Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе icon

Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе



НазваниеСпонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе
Дата конвертации09.07.2012
Размер44.6 Kb.
ТипДокументы


СПОНТАННАЯ ГЕНЕРАЦИЯ СМЫСЛОВ

В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Галкин В.П., Соколова Л.Ю.

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

В работе рассматриваются некоторые особенности спонтанной генерации смыслов при коммуникации, в определении их как совокупности логических форм, описывающих степени свободы ориентирующегося субъекта, наделенного интеллектом, опирающимся преимущественно на готовые решения, находящиеся в его памяти.

В настоящей работе рассматриваются с философских позиций некоторые особенности процесса коммуникации между естественными системами, обладающими определенной автономностью (способностью изменять и искажать имеющиеся в их распоряжении данные), а также неидентичными, либо не согласованными жестко базами данных и алгоритмами их обработки. Авторы преследовали цель получить описание процесса коммуникации достаточно высокого уровня обобщения, позволяющего «сблизить» технические и гуманитарные формы описания явлений, возникающих в процессе принятия решений. Такое положение вещей, по нашему мнению, может способствовать проникновению результатов исследований, полученных в конкретных технических областях, в гуманитарную сферу, описывающую Мир в целом.

Именно такие системы адекватнее описываются понятиями смысл, информация, цель и т.п. Под смыслами будем понимать совокупность языковых, либо мыслительных логических форм, описывающих степени свободы ориентирующегося субъекта [1].

Обычно системы, находящиеся в процессе коммуникации, представляют собой открытые подсистемы некоторой охватывающей их системы, обуславливающей общее внешнее для них смысловое поле, которая может быть в общем случае «закрытой системой». Закрытые системы самодостаточны (самосдерживаемы) и имеют в описании только внутреннее смысловое поле.

Как правило, коммуникационный процесс осуществляется с целью передачи тех или иных данных от одного субъекта – источника, к другому – приёмнику. В процессе коммуникации в зависимости от протокола общения роль субъектов может меняться. В тех случаях, когда исходная база данных приёмника претерпевает изменения, можно говорить о том, что им получена некоторая информация, которая может изменить степени свободы субъекта – изменить его картину Мира, внося в нее новые степени свободы, новые смыслы. Достаточно очевидно, что изменение степеней свободы субъекта происходит как в результате принятия тех или иных данных в процессе коммуникации, так и в результате изменения порядка вещей в Мире, происшедшего за время коммуникации – темпоральности Мира.


Автономность и неидентичность алгоритмов обработки исходных и передаваемых данных между субъектами, находящимися в коммуникационном процессе, а также изменчивость Мира – темпоральность, приводят не только к исчезновению тех смыслов, что были определены как цель коммуникации – полным отказам, но и к самопроизвольной генерации новых смыслов – частичным отказам. Возникают смыслы, которых не было в исходном сообщении даже при гарантированно неискаженной передаче данных по конкретному каналу связи. Последние могут быть определены как «подмена цели работы подсистемы».

Полные отказы являются некоторыми дискретными состояниями, которые относительно легко могут быть предусмотрены заранее, в том числе и определена реакция на них. Частичные отказы (непрерывное, аналоговое изменение качества системы) могут представлять собой необозримое, непрогнозируемое поле, которое не во всех случаях поддается дискретизации. При создании технических, а сегодня и общественных систем, как правило, стараются такого положения вещей избегать. Одним из методов приближения дискретных моделей к аналоговым эквивалентам описания Мира, является уменьшение шага дискретизации. При этом уменьшается область описания (область компетенции), доступная единичному субъекту.

В результате работы описанного механизма возрастает степень дискретизации общества и общественных процессов, картины Мира и смысловых моделей – логических форм, описывающих степени свободы субъекта и, в конечном итоге, Мир субъекта. Такое положение вещей определяет мозаичность картины Мира, мозаичность мышления и, соответственно, действия – реакции на предложения Мира.

Системы, способные к коммуникациям на уровне сравнительно слабых, взаимодействий, не приводящих к существенному изменению их физических параметров, обычно называют функциональными или информационными.

Основным элементом такой системы, позволяющим ей ориентироваться в поле смыслов, проявляющих себя в процессе коммуникации, является некий механизм, который может быть определен термином «интеллект» [2]. Независимо от конкретной формы реализации, и уровня локализации – организменного, общественного, планетарного – минимальная структура интеллекта может быть представлена как некое единство способностей:

а) сохранения в течение некоторого времени изменений собственной структуры – памяти, способности помнить;

б) образования, на основе имеющихся в распоряжении интеллекта данных, новых, находящихся в определенной с ними корреляции, структур – разума;

в) выстраивания некоторой иерархии корреляций процессов построения новых структур – воспитания. Воспитание – привычка пользоваться, традиция.

Алгоритм действий интеллекта субъекта уровня организма, при решении возникшей перед ним задачи, следующий:

1. Субъект пытается найти «готовый» ответ, от такой же или похожей, задачи, опираясь на структуры данных памяти. 2. Если готового ответа нет, создает новые ответы, опираясь на структуры-алгоритмы разума. 3. В случае невозможности создания «разумного» решения, использует случайное из решений мета-ситуации, которые имеются в памяти, выбирая его подсистемой «воспитание». При этом субъект в своих действиях опирается на смысловую модель лишь похожую на ту, которая необходима для решения задачи.

Поиск решений во «внешней памяти» производится аналогично и относится к части «постановки задачи», рассмотренной выше. Трудоемкость и неэффективность «разумного» решения задачи приводит носителей интеллекта, в конце концов, к привычке пользоваться «готовыми ответами» на «готовые вопросы». При этом в процессе коммуникации также генерируются некоторые смыслы, которые не были изначально заложены в условие задачи.


Литература

1. Галкин В.П. Смысловые и логические формы в модели мира // НИУМП «Лаборатория проблем цивилизации» Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана. Режим доступа: http://kureda.narod.ru/docs/war_smisl.rar/ .

2. Галкин В.П., Попов Ю.А. Некоторые соображения по вопросу создания искусственного интеллекта // Машины. Люди. Ценности: матер. междунар. междисциплинарной конф., посвященной 85-летию со дня рождения проф. С.М. Шалютина (г. Курган, 20-21 апреля 2006 г.). – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2006.




Похожие:

Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconГ. Москва, Варшавское шоссе, 79/2
«новая генерация» заключает с Вашей компанией или с Вами, как с физическим лицом, договор комиссии (агентское соглашение)
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconДокументы
1. /Ботвинник_Матч Ботвинник-Смыслов.djvu
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconДокументы
1. /Смыслов А5 2издание.doc
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconДокументы
1. /Коран. Перевод смыслов Кулиева Эльмира.doc
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconИспользование информационных технологий в образовательном процессе
В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе icon2. Помогла ли Вам конференция оценить полученные Вами в процессе обучения навыки и умения
Считаете ли Вы подобные конференции важным делом в образовательном процессе или они, скорее, играют роль формального отчета?
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconПримерные вопросы для подготовки к зачету по курсу «доказывание и принятие решений в уголовном процессе»
Понятие и общая характеристика доказывания. Цель доказывания в уголовном процессе
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconДиагностика состояния агрессии
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от...
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconКак помочь ученикам в процессе подготовки к егэ памятка учителям
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и,...
Спонтанная генерация смыслов в коммуникационном процессе iconЛ. Н. Летягин русский мир: феномены сопредельности непрерывность как основное качество культуры закон
Современность актуальна не как д а н н о с т ь, а как з а–д а н н о с т ь. Любая историческая генерация, отличаясь общностью ценностных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов