В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете icon

В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете



НазваниеВ. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете
Дата конвертации09.07.2012
Размер137.63 Kb.
ТипДокументы


Галкин В.П., Иванов В.Р., Мукин В.А.


Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете

На примере обоснования "Студенческого опытно-конструкторского бюро систем обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных объектов и космических технологий" ФГОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

(СОКБ СОФиЖ АО и КТ1)


Об авторах:


Галкин В.П. - к.т.н., с.н.с., доцент кафедры философии и методологии науки, научный руководитель НИУМП "Лаборатория проблем цивилизации" ФГОУ ВПО ЧувГУ;

^ Иванов В.Р. - инженер-электрик.

Мукин В.А. - к.ф-м.н., доцент кафедры философии и методологии науки заведующий НИУМП "Лаборатория проблем цивилизации" ФГОУ ВПО ЧувГУ.


Чебоксары - 2011 г.


1. Цель работы и ее обоснование


1.0. Разработка концептуальных предложений по модернизации учебного процесса в университете, который позволит вывести качество подготовки специалистов на конкурентоспособный уровень, обеспечивающий потребности современного народного хозяйства России (Чувашии) и народа в целом, в направлении противостояния негативным процессам и тенденциям развития современного, так называемого "постиндустриального", общества потребления.

Особенностью предлагаемых решений является их сетевая структура, подразумевающая наличие других структур сетевого и ячеистого характера, которые будут функционировать и целенаправленно совершенствоваться в направлении выведения университета на более высокий уровень. В основу концепции положены некоторые, полученные ранее в процессе работы НИУМП "Лаборатория проблем цивилизации" ФГОУ ВПО ЧувГУ наработки по модернизации научного и учебного процессов, в том числе и с учетом анализа состояния и тенденций развития современного мира.

1.1. В настоящее время в России, когда практически все ведущие, в том числе и отраслевые, вузы стали “университетами”, вполне обоснованно можно говорить о классических и неклассических университетах. Классический университет (типа МГУ и т.п.) готовил специалистов преимущественно для научной и педагогической деятельности в области фундаментальных, естественных и гуманитарных наук. Специалисты Неклассический университет (типа ФГОУ ВПО "Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова") дополнительно готовит специалистов преимущественно для производственной, а также научной и педагогической деятельности в области инженерных наук. В последние годы наблюдается структурное и доктринальное сближение обоих типов университетов и деградация уровня подготовки в них специалистов.

1.2.
Одной из причин деградации является слом общественного строя и перестройка всего механизма жизнеобеспечения страны, связанная с уничтожением или, как "модно" сегодня говорить, распадом Советского Союза. В результате этого слома была принята к реализации концепций, навязанных внешними и внутренними недружественными народам России силами, опирающимися на маргинальные слои интеллигенции2 и, фактически, деклассированный криминальный элемент, проникающий сегодня во все государственные и общественные структуры. Говоря другими словами: Советский Союз проиграл гуманитарную войну.

Сегодня Россия является одной из немногих стран мира, в которой люди высокой квалификации, которую получили еще в СССР, имеют доходы (и это тщательно отслеживается и контролируется) меньшие, чем западные чернорабочие. Поставленные в условия существования на грань голодной смерти - пороговая система, они вынуждены работать на так называемого "работодателя", раскрывая ему секреты, полученные многотысячными коллективами в течение многих лет работы3.

Несмотря на столь пессимистическое описание начальных условий, авторы настоящей работы надеются, что наш народ, как таковой, обладает некоторой способностью к самоорганизации, выдвижению лидеров и идей, позволяющих ему либо сохраниться и отстоять место под солнцем, либо исчезнуть, в результате деятельности этих лидеров
, с исторической арены. Самоорганизация возможна также и на уровне более мелких структурных единиц, например, на уровне отдельно взятой республики, или отрасли, например, такой как система образования. Именно этот путь самоорганизации Чувашии и предлагается в настоящей концепции.

^ 1.3. В свое время НИУМП ФГОУ ВПО ЧувГУ “Лаборатория проблем цивилизации” принимала участие в разработке предложений к Национальной доктрине образования России. Судьба предложений осталась неизвестной (авторы - В.П. Галкин, В.А. Мукин).

В связи с тем, что система образования является элементом системы безопасности, жизнеобеспечения и воспроизводства общества, предложения к доктрине строились исходя из сущностных, но не политически ориентированных, оснований, т.е. как концепция самой доктрины, но не мелкие конкретные предложения в нее.

Несколько ранее была разработана "Концепция многофункционального университета национальной республики", в процессе работы над которой обнаружилось, что подобные задачи решать, не оценивая процессы мирового, Российского и республиканского уровня с учетом "человеческих качеств, проблематично.

Нечто подобное предлагается в настоящей работе применительно к организации учебного процесса в неклассическом университете – НИУМП ФГОУ ВПО ЧувГУ, содержащем в своей структуре технический, медицинский, строительный и машиностроительный факультеты.

Учитывая неоднозначность тех процессов, которые определяют нормативно-правовые и материальные позиции современной высшей школы, за основу берется не официальная доктрина вышестоящих официальных структур, в том числе и международных "советников" и "консультантов", а соображения обеспечения жизнедеятельности народов России в современных условиях.

Настоящий фрагмент текущей работы НИУМП ФГОУ ВПО ЧувГУ является конкретным концептуальным предложением, развивающим некоторые положения, изложенные в пояснительной записке-отчете4, поданной ректору ФГОУ ВПО ЧувГУ, профессору В.Г. Агакову в апреле 2010 года.

^ 2. Начальные условия


2.1. Исходным положением является то, что целевая функция - основная задача, ФГОУ ВПО ЧувГу подготовка специалистов, способных работать в современных и прогнозируемых условиях существования России, являющихся ее будущим. Компрадорский компонент, навязываемый нам "международным сообществом", не скидывается со счетов и учитывается как фоновая составляющая, начальные или граничные условия.

^ 2.2. Как показывают наблюдения за событиями последних лет, Запад стремится всеми силами обеспечить себе существенные преимущества перед Россией и странами "ближнего зарубежья" - бывшими республиками СССР.

С этой целью идет скупка мозгов, путем различных конкурсов и международных фондов5 и грантов, привлечения молодежи, которую предлагают старшему поколению научных работников и преподавателей практически бесплатно6, а зачастую и с доплатой со стороны бюджета России либо самого обучающегося (контрактные формы обучения) или его родителей, готовить для них. Осуществляется селекция молодежи, путем отсеивания творческой патриотически-настроенной молодежи и привлекая молодых людей обладающих прагматическим мировоззренческим уклоном7, создавая им определенные жизненные преимущества, что приводит, в конечном итоге, к переориентированию целей, изменение ментальности народа и т. п.

Следование пожеланиям "дорогих" и "очень дорогих" западных партнеров неминуемо приведет и Россию в целом, Чувашию и Университет, в частности, к краху. Пока еще этому можно противостоять, грамотно организуя взаимодействие с Городом и Республикой, контролируя учебный процесс и производственные отношения в Университете, в том числе путем политики заключения договоров, используя принцип подвижных (нормативно-правовых и моральных) границ8, который был применен "реформаторами" против Советского Союза и народов России, развернув эту политику в созидательных целях.

2.3. Одним из путей противодействия внешней и внутренней экспансии представляется создание СКБ - "государства" в государстве, "университета" в университете. Поскольку в настоящее время СКБ существуют во многих вузах (колледжах, университетах), которые хорошо представлены в сети Internet, то представляется целесообразным на начальном этапе объявить конкурс между факультетами по разработке концепции СКБ для ФГОУ ВПО ЧувГУ среди студентов, сотрудников и предприятий и фирм города. Проведение такого конкурса позволит оценить потенциал коллектива ФГОУ ВПО ЧувГУ и города.

Мы же в этой работе рассмотрим вариант нулевого приближения, который может служить отправной точкой в случае неудачи такого конкурса или принятия решения о его нецелесообразности.


^ 3. Концепция "Студенческого опытно-конструкторского бюро систем обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных объектов и космических технологий" - СОКБ

3.1. Представляется, что реализовать СОКБ для решения задач обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных объектов (мини-городов, поселений, транспортных средств и т.п. - что достаточно актуально само по себе) не представляется сложным, но подобный подход будет противоречить принципу бритвы Оккама: "Не стоит без необходимости сужать сферу притязания".

Поскольку проект имеет образовательную направленность, то для того, чтобы развивать у студента фантазию, а также повысить "культуру" конструирования, предлагается расширить сферу притязания до уровня характерного для космической отрасли в целом, объектов космической техники и ее применения, в частности. Например, сегодняшний сотовый телефон и западный автомобиль, а также многие изделия бытовой техники (например, детские складные коляски) используют решения и технологии, разработанные в свое время для ВПК и космонавтики. В силу малогабаритности "космических" изделий (малой энерго- и ресурсоемкости) изготовление моделей и макетных образцов может быть заметно дешевле, чем для изделий среднего машиностроения. Станочный парк машиностроительного факультета и кафедральные мастерские ФГОУ ВПО ЧувГУ вполне могут с этим справиться.

Многое, представляется, возможным сделать в домашних условиях, используя ручной инструмент и компьютеры, а также имеющиеся в свободном доступе прикладные программы и Internet, в свободное от учебы время имеющиеся в распоряжении студента и оплачиваемые из его личного бюджета. Это, конечно, не значит, что не надо искать финансовые средства для обеспечения работы СОКБ.

3.2. СОКБ - структура изначально ориентированная на "студенческую науку" доступную студентам всех курсов. В СОКБ студенты старших курсов и аспиранты руководят студентами младших курсов. Основной задачей СОКБ является организация, структурирование и сборка квалификации будущего специалиста вокруг некоторого "центра приложения сил", стержня, обеспеченного необходимостью конструирования конечных изделий и доведения их до работоспособного состояния. Какая-то часть этих работ будет иметь чисто учебный, какая-то учебно-игровой, какая-то научно-игровой характер. При условии сохранения качества научного руководства и научных руководителей как таковых, все это будет базой более серьезных научно-технических и технологических разработок.

В Советском Союзе "сборка специальности" будущего специалиста шла обычно вокруг научной и исследовательской работы, проводимой кафедрой. Производственный цикл работ таких работ составлял от 3 до 10 лет и более, что позволяло готовить не только студентов, но и аспирантов, а также докторов наук. После уничтожения Советского Союза, что особенно хорошо заметно сегодня, было выдвинуто требование сокращения рабочего цикла научно-исследовательских работ, что привело к стремительной деградации высшей школы и, особенно, качества подготовки специалистов. Последнее "достижение" реформы образования является одной из ее целей и было озвучено представителем Минвуза который, выступая перед коллективом преподавателей ЧувГУ, на прямой вопрос по поводу целей перехода на двухуровневую систему образования, ответил буквально следующее: "Нам через несколько лет надо будет иметь в России много неквалифицированной рабочей силы9".

Отметим, что в ведущих советских вузах научно-исследовательский сектор кафедры превосходил по численности ее профессорский (преподавательский) корпус в 5-10 раз. На ведущих кафедрах ЧувГу того времени - в 2-5 раз.

^ 3.3. Структура СОКБ и его деятельности. СОКБ состоит из некоторой научно-административной надстройки, проводящей общую политику, и плавающего числа секторов, работающих над самостоятельными проблемами, подчиненными общей, образующей всю систему СОКБ, цели. Связь между секторами обеспечивается генеральными конструкторами проектов (руководителями и авторами идей ??). В каждом секторе работают студенты нескольких курсов. Возможно привлечение молодежи из средних и старших классов школ.

По каждой проблеме (направлению) функционирует теоретический, инструкционный и учебный семинар10. Периодически проводятся общие семинары и "производственные совещания".

На начальном этапе развития СОКБ тематика определяется преимущественно руководителями из числа преподавателей ЧувГУ и привлеченных "генераторов идей" из города. По мере накопления опыта работы, тематика будет во все большей степени задаваться студентами и аспирантами.

Учитывая нетерпеливость, свойственную молодости, производственный цикл отдельных элементов разработок должен быть относительно небольшим - 1-2 семестра, при длительном общем цикле конечного изделия. Это позволит организовать преемственность деятельности, приблизит форму производственного цикла к имеющим место в реальности, что может способствовать также развитию у студента чувства видения перспективы.

^ 3.4. Представляется целесообразным восстановить имевшиеся связи с: Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени академика С.П. Королёва, МЭИ и другими профильными вузами и организациями, заинтересованными в подобном сотрудничестве.


4. Перспективы

В перспективе СОКБ СОФиЖ АО и КТ, в том числе и за счет перекрестных связей с другими вузами, может вывести Университет на уровень Национального Исследовательского Университета.


^ 5. Сложности реализации

На начальном этапе создания СОКБ СОФиЖ АО и КТ существенными представляются препятствия обусловленные косностью мышления и небольшим числом специалистов способных обеспечить должное научное руководство и генерирование идей. Позднее возможно целенаправленное конкурентное давление - недобросовестная конкуренция, и различного рода административные воздействия, в том числе и с целью "прибрать к рукам11".


6. Финансирование

6.1. Самофинансирование за счет средств ЧувГУ, спонсоров, и со временем "фонда Бортника" и т.п. С учетом негативного западного опыта, не исключается привлечение государственных и муниципальных экологических и общественных программы в рамках республиканских программ при поддержке президента и кабинета министров ЧР, а также создание "совета попечителей-спонсоров". Необходимы "быстрые спонсоры", поскольку здесь важен каждый месяц. Счет должен идти на месяцы (семестры), а не на годы, поскольку молодости свойственно нетерпение, да и весь цикл обучения студента 4-5 лет, а ему желательно видеть результат.

6.2. Преподаватели, работающие со студентами в СОКБ, должны получать безусловную надбавку в 100% от зарплаты доцента (на сегодня это примерно 10 тыс. руб.). Эта надбавка не должна сниматься даже в случае если руководимые ими группы (сектора) выйдут в режим "самофинансирования".

6.3. В дальнейшем, когда СОКБ СОФиЖ АО и КТ себя зарекомендует, оно сможет работать по хоздоговорам с различными, в том числе и солидными фирмами.

7. Конфиденциальность

Представляется, что вся программа должна быть нацелена на "рабочий порядок" реализации, выглядеть со стороны весьма "скромно" и не рекламироваться. Приучаясь работать с конфиденциальной информацией, студент овладеет навыками, необходимыми для работы в современных условиях - времени "скупки мозгов и идей" за бесценок - поиска так называемых инноваций.

^ 8. База данных

Возможные и разрабатываемые темы исследований. Возможные темы пока конфиденциальны, а имеющиеся и уже разрабатываемые в ФГОУ ВПО ЧувГУ нуждаются в инвентаризации.


^ 9. Примеры возможных разработок

9.1. В области электрических машин.

9.2. В области медицинских приборов и оборудования.

9.3. В области космических технологий.

9.4. В области импульсных преобразователей мощности.


^ 10. Факультеты "заказчики" и "исполнители" СОКБ


10.1. Заказчики: медицинский, строительный, машиностроительный и само СКБ СОФиЖ АО и КТ - его "внутренние" программы и проекты.

10.2. Технические факультеты, которые вполне могут уже сегодня работать в качестве "исполнителей, консультантов и участников" СКБ СОФиЖ АО и КТ: машиностроительный, электротехнический, электроэнергетический, радиотехники и электроники, информатики и вычислительной техники, дизайна и компьютерных технологий.

10.3. Прочие факультеты, которые также вполне могут участвовать в СОКБ СОФиЖ АО и КТ: химический, физико-математический, медицинский, строительный.

10.4. Юридический и экономический факультеты обеспечивают студентам других специальностей, работающим в СОКБ СОФиЖ АО и КТ, повышенный уровень экономической и юридической подготовки.


^ 11. Кадровое обеспечение

Кадры есть в ФГОУ ВПО ЧувГУ и в городе, но называть конкретные фамилии пока представляется преждевременным.


12. Опыт работы СОКБ ФГОУ ВПО ЧувГУ

Опыт работы СКБ ФГОУ ВПО ЧувГУ по разработке озонаторов (научный руководитель к.т.н. Ю.П. Пичугин) после определенного переосмысления может быть частично использован в качестве примера конструкторско-производственного сектора, которые должны быть и в планируемом СОКБ СОФиЖ АО и КТ.


15. Партнеры

Партнеры появятся в процессе организации и работы СОКБ СОФиЖ АО и КТ.

1Название предварительное - рабочее...

2 К такой интеллигенции относятся "сынки" и "внуки" - второе и третье поколение людей, которые выросли "за спиной" отцов и дедов - тех, кто реально работал в народном хозяйстве страны. "Сынки" лишь "слышавшие звон" принятия решений, не понимая, что за ними стоит на самом деле и каковы будут последствия. Нечто подобное происходит и в западном мире, что нисколько не облегчает нашу участь, как страны и народа отказавшегося от собственного пути и, что самое страшное, самостоятельности мышления.

3 Во многих случаях "работодателю" не требуется ни эта высокая квалификация, ни те идеи, которые могут быть генерированы, поскольку его интересует не развитие науки, техники, народа и т.п., а лишь прибыль. Прибыль любой ценой.

4 Пояснительная записка по теме НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ: Некоторые концептуальные предложения к программе модернизации многофункционального университета национальной республики (на примере ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова”) - Чебоксары - 20.04.2010 г.

5 Например, Фонд Сороса.

6 В настоящее время курс рубля примерно соответствует 1:200-1:300 и более, по отношению к советскому рублю образца 1961 года (брежневские времена). То есть зарплата доцента технических наук в 10 т.р. эквивалентна, либо даже ниже стипендии студента техникума тех времен и, тем более, меньше стипендии учащегося профтехобразования. Такая зарплата представляется допустимой для представителей гуманитарных и экономических отраслей знания, стараниями которых был уничтожен СССР и за "учениками" которых запад не гоняется. Для представителей инженерных кафедр, представляется разумной минимальной оценка зарплаты доцента 30-40 т.р., а при наличии аспирантов и дипломников до 80-100 т.р. в месяц.

7 Программы Сколково.

8 Николай фон Крейтор, Американо-фашистская геополитика на службе завоевания мира - http://helicop.chat.ru/rus56.htm - время доступа 26.06.2011.

9 Представляется, что это выражение является "калькой" инструктажа, которое он слышал на одном из совещаний в Минвузе. "Кто такие эти "мы" ("нам") ?" - он не уточнил.

10 Теоретический семинар - обсуждение теоретических вопросов, не требующих немедленного исполнения. Конструкционный семинар - производственное совещание. Учебный семинар - повышение квалификации членов коллектива путем прослушивания лекций и участия в их обсуждении.

11 С подобной ситуацией мы столкнулись, когда разработали концепцию "Чувашского филиала физико-технологического института АН СССР", на стадии его реализации. В то время в СССР физико-технологических институтов или факультетов не было: были широко известны: Физико-технический - ФИЗТЕХ, и Московский инженерно физический - МИФИ. Как только концепция была разработана и передана в ректорат - озвучена, сразу появился "профессор" готовый этот филиал возглавить. Другие "профессора" настолько извратили идею (пытаясь использовать представленное обоснование для открытия "Чувашского филиала Физико-математического института Академии наук СССР" - физико-математических институтов и факультетов было предостаточно), что от задумки пришлось отказаться. После уничтожения Советского Союза институт стал неактуальным, а сама идея развития физических технологий в Чувашии практически нереализуемой.





Похожие:

В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconР., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете
На примере обоснования "Студенческого опытно-конструкторского бюро систем обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconФилософские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин
В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации, ограниченности его интеллектуальных ресурсов на возможность...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconМетодические рекомендации по составлению плана учебного занятия. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой обязательный и необходимый документ для работы
План необходим преподавателю, он свидетельствует о продумывании учебного процесса, отражает поиск оптимального варианта учебного...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconДополнительные разъяснения о формировании учебного плана в начальной школе
В полном объеме основополагающие документы для организации учебного процесса можно найти на портале Российского образования
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconУо «Миорский государственный Дом детского творчества» Организация учебно-воспитательного процесса в кружке
Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия: Сборник материалов...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconПриказ №57-од о начале 2011-2012 учебного года в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и в целях организации учебного процесса в 2011-2012 учебном году
Установить продолжительность учебного года: для 1 классов – 33 недели, для 2-11 классов – не менее 34 недель без учёта государственной...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconI. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе
Сельская малочисленная школа имеет ряд особенностей, которые проявляются в организации учебного процесса, содержании обучения, в...
В. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете iconДокументы
1. /Технологический подход к организации учебного процесса в военном вузе.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов