Информационный шум и феномен наглядности icon

Информационный шум и феномен наглядности



НазваниеИнформационный шум и феномен наглядности
Дата конвертации09.07.2012
Размер76.94 Kb.
ТипДокументы

Галкин В.П.

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Чувашский госуниверситет (г.Чебоксары)

Информационный шум и феномен наглядности


Феномен наглядности может быть описан фразой Маккулоха, которая афористична и звучит так: «Каким должно быть число, чтобы человек узнал его, и каким должен быть человек, чтобы узнать число?». В эту фразу вместо слова число Григори Бейтсон [Л] предлагает подставлять любое понятие – с одной стороны отношения – человек познающий, а с другой – объект познания. За пределами внимания остается некоторый фон – мировые события, задающие контекст познания, та ситуация, в которой акт познания осуществляется.

Рассмотрение проблемы ориентирования функциональной системы в условиях информационного шума проведем в рамках частной объектно-субъектной модели, ядро которой представляет собой следующее:

1. Имеется Мир – Universum, мировой процесс обладающий природным «единством» – которое можно определить как «порядок вещей», данность.

2. В этом Мире имеется субъект, всегда являющийся точкой отсчета для себя самого, т.е. всегда находящийся «здесь и сейчас» как центр внешнего объектного и вместилище внутреннего субъектного и субъективного миров.

3. Субъект является «ориентирующимся субъектом» – ориентируется как во внешнем Мире – Вселенной, так и в себе самом.

4. Ориентирование субъекта в Мире заключается в создании на основе различных физических сигналов и структур некоторой модели – отражения, содержащей материальные и идеальные компоненты, которая служит основанием для совершения дальнейшего изменения внутреннего состояния субъекта даже при почти полном временном отсутствии воздействия извне.

5. Механизм создания модели позволяет рекуррентно моделировать и самое себя, что может быть определено как «сознание», а применительно к моделированию положения в мире самого «сознания» – как «самосознание».

6. Применительно к субъекту-человеку к области внешнего мира относится и его организм, воспринимаемый как часть Мира, а к области внутреннего – сознание, воспринимаемое тоже как часть Мира, но недоступная наблюдению со стороны других ориентирующихся субъектов Мира. Восприятие собственного сознания для субъекта является абсолютным «знанием»: «мыслю, следовательно, существую». Остальное знание о Мире, полученное в процессе ориентирования, нуждается в верификации.

7. Построение при ориентировании именно субъектных моделей, в центре которых всегда находится ориентирующийся, моделирующий себя и мир вокруг себя, субъект, приводит к представлению, а, в дальнейшем, также и к осознанию себя как «центра мира», осознанию положения «здесь и сейчас».

8.
В силу ограниченности ресурсов субъекта и самого принципа моделирования, его результатом – продуктом, являются примитивные, схожие структуры, что определяют, например, в биологии, как «неспецифическую реакцию организма». В философии это различной степени обобщения.

9. В большинстве случаев модели имеют диатропическую структуру, в ядре которой находится сама моделируемая вещь – форма, а на периферии ее окружение – свойства, содержание. Границы между ядром и периферией в модели могут быть нечеткими.

10. Принципиальное преобладание моделей, в которых субъект или объект занимают центральное место, создает определенное предпочтение в процедуре выбора «смыслов» – моделей описывающих «степени свободы» элементов мира и самого субъекта. Это ведет к появлению механизма эгоистичного целеполагания: субъект наиболее полно способен выявлять смыслы там, где обширнее поле моделирования, т.е. в тех моделях, где объект или он сам продолжает оставаться центром мира, центром внимания. Те же модели, где субъект или объект занимают выраженное периферийное положение, или даже отсутствуют, не позволяют «надежно» прогнозировать и совершать действие, являются непривычными, вызывающими некоторый «дискомфорт», вплоть до «панических состояний». Отсюда, возможно, проистекает воля к жизни.

Между субъектом, ориентирующимся в изменяющемся Мире, который все время другой, но изменяется все же так, что субъект «успевает» эти изменения отследить, и самим Миром находится механизм ориентирования, содержащий достаточно несовершенный организм, воспринимающий Мир как ограниченное множество некоторых конкретных воздействий и предложений. В силу ограниченности ресурсов организма целеполагающий субъект всегда строит и достраивает всего лишь одну и туже модель, а именно, модель будущего состояния мира, определяет будущую топологию Мира и, принимая на основе нее решения, совершает целенаправленное действие. Такую модель назовем информационной. Необходимыми условиями обеспечения требуемого субъекту качества ориентирования, являются: своевременность – модель построена в «нужное время»; уместность – модель построена применительно к «нужному месту»; точность – модель обеспечивает достижение «цели». Именно такую модель следует считать информационной – изменяющей наблюдаемую, осознаваемую субъектом форму Мира. Невостребованная по тем или иным причинам «здесь и сейчас» модель может быть отнесена к ненужному, избыточному, шумовому компоненту моделирования, или информационному шуму – явлению или состоянию Мира чрезвычайно похожему на информационное, но таковым, по определению, не являющемуся по причине несоответствия указанным выше требованиям. «Невидимая субъектом» часть модели и мира может быть отнесена, к фоновой части – краевым, начальным условиям. Фоновые аспекты ориентирования, часто используемые в политике и рекламе, остающиеся за пределами внимания субъекта, приводят к «погрешностям» моделирования мира и, соответственно, неточности совершаемых действий. Кроме того, зачастую, в силу массовости и обыденности реализации подобных моделей, за скобками внимания исследователя остается также и тот факт, что он имеет дело с прошлым опытом, не гарантирующим сохранения адекватности ориентирования в будущем. Такой, не учитывающий краевые условия задачи, подход приемлем, скорее, лишь к описательной фазе процесса познания, которая ближе к «чистому искусству», но не к «практике». В актуальной фазе – необходимости действовать, он имеет меньшую ценность, как и в актах прогностических, которые, собственно, и является «целью» процесса активного познания.

Целеполагающий субъект практически всегда действует в условиях недостаточности для достижения цели данных, времени и прочих ресурсов, а также помех, шума, совершает ошибки, что определяет порядок вещей не предъявляющий высоких требований к точности модели и моделей. Достаточно «практически достоверных» по мнению субъекта моделей. Приведение системы в равновесие происходит благодаря механизму «коррекции цели», который определяет достижимую, доступную цель как «желаемую». В конечном итоге, информационной оказывается не та модель, которую надо бы иметь, но та из них, что реализована. Остальное множество – «информационный шум».

Известно, что методы борьбы с шумами и помехами вносят в сигнал те или иные искажения, то есть рекурсивно генерируют шум и искажения, которые в некоторых случаях настолько велики, что, зачастую, ориентируясь «здесь и сейчас», от таких методов приходится отказываться. Похожая картина складывается и в области борьбы с «информационным шумом». При этом «информационный шум» становится активным действующим фактором бытия.

Феномен сознания содержит в себе как необходимый элемент наличное отношение между «миром» и «духом». Применительно к живому организму – человеку, исследования психологов показали, что если резко ограничить поступление в мозг сигналов, то сознание исчезает и организм «погружается в сон». Сознание «генерируется» как ответ на воздействие мира и существует совместно с этим воздействием, которое можно считать частью наблюдаемого феномена. При этом можно полагать, что «объем поля сознания» зависит от интенсивности поступающих сигналов. Перегрузка каналов как поступления данных, так и системы их обработки в реальном масштабе времени «здесь и сейчас», также приводит к заметному искажению, сужению или даже исчезновению некоторых частей, или даже всего «адекватного сознания» – аффекту, невменяемости. То есть феномены сознание и подсознание, как системы обработки данных, являются «нелинейными» элементами, вносящими определенные, зависящие от информационного сигнала, искажения – «шумы».

Наглядность представления данных в процессе рационального и чувственного познания обеспечивается путем упрощения моделей мира, сужения сознания до пределов, позволяющих субъекту охватить необходимый образ целиком, что достигается путем минимизации моделей, за счет их дискретности, выведения за пределы осознания несущественных деталей – путем «творения вещей». «Вещь» – это то, что удалось вычленить субъекту из исследуемого, данного самим фактом существования обоих, Мира.

Наиболее распространенно ядро понятия «наглядность», в котором она представляется не свойством или качеством реальных объектов или явлений, а свойством их психических образов. То, что будет наглядным для одного, вполне может вызывать «потерю интереса» у другого, оставаясь непонятным, или у третьего, которому все понятно и так, и который не нуждается в наглядности представления данных, полагая это ненужным «примитивом».

Естественно, что в общем случае, «очевидность» и «наглядность» не являются критериями истинности. Они характеризуют лишь степень личного владения субъектом тем элементом Мира, в отношении которого имеет место акт познания, которое может быть очень даже недостаточным. При этом зачастую субъектом производится перенос акцента акта познания с факта владения неопределенным до конца вопросом, на факт правильности познания.

Фактически наглядность представления данных заключается в переходе от новых обобщающих образов к вполне конкретным старым, имеющимся в распоряжении субъекта, образам – примерам. Образам, которые являются ассоциативными. Это детерминируется еще и тем, что организм (мозг) строит не модели «вещей» и запоминает не «вещи», а отношения между «вещами». В общем случае факт (пример) является «наглядным» сам по себе, поскольку, являясь, реальностью, а не результатом неверных, например, теоретических построений, может быть, в конце концов, досконально изучен и встроен в Картину Мира познающего субъекта, если она адекватна Миру. Здесь можно говорить, скорее, не о наглядности представления данных как таковой, а о степени достижимости наглядности сообщения по отношению к конкретному познающему субъекту в определенном временном и событийном отношении - историческом контексте.

В быту или на производстве, например, в такой области инженерной деятельности как создание сложных систем, зачастую приходиться отказываться от «принципа наглядности» и понимания того, как устроен тот или иной механизм, и что происходит внутри него. «Пользователя» вполне устраивает то, что, как ему кажется, «вещь работает». Что же там внутри? – знает лишь творец – «демиург», который сегодня вполне может быть компьютерной программой, разработанной, в свою очередь, с помощью другой программы, не обладающей, естественно, сознанием и «не знающей» ничего о результатах своего «творчества» и замысле истинного первичного творца.

И плохо, если такой программой станет весь современный Мир – мир человека, животного несовершенного, социального, политического, лгущего.
^

Некоторый вывод


С одной стороны мы имеем «информационный шум» – факт, подлежащий переосмыслению, в котором субъект ориентируется с трудом, с другой стороны имеем «наглядный факт» – факт не подвергаемый субъектом сомнению. В процессе познания, путем привлечения всех доступных интеллектуальных и личностных ресурсов, субъектом производится перевод исходных фактов, существующих «здесь и сейчас», в факты модельные, наглядные, в данные соответствующие, по его мнению, исходным фактам, в данные которыми и заполняется, в конец концов, его память. И от того, какими будут эти данные, сильно зависят та реальность и та действительность, определяющие будущую необходимость, то «число», которое сможет понять человек.

Литература

Бейтсон Г. и Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. Сокр. Перевод с английского Котляра В. – М.: Технологическая школа бизнеса.1994. – 216 с.







Похожие:

Информационный шум и феномен наглядности iconЕ. А. Тюгашев «Диалог культур» и «межкультурная коммуникация» как понятия-химеры в культурологи
«схватывание» отдельным, изолированным понятием производит несистемный продукт, составляющий информационный шум, информационное загрязнение...
Информационный шум и феномен наглядности iconФ. И. О.: Огурцов Илья Александрович
Университет Культуры и Искусств. (Библиотечно – информационный факультет, кафедра научно-технической информации; будущая специальность...
Информационный шум и феномен наглядности iconЕдва слышный шум моря. Шорох гальки под ботинками Генри. Он останавливается
Генри. Вперед. (Шум моря. Голос становится громче.) Вперед! (Идет вперед. Шуршит под ботинками галька.) Стоп. (Шорох гальки. Он продолжает...
Информационный шум и феномен наглядности iconФеномен артистизма в современном искусстве
...
Информационный шум и феномен наглядности iconФеномен артистизма в современном искусстве
...
Информационный шум и феномен наглядности iconКомплементарная многократная эмпирическая декомпозиция: новый шум расширил метод анализа данных
Этот новый метод дает imf с rms, аналогичным eemd, но он эффективно устранил шум остатка в imf. Проведены численные эксперименты,...
Информационный шум и феномен наглядности iconДиный информационный день по безопасности детей и подростков
В соответствии с письмом Комитета по образованию от 03. 02. 2012 г. №01-14-379/12-0-1 организовать и провести информационный день...
Информационный шум и феномен наглядности iconЯзык политики как социолингвистический феномен
В настоящей статье мы проанализируем такой социолингвистический феномен, как язык политики
Информационный шум и феномен наглядности iconДанилин А. Г. Lsd. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости
Данилин А. Г. Lsd. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости – М.: Зао изд-во Центрполиграф, 2001. 521 с
Информационный шум и феномен наглядности iconДокументы
1. /Информатика/Информационный фонд/Источники по информатике.DOC
2. /Информатика/Информационный...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов