Философско-Экологические аспекты консолидации демократии icon

Философско-Экологические аспекты консолидации демократии



НазваниеФилософско-Экологические аспекты консолидации демократии
Дата конвертации09.07.2012
Размер63.83 Kb.
ТипДокументы

философско-Экологические аспекты

консолидации демократии

Блашенков А.Н., Галкин В.П., Попов Ю.А.

Философию экологии целесообразно представить в виде прикладной ветви философского знания. Основанием предлагаемого подхода является своеобразная специфика как самого философского, так и экологического знания, заключающаяся сегодня в их гуманитарности, определенной «академичности» и отдаленности от «природопреобразующей» деятельности людей. И философия и, как это ни странно, экология пока с большим основанием могут быть отнесены к учениям, а не наукам. По отношению к экологии, которая на первый взгляд занимается более чем «прикладными» вопросами, это может звучать несколько голословно, но существенная политизация предмета экологии свидетельствует о достаточно высоком «гуманитарном» компоненте ее содержания и не позволяет отнести ее к области «естественнонаучных дисциплин».

Напомним, что экология, как наука, появилась совсем недавно, тогда, когда было обнаружено что процессы в среде обитания человека «несколько сложнее», чем ему казалось до того момента, как эта «некоторая сложность» стала существенно влиять на комфортность именно его существования. На первых порах экология существовала как прикладная деятельность, изучающая порядок в окружающей человека среде, в природе, «в доме живого». Было обнаружено, что природе «нельзя приказать» и хочет того человек, или не хочет, но для сохранения экосистем, ему придется делать то, что требует природа, а не то, что ему хотелось бы. В общем случае, это имеет место быть во всех областях деятельности человека, что общеизвестно, но, как ни странно, не в среде людей, принимающих решения. Это связано, в первую очередь со спецификой деятельности в гуманитарных областях, где «можно приказать», которая накладывает определенные ограничения на качества интеллекта управленцев. Чуть позднее человек частично понял, что Человечество является всего лишь частью экосистемы и сохранение его как вида зависит от сохранности экосистемы.

Рассматривая всю совокупность «западных» и «отечественных» подходы к экологии как науке и области деятельности, мы должны отметить, что сегодня, по сути, экология представляет собой целый комплекс наук так или иначе связанный с проблемами существования человека в Биосфере, т.е. на планете Земля (другой биосферы Человечеству пока не известно). Поскольку проблемы со «средой обитания человека» возникли в результате именно его собственной деятельности, логичным является включение в предмет изучения и самого человека, причем и как вида, и как проявлений его деятельности, в том числе и в областях вне- и внутривидового поведения. Учитывая то обстоятельство, что еще со времен Аристотеля хорошо понимали, что «человек – животное общественное», следует признать обществоведение всего лишь подразделом экологии. Другими словами логично в область интересов «экологии» ввести также и порядок в обществе, т.е.
фактически экология, как обобщающая их, тесно смыкается с другими гуманитарными науками.

Одной из основных общественных наук, на сегодняшний день, является экономика, изучающая, по определению некоторых ее адептов, не столько проблемы производства товаров и услуг, сколько «отношения между людьми в условиях дефицита ресурсов». То есть и экономика, и экология как науки имеют дело с моделями систем, обусловленных дефицитом ресурсов и борьбой за них (отношениями). Причем сегодня во многом это одни и те же ресурсы. Соприкосновение экологии с экономикой привело к тому, что сегодня многие разделы экологии, де-факто, необходимо отошли от проблем биосферы и стали отражением социального бытия. Наблюдения показывают, что степень напряженности (концентрации) экологических, экономических и политических систем нарастает по мере увеличения дефицита тех или иных жизненно важных ресурсов. Процессы возрастания напряженности, которые ранее носили региональный характер, сегодня наблюдаются в масштабах всей планеты.

Рассматривая складывающееся «эколого-экономо-политическое» поле деятельности человека, можно отметить, что сегодня многие движения на нем является не столько возможными, сколько необходимыми. Если в прошлые эпохи общественное развитие могло определяться естественными, стихийными факторами, что обеспечивало определенную множественность форм, то сегодня все чаще мы имеем дело с конструированием социальных систем отдельными «социальными демиургами». Эти «конструктора-демиурги» в силу ограниченности своего понимания и возможностей, а, зачастую, и в силу своей ангажированности, не могут обеспечить полноценного «физического цикла» развития общества, заменяя его «производственным» (искусственным, в силу своего разумения или неразумения).

Сегодня конструирование общественных и производственных систем производится, зачастую, демократическими методами. Очевидно (по определению), что демократия в этом случае является одним из механизмов «управления жизнью на Земле», причем этот механизм является «негуманоидным»; алгоритмы его работы в общем случае неведомы человеку-конструктору.

При этом, именно экономический компонент «экологии» и «демократии» привлекает к ним пристальное внимание всех действующих на мировой арене сил: ученых, общественности, политики, бизнеса. Наиболее значимым и странным был всемирный форум 1992 года по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро – РИО-92, на котором рассматривались проблемы развития общества и экосферы. После него подобных по масштабу мероприятий фактически не проводилось. И это несмотря на тревожность и фундаментальность выводов, сделанных там мировым сообществом. Одной из причин этого, на наш взгляд, является именно то, что, как отмечалось выше, природе «нельзя приказать», что совершенно не устраивает порожденного капитализмом «человека экономического», желания которого затмевают разум, который оформился в процессе эволюции как система, помогающая индивидууму реализовать его желания, т.е. имеющая подчиненное по отношению к ним положение. По мере развития общественных отношений были наработаны и определенные социально-волевые механизмы подавления желаний (путем воспитания тех или иных качеств, либо прямыми ограничениями).

Упорное желание рассматривать экологию как биологическую науку проиллюстрируем также на примере работы В.Большакова: «Будущее экологии – разработка системы сохранения и управления жизнью на Земле» - http://nauka.relis.ru/.

В этой работе по экологии говорится: «Одни ученые рассматривали экологию как межотраслевую дисциплину, изучающую отношение любого изучаемого явления к окружающей среде, другие считали ее социальной наукой. Существовало мнение, что экология вовсе не самостоятельная наука, а только особый общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества. Цель такого экологического подхода - выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной естественно-исторической и социально-экономической наукой объектом и окружающей его природной средой.

Несмотря на подобные различия во взглядах, время показало, что экология - самостоятельная биологическая наука, способная исследовать процессы жизни своими специфическими методами… Наиболее распространенным и приемлемым … можно считать определение, принятое научным советом АН СССР: «Современная экология - наука о закономерностях существования и развития надорганизменных биологических систем»...

Далее в работе говорится: «Будущее Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Задачи, поставленные в «Экологической доктрине Российской Федерации», перекликаются со словами моего учителя - выдающегося ученого, академика С. С. Шварца, которые он произнес более 30 лет назад, выступая на общем собрании АН СССР: «Бить тревогу, безусловно, нужно. Однако еще важнее определить конкретные пути разрешения противоречий между интересами развития современного общества и задачами сохранения биосферы в оптимальном состоянии. Современная биология, в частности экология, обладает достаточно развитой теорией, которая позволяет наметить эти пути и может стать научной основой активной охраны биосферы». Это и есть главная на сегодня проблема экологии».

Как видно из приведенных примеров, в современной литературе идет непрерывное согласованное рассмотрение как биологических, так и социальных проблем. Поскольку одна из основных задач философии – постараться увидеть и обобщить то, что сегодня еще только начинает прорисовываться, или удержать в центре внимания то, что тщательно затушевывается и уводится на периферию восприятия, можно констатировать, что консолидация демократии чревата противостоянием объективного характера с экосферой и Природой, грозящими возникновением ситуаций, неразрешимых рациональными методами.

Еще Платон говорил, что «из демократии рождается тирания». В данном случае это может оказаться «Тирания Природы» над человеком. Иллюстрацией того, что это не просто слова являются глобальные антропогенные проблемы (фактически кризис) экосферы, подробно рассмотренные на совещании РИО-92.

Другой философ Б.Рассел гораздо позднее Платона заметил: «В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации».

Понимание того, что человечество на планете Земля живет в биосфере, должно было бы приводить к пониманию, что управлять процессами жизнедеятельности на планете надо исходя не из демократических, а из естественнонаучных предпосылок. Этого пока не наблюдается.

Авторы надеются, что они заострили внимание на том аспекте, что с философско-экологической точки зрения консолидация демократии в современных условиях не может быть целью для Человечества.







Похожие:

Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconЦинизм и кинизм: философско-этические аспекты
Причем большинство людей используют это понятие в своей повседневной речи, подразумевая под ним лишь одно содержание и значение....
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconНекоторые философско-экономические аспекты гуманизма
Существуют определенные «фигуры умолчания». Правда оттого, что делается вид, что этих противоречий не существует, они в действительном...
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconНекоторые философско-экономические аспекты гуманизма
Существуют определенные «фигуры умолчания». Правда оттого, что делается вид, что этих противоречий не существует, они в действительном...
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconИсполь-зовании буржуазной демократии в инте-ресах пролетариата
...
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconА. Е. Годин Развитие идей Московской философско-математической школы
Развитие идей Московской философско- математической школы. Издание второе, расширенное. – М.: Красный свет, 2006. – 379 с
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconБасин Е. Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли
Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский...
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии icon«Кидалово» по правам человека в середине января сми свердловской области с большой помпой оповестили публику об очередном достижении «суверенной демократии»
«Внедрив опыт европейских коллег в работе над обращениями граждан сразу после возвращения из Швеции, свердловский омбудсмен не только...
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconКогнитивный аспекты
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. /Под ред. В. А. Пищальниковой. — М.: Мгэи, 2005....
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconДжин Шарп от диктатуры к демократии концептуальные основы освобождения
Шарп Д. От диктатуры к демократии: концептуальные основы освобождения. М: Ультра. Культура, 2005. 224 с
Философско-Экологические аспекты консолидации демократии iconФилософские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин
В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации, ограниченности его интеллектуальных ресурсов на возможность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов