О моделировании явлений мира icon

О моделировании явлений мира



НазваниеО моделировании явлений мира
Дата конвертации09.07.2012
Размер156.54 Kb.
ТипДокументы

Галкин В.П.


о моделировании явлений мира

(напоминание)


Настоящее напоминание определяет некоторый ключ, в котором рассматривается все изложенное не только в настоящей статье, но и во всех других работах, создаваемых в результате наблюдаемого, обычно определяемого как мышление, необходимого феномена – ориентирования в условиях информационного шума1.

Ориентирование субъекта в Мире, может быть охарактеризовано именно как ориентирование в условиях информационного шума, в качестве которого выступают все явления, не представляющие, именно для этого субъекта, интереса «здесь и сейчас». В силу отсутствия, по тем или иным причинам, этого интереса и особенностей собственного организма, многие из происходящих в Мире событий и наблюдаемых явлений субъекту представляются малозаметными – фоновыми. В тоже время они присутствуют и на периферии сознания и даже, временами, заставляет обращать на себя пристальное внимание. Эта совокупность действующих факторов представляет собой для субъекта некоторый субъективный фоновый информационный шум. Другие события и явления, имеющие такой же шумовой характер, но обладающие большой действующей силой и очень заметные субъекту, могут быть определены уже не как шум, а как помехи. Такие помехи являются, зачастую, тем компонентом индивидуального бытия субъекта, который детерминирует в конечном итоге его жизненный путь и может быть определен как фатум2.

Ориентирование в ситуации наличия субъективного фонового информационного шума, образующего этот фон по отношению именно к данному субъекту, в качестве одного из условий функционирования технологии извлечения сигнала из информационного шума, предполагает также и субъективную актуальность этого сигнала, как фактора превращающего для субъекта остальной Мир в фон. Предполагает также, что этот сигнал востребован не только самим субъектом и присутствует в информационном для него шуме, но и его окружением, самим Миром, находясь «на поверхности», в виде выбросов образующей шумового фона. Говоря другими словами, подход предполагает возможность получения результата путем манипуляций именно с общедоступными, широко распространенными, актуальными превращенными предложениями Мира, в том числе – базами данных, знаниями. Эти базы предложений Мира применяются не столько в науке и философии, сколько в быту, культуре, на производстве, образуя ту самую структуру, детерминирующую искомый субъектом результат - ситуацию3.

Такой подход, применительно к нашему случаю, можно рассматривать как разновидность и симбиоз методов «случайного поиска» и «решения с конца», «подстановок» и т.п., получивших относительно широкое распространение в науке и технике4.
Известный методический прием выдвижения гипотез с последующей их проверкой, также может рассматриваться как «решение с конца». В процессе осуществления жизнедеятельности и ее обеспечении этот метод является основным в силу темпорального устройства Мира5 и работы механизмов интеллекта – опоры на готовые, ранее полученные модели, знания [1,2].

Как отмечалось выше, ориентируясь в Мире, создавая модели Мира, субъект, в силу ограниченности ресурсов своей организации, многое выносит за рамки рассматриваемых явлений6. Это «многое» образует некоторое основание – базис, некоторый фон, определяющий результат моделирования. Фон, зачастую, плохо заметный субъекту. Фон, который можно назвать также шумом (информационным шумом, фатумным шумом и т.п.). Невнимание к информационному шуму, отнесение его к «непринципиальным вещам», определяет появление так называемых «парадоксов» мышления, его «неряшливости», создает для субъекта иллюзию парадоксальности, непредсказуемости и даже враждебности самого Мира. Субъект обнаруживает массу парадоксов и неожиданностей, не имеющих фактически отношения к объективному порядку вещей в несубъектном Мире, где все детерминировано, но имеющих прямое отношение к его внутреннему миру – мышлению и сознанию, принимая их за явления Мира. В результате такого мышления и в таком мышлении в Мире появляется масса идеальных, мыслимых вещей. Вещей существующих в Мире лишь (?) в виде субъективных идеальных образов сознания. Но для познающего Мир субъекта эти «вещи» находятся «во внешнем» по отношению к нему Мире, так как находятся за пределами его, моделирующей самого субъекта, модели. Эти модели воспринимаются им как исходная данность, хотя являются всего лишь порождением его организма – органов чувств и соответствующих систем обработки данных, этими органами чувств поставляемых. Но именно эти модели мнимых вещей определяют, в конечном итоге, те действия, которые совершает субъект.

Такого субъекта можно определить не только как ориентирующегося, но и как заблуждающегося. Здесь актуально вспомнить слова из философской песни В.С.Высоцкого:


«Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,

Если, конечно, и ту и другую раздеть».


Эта особенность ориентирования организма в Мире с помощью моделей обуславливает широко распространенное, в инженерном деле сформулированное явным образом, положение: «с достаточной для практики точностью». Это положение показывает, что на практике и для «успешной практики» необходимо знать не саму истину, а лишь некоторое приближение к ней. Необходимо иметь лишь некоторую, правда, вполне определенную, но достаточность7. Приведение модели к действительности, обнуление «зазора» между истинным положением дел и мнимым, достаточным основанием, происходит в момент совершения действия – в момент эмпирической проверки. В результате возникает новая Мировая ситуация, которая разрешается субъектом, последующей, правде, несколько скорректированной, но приближенной моделью – модельным действием.

Вышеприведенные рассуждения можно проиллюстрировать цитатой из работы испанского философа Х. Ортего-и-Гассета [3]:

«Правда, с каждым днем я все более склоняюсь к мысли, что утопично все, что ни делает человек. Он занят познанием, но ничего не познает до конца. Верша правосудие, он неизбежно кончает мошенничеством. Он думает, что любит, но впоследствии замечает, что не пошел дальше обещаний. Не примите эти слова в нравственно-сатирическом смысле, так, будто я упрекаю своих собратьев по роду в том, что они не выполняют задуманного. У меня прямо противоположное намерение: вместо того чтобы винить их за неудачи, я хочу выдвинуть мысль, что ни одна из этих задач не выполнима, что они сами по себе невозможны и всегда останутся чистой претензией, ложным замыслом и беспомощным жестом».

В качестве конкретного примера ориентирования в условиях информационного шума рассмотрим кое-что из математики, которая считается одной из наиболее «строгих» областей человеческой деятельности.

Представленный ниже результат получен путем манипуляций с тривиальными знаниями, доступными ученику средней школы.

Известно, что математика является некоторым сконструированным, искусственным языком предельно простого описания тех или иных сторон окружающего Мира – вырожденной физикой. Языком, которым пользуются преимущественно профессиональные математики, к которым вполне можно отнести всех изучавших математику в школе или вузе. Как и любой другой сконструированный язык, математика содержит алфавит – набор общепринятых дискретных символов, позволяющих выражать элементарные действия – звуки, и их разновидности – сложные звуки, получаемые в результате объединения элементарных действий-звуков в слова. Объединенные в слова звуки – термины, обычно выносят в отдельный словарь – тезаурус8. Обязательным компонентом такого языка является синтаксис – набор правил употребления звуков и слов, определяемых соглашением – постулируемых. В части передачи положений математики другим субъектам, при записи на твердом носителе, приняты также некоторые другие правила. Примером может служить система MatCad, в которой, при общепринятой во многих странах мира форме записи текста слева направо и сверху вниз, происходит «автоматическое» решение задачи. Система сама подставляет результаты и данные из написанных выше строчек в расположенные ниже. Теоретически не исключены и другие формы записи.

Субъект-исследователь делит Единый Мир на ограниченные, конечные, доступные для манипуляции имеющимися в его распоряжении интеллектуальными и/или физическими ресурсами, части – вещи, описывая связи-отношения этих вещей с отстраненным от них Миром в виде свойств – качеств. Всю совокупность качеств, которые называют по-разному, например – «ощущениями» (Э.Мах [4]), определяют как качественную определенность вещи – саму вещь. На практике, при описании вещи, обычно ограничиваются лишь некоторыми, существенными, по мнению субъекта, связями-свойствами9 и шифруют вещь тем или иным именем – словом, термином.

Как любое моделирование качественных сторон Мира, его определенности, иногда говорят – вещей, которые обладают фактически бесконечным множеством свойств, математическое моделирование, «обрезая» несущественные с точки зрения математиков связи, создает модели, обладающие конечным объемом свойств. Эти модели обладают некоторым «снятым», вырожденным совокупным качеством10, которое может быть использовано далее как «конечная вещь» – количество11. Количество каждой из таких вещей всегда равно единице, поскольку любая вещь в нашем Мире существует лишь в одном экземпляре – она единственна как часть Мира. И таких единичных вещей в мире ориентирующегося субъекта превеликое множество. В силу существенной ограниченности собственных интеллектуальных ресурсов субъект вынужден уменьшать это «неподъемное» для него множество вещей, классифицировать их, сводить к некоторым меньшим множествам, доступным для манипуляций, в пределах которых он эти вещи друг от друга уже не различает – создавая тем самым классы вещей. Производится это, повторим, путем отбрасывания, снятия тех или иных свойств и отношений, которые субъекту кажутся несущественными. На первых порах такое упрощение модели учитывается в рассуждениях, позволяющих восстанавливать, идентифицировать вещь из класса в конкретный его элемент. Со временем факт перевода объекта из качественной определенности, неподъемной для субъекта, в количественную, посильную субъекту определенность, забывается, уходит в тень, становится фоном и появляются представления, что некоторые вещи существуют реально и их может быть много: человек, дерево, планета, число и т.п. Подобные представления лежат в основе мыслительных построений реалистов, которым противостоят номиналисты, понимающие уникальность (единичность) каждого природного объекта – в том числе и руко(мысле)творного.

Отвлечение. Реалисты, как можно повсеместно наблюдать, уверенно пользуются словами, не понимая большей части связанных с ними смыслов и значений. Как правило, это субъекты мало в чем сомневающиеся. Номиналисты – субъекты недееспособные.

Фиксируемые, оставшиеся, учитываемые субъектом связи образуют для него некоторую логическую сеть, смысловую структуру Мира, в узлах которой находятся те или иные единичные вещи – физические (материальные) либо психические и ментальные (идеальные12) объекты.

Выделенные субъектом объекты Мира – структуру Мира, математики моделируют в виде идеальных конструкций – формул (операторов). Некоторые из формул, независимо от того простые они или сложные, шифруют теми или иными символами, позволяющими с большей или меньшей степенью наглядности представлять промежуточный результат для дальнейшего манипулирования. Единицы «вырожденного» качества, получаемые в результате операций-манипуляций, зачастую шифруют другими качественными знаками-числами. Количество таких знаков-чисел всегда равно единице, т.е. такой знак, с такими возможностями (снятыми качествами) всегда один. Для удобства13 эти числа представляют в виде нарастающего ряда, хотя их можно было бы сортировать и по другим основаниям. Эти «другие основания» и классификация чисел по ним выступают в качестве основы для многочисленных математических изысканий. В конечном рукотворном множестве выделяют, например: рациональные и иррациональные, положительные и отрицательные, мнимые и действительные, целые и дробные, простые и сложные и т.п. – числа.

В настоящей работе, посвященной некоторым особенностям «цивилизованного» мышления, мы ограничимся арифметикой – разделом математики, имеющим дело с числами. На ее примере попробуем продемонстрировать устойчивость «внушенных форм мышления». Отметим, что в нижеследующем настоящая статья перекликается, например, с работами, рассмотренными в статье Ю.И. Семенова [5], и самой его статьей.

Как известно число – условный знак, результат некоторой шифровки тех или иных манипуляции с единицей – элементарным, неделимым счетным объектом математики, обозначающим присутствие этого объекта в манипуляции. Также оно является результатом соглашения, о чем свидетельствует тот факт, что в настоящее время различают, например: множество натуральных чисел, к которому иногда также относят ноль, множество действительных чисел, множество рациональных чисел, множество комплексных чисел и т.п.

В пределах первого разряда системы счисления натуральные числа шифруют теми или иными знаками, которые называют цифрами, или буками: 0-1 (двоичная), 0-9 (десятичная), 0-F (шестнадцатиричная).

Пример. Предположим (постулируем)14, что все единицы (1) равны друг другу (обезличены) и их можно складывать (операция суммирования обозначаемая оператором «+»), считая объект 1+1 целым (вещью). Тогда этот объект можно зашифровать цифрой 2 (знаком-оператором). Математически запись описанных манипуляций с «суммированием» и «шифровкой» будет выглядеть так: 1+1=2.

В истории математики современной позиционной форме записи чисел и действий с ними предшествовала «римская форма», которую можно назвать полупозиционной. Существуют и непозиционные, например словесные, формы описания. В позиционных формах, которые в наше время и являются основным предметом деятельности математики, то или иное значение цифре или другому знаку, используемому в этом упрощенном описании Мира, придает место в выражении: уравнении, записи числа и т.п. Принятое представление чисел содержит «фоновые компоненты», которые де-факто присутствуют в их свойствах, но де-юре забываются.

Пример. Предположим (постулируем), что единицы не равны друг другу и зашифрованное ими зависит от того, в каком месте записи чисел эти единицы находятся. В настоящем примере ограничимся двумя разрядами. В позиционной системе записи в обозначении 11 (числе) первая единица означает 10 (десять), а вторая 1 (один) – в десятеричной. Аналогично, в двоичной системе счисления, в записи 11 первая единица обозначает «два», а вторая «один»15. Математически это можно было бы описать так: 1+0=10 и 0+1=1 в десятеричной системе счисления. Соответственно: 1+0=2 и 0+1=1 в двоичной системе счисления. В этих формулах «+0», «0+» указывает на существование пустого знакоместа. При «опускании» знака «+» имеем привычную форму записи «10=10» для десятеричной системы счисления. Для двоичной системы счисления «10=2», при выражении значения числа десятеричными цифрами.

Универсализация применения «знака-буквы» без четкой оговорки правил его применения, приводит к казусам «исключений из правил», ломающих нормальное мышление и воспитывающих неряшливость восприятия Мира субъектом. Причем такая «неряшливость» наблюдается, зачастую, и в детерминированном, упорядоченном с виду мышлении математиков. Такую неряшливость мышления можно определить как запрограммированную неряшливость, догматическую неряшливость и т.п. Эта неряшливость связана с отсутствием глубины мышления, в силу использования готовых, полученных ранее как самим субъектом, так и другими ответов.

Рассмотрим последний феномен на примере вышеозначенной математической операции «деления на ноль».

Со школьной скамьи нам известно, что на ноль (нуль) делить нельзя. Существует несколько разных объяснений, почему это так, как математических, так и общефилософских.

Вначале при изучении математики (арифметики) сообщается о позиционной системе счисления, о том, что нулем обозначается «пустое знакоместо», откуда прямо следует, что ноль это не число, а знак указывающий на отсутствие числа, но обозначающий знакоместо. Одновременно внушается противоречащая этому положению мысль, что 0 (нуль) – действительное число16. Далее субъект внушения имеет дело с «математикой» созданной путем соглашения, в которую волевым образом в качестве числа вписан 0 (ноль). Правила производства «математических» «операций» с нулем также определено путем соглашения.

Подобный подход позволяет создавать какое-то число «арифметик», для которых можно придумать те или иные правила при работе с теми или иными «числами»17. Отрицать то, что подобная позиционная система записи чисел оказалась удобной, а во многом, возможно, и определяющей путь развития современной цивилизации, не будем, и продолжим наши рассуждения.

В общем случае ноль0 знак, которым в математике по соглашению обозначают как число, так и отсутствие числа. То есть в общем случае этот знак числом не является. Очень часто при записи чисел и математических выражений его просто опускают, как не нужную и не несущую никакой информации излишность. Де-факто, знак 0 можно поставить в один ряд со знаками-операторами: + – обозначающем операцию сложения; - – обозначающем операцию вычитания; (), [] – обозначающими, в ряде случаев, последовательность совершения действий; =, <, > – обозначающими отношение к предыдущим действиям (операциям) с числами. Продолжая аналогию можно сказать, что 0 – знак, обозначающий не совершение оговоренного математического действия.

В связи с тем, что 0 - числом не является операции деления, умножения, вычитания и прочие, использующие ноль в качестве числа, можно отнести к парадоксам не только математики, но и мышления как такового (математиков в первую очередь).

Достаточно часто в публицистической литературе встречается ситуация, когда смешивают число и цифру - знак обозначающий, шифрующий число. Этот знак может быть простым - односложным, или сложным – при позиционной записи чисел. В первом приближении, натуральным и единственно корректным числом целесообразно считать единицу1. Остальные, так называемые числа, фактически представляют собой знаки, указывающие на совершение действий в прошлом. Например: число 7, обозначаемое цифрой 7, является указанием на то, что с некоторыми единицами было несколько раз (в данном случае семь раз) произведена некоторая манипуляция. Факт и результат манипуляции зашифрован цифрой 7. При дальнейших, необходимых, будущих манипуляциях ее можно использовать как достаточные «начальные условия», существенно сокращающие громоздкость записи.

Другие примеры: Числа е, «пи» – шифрованные обозначения формул их расчета. Точно также дробные числа являются лишь «удобной формой записи» тех или иных манипуляций и их результатов с единицами. Вместо цифр при записи математических текстов широко используют и другие знаки (формы шифровки манипуляций): корень (?Ї2), возведение в степень (23), 1/3 =1/(1+1+1) и т.п.

Говоря другими словами, для сохранения порядка в мышлении необходимо помнить, что числа не существуют объективно, а являются лишь результатом соглашения субъектов (язык и форма его записи) и манипуляций ими с некоторыми объектами, полученными, в том числе и благодаря применяемой форме записи и правилам манипуляций. Этот результат (соглашение), в конечном итоге, определенным образом стал довлеть над мышлением многих математиков и инженеров.

Нечто подобное наблюдается и в описании Мира субъектом другими вторичными, можно сказать – языковыми, средствами, порождениями Культуры. Происходит выход мышления из глубины на поверхность: из Мира сущностей в Мир слов.


Литература


1.Галкин В.П. Некоторые типы систем и их простые модели / Вестник Чувашского и Марийского отделений Российского философского общества – Чебоксары – Йошкар-Ола, 2007. – 225 с. Стр.5-11.

2. Галкин В.П. Некоторые аспекты проблемы ориентирования в условиях информационного шума / Вестник Чувашского отделений Российского философского общества – Чебоксары, 2008. – 307 с. Стр. 21-32.

3. Ортега-и-Гассет Х. Нищета и блеск перевода. / «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. – М.:Радуга, 1991. – Антология литературно=эстетической мысли) – 639 с. Стр.518-542.

4. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 456 с.: ил

5. Ю.И.Семенов. К развитию гипотезы функциональных семантических конструкций. - http://credonew.ru/content/view/293/27/

1 Под информационным шумом будем понимать некоторое множество откликов системы на внешние факторы, которое не является необходимым, в конечном итоге, для совершения системой информационно-детерминированного действия. Образ «информационного шум» перекликается с принципами: «достаточного основания», «бритвы Оккама», наименьшего принуждения, наименьшего действия, наименьшего основания. Будем отличать информационный шум, впрочем, как и любой другой, например, событийный, определяемый теми или иными причинами, от хаоса, не несущего в себе детерминационной составляющей.

2 Фатум – неотвратимая сила, управляющая миром. В древности считалась разумной.

3 Ситуация – некоторая совокупность предложений Мира и субъективных интересов, определяющая совершение субъектом тех или иных, в том числе и мыслительных, действий. К последним относится также и то, что обычно определяют как осознание и желание. Положение, описываемое известным наблюдением: «бытие формирует сознание, которое определяет дальнейшее бытие» - принцип рекурсивности, внутренней обратной связи. Или, говоря проще: «Бытие определяет Бытие».

4 Несмотря на их обилие, в общем случае, все методы осознанного ориентирования являются разновидностями метода «проб и ошибок» (случайного поиска).

5 Движения Мира, проявляемого как время и/или необходимость (в философии).

6 Собственно говоря, ограниченность ресурсов организации и является основной причиной моделирования Мира, иначе субъект мог бы манипулировать Миром непосредственно, как, например, это делает демиург – создатель, творец. Моделирование Мира последним производится уже после осуществления им акта творения: «… ой, что это я натворил!» или «... и увидел он, что это хорошо!».

7 Напомним, что деление явлений на необходимости и достаточности является результатом соглашения между мыслителями. В самом Мире мы, в рамках принятой терминологии, наблюдаем только необходимости.

8 Здесь представляется целесообразным напомнить читателю принцип «бритвы Оккама»: не следует приумножать сущности без необходимости (не следует суживать без необходимости сферу притязания). В общем случае «терминами» в математике являются формулы, разделы математики, профессиональные культуры и культуры народов в целом. Последние накладывают на математику определенный отпечаток, что позволяет говорить о национальных особенностях профессиональных языков.

9 Свойства вычлененных из Мира вещей – это, в свою очередь, также «вещи», которые вынужден вычленять из Мира субъект в силу ограниченности ресурсов.

10 Качество – полная совокупность свойств (отношений) вещи, определяющая, делающая ее именно этой вещью, а не какой-либо другой. Существует только одна Вещь, называемая Миром, Вселенной, Универсумом. Все остальные «вещи» Мира – его подсистемы. Для ориентирующегося субъекта вещами являются любые части Мира, которые ему удалось в этом Мире обнаружить.

11 Количество – вырожденное качество, снятое качество в моделировании Мира.

12 Протяженности (пространство) и движение (время?) логично также отнести к идеальным компонентам модели Мира.

13 Оказалось, что в таком представлении выполнение математических преобразований существенно упрощается.

14 Так принято в математике, в Мире «единицы» друг другу не равны и их складывание в очень многих случаях не может быть совершено ни произвольным, ни случайным образом.

15 Запись «11» означает 11 в десятеричной системе счисления, и 3 – в двоичной.

16 Действительное число – вещественное число, любое положительное число, отрицательное число или нуль.

17 Фактически «промежуточные» результаты, получаемые при решении тех ли иных «задач», можно считать правилами. Например, правило: 1+1=2. Что на самом деле и имеет место быть. И лишь для удобства выражения фигуры речи, считается, что это результат вычислений.







Похожие:

О моделировании явлений мира iconВ. А. Ацюковский начала эфиродинамического естествознания книга
В книге в первой части рассмотрены некоторые положения эфиродинамических основ электромагнетизма и электромагнитных явлений, во второй...
О моделировании явлений мира iconОглавление Часть 2 Эфиродинамические основы световых явлений Введение Глава История открытия оптических явлений
Взаимодействие лучей света Глава о некоторых оптических измерениях
О моделировании явлений мира iconИменно этот идеал и предъявлял аристократии те самые высокие требования, благодаря которым и происходит ее элитизация и обособление от массы. Уже Апулей в своей книге
Мир идей онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея...
О моделировании явлений мира icon1. предисловие
Однако с расширением и углублением знаний во многих областях науки в последние десятилетия проявляется тенденция увеличения разрыва...
О моделировании явлений мира iconВведение Часть 2 Эфиродинамические основы оптических явлений
Но, тем не менее, в оптике, как и во всех областях естествознания, есть принципиальные недостатки, ограничивающие возможности ее...
О моделировании явлений мира iconРодителям на заметку. Предлагаем Вам ввести ребёнка в мир изобразительного творчества
У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений,...
О моделировании явлений мира iconРодителям на заметку. Предлагаем Вам ввести ребёнка в мир изобразительного творчества
У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений,...
О моделировании явлений мира iconОбразовательный стандарт основного общего образования по физике изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности...
О моделировании явлений мира iconЛитература характеристика заданий единого государственного экзамена по литературе
Оно приобщает учащихся к богатствам отечественной и мировой литературы, развивает способности эстетического восприятия и оценки явлений...
О моделировании явлений мира iconАтематические модели являются одним из основных инструментов познания человеком явлений окружающего мира
Планет вокруг Солнца. Используя основные законы механики, нетрудно составить уравнения, описывающие движение космического аппарата,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов