Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» icon

Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества»



НазваниеМежпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества»
Дата конвертации09.07.2012
Размер38.92 Kb.
ТипУрок



Из серии межпредметных уроков

Межпредметный урок – панорама
(химия, история, обществознание, психология).


Тема урока: «Универсальность закона А.М.Бутлерова для развития природы, личности, общества».

«Посей поступок пожнёшь привычку,
посей привычку – пожнёшь характер,
посей характер – пожнёшь судьбу.


Урок провели:
преподаватель химии – Романова И.К.
преподаватель истории – Исаева М.А.
преподаватель психологии – Смольянинова Н.П.


В основе организации урока использована методика групповой работы по трём направлениям.

  1. Группа химиков готовила тему – «Значение теории А.М.Бутлерова для развития неорганической и органической химии».

  2. Группа историков готовила тему «Законы развития общества и теория А.М.Бутлерова».

  3. Группа психологов готовила тему «Возможность использования закона А.М.Бутлерова для объяснения особенностей развития личности».

Цели урока:

    • Показать единство и взаимосвязь природных и социальных явлений, многообразие мира.

    • Показать универсальность законов природы на примере теории А.М.Бутлерова.

    • Расширить рамки школьной программы, развивать умение выявлять причинно – следственные связи, ибо нет ничего случайного в этом мире.

Вступительное слово учителя химии:

В процессе изучения нашей науки мы постоянно говорим о великих российских учёных, заложивших основы естествознания. Имя Александра Михайловича Бутлерова - сподвижника и современника Д.И.Менделеева, менее известно в широких кругах, но научный мир знает его как создателя теории строении органических соединений. Эта теория оказалась универсальной.

В 12 лет Саша Бутлеров написал автобиографию «Моя жизнь», и вот какой эпиграф взял к своему сочинению этот мальчик: «Жизнь наша проходит и не возвращается подобно водам, текущим в море»

Глубокое осмысление жизни, философский склад ума способствовали созданию им теории, которая универсальна для познания природы вещества и для познания законов развития общества


Группа химиков:

  • Краткая биографическая справка об А.М.Бутлерове.

  • История создания теории химического строения органических соединений.

  • Основные положения теории.

  • Универсальность теории А.М.Бутлерова для живой и неживой природы.

  • Научное значение теории А.М.Бутлерова.

    Итак, основная мысль теории строения А.М.
    Бутлерова:

    «Свойства веществ зависят не только от их состава, но и от химического строения»

    Химическое строение по Бутлерову – «последовательность соединения атомов в молекулы и их взаимное влияние».

    Теория имеет такой глубокий философский смысл, что её положения могут быть применены для объяснения и познания исторических и социальных явлений.

    Слово учителя истории:

    Вопросы единства и взаимосвязи природных и социальных явлений рассматриваются различными науками. Мы попробуем доказать, что законы общественного развития можно рассмотреть через призму химической теории.
    При характеристике общества необходимо учитывать как процессы функционирования, так и развития социальных систем. Любое общество рассматривается как система.

    Рассмотрим три философские категории: общество, государство, цивилизация.

    Группа историков – обществоведов:

    Общество как философская категория.

  • Роль индивидов в развитии общества.

  • Строение общества:

  • Основные сферы жизнедеятельности

  • Типы общества.

  • Формы правления

  • Этапы развития общества

    Государство.

    На примере двух государств древнего мира Спарты и Афин с противоположным общественным устройством (демократия и олигархическое тоталитарное правление) рассматривается влияние этого устройства на жизнь и развитие всего общества в целом и конкретного субъекта этого общества.

    Цивилизация

  • Определение «цивилизации».

  • Тип цивилизации

  • Сравнение Восточной и Западной цивилизаций:

  • традиции

  • тип духовности

  • миропонимание

    Выводы: При рассмотрении данных философских категории (общество, государство, цивилизация) как системы, становится очевидно, что наличие одинаковых элементов системы не обеспечивает их похожесть. Важно, как они взаимодействуют между собой, в каком порядке находятся в данной системе.

    Следовательно, закон Бутлерова подходит и для изучения социальных, исторических и общественных явлений.

    Слово учителя психолога

    Человек – часть природы, личность, условием развития и самореализации которой является общество. В каждой личности человека находит отражение общество, в котором он вырос. Как происходит это взаимодействие личности и общества? Общество влияет на личность через множество микрогрупп, сообществ, коллективов, то есть через социум.

    Группа психологов:

  • Роль семьи в развитии личности.

  • Роль классного коллектива.

  • Взаимное влияние личности и коллектива.

    Вывод: «Свойства людей зависят от вида и количества черт, входящих в состав характера, от физического и умственного строения, то есть, порядка соединения черт в характер и их взаимного влияния»

    Заключение

    Закон А.М.Бутлерова позволил понять многие явления социальной жизни и помог убедиться в тесной взаимосвязи всех сфер жизни общества

    Можно только восхититься прозорливости и масштабности мышления нашего великого соотечественника.

    Портфолио

© Романова Ирина Константиновна,2004 – 2008г.г.




Похожие:

Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) Предмет: обществознание, урок повторения и систематизации знаний Тема: «Государство и его роль в жизни общества»
Методическая разработка данного урока рассчитана на проверку и закрепление изученного материала по разделу «Государство в политической...
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрок №11 Тема урока: Геометрия архитектурной гармонии. Цель урока: Познакомиться с проявлением закона золотого сечения в архитектуре. План проведения урока
...
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрока Тема урока «Лики любимой природы в лирике русских поэтов»
Тема урока «Лики любимой природы в лирике русских поэтов». Урок внеклассного чтения
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрока Тема урока «Лики любимой природы в лирике русских поэтов»
Тема урока «Лики любимой природы в лирике русских поэтов». Урок внеклассного чтения
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconА. М. Бутлерова Девиз урока: «Опыт основа познания» Цели урок
Оборудование: набор для построения моделей молекул, компьютер, мультимедийный проектор
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрок №8 Тема урока: Перспектива в изобразительном искусстве. Цель урока: Проследить путь и степень влияния геометрических познаний на развитие живописи. План проведения урока
«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…»
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconПрограмма дисциплины общая психология
Общая психология, психология личности, история психологии
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрок №10 Тема урока: Золотые пропорции в природе, живописи, скульптуре. Цель урока: Познакомиться с проявлением закона золотого сечения в живой природе, живописи, скульптуре
Урок проходит в форме беседы с учащимися. На протяжении всего урока идёт обращение к презентации «Золотые пропорции в природе, живописи,...
Межпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества» iconУрок для учащихся 7 «А» и7 «Б» классов Тема: «Азбука безопасности». Ход урока
О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической защищенности школы, порядке действий в условиях чрезвычайной ситуации. Об...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов