Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики icon

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики



НазваниеМбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики
Дата конвертации21.05.2012
Размер175.37 Kb.
ТипКлассный час

МБОУ Грушевская СОШ

2011-2012 учебный год

ИМЯ бЕдЫ – НАРКОТИКИ

Классный час пресс-конференция

6 класс

Классный руководитель: Е.К. Рыковская


Цель. Показать глобальный характер проблем наркомании, используя научные данные в борьбе с этим злом; помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.

Задачи. Доказать пагубность дурных привычек; вывести «формулы здоровья», то есть способы борьбы с дурными привычками.


Ничто нельзя взять у природы искусственно... с помощью опиума или вина. То, что называют у нас наркотическими веществами, не есть вдохновение, а искусственное возбуждение и раздражение.

^ Ралф Эмерсон,

американский философ, эссеист, поэт

В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

Алкоголизм, наркотики, преступность – все это вызывает тревогу.

С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и потребление их подростками. Со страниц газет «кричат» заголовки: «Молодежь выбирает самоубийство», «Старых наркоманов не бывает», «Наркотики или жизнь», «За пять лет потребление наркотиков в России увеличилось среди молодежи в 3 раза».

Наркотики и другие психоактивные вещества сегодня – это составная часть «молодежной культуры», ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.

Известно, что наркоманы – тяжелобольные люди, у которых трансформируются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к тридцати годам своей жизни многие из них умирают.

В Российской Федерации принята концепция государственной политики по контролю за наркоманами, утвержденная Президентом России. Эта страшная проблема привлекла внимание общественности, прошли специальные слушания в Государственной Думе, а администрации некоторых регионов приняли различные постановления. Во всех этих материалах борьба с наркоманией признана общегосударственной задачей.

Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей неправедной жизни спасти наших детей? Эти проблемы глубоко волнуют сегодня учителей, и они используют все средства, чтобы предупредить подростков, уберечь их от шага, который уведет их в пропасть.

Проблеме наркомании мы посвящаем пресс-конференцию.

Пресс-конференция – форма, заимствованная из передач телевидения и радио.
При подготовке данного мероприятия следует помнить, что в основе его лежит методика проведения вечера вопросов и ответов.

Пресс-конференция может включать лекцию, ответы на вопросы ее участников (письменные, устные), просмотр литературы, библиографический обзор книг и статей по теме. Форма пресс-конференции, как правило, привлекает школьников, всегда интересно услышать ответ на только что заданный вопрос.

Вопрос. Что такое наркотики?

Ответ. Наркотики – это ядовитые вещества и соединения.

Их классификация такова:

 во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);

 во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхождения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кофеин, кокаин, крэк);

 в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения («Экстази», ЛСД, фенциклидин, амфетамины, барбитураты, «Винт», ацетон, бензин, клей «Момент»).

Вопрос. Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Ответ. Условно этот процесс можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более «опытных», из стремления «быть как все», значительно реже – самостоятельно, из любопытства или по каким-либо личным мотивам («назло» родителям или как способ ухода от проблем). Дальше наблюдается «знакомство» с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение («эксперименты» с различными наркотиками).

Затем возникает групповая зависимость, то есть наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании, отсюда рукой подать до формирования психической зависимости – наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или чтобы улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме (человек уже не может обходиться без наркотика, его отсутствие причиняет физические и душевные страдания.)

Вопрос. Кто становится наркоманом?

Ответ. Любой человек, употребляющий наркотики. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами обычно становятся те, кто избегает любых физических или психологических нагрузок, нуждается в притоке легкой, развлекающей информации. Почти всегда они зависят от круга общения.

Другой тип характера подростков – наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – это способ «разрядиться», «ударить по мозгам».

Еще одна категория подростков – те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом же деле они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ «казаться больше, чем есть на самом деле».

Вопрос. Что может привести к развитию наркомании у человека?

Ответ. Во-первых, наследственная предрасположенность, то есть наличие среди близких родственников двух и более людей с зависимостью к алкоголю или наркотикам. Во-вторых, ослабленность вследствие физического или психического заболевания. И, в-третьих, временная неустойчивость психики из-за каких-либо житейских проблем. Кстати, стрессовым может быть и событие, значительно меняющее жизнь человека в лучшую сторону. Большой успех, например. Среди наркоманов немало успешных и благополучных людей.

Большую роль играет возраст, именно в подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.

Вопрос. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?

Ответ. В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено. «Запретным плодом», который, как известно, сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отказаться, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандартов поведения.

Вопрос. Как вести себя, чтобы избежать ситуации с наркотиками?

Ответ. Часто именно окружение начинает «давить» на подростка, провоцировать его, вынуждая попробовать наркотик. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требования группы. И вообще, нужны ли «друзья», стремящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: «Нет!». Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину («Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и мне не понравилось»). Ты не обязан объяснять всем свои причины. Иногда достаточно просто сказать: «Нет».

Часто бывает проще избегать ситуации (места, компании), в которых предлагают наркотики.

Вопрос. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Ответ. Достаточно точно определить, употребляет ли человек наркотики, может только специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, бледность мимики (лицо похоже на маску), сухость и бледность кожных покровов, суженный или расширенный зрачок (отсутствие реакции на свет), иногда наблюдаются отечность, нарушение пластичности (замедленный или ускоренный темп движений, дрожание рук и головы), суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестает следить за своим внешним видом, становится неопрятен.

Вопрос. В каких состояниях наркоман может представлять опасность?

Ответ. Наркоман представляет опасность, как для окружающих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильного опьянения, с потерей способности правильно воспринимать окружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги на его покупку, он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих, а также себе самому.

Вопрос. Как лечат наркоманов?

Ответ. Если говорить о видах лечения, то их существует достаточно много, но все они сводятся к двум основным подходам, дополняющим друг друга: медикаментозному (с применением лекарственных средств) и психотерапевтическому (лечение «словом»). Лечение наркомании – сложный, длительный процесс, который может растянуться на годы. Он проходит в несколько этапов: устранение острых проявлений заболевания (ликвидация опьянения и «ломки») с помощью медикаментов, коррекция нарушений настроения и поведения (депрессии, агрессивности и других) с помощью медикаментозных и психотерапевтических методов. А затем начинается самый продолжительный этап: психологической и социальной реабилитации – во время этого периода лечения большинству больных лучше находиться в специальных реабилитационных центрах. К сожалению, наркомания на сегодняшний день – одно из самых трудноизлечимых заболеваний и очень много больных погибает от наркотиков, не сумев избавиться от «наркотического рабства».

Вопрос. Есть ли противоядие от наркотиков?

Ответ. В случае передозировки героином очень часто возникает состояние, когда прекращает работать так называемый дыхательный центр, расположенный в мозге, при этом, если не оказана своевременная медицинская помощь, человек умирает от остановки дыхания. Для того, чтобы его спасти, врачи вводят такой препарат, который блокирует действие героина на организм, что приводит к восстановлению дыхания и нейтрализует введенный наркотик. Но существуют другие виды наркотиков, для которых такие препараты еще не найдены.

Вопрос. Можно ли насильно излечить наркомана?

Ответ. Наркомания – заболевание хроническое, значит, говорить об окончательном излечении будет неправильным; можно добиться длительного (иногда пожизненного) отказа от употребления наркотиков. Решающую роль в этом играет желание самого больного, но бывают ситуации, когда человек, погибая от наркотиков, не может решиться на то, чтобы обратиться за помощью к врачам. В этом случае возможно применение мер принуждения. Теоретически можно создать условия, в которых больной не сможет употреблять наркотики, но в конце концов выбор – погибать от наркотиков или стараться выжить, избавившись от них, – делает сам больной.

Вопрос. Какова средняя продолжительность жизни наркомана?

Ответ. Если наркоман употребляет наркотики внутривенно, то при благоприятном стечении обстоятельств примерно через 7–10 лет непрерывного злоупотребления он может умереть. Конечно, есть наркоманы, живущие 15–20 лет и более. Это в тех случаях, если периоды приема наркотиков у них перемежаются со временем, когда наркотики не принимаются. Но есть и такие, которые погибают через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

Вопрос. Что делать, если друг (подруга) – наркоман?

Ответ. На этот счет существуют различные точки зрения.

Профессиональные психиатры советуют держаться от него подальше. Исправить его не удастся, от этого можно отказаться сразу. Здесь возможны две ситуации: либо ты еще не употребляешь наркотики, в таком случае 80 % за то, что он приучит тебя к ним со временем. Либо ты уже употребляешь, тогда ты никогда не прекратишь, пока будешь общаться с другом-наркоманом.

Даже если вы оба решите бросить наркотики и лечиться одновременно, само общение будет постоянно провоцировать вас к возобновлению наркотизации.

Вопрос. В какие места наркоманы делают себе инъекции и как увидеть их следы?

Ответ. Во все места, где есть вены: на сгибах рук, бицепсах, в то место, где носят наручные часы (кисть), в ноги, пах, шею. От уколов остаются следы – маленькие красные точки, они идут по ходу вены, очень часто остаются гематомы (синяки). При вдыхании наркотиков через нос таких следов не будет, однако нос при этом становится припухшим.

Вопрос. Почему наркоманы приобщают других людей к наркотикам?

Ответ. Первая причина в том, что наркоман ощущает чувство вины или неполноценность из-за употребления наркотиков.

Наркоман чувствует, что окружающие его трезвые и здоровые люди не понимают его, не хотят с ним общаться, и поэтому предлагает наркотики кому-то еще, чтобы снять с себя часть вины, приобщить другого человека к собственной неполноценности, уверив себя, что он «не один такой плохой». Предлагая наркотики неопытным подросткам, наркоман чаще добивается успеха.

Вторая и главная причина в том, что наркоман вынужденно и обязательно становится распространителем наркотиков – дилером. Наркоман покупает, например, 20 доз наркотиков по оптовой цене. Потом он перепродает по розничной цене 15 доз, оставшиеся 5 бесплатных доз – для себя. Так он обеспечивает других и себя.

Чтобы заработать побольше, наркоман стремится найти неопытного покупателя – новичка, не информированного ни о вреде наркотиков, ни о ценах на «зелье». Иногда наркоманы просто грабят или вымогают деньги и ценности.

Вопрос. Какие могут быть дети у наркоманов?

Ответ. Человек, начавший употреблять наркотики в подростковом возрасте, редко становится родителем (в связи с резким сокращением продолжительности жизни и нарушением репродуктивной функции).

Дети наркоманов часто рождаются с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков, через 6 часов после родов у таких младенцев начинается «ломка». Если в роддоме не знают, как оказать новорожденному наркоману экстренную помощь, он, как правило, погибает. Но даже тех, кого врачам удается спасти, ждет в будущей жизни много испытаний, в том числе букет психических и физических болезней. Кроме того, у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей.


^ Вопрос. Как доказать, что наркомания – самое страшное зло.

Ответ. Прочитайте дневник наркоманки Барбары Росек. Это настоящая исповедь девушки, прожившей всего 21 год.

«20 декабря 1997 года. Многие наркоманы страдают от бессонницы. Их организм «спит», только погруженный в наркотический дурман.

24 декабря. У наркомана нет будущего. В своей беде он одинок. А близких он обрекает на боль, страдания из-за него.

3 января. Наркоман не может быть полноценным человеком: ни гражданином Родины, ни матерью, ни отцом, так как цель жизни у наркомана – достать наркотики. Наркоман не живет более 10 лет».

…Цвет лица землист. А он не старый…

В доме холод, грязь… И тишина…

Дети в школе умственно отсталых,

И в психиатрической жена.

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворен… А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.

^ С. Викулов

Вывод. Мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Мы сделали свой выбор – здоровье.

Двадцать первый век – проблемный век!

Об этом помни, человек!

Токсикоманы, наркоманы

Переступили жизни край,

Хотелось им всех благ честивых,

Но их душа не божий рай.

Людьми вновь стать

Предельно трудно.

Дурман приходит лишь на миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Велик звериный их удел.

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь – тупик!

Их жизнь – предел!

Не допустить такое можно,

Так нужно, важно и возможно!

Об этом помни, человек.

Двадцать первый век, проблемный век!

^ Итог конференции. Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков? Ваши формулы здоровья?

А. П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим. А теперь давайте вынесем приговор дурным привычкам. Все вместе, хором: Казнить! Нельзя помиловать!

Очень часто мы жалуемся на трудное время, на то, что страшно выйти на улицу, на то, что среди людей мы чувствуем себя одиноко, что нас не понимают, не хотят с нами считаться. А может быть, причина кроется в том, что мы часто не замечаем того, кто рядом с нами, не видим, что ему бывает плохо и его боль «больнее» наших переживаний? Но мы торопимся, «толкаемся», у нас свои дела и заботы.

Черствеем сами душой, но требуем от ближних любви и заботы, от окружающих – внимания, чуткости…


Приложение №1


В качестве диагностики предлагаю план беседы: выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности и затем, суммируя полученные результаты, можно получить количественную характеристику исследуемого явления и таким образом определить группу риска изучаемого школьника. После чего гораздо легче наметить основные направления профилактической работы:

1. Проявляет ли ученик низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку.

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе.

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

6. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей.

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванными травмами мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

8. Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзионный мир благополучия.

9. Отягощена ли наследственность – заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 – пятъ баллов. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы ноль баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 баллов – средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 баллов следует незамедлительно посоветоваться с психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.


Приложение №2


Опасности, связанные с употреблением наркотиков

  • Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.

  • Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения происходят чаще.

  • Привыкание, физическая и психическая зависимость.

  • Растерянность, галлюцинации.

  • Повышенные эмоции и нерациональное поведение.

  • Провалы памяти.

  • Головокружение и тошнота после принятия.

  • Мгновенная смерть (чистый кокаин).

  • СПИД и другие заболевания в результате пользования зараженной иглой.

  • Потеря стремлений, лень (от марихуаны).

  • Врожденные дефекты у детей.

  • «Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время после прекращения их принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»).

  • Эмоциональные и физические нарушения.

  • Другие серьезные нарушения здоровья.

^ Классификация и действие
некоторых широко применяемых лекарств


Стимуляторы (имеют возбуждающее действие, вызывают говорливость, суетливость, сверхвозбудимость).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

  • бессонница;

  • потеря аппетита;

  • сухость во рту;

  • рвота;

  • расстройство желудка;

  • тошнота;

  • потеря реакции;

  • ухудшение зрения;

  • агрессивность;

  • галлюцинации, непонимание обстановки.

Депрессанты (используются для вызывания сна у больных).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

  • неспособность к адекватному восприятию обстановки и четкому мышлению;

  • потеря координации;

  • замедленная речь;

  • неадекватность рассуждений;

  • дрожание конечностей;

  • непроизвольное движение глаз;

  • агрессивность;

  • передозировка барбитуратов (даже случайная) может привести к смертельному исходу (вероятность этого гораздо выше, чем при применении других лекарств).

Галлюциногены (лекарства, вызывающие изменения в ощущениях, мышлении, реакции на окружающее и чувствах).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

  • неадекватность психических переживаний;

  • может вызвать психическое заболевание;

  • может развиться нарушение хромосом;

  • психический срыв может наступить через несколько недель после последнего приема лекарств;

  • нарушение восприятия времени и пространства;

  • появление галлюцинаций и видений.

Марихуана (обычно свертывается в сигареты. При курении вначале вызывает возбуждение. Однако длительное употребление вызывает вялость и потерю сознания).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

  • зрачки глаз расширены, а сами глаза наливаются кровью;

  • потеря восприятия времени и пространства;

  • судорожное подергивание мускулов;

  • учащенный пульс и сердцебиение;

  • заметное головокружение;

  • ненормальное поведение;

  • потеря реакции;

  • потеря осмысления обстановки;

  • психическая зависимость при длительном употреблении.

Наркотики-лекарства, в состав которых входит героин (болеутоляющие и имеющие снотворное действие).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

  • героин воздействует на головной, спинной мозг, дыхательные органы;

  • первоначальная реакция – чувство покоя и блаженства. Это чувство быстро проходит, требуется большее количество лекарства при следующем приеме;

  • сразу после инъекции героина наступает сонливость;

  • суживаются зрачки глаз.

Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:

1. Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства.

2. Нарушение адекватности поведения. Поведение – замедленное, неровное, отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное.

3. Нарушение аппетита, иногда – потеря веса.

4. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность, подозрительность.

5. Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса.

6. При внутривенном использовании появляются отметки от игл (особенно на руках).

7. Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.

^ Обсудить результаты анкетирования.

Дискуссия (сформулировать правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности).


Приложение №3


Важная информация


  1. В Ростовской области зарегистрировано около 1000 молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, регулярно употребляющих наркотики.

  2. Численность родителей, регулярно употребляющих наркотические средства, по Ростовской области составляет около 3800 человек.

  3. Согласно оценкам ООН, регулярно употребляют наркотики 3% населения Земли в возрасте от 15 до 64 лет.

  4. Прогнозная численность населения Ростовской области, регулярно потребляющих наркотики, может достигать 110 тысяч людей.

  5. Прогнозная численность близких людей и родственников потребителей наркотиков, испытывающих на себе тяжесть деформированных межличностных отношений, по Ростовской области может достигать от 220 до 300 тысяч человек.

  6. По данным общероссийского мониторинга, в России около 6 миллионов человек употребляют наркотики, из них подростков и молодежи в возрасте до 24 лет – 1 миллион 870 тысяч человек.

  7. Сообщайте о тех, кто производит и торгует наркотиками по круглосуточному анонимному «телефону доверия» Управления наркоконтроля по Ростовской области: 240-81-00.

  8. В экстремальной ситуации можно обратиться за помощью по телефонам в г. Ростове-на-Дону: 264-41-41 («телефон доверия»: психологическая помощь в кризисных ситуациях, депрессиях).

  9. Молодежный «телефон доверия» в г. Ростове-на-Дону: 240-39-38.

Использованная литература при составлении данного мероприятия:

1. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности (учебно-методические материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования).

2. Гражданско-патриотическое воспитание в 6–7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / авт.-сост. И. А. Тисленкова.

3. Беседы о нравственности для старшеклассников / авт.-сост. Е. Л. Базаркина.

4. Внеклассные мероприятия в средних и старших классах (сценарии классных часов, вечеров, конкурсов, турниров, праздников) / сост. М. А. Петрухина.

5. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7–8 классы / авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова.

6. Сценарии классных часов и вечеров. 6–9 классы: пресс-конференция, устный журнал, классные часы-игры / сост. В. А. Ведерникова, Н. В. Огородникова, Т. Ю. Москвина, Н. А. Девятьярова, Л. А. Малинина, Н. С. Леонтьева, Л. Протасова, М. Шестакова, Ф. И. Ташкова, О. В. Желонкина, Н. А. Заплатина.

7. Классные часы. 5–6 классы / авт.-сост. Т. В. Шепелева, М. М. Миронова, Н. И. Еременко, О. В. Свиридова, Н. А. Касаткина, Г. П. Попова, М. М. Гуменюк.




Похожие:

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconАнализ методической работы мбоу «сош №33» п. Яйва за 2011-2012 учебный год
Методическая тема школы на 2011-2012 учебный год «Социализация учащихся в условиях компетентностного подхода к обучению». Это завершающий...
Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconН. Синчило План мероприятий по внедрению фгос второго поколения во 2 – Х классах мбоу сош №13 в 2011 – 2012 учебном году
Изучение рекомендаций дон по конструированию учебного плана 2-х классов на 2011-2012 учебный год
Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconОтчёт мбоу сош №13 об успеваемости и посещаемости за 2011-2012 учебный год

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconРасписание элективных курсов в 5-х классах мбоу «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1» на 2011-2012 учебный год
«Согласовано» Утверждено на заседании педагогического Профком мбоу «Зубово-Полянская сош№1» совета мбоу «Зубово-Полянская сош№1»
Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconПлан работы Управляющего совета мбоу сош с. Новосельскоена 2012-2013 учебный год
Итоги работы Управляющего Совета школы за 2011-2012 уч год и планирование работы на новый учебный год
Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconРасписание учебных занятий 5-11 классов мбоу сош №42 на 2011-2012 учебный год

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconПлан работы по развитию питания мбоу сош №17 на 2011-2012 учебный год

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconАнализ учебно-методической работы мбоу «сош №33» п. Яйва за 2011-2012 учебный год

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconГрафик питания учащихся мбоу «сош №33» п. Яйва на 2011 – 2012 учебный год После 2 урока

Мбоу грушевская сош 2011-2012 учебный год имя бЕдЫ – наркотики iconПояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год
Учебный план мбоу «Гимназия №2» на 2012-2013 учебный год разработан на основе Республиканского Базисного учебного плана, для государственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов