Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин icon

Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин



НазваниеФилософские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин
Дата конвертации09.07.2012
Размер55.75 Kb.
ТипДокументы

Философские аспекты проблемы коммуникаций

В.П. Галкин, В.А. Мукин

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации, ограниченности его интеллектуальных ресурсов на возможность адекватного ориентирования с современном дискретном общественном мироустройстве.

Выделим внешнесубъектные коммуникации (передачи и/или получения данных) между отдельными, обособленными субъектами и их группами – диалог, внутрисубъектные коммуникации (преобразования данных) – информационный, мыслительный либо производственный процесс, а также коммуникации между субъектом, его внутренним Миром, и внешней средой, окружением – ориентирование, реакция, практика. В настоящей работе нас будет интересовать коммуникация именно как одна из составляющих процесса ориентирования, реакции субъекта, и обеспечения в итоге некоего его единства с множеством ему подобных – образование практикующего метасубъекта – человечества. Ориентирование, в свою очередь, является элементом процесса управления, опирающегося на модели Мира, создаваемые субъектом из того многообразия данных (предложений), которое предоставляет ему Мир.

В дальнейшем рассмотрении для наглядности сузим понятие субъекта до организма – особи, хотя некоторые из полученных результатов рассмотрения моделей можно распространить и на коллективного субъекта.

Существуют различные переводы того, что сказал о человеке в древности Аристотель. Сегодня можно утверждать, что говоря «Человек животное общественное» он не ошибался. Более того, анализируя результаты деятельности различных структур, претендующих на формирование культурных общечеловеческих сфер, сегодня вполне можно говорить о том, что термин «животное», обусловленный его биологической природой, является фундаментальной частью определения и сущности человека, а не низшей, как считают некоторые западные идеологи (маркетологи). От этого компонента сущности человека, и связанного с ним факта существенной ограниченности физических, психологических и интеллектуальных ресурсов, при моделировании общественных систем ни в коей мере нельзя отказаться. Особенностью этого компонента является его относительная стабильность, мало зависящая от «поступи цивилизации». Как бы ни были велики достижения человечества, в конечном итоге все они сводятся к той или иной стороне технологии обеспечения жизнедеятельности отдельного организма и вида, как некоторого, движущегося сквозь века, функционального множества.
В тоже время, в результате существенной ограниченности ресурсов индивидуума и несмотря на явно выраженный ныне процесс стратификации (дискретизации и атомизации) общества, «подстраивающегося» под индивидуума, имеет место процесс оттеснения индивидуальных интеллектуальных качеств субъекта на второй план и выдвижения коллективно обусловленных компонентов его мышления на первый.

Вертикальные коммуникации отличаются от горизонтальных тем, что субъект, осуществляя такую коммуникацию, вынужден опираться, в первую очередь, на те, достаточно ограниченные ресурсы, которые даны ему вертикалью (например, природой), и лишь во вторую, на приобретенные в процессе существования в той или иной среде «здесь и сейчас». Особенностью ресурсов ориентирования является их дискретность, мозаичность, ведущая к дискретности моделей Мира, как индивидуальных, так и коллективных, которые представляют собой совокупную культуру человечества. Одним из ярких примеров проявления дискретности моделей Мира является процесс смены поколений. Эта дискретность необходимо определяет наличие институтов передачи накопленных человечеством знаний о Мире – школ (начальной, средней, высшей, научной), отраслей деятельности, профессий и т.п., в которых реализуются дискретные коммуникационные процессы, определяющие, в конечном итоге, дискретную совокупную картину Мира человечества. Мозаичность совокупной модели Мира представляет собой некий естественный метаязык, который определяет поведение и «мышление» метасубъекта – человечества, существующего в форме движущегося сквозь века сложно структурированного образования, не имеющего рациональной конечной цели.

Определяющим оперативным элементов технологии обеспечения жизнедеятельности человека и общества в целом являются горизонтальные коммуникации, опирающиеся на достижения предшествующих поколений. Эти коммуникации, как правило, имеют мощные системы как внутренней, так и внешней обратной связи, которые обеспечивают их относительную стабильность. Наличие обратных связей придает системе рекуррентные свойства, нивелируя особенности структур, которые ими охватываются, унифицируя субъекта. Использование же знаний предыдущих поколений представляет собой односторонний коммуникативный процесс без системы обратной связи, что определяет несколько большую степень и, соответственно, скорость накопления ошибки регулирования, чем в горизонтальной коммуникации.

Поскольку коммуникативный процесс, имеющий рекуррентную форму, для которого субъект является объектом управления, превращает субъекта (организм, персону, индивидуума и т.п.) в некий функциональный элемент, встраиваемый в общую канву развития цивилизации, и оттесняет культуру и культуры, можно говорить об определяющем значении влияния коммуникаций на судьбу цивилизации и человечества. Ограниченность ресурсов индивидуумов и системы в целом обуславливает наряду с явными коммуникациями, существование неявных, можно сказать фоновых, коммуникаций,

В процессе эволюции пространства коммуникации (общественного поля) происходит потеря смыслов, которые необходимо возвращать, чтобы не потерять адекватность отражения и ориентирования. Возвращение смыслов, как правило, на начальном этапе формирования личности индивидуума осуществляется в школе. Достаточно очевидно, что школа, в широком смысле этого термина, является одним из элементов системы обеспечения жизнедеятельности, в том числе и национальной безопасности, а также воспроизводства общества, что не позволяет пускать этот процесс на самотек. Как отмечалось выше, ресурсные возможности отдельных субъектов (организмов) весьма ограничены, что обуславливает все нарастающее заведомое упрощение, схематичность тех или иных моделей Мира, которые доступны освоению в коммуникативном процессе, сопровождаемым упрощением под эти модели самого мира.

Этот естественный процесс усиливается положительной обратной связью в виде явно выраженного представления, что адаптацию общественных систем к окружающей среде, в условиях быстроизменяющегося мира, можно обеспечить за счет некоторого культурного, отраслевого, профессионального и регионального многообразия – упрощения окружающего мира субъекта, приведения его в соответствие с возможностями, например организма, обусловленного биологической природой человека. В такой системе координат идея монокультуры, когда девственный лес, в крайнем случае, благоухающий сад, цветущий луг заменяются монокультурным полем, плантацией, резко снижающим коммуникационное разнообразие, не кажется плодотворной. Монокультура – лишь другая степень дискретизация части Мира, которая, с одной стороны, упрощает ориентирование в нем, именно в своей части, если она сама опускается до уровня доступного среднему индивидууму, но, с другой стороны, обладает свойством «усиления» ошибок ориентирования в целом. Неудачный выбор культуры, «языка коммуникации» обрекает «сеятеля» на гибель. Невозмущенной природе потому удавалось и пока еще удается сохранять биосферу, что она идет по пути биоразнообразия, которое, при изменении тех или иных условий окружающей среды, поставляет особей вида или даже целые виды, способные пронести эстафету жизни сквозь века.

Аналогично ведут себя разнообразные коммуникативные системы: культуры, традиции, обычаи и привычки, которые выработаны на планете Земля человечеством в процессе предшествующей жизнедеятельности. Элементы стандартизации и унификации, в том числе и культур, образов жизни, которые мы наблюдаем в последние десятилетия, не имеют под собой эмпирического обоснования и являются лишь спекулятивными «правилами игры», Игры, которая привела сегодня человечество к тому, что Ортега-и-Гассет охарактеризовал как «восстание масс» – резкому упрощению общественно значимых темпоральных коммуникативных потоков.

В результате упрощения информационного поля человечества наблюдается, тем не менее, нарастание информационного шума, который отличается от, например, шума теплового тем, что потоки данных, циркулирующие в коммуникативных каналах, выглядят, а зачастую и являются, вполне осмысленными сообщениями. Информационным шумом их делает неуместность, ненужность, ошибочность, избыточность и т.п. Забивая коммуникационные каналы, они препятствуют прохождению необходимых сигналов управления, которые в итоге перестают выполнять свою назначенную функцию.




Похожие:

Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconВ. Р., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете
На примере обоснования "Студенческого опытно-конструкторского бюро систем обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconР., Мукин В. А. Некоторые концептуальные аспекты организации учебного процесса в неклассическом университете
На примере обоснования "Студенческого опытно-конструкторского бюро систем обеспечения функционирования и жизнеобеспечения автономных...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconВопросы к спецкурсу «Современная философия науки: философские аспекты трансдисциплинарности»
Формы дисциплинарной интеграции знаний (меж-, мультидисциплинарность) и трансдисциплинарность
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconВведение в культуру мышления
Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconВведение в культуру мышления
Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconФилософские аспекты взаимной дополнительности гравитермодинамических параметров
На примере идеальной жидкости рассмотрена взаимосвязь между дополняющими друг друга гравитермодинамическими и термодинамическими...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconГалкин семен Алексеевич
Галкин семен Алексеевич, капитан тр «Космонавт Гагарин» Севрыбхолодфлота в 1987 году. Журналист рыбацкой газеты таким увидел капитана:...
Философские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин iconФилософские проблемы человечества материализм как философия деградации общества
Именно как фрагменты из этой новой книги и предстанут перед читателем статьи этого цикла
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов