Смысловые и логические формы как модели мира icon

Смысловые и логические формы как модели мира



НазваниеСмысловые и логические формы как модели мира
Дата конвертации09.07.2012
Размер66.77 Kb.
ТипДокументы

смысловые и логические формы как модели мира


Галкин В.П.


Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова


Описание вопроса, рассматриваемого в статье, проведем в рамках диатропической модели познания и, соответственно, действия, описанной, например, в работе Ю.В.Чайковского [1], рассматривающей мир в его многообразии и абсолютном вероятностном движении. Датропическая модель познания имеет рекурсивную форму и не предлагает точных, фиксированных, статических, раз и навсегда данных определений и/или моделей исследуемых объектов и инструментария исследования. В динамическом быстроменяющемся мире эта модель, требуя специфической технологии применения, представляется наиболее ему адекватной. Статья является некоторым итогом попытки разработки одного из элементов технологии диатропического моделирования мира, к которой, в условиях информационного шума, предъявляется требование минимизации моделей и технологии их получения. Ядром метода является путь «проб и ошибок», которым приходится создавать чаще всего «здесь и сейчас» создавать (генерировать) управляющие сигналы – информацию. Философская направленность работы, попытка «заглянуть за горизонты наук», определяет форму подачи материала – открытость и определенную недосказанность.

Проблема понимания места смысла в процессе моделирования мира до настоящего времени остается актуальной, несмотря на то, что как отмечает А.И.Новиков в своей работе [2]: «…предпринимались неоднократные попытки исключить смысл из сферы научного анализа». Относительно подробный и в тоже время краткий анализ подходов к проблеме смысла, как с философских, так и с лингвистических позиций, данный им в указанной работе, позволяет считать проблему понимания смысла находящейся в развитии и требующей очередного проективного исследования.

Основными средствами целенаправленного ориентирования человека в окружающем мире являются логические и смысловые формы сознания, мышления и языка – последнего, как совокупности моделей выделенных по тем или иным критериям частей мира.

Можно считать, что осознанно отношения между вещами в целом изучает наука логика, включающая в себя как составляющие такие частные компоненты как философию, математику, теологию и некоторые другие, которая представляет их в логических формах – отношениях. Предложения – возможности, предоставляемые нам миром. Предложения в языке – это также и описания этих возможностей, и сами возможности, но уже как составляющие языка, а не описываемого им мира.

В контексте настоящей темы для определенности, под языком будем понимать всю совокупность целенаправленных действий, совершаемых человеком разумным и возникающих при этом доступных осознанному восприятию ситуаций. То есть сам вербальный язык и осознанное мышление являются некоторыми составляющими «метаязыка» Мира – суммы технологий человечества, его действий.
Термин «сумма технологий» представляется наиболее удачным как иллюстрация всей совокупной деятельности человечества, в которой язык является всего лишь подмножеством. Ст.Лем в своей философской работе «Сумма технологий» [3], давшей этому термину «путевку в жизнь», рассматривая некоторые аспекты возникновения и конструирования языка, приводит следующий образ:

«Под языком будем понимать множество состояний, выделенное из множества «всех возможных состояний», то есть подмножество этого последнего множества, в котором совершен отбор по принципу какого-то «нечто» (некоего X). Для данного языка Х - это переменная, принимающая различные значения в определенных пределах. О каком «подмножестве состояний» идет речь? Мы сэкономим немало слов, обратившись к примеру. Иное такое подмножество, уже не языковое, содержит всевозможные траектории тел в солнечной системе. Хотя множество таких траекторий бесконечно, легко заметить, что они не являются произвольными (невозможны, например, квадратные траектории). Тела ведут себя так, словно на их движения наложены определенные о_г_р_а_н_и_ч_е_н_и_я... Всевозможные траектории движущихся в системе тел, равно как и тел, которые могут быть когда-либо введены в систему, - это не то же самое, что упомянутое пространство с его ограничивающими свойствами...

Аналогично этому в лингвистике различают высказывания («траектории») и язык (нечто вроде «языкового поля»). Аналогию можно продолжить. Как гравитационное поле ограничивает тела в их движении, так и «языковое поле» ограничивает «траектории» высказываний…

Напрашивается вопрос: каким же, собственно, образом существуют «поля» - языковые и гравитационные? Это каверзный вопрос, связанный с «онтологическим статусом» исследуемых явлений. Движения тел и речевая артикуляция существуют наверняка, но точно ли таким образом они существуют, как гравитация и язык…».

Рассмотрение представленного Лемом образа позволяет предложить некоторую другую минимизированную обобщающую сказанное им модель. Видно, что в первом приближении язык является наиболее полной доступной нам моделью мира, в которой выделенным частям мира – вещам и отношениям между ними – первичным логическим формам, которые также являются вещами, соответствуют вторичные логические формы – его компоненты: лексика, грамматика, отношения, смыслы и другие предложения.

Представляется, что краеугольным камнем, позволяющим языку описывать (моделировать) мир, является способность нести в высказываниях не только те или иные логические формы – логику, но, прежде всего смысл, который следует отличать также и от другого не менее неопределенного компонента теории ориентирования информации. Высказывания и предложения, в том числе сделанные Миром, лишенные смысла, не могут быть использованы для целей ориентирования «здесь и сейчас» как управляющий сигнал, но только как данные, на основании которых, естественным путем, может быть создано, конечно, другое несущее информацию и имеющее смысл предложение. Но, как и в случае любых других бытийных языковых и неязыковых оснований, это будет уже смысл другого, а не данного предложения.

Положение вещей таково, что пользователя (действующего субъекта) интересуют в первую очередь составляющие основу вырабатываемого им управляющего информационного сигнала смыслы, а не сами предложения, хотя сутью событий, в которых ему приходиться ориентироваться, являются именно предложения.

Основная причина этого, как показано в процитированном отрывке из работы Лема, заключается в том, что предложение делается миром в неявном виде и может быть как безотносительным, когда перед субъектом нет выбора, возможности отказаться от предложения, так и относительным (вариабельным), позволяющим субъекту в небольших пределах изменять судьбу вещей и свою собственную. Первые предложения находятся за пределами возможного действия субъекта, и, соответственно, сферы его возможных интересов (эволюционно это формирует невозможность их восприятия организмом). Вторые, несмотря на их малочисленность и ограниченность, составляют фактически полный круг его интересов. Природа живого заключается в совершении альтернативного действия, то есть в возможности «выбора» из нескольких вариантов развития событий одного. Вот этим выбором организм субъекта и занимается. «Подводная» не вариабельная часть мира, не являющаяся объектом действия субъекта, организмом не воспринимается в силу невозможности осуществления механизма «обратной связи» – «удар в пустоту». Говоря другими словами, организм конкретного индивидуума ориентируется исходя из некоторых начальных условий, обусловленных эволюционным развитием не только его самого, но и вида.

Варианты возможных действий объекта в мире наука (физика, например) определяет как «степени свободы», которым в языковой модели мира соответствует то, что может быть определено как смысл(ы). Сказанное описывается схемой: «степень свободы явления в мире – смысл в его моделях: мышлении и языке».

Всю совокупность вариантов необходимых и возможных действий индивидуума – степеней его свободы, в нашей модели мира определяет то, что мы позиционируем как смысл его существования. Как индивидуум сам определяет смысл своего земного существования – это прерогатива самого индивидуума. Представляется, что более общий термин «степень свободы» точнее отражает связь понятия «смысл» с Миром, чем «траектория».

Ядром системного языка любого мышления можно считать совокупность (язык) «тесно связанных смыслов и логических отношений». Представляется, что мировые ситуации в процессе жизнедеятельности кодируются доступным образом в информационной «машине», каковой является, например, мозг животного, в виде моделей не только логических отношений, но и смыслов, которые создают поле предпочтительных алгоритмов действий. Смысловая модель, являющаяся «вершиной» логической, и представляющая собой суть высказывания (предложения), может быть переведена далее на любой другой язык непосредственного управления – действия.

Другие начальные размышления, по формированию рассмотренного в настоящей статье отношения смысл-мир, рассмотрены в работе [4]. Там же рассмотрены и некоторые ранее предложенные отношения между смыслом и верой – другим необходимым элементом механизма ориентирования.

Настоящую статью, выполненную в рамках деятельности НИУМП ЧувГУ «Лаборатория проблем цивилизации», изучающей медленные и малозаметные процессы в человеке и обществе, предпочтительно осмысливать совместно с указанными в списке литературы работами.

С работами автора, в которых ранее рассмотрены другие варианты вышеизложенных соображений, можно ознакомиться также на сайте kureda.narod.ru. – НИУМП «Лаборатория проблем цивилизации» Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.


Литература

1. Чайковский Ю. В. Познавательные модели, плюрализм и выживание // Международный философский журнал «Путь» №1, 1992 г. стр. 69-108.

2. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // РОО »Мир Науки и Культуры», ISSN 1684-9876 – Интернет ресурс: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1154153&uri=index.htm

3. Лем Ст. Сумма технологий / Перевод с польского – М.: Изд. «Мир», 1968 г. – 608 с.

4. Галкин В.П. Обеспечение жизнедеятельности человека и общества в современном мире: конспект лекций к разделу ФИЛОСОФИЯ: ИНТЕЛЛЕКТ, НАУКА И ДИАЛЕКТИКА (введение в философию). Контекстное учебно-методическое пособие к циклу «Человек в современном мире». Медицина, право, социология, философия, экология (переработано и дополнено) / Чебоксары, 2003. – 160 с.







Похожие:

Смысловые и логические формы как модели мира iconСуждение как форма мышления
Его задача – объединение многообразных вплоть до синтеза противоположностей и выявления движущих сил изучаемых явлений. Формы мышления...
Смысловые и логические формы как модели мира iconМ. В. Ломоносова реферат на тему: Периодизация античной философии студентка 211 группы д/о Мартысюк Людмила москва 2005 г. Введение
Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса....
Смысловые и логические формы как модели мира icon1997 1  Бытие и небытие
В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира — материя, движение, пространство, время, качество,...
Смысловые и логические формы как модели мира icon1997 2  Трактат о небытии  Междисциплинарность и синергетика
В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира — материя, движение, пространство, время, качество,...
Смысловые и логические формы как модели мира iconФилософия как категориальная картина мира
А. А. Гулыга в книге "Гегель" дал наглядную интерпретацию гегелевского взгляда на философию как категориальную картину мира. Эта...
Смысловые и логические формы как модели мира iconТема: информационный объект Информационная картина мира – это информация об объектах реального мира
Для школьников, студентов, пенсионеров информационная картина мира различна, так как важен уровень образованности
Смысловые и логические формы как модели мира iconПостроение функциональных схем
Логическая схема устройства строится, на основе объеди­нения электронных элементов. Эти элементы реализуют конкретные логические...
Смысловые и логические формы как модели мира iconКартина мира и образ мира как технологии социогуманитарного исследования
Приоритетной целью современного социогуманитарного исследования становится поиск технологии сборки субъекта, формирования системы...
Смысловые и логические формы как модели мира iconЛогические выражения pr 2 Практикум Логические выражения
Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Числа a и b имеют одинаковую четность»
Смысловые и логические формы как модели мира iconДетерминированные сигналы и их математические модели 1 часть План лекции
Теория сигналов является одной из составных частей курса «Теория электрической связи», а рассмотрение такой модели сигнала, как детерминированный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов