующих, то их сочувствие будет, скорее всего, на стороне первого. Аргумент широко используется в политике, телевизионных передачах для привлечения или оболванивания избирателя (зрителя).

^ Аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки.

Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что, затронутый комплиментами, он потеряет бдительность, станет мягче и покладистей.

Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями. Обычно прибегают в споре с интеллектуально превосходящим противником.

^ Аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Аргумент к невежеству - использование фактов и положений неизвестных оппоненту, ссылка на произведения, которые тот заведомо не читал или которые не существуют в природе.

^ Аргумент к праву - ссылка на закон, регламент, инструкцию, позволяющая прекратить дискуссию и не дать противнику довести свою аргументацию до конца. Аргумент к праву широко применяется в юриспруденции в соответствии с которым аргументы противоположной стороны "не относящиеся", по мнению судей, к существу вопроса не выслушиваются, либо не принимаются во внимание. Аргумент к праву (инструкции) основной аргумент - бюрократа.

Разновидностью аргумента к праву является также позиция: законы надо выполнять, а не обсуждать. При этом вопрос происхождения и истинности самих законов (посылок) остается за пределом спора; еще одной разновидностью аргумента к праву является регламент.

К аргументам второго рода можно отнести также аргументы неявного вида, то есть такие аргументы которых на самом деле нет. Суть данного феномена заключается в том, что говорящим произносится ряд не вызывающих сомнения положений, умных мыслей или предлагается ряд идей или правил действия среди которых "прячется" та мысль, которую необходимо "протащить" и ради которой затеян весь разговор. У значительной части слушающих при этом возникает иллюзия, что данное положение (которое может быть весьма спорным, либо далеко не единственным) обоснованно и является ответом на поставленный вопрос.

В процессе реального общения стороны могут применять весь букет аргументов второго рода в собственной творческой интерпретации.

Люди, использующие вышеуказанные аргументы, водят сами себя за нос, так как в наше время, - время достаточно высокого уровня грамотности - некорректные приемы ведения спора видны многим, и их применение лишь подчеркивает неспособность стороны доказать свою правоту.

Кроме того в наше весьма сложное время очень часто одержать победу в споре является недостаточным - необходимо еще и найти верное решение.

Применение подобных аргументов противоположной стороной служит сигналом к тому, что нас пытаются обмануть.

^ Ассоциативный блок.

В процессе реального общения (т.е. не в споре) словосочетания, предложения и мысли напоминающие аргументы второго вида широко используются в качестве средств усиливающих ту мысль которую оратор (говорящий) пытается донести до слушателя (собеседника), например: ссылка на личности выдающихся ученых, писателей или политиков может производиться как педагогический прием, привязывающий в неявном виде тему разговора к конкретной эпохе или стране; аргумент к силе может применяться в воспитательных целях как средство оставляющее более "глубокий след" в памяти воспитуемого и т.д.

Армия - 1) все вооруженные силы государства; 2) объединение нескольких корпусов, дивизий, авиационных и танковых соединений под единым командованием; состав армии в зависимости от возложенных на нее задач может быть различным. Основная задача армии - обеспечение безопасности и сохранение государства (страны) путем применения силы оружия: демонстративным и функциональным (реальным) образом.

Армия относится к государственным институтам, находящихся в парадоксальной ситуации, заключающейся в том, что государство и народ хорошо себя чувствует, когда армия активно не функционирует. При этом у обывателя складывается впечатление, что армия государству не нужна. Когда же возникает ситуация, требующая функционирования армии, тогда плохо и всему народу. Отметим, что без армии народ вполне может исчезнуть с лица Земли.

Парадоксальность и трагизм современного мира заключается еще и в том, что одни люди спокойно могут убивать других, используя все доступные им достижения цивилизации. Возможность данной ситуации, обуславливается механизмами разделения труда в обществе. Одни создают оружие, вторые - идеологию, третьи - в это же самое время, развивают у себя пещерный менталитет, четвертые - отдают приказ и т.д.

Армия может быть профессиональной, то есть наемной, и мобилизационной - народной. В последнем случае основной контингент непрерывно меняется и глубоко связан с народом. Служившая часть населения страны также имеет военную квалификацию и способна организоваться и противостоять агрессору или угнетателю. В таких условиях антинародным и античеловеческим силам и режимам очень трудно повернуть армию и ее оружие против собственного народа. В связи с этим во многих странах предпочтение отдается профессиональным военным и полицейским структурам имеющим определенный менталитет, то есть наемным армиям, готовым воевать против кого угодно на стороне тех, кто им платит. Воинский контингент подобных армий часто формируется из иностранных наемников, например: латышские стрелки в России начала века и т.п.

Артист - (аналогично: спортсмен, профессиональный политик, педагог) человек, предметом труда которого является он сам и его качества; в отличие от инженера, рабочего, служащего, предметом труда которых является отторгаемая интеллектуальная или материальная ценность.

Многолетняя работа над собой и некоторое превосходство в некоторых навыках над другими людьми создают у заметной части артистов иллюзию собственной исключительности. Плохо, особенно народу, когда иллюзия исключительности артиста возникает и у избирателя.

^ Ассоциативный блок.

Мудрость народа гласит: "Не сотвори себе кумира".

Ассимиляция - [ лат., assimilatio употребление, отождествление] 1) процесс использования организмом внешних по отношению к нему веществ; 2) слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п. 3) уподобление одного звука другому [13].

^ Ассоциативное мышление - мышление основанное на ассоциациях. Исключительно важная составляющая разума человека по переработке информации, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование. Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логический анализ.

Ассоциативное мышление, по всей вероятности, лежит в основе деятельности составляющей интеллекта - воспитание.

^ Ассоциативный блок.

Ассоциативное мышление - ахиллесова пята интеллекта.

Ассоциация - [лат. ad - при, socio - соединяю, сочетаю] - связь между элементами психики, благодаря которой появление одного из образов в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный. Физиологическую основу ассоциации составляет механизм образования временной нервной связи, т.е. проторение нервного пути между различными участками коры головного мозга, замыкания возбуждения этих участков. Ассоциация является свободным движением ума.

^ Ассоциирующее понятие - несет эмоциональную информацию (говорят нагрузку) и является словом, используемым в основном при работе и развитии третьей составляющей интеллекта - воспитания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




Похожие:

Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconПространство российской цивилизации
Цивилизации возникают в рамках определённого пространства, понимаемого в широком смысле – как пространство географическое, социальное,...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconВведение в культуру мышления
Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconВведение в культуру мышления
Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconНекоторые организационные проблемы в практике борьбы
Опубликовано: XXI век и наркотики: пути решения проблемы: Материалы международной научно-практической конференции. – Омск: Омская...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconI некоторые мысли из учения дона хуана
Сила зависит от того, какого рода знаниями ты владеешь. Какой смысл от знания вещей, которые бесполезны?
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconРечь о методе Халбронна
Наименьшая из вещей, которые вправе ожидать от nostradamologue, который уважается знать варианты ” Но он не говорит всего своего...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconЦентр "синтез" информационная концепция научного мировоззрения план
Введение. Кризис цивилизации и глобальные проблемы как выражение планетного кризиса
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconЯ. И. Перельман оглавление введение Колесо с грузами Колесо с перекатывающимися шарами На наклонных плоскостях Самодвижущаяся цепь Самодействующая водокачка По закон
Машина, которая под­держивало бы безостановочно только свое собственное движение, не производя никакой добавочной работы, не являлась...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconАдреса педагогического опыта
Некоторые из перечисленных журналов выписывает школьная библиотека, некоторые печатные издания представлены в предметных кабинетах,...
Проблемы цивилизации (некоторые размышления о смысле слов и вещей) iconТюгашев Е. А. Философия и цивилизация
Стадия цивилизации маркируется «городской» революцией и образованием первых государств, сложные комплексы которых конституируют первые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов