Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель icon

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель



НазваниеТема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель
Дата конвертации09.07.2012
Размер31.24 Kb.
ТипУрок

Учитель русского языка
и литературы
Патеенок Ж.Ю.


Педмастерская по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание)

 

Цель: донести до читателей главную мысль романа, заключающуюся в том, что человек, перешагнувший через кровь, через совесть, не может быть счастливым; мир держится на любви, доброте и сострадании.

  1. 1.     «Индукция»

 

(Звучит музыка). «Свободным от страдания ещё никто не рождался»,-- писал немецкий поэт и драматург Шиллер. Понимание учащимися этих слов-- в ранее написанных ими сочинениях. Читаю отрывки из них.

«Человек может страдать от одиночества, оттого, что у него нет друзей и близких, что ему некому открыть свою душу, не с кем поделиться радостью и горем».

«Страдания делают человека сильнее, возвышают его в собственных глазах. Нет таких людей, которые бы не знали, что такое горе, страдание. Ведь не бывает постоянного счастья».

«Без страдания человек не может познать жизнь, душу и чувства не только других людей, но и свои собственные».

«Никто не избавлен от страданий. Страдания бывают душевные и физические. На мой взгляд, более сильными являются душевные, так как унижения, потеря близкого человека, ситуации, которые невозможно изменить, обиды переносятся очень болезненно».

В жизни и впрямь сплошного счастья не бывает.

2. «Самоконструкция»

 

На доске записана тема урока. Это слова Сони Мармеладовой, вырвавшиеся из её души, когда она узнала о трагедии Раскольникова. Герой глубоко несчастен, он страдает.

-- Каковы же причины его нравственных мучений? Что избавит его от страданий? Об этом наш разговор.

Разделите страницу на две части и слева запишите ассоциативный ряд к понятию «страдание». (Например, боль, утрата, обман, измена, одиночество, нищета, болезнь, безысходность).

При зачитывании дополняем свои списки теми понятиями, которые были предложены другими.

О бедности, одиночестве главный герой знал не понаслышке. Они в его жизни занимали прочное место. А безысходность давила на молодого человека и заставляла его что-то делать, предпринимать.

Сейчас в правой колонке запишите слова, называющие нравственные качества Раскольникова, характеризующие особенности его поведения. (Например, забота, отзывчивость, сострадание, милосердие, замкнутость, самолюбие, гордость, ум, мечта о роли властелина, разлад с обществом, проверка себя на исключительность, муки совести).

 

1 выбор. Подчеркните в правом столбике одно слово или словосочетание, наиболее значимое на ваш взгляд.


Задание всему классу:

-- Какая идея взяла в плен сознание героя?

3. «Социоконструкция» (групповая работа)

 

Раскольников – очень сложный персонаж. Идея, его всего захватившая, часто одерживает победу над душевными движениями героя. Попробуем разобраться в поступках, чувствах Раскольникова.

Задание 1 группе. Проследите по тексту, что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы.

Задание 2 группе. Почему Раскольников, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, всё-таки идёт убивать старуху? Каково его душевное и физическое состояние перед преступлением и через некоторое время после содеянного?

Задание 3 группе. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи.

4. «Социализация»

 

Каждая группа защищает свой проект. По мере защиты ребята дополняют в тетрадях списки, где называются качества, особенности главного героя. Учащиеся из других групп могут задавать защищающимся вопросы.

2 выбор. Подчеркните новое, наиболее значимое понятие или оставьте прежнее. (Могут оставить «двойственность в поведении героя»)

^ 5. «Разрыв» (кульминация, озарение)

 

-- Почему Раскольников, так долго и тщательно готовившийся к преступлению, весь охваченный идеей о праве сильной личности на кровь, не смог перешагнуть через кровь?

-- Отчего столь велики страдания Раскольникова?

В ассоциативный ряд добавляем новые понятия. Делаем третий выбор. Подвожу ребят к понятию «муки совести».

6. «Творчество»

 

Тема урока станет темой сочинения-миниатюры: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете». Звучит тихая музыка, дети пишут, позднее читают отрывки.

7. «Рефлексия»

 

Ученики рассказывают о своём состоянии на каждом этапе урока.




Похожие:

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconНет никого милей тебя на свете Твоей я очарован красотой

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель icon1. Смерть из-за любви
Сейлор Мун Ты меня слышишь? Сейлор Мун!!! Нет, неужели тебя больше нет?! Нет!!!
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconНееееет!!! Нет! Не может быть! За чтооо?! Эру, за что?! Отец! Отец Нет За что? Да, смейтесь! Смейтесь: гордец Феанаро плачет. Не важно, что на пепелище, оставшемся от его дома Не важно, что над телом отца
Да будет так, или проклятие падёт на мой Дом! Сыновья мои, где вы? Рядом с отцом- ваше место, месть Врагу- теперь ваше дело, клятва...
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconИспанским республиканцам Нет больше родины. Нет неба, нет земли

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconЖил-да-был на белом свете симпатичный парень целых 20 лет, и твердил все годы эти, что любви на белом свете больше нет

Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconАнкета содержит следующие вопросы: я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо да нет > я редко даю сдачу, когда меня бьют да нет
Инструкция к этой анкете требует обвести кружком «да», если ответ на соответствующий вопрос имеет к подростку отношение, и «нет»,...
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconСтая Сов Что случилось? без каких-либо эмоций отозвался Гарри
Говорила же я, что шкуру с него спущу, если он уйдет, и теперь смотри! Дементоры! Как хорошо, что я назначила Мистера Тиббиса следить...
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconРолевые игры, упражнения, тренинги. «Скажи «Нет». Классный
Классный Сейчас мы проверим, можете ли вы говорить «Нет». Для начала, скажите «нет» весело и игриво. Кто хочет попробовать?
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconДвижение «Нет» заявление
Движением «Нет». В газетах и телепередачах опровергают весьма странные идеи, приписывая их нашему Движению. В связи со всем этим,...
Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель iconДорогой Илья Захарович!
Так начинались мои обращения к научному руководителю – профессору Илье Захаровичу Серману, когда я звонила или писала ему. Но теперь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов