Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент icon

Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент



НазваниеТ. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент
страница1/5
Т.Н. Тищенко<> <> Учим говорить особенного ребенка<><><>МОСКВА 2
Дата конвертации09.07.2012
Размер0.65 Mb.
ТипРегламент
  1   2   3   4   5

Т.Н. Тищенко

Учим говорить особенного ребенка


МОСКВА 2009


ББК 74.3 Т47


Тищенко Т.Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т.Н.

Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.

В книге в доступной форме изложен накопленный автором опыт по обучению речи детей с нарушением слуха, синдромом Дауна, а также других детей, которых принято считать «особенными». Используя собственный опыт, автор убедительно доказывает, что можно таких детей научить говорить, читать, добиться социальной адаптации ребенка в современном обществе. Особенные дети могут обучаться и в коррекционной, и в массовой школе. Они могут продолжить обучение в училище и университете. Особенные дети ОБУЧАЕМЫ. И это самый главный вывод книги.

ББК 74.3 Т47

© Т.Н. Тищенко, 2008-2009

О Издательский дом «Регламент», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. Развитие речи у обычных детей. Отклонения в развитии речи у особенных детей

^ Глава 2. Невербальное общение. Роль мамы и папы в развитии речи ребенка

Глава 3. Развитие самосознания у обычных и особенных детей

Глава 4. Как развить потребность в речи и помочь увидеть то, что мы говорим

^ Глава 5. Принципы развития речи у особенных детей

Глава 6. Оборудование учебного места. Игры и игрушки. Развитие фонематического слуха

Глава 7. Массаж. Специальные упражнения. Артикуляционная гимнастика

Глава 8. Фонетическая ритмика

Глава 9. Учим слова

Глава 10. Ошибки и добрые советы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Это книга для родителей, желающих добра своему особенному ребенку.

Это книга для родителей, которые не знают, как начинать заниматься со своими особенными детьми, и находятся в поиске учителей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов.

Цель этой книги — помочь родителям научить говорить своего особенного ребенка в домашних условиях.

Жизнь заставила меня изучить эту проблему. Сейчас, имея опыт обучения «особенных» детей, хочу на страницах этой книги рассказать родителям, как можно самим научить ребенка говорить.

Вы должны осознать, что главный учитель в жизни вашего ребенка — это вы сами.

Своей любовью, верой в возможности ребенка и желанием ему помочь вы можете добиться хороших результатов в развитии речи, расширении кругозора, помочь своему ребенку жить полноценной жизнью.


Как автор и как мать особенного ребенка привожу пример из моей личной жизни.

Мой сын потерял слух в 2 года 8 месяцев.

В 2,5 года мой сын уже знал все буквы, речь была сформирована, он читал наизусть много стихов. Был очень общительный. А потом случилась беда...

Мы все болели гриппом. После болезни я заметила изменения в поведении ребенка и в отчаянии поняла, что наш сын не слышит.

После потери слуха речь стала распадаться, мой сын молчал либо общался жестами.

Сын лежал в различных клиниках. Я была в недоумении, врачи разводили руками и ничего не отвечали на мои вопросы, будет ли он говорить. Мы побывали на приеме у многих врачей, но это не принесло мне ясности. Мне сказали, что мой сын никогда не будет говорить. Нужно заниматься. А как заниматься, не объяснили.

Забегая вперед, скажу, что занимались много. Сын окончил школу, университет, работает инженером. Его любят в коллективе. Он женился и в семье у него родился сын.

Родители, имеющие особенного ребенка, например, с синдромом Дауна, с трудом добиваются направления во вспомогательные и коррекционные школы.

Часто медико-педагогические комиссии отказывают ребенку в возможности обучения и направляют в социальный интернат для необучаемых детей.

Приведу пример из моей практики.

У Жени синдром Дауна. Многие врачи и педагоги заявляли, что Женю невозможно обучить. И вот родители обратились ко мне, уже без особой надежды на успех.

Когда родители привели Женю ко мне, ему уже было 7,5 лет. Косоглазие. Грубая задержка речевого развития.

Пока мы разговаривали с родителями, он сидел в кресле, взгляд был отрешенный, рот открыт, иногда делал сосательные движения языком.

Находил кусочек бумаги, ткани, платочек, водил по лицу. Внимание неустойчивое. Во время занятий начинал вертеть головой в разные стороны, чесаться. Рисовать, лепить не умел. Карандаш держал неправильно.

В первые дни выяснилось, что ребенок игрушки знает, но сам играть не умеет. За обедом ел неаккуратно, испачкал лицо и руки, крошки были везде — на столе, на полу. Зубы чистить не умел.

Одевался сам, но не мог заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы, молнию на куртке и сапогах.

Говорил несколько слов — «папа, мама, Катя, дай». Вместо слова «машина» говорил — «би-би». Голос хриплый, грубый. Речь невнятная. Требовалась постановка практически всех звуков.

Мы год занимались с Женей.

Результат. Сейчас Женя учится во втором классе по программе 8 вида, умеет читать, писать печатными и прописными буквами. Он стал более аккуратен. Может одеваться, чистить зубы, застегивать пуговицы и молнии.

Он умеет отвечать на вопросы, вести диалог, быть внимательным и интересным собеседником.

Он хохочет, если я рассказываю смешное. Он переживает и говорит «Беда», если я говорю о проблемах. Задает сам вопросы на те темы, которые ему интересны. А ему интересно все. Он очень любопытный. Главное — поощрять и направлять это любопытство в нужное русло. Женя очень ласковый, нежный, заботливый. Очень благодарный, всегда говорит «спасибо».

В этом ребенке уже невозможно узнать того «неконтактного и необучаемого» мальчика.


Уважаемые родители, вы можете ходить по врачам, проводить лечение, но на первом месте у вас должны стоять ежедневные занятия со своим особенным ребенком. Не бойтесь перегрузить ребенка, бойтесь опоздать. Ведь каждый день, проведенный без занятий, еще больше отделяет вашего ребенка от его ровесников, а развитие вашего ребенка уже сейчас не соответствует возрастной норме.

Для развития ребенка нужны каждодневные занятия, нужно научиться говорить вместе с ребенком. Занятия и разговоры с ребенком должны происходить в течение всего дня.

Иногда родители говорят: «Мы молчаливые, не любим много говорить».

Дорогие родители, чтобы ребенок научился говорить, вам придется сначала разговориться самим. Общение с помощью речи станет для вас и вашего ребенка нормой.

Учитесь проговаривать с вашим ребенком все, что вы делаете. Научитесь автоматически выбирать слова, которые понятны вашему ребенку на данный момент. Да, придется много говорить, с утра и до вечера, но ведь ваш любимый особенный ребенок достоин вашего внимания.

Если родители весь день находятся на работе, то вечера и выходные можно проводить с максимальной пользой для ребенка, беспрерывно общаясь с ним.


Общение с ребенком — это ваши занятия, это сопровождение вашего ребенка по жизни. Вы проживаете вместе каждый день, вы проговариваете все, что вы делаете, что видите и слышите.

Когда вы увидите, услышите, почувствуете результаты своего труда, вы испытаете чувство радости и гордости за ребенка и за себя. Потому что это вы помогаете своему ребенку жить полноценной жизнью.

Запаситесь терпением, не требуйте от себя и ребенка быстрых результатов. Учитывайте его индивидуальные особенности, используя все сохранные анализаторы — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и верьте, что у вас все получается.

Мягко добивайтесь ответа на ваш вопрос, выполнения вашего поручения. Только так вы сможете добиться понимания ребенком вашей речи.

Мамы спрашивают: а что должен делать ребенок, если мама занята, ей надо помыть посуду, убраться? Делайте это вместе с ребенком. Помните — вы сопровождаете вашего ребенка по жизни, вы проживаете и проговариваете весь день. Устали? Скажите, что вы устали. Покажите, что вы хотите отдохнуть. Отдыхайте вместе. Послушайте музыку, просто полежите и посмотрите в глаза друг другу. Твердо, спокойным голосом говорите о том, что поведение ребенка вам не нравится, если он плохо себя ведет, балуется.

Нет единой, универсальной методики. Каждый ребенок индивидуален, это целый огромный мир. Нужно учитывать его способности и каждый раз чуточку усложнять задания. Вы можете использовать все, что развивает вашего ребенка, что-то перенимая из одной методики, что-то из другой.

Вы можете стать для своего ребенка учителем, другом, но при этом оставаться заботливым, требовательным, любящим родителем.

Ваша любовь должна быть созидающей.

Ставьте перед собой цель и идите к этой цели. Добившись одной цели, тут же ставьте перед собой другую и добивайтесь ее. Когда вы приучите ребенка фиксировать внимание на предметах, произносимых словах, то дальше необходимо развивать речь ребенка и работать над словарным запасом. Эта работа происходит каждый день, в процессе общения с вашим ребенком. Каждый день вы познаете с ребенком мир, вы открываете для него что-то новое.

Развивайте в себе воображение, учитесь реагировать на любой интерес вашего ребенка. Поддерживайте этот интерес, развивайте его, обогащайте словарный запас. Говорите простыми короткими предложениями, понятными ребенку. Объясняйте смысл непонятного слова. Объясняйте его поведение, свои поступки, расспрашивайте у него, как прошел день. Рассказывайте о своей работе, своих друзьях, своих переживаниях.

Запаситесь терпением. У вас впереди долгая, трудная, но такая благодарная работа по абилитации своего ЛЮБИМОГО, НЕПОВТОРИМОГО И ПОТОМУ - ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА!

Продолжение (первая глава книги под названием "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ. ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ") следует.

***

^ ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ. ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ


1.1. Развитие речи у обычных детей

Успешность в обучении ребенка речи во многом зависит от того, насколько вы и педагогический коллектив учреждения осведомлены не только об индивидуальных особенностях вашею ребенка, но и об особенностях детей данной возрастной категории в целом.

Ученые-лингвисты считают, что у людей есть биологическая предрасположенность (наследственная готовность) к тому, чтобы усваивать язык. Возникновение речи тесно связано с развитием ребенка и соответствующей степенью созревания нервных структур. Речь (осмысленное слово) дает толчок для развития мышления и интеллекта.

Вспомним, как происходит развитие речи у обычных детей.


Первый этап в развитии речи — подготовительный (с момента рождения до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крики и плач. Они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок реагирует на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней, колыбельной. Потом он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.

Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. В возрасте около 2 месяцев появляется гуление.

К началу третьего месяца появляется лепет (агу-агу, тятя, баба). Лепет — это сочетание различных звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ окружающих его людей и пытается подражать.

Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного речевого навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па).

В дальнейшем ребенок постепенно перенимает путем подражания все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звуковые сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

С 12 месяцев начинается стадия одного слова — период, во время которого ребенок впервые начинает произносить отдельные слова.


Второй этап — предшкольный (от одного года до 3 лет).

С произнесением детьми первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово папа может означать «папа пришел, нет папы». Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами.

В это время понимание речи значительно превосходит произносительные способности.

Особенные дети тоже используют мимику, жесты, звуки для выражения своих чувств и эмоций: радости — хлопают в ладоши, смеются; недовольства — хмурят брови и громко кричат; просьбы — молча тянут руки к предмету или выражают свою просьбу звуками «а-а», словом «дай».

С 18 месяцев до 2 лет появляется телеграфная речь — формирование простых предложений, состоящих из двух слов, которые передают простую мысль {мама ушла, хочу мишку).

Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка.

Маленький ребенок воспринимает речь родителей как совершенный образец и всегда подражает ему. Особенно четко надо произносить незнакомые и длинные слова.

К возрасту 12 месяцев особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка. Очень важна правильность речи взрослых.

Разговаривая с детьми, родители часто делают особое ударение на словах и используют особый тон родительской речи. Как правило, они повышают тон голоса, говорят короткими простыми фразами и чаще повторяют одно и то же. Они произносят некоторые слова медленнее и особенно четко произносят окончания. Родители пытаются помочь ребенку овладеть языком.

Когда ребенок еще бормочет, родители говорят длинными фразами, типичными для речи взрослого человека.

Однако, как только ребенок произносит свое первое слово, родители начинают «сюсюкать» и говорить с характерными отчетливыми ударениями. Независимо от того, на каком языке говорят матери, их интонации, паузы, окончания, которые они используют в разговоре с ребенком, универсальны для любого языка.

Чтобы успокоить ребенка, родители говорят тихо, растягивая слова. Предостережения произносят быстро и отрывисто. Высокий тон голоса используют, чтобы привлечь внимание к какому-либо предмету.

Повторение ребенком слов и внимание к родителям помогают ему эмоционально взаимодействовать с ними. Чем больше времени родители проводят во взаимодействии с детьми, тем быстрее дети учатся говорить. Чем чаще взрослые называют предметы, тем быстрее расширяется словарь ребенка.


Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Дети четвертого года жизни говорят простыми и сложными предложениями. (Мой папа самый сильный. Я стану большим и сильным, как папа.)

В норме к четырем годам ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Дети старше четырех лет предпочитают родительский темп речи, а не обычную речь. Эта родительская речь не только проста, но и отличается особой музыкальностью.

Например, когда ребенок делает ошибку в своей речи, родители, как правило, повторяют предложение ребенка с необходимыми исправлениями.

На ранних стадиях усвоения речи родители могут помочь ребенку, если воспользуются упрощенной грамматикой и будут делать особые, подчеркнутые голосом ударения. Когда дети приобретают способность произносить слова, расширение словаря, подсказка и повторение могут облегчить его усвоение.

К пяти годам дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки, рассказа из 40-50 предложений. Они овладевают монологической речью.


Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). В школьном возрасте идет сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила.

Появляется новый вид речи — письменная.


1.2. Отклонения в развитии речи у особенных детей

У особенных детей наблюдаются различные формы нарушений, связанные с врожденными или приобретенными заболеваниями.


1. С первых дней жизни до месяца особенные дети чаще всего находятся в отделении патологии новорожденных. На этот период они лишены общения с мамой, не слышат ее голоса, не чувствуют ее рук, дыхания, запаха. Вместо материнской груди особенный ребенок сосет соску, которая холодная и пахнет не мамой. Возникает дефицит любви, комфорта, питания.

Контактный комфорт — это приятные и успокаивающие ощущения, которые испытывают дети, когда прикасаются к матери. Спустя всего несколько часов после рождения дети предпочитают видеть лицо своей матери, а не незнакомое лицо врача в маске.

Например, недоношенным детям очень полезны ласковые касания и массаж. Прикосновение — эффективный способ привлечь внимание и вызвать положительные эмоции почти у всех детей.

При задержке развития, если ребенок не смотрит на родителей, это воспринимается как отказ от общения. В результате ребенка реже берут на руки, меньше взаимодействуют с ним. Он недополучает ручного, телесного контакта на всех уровнях общения.

Возникает агрессия, которая спонтанно проявляется во время занятий. Например, ребенок может сорвать очки с лица педагога, пытается ударить по лицу.


2. Как правило, после выписки домой особенные дети принимают различные лекарства, оказывающие тормозящее действие на развитие нервной системы. Они вялы, апатичны, сонливы. Восприятие окружающего мира происходит в искаженном виде. Голоса родных доносятся издалека. Голоса мамы, папы и других родных несут встревоженную интонацию, которую ребенок чувствует и соответственно реагирует. Тревога родителей передается ребенку. Он становится нервным, возбудимым, раздражительным.


4. Вся жизнь в течение первого года у особенного ребенка, в отличие от жизни обычного ребенка, состоит из различных массажей, упражнений ЛФК, периодических госпитализаций в различные больницы.

А в этот период материнское тепло или холодность, расслабленность или напряжение, одобрение или отвержение гораздо более важны для ребенка, чем выбор груди или бутылочки.


5. У особенных детей имеются искажения различных видов чувствительности: нарушение обоняния, слуха, зрения, чувствительности кожных покровов к разным температурам воздуха и воды.


6. Особенные дети испытывают недостаток общения с родителями. Их речь задерживается в своем развитии. Часто они не проходят этапы гуления, лепетной речи, не повторяют по подражанию звуки за родителями. Их внимание рассеянное, взгляд скользит по предметам, не задерживаясь на них. Дети не смотрят в глаза родителям, не смотрят на себя в зеркало.


7. Речь особенных детей полна аграмматизмов, слова искажаются, заменяются слоги, пропускаются буквы. Словарный запас бедный, недостаточен для выражения мыслей. Нарушается темп и ритм. Речь монотонна, невыразительна. Ошибки произношения переносятся в письменную речь.


8. Родители особенного ребенка большую часть времени посвящают его ЛЕЧЕНИЮ и меньшую часть времени —ОБУЧЕНИЮ.

Все эти факторы, помимо врожденного дефекта, влияют на развитие особенного ребенка, формируют своеобразные ответные реакции на раздражители внешней среды.

Основная реакция особенных детей — тревожность, страх. Они рассеянны, часто не могут фиксировать взгляд на предметах. Они стремятся избегать контакта с чужими людьми, вырываются, кричат, плачут, прячутся у мамы на ручках.

В медицинской практике такую мозаичность ответных реакций (синдромокомплекс) называют задержкой психомоторного и речевого развития.

Вспоминаю то время, когда сын потерял слух.

Он лежал один в больнице, меня к нему не пускали. Я не находила себе места, моя тревога передавалась ему. Когда я приносила передачи, он плакал и просился ко мне. После выписки он показывал руки со следами уколов, прижимался ко мне, заглядывал в глаза, как бы прося защиты и помощи. Сердце разрывалось на части, в голове крутились мысли о том, как жить дальше, что делать, с чего начинать, как помочь сыну, какой будет его дальнейшая жизнь.

После внезапной потери слуха сын испытал физическое состояние «оглушенности», вызванное внезапностью перехода из мира звуков в полнейшую тишину. Он не понимал, что говорят вокруг, и у него возникало ощущение изолированности и одиночества. Если кто-то обращался к нему с вопросом, он отворачивался или опускал голову.

Сама речь после утраты слуха изменилась не сразу. Она совершила движение вспять: сначала исчезли глаголы, затем названия предметов. Ослабли и исчезли безударные гласные звуки, конец и начало слова. Изменился голос, нарушилась громкость голоса, речь стала монотонной, снизилась внятность речи. Речь моего сына из звонкой, прекрасной детской речи с ее рассуждениями и новыми словами превратилась в смазанную, нечеткую, непонятную, невнятную.

В младшем возрасте, не понимая речи окружающих, он отказывался общаться, молчал. Становясь старше, отворачивался, отводил взгляд, если задавали вопрос, особенно в транспорте Изменился характер — из веселого, озорного он стал замкнутым, молчаливым. Но дома и среди одноклассников он всегда был душой компании, веселый, смешливый.

Мы занимались дома, разговаривали, читали, считали. У сына была развита потребность в речи. Ему хотелось говорить обо всем.

Занимаясь со своим особенным ребенком, я сделала для себя вывод: основная задача родителей состоит в формировании и поддержании потребности говорить у особенного ребенка.


  1   2   3   4   5




Похожие:

Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconКонстантинов Михаил Сергеевич
Дубровин и Тищенко 1992: 256]. Однако «без критики фетишистского сознания, без ясного осознания его пагубных последствий нельзя направить...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconДокументы
1. /Тищенко А. Т. Ведомые Дракона.doc
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconРоль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconКурение, алкоголизм, наркомания или как мы учим этому своих детей. Многие из Вас, прочтя заголовок, будут сильно возмущены: «Мы учим своих детей только хорошему!»
Часто ли мы позволяем себе на глазах у детей выпить бутылочку вина, выкурить пару сигарет? Пусть каждый сам ответит себе на этот...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconЗа советом к логопеду Периоды речевого развития ребенка Что и когда должен научиться говорить ваш малыш
Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconИнтеллектуальная готовность ребёнка к школе
...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconКак лучше всего заразить ребенка страхом (“инструкция” для родителей)
Для этого нужно как можно чаще говорить ему “не бойся”, поскольку слышится “бойся”
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconПриказ № п. Бежаницы
«Учим пдд, предупреждаем дтп». В конкурсе приняли участие все образовательные учреждения. На основании вышеизложенного
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconРодители, это важно: факторы риска
Сегодня мы не будем говорить о том, как пагубно влияет на организм еще нерожденного ребенка употребление наркотических веществ беременной...
Т. Н. Тищенко Учим говорить особенного ребенка москва 2009 ббк 74. 3 Т47 Тищенко Т. Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т. Н. Тищенко. М.: Издательский дом Регламент iconПрайс на 01. 01. 2012 г. «Издательский дом шалвы амонашвили» 103064 г. Москва, М. Казенный пер д. 5Б

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов