Приложение Программа «Учимся любить книгу» icon

Приложение Программа «Учимся любить книгу»



НазваниеПриложение Программа «Учимся любить книгу»
Емельянова А. А
Дата конвертации10.07.2012
Размер144.24 Kb.
ТипПрограмма

Приложение

Программа «Учимся любить книгу».

(Программа для младшего школьного возраста)

Разработала учитель МОУ «СОШ № 1 Емельянова А. А.

Пояснительная записка.

Воспитательные цели и задачи:

-развитие познавательной, коммуникативной, нравственной, физической, эстетической культуры детей, их творческих способностей,

-организация детского досуга, стимулирование чтения детей, расширение их кругозора.

-приобщение детей к чтению, воспитание любви к книге, развитие желания и умения работать с книгой

-воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа, семьи, школы,

-сплочение детского коллектива через организацию групповой работы,

-включение родителей в воспитательный процесс.

Предмет изучения:

Выбор тем обусловлен и определен интересами детей, а так же целями программы.

Литература:

-произведения устного народного творчества,

-произведения современных детских писателей,

-произведения зарубежных сказочников.

^ Окружающий мир:

-разнообразие растительного и животного мира,

-путешествие по карте Мира.

Структура:

Программа рассчитана на четыре - пять лет. В течение этого промежутка времени дети познакомятся с жанрами устного народного творчества, произведениями русских и зарубежных писателей и поэтов, с энциклопедической и справочной литературой; получат первоначальные основы актерского мастерства, попробуют себя в ролях разных героев, сделают первые шаги в качестве авторов, художников, критиков, исследователей.

На подготовительном этапе проведение литературных и природоведческих праздников, как таковых, невозможно по возрастным причинам – неумение читать, писать, работать самостоятельно, неустойчивость внимания и т.д. Поэтому в подготовительный период происходит первоначальное знакомство с жанрами устного народного творчества на примере коротких произведений, легко и с удовольствием запоминаемых детьми. Эти занятия сопровождаются изготовлением книжек – малышек с нарисованными в них иллюстрациями к изучаемым произведениям. Те дети, кто уже умеет писать, могут помимо иллюстраций делать в них записи самостоятельно или с помощью родителей.

Кроме этого, можно организовать постановку простеньких русских народных сказок, желательно с музыкальным и песенным сопровождением, что вызывает у детей больший интерес к подобным мероприятиям и лучшее запоминание изучаемого материала.


С темой устного народного творчества можно связать и темы природоведческого характера, такие как «Загадки о природе», «Домашние животные». Подготовка к ним предполагает уже самостоятельную работу детей вместе с родителями, в ходе которой необходимо подобрать и оформить соответствующий материал, который будет преподнесен остальным детям при проведении природоведческого праздника.

Основной же этап предполагает уже самостоятельную работу детей сначала с помощью родителей, а затем и без них. И еще одной важной чертой основного этапа является организация работы в группах.

Во втором, а возможно, и в третьем классе, в зависимости от уровня развития детей и уровня сформированности коллектива, можно организовывать групповую работу только в период проведения праздника, но не во время его подготовки. Сюда можно отнести проводимые в группах викторины, литературные игры, вопросы, подготовленные группой, инсценировки, выпуск тематических газет и т. д., с последующим определением группы – победителя и обязательным выяснением причин победы одной группы и неудачи другой, с тем, чтобы сплотить детский коллектив и дать возможность в следующей игре выиграть другим группам.

В четвертом классе или уже в конце третьего, желательно организовать групповую работу, как в период проведения праздника, так и во время его подготовки. Тогда каждой группе одна и та же тема предлагается в нескольких вариантах, которые несколько затрудняют и сужают поиск необходимой информации по теме.

Вот примерные варианты темы «Растения сада и огорода», предложенные для работы в группах:

-«Растения сада»,

-«Растения огорода»,

-«Растения сада и огорода нашего края»,

-«Растения сада и огорода теплых стран».

Варианты темы «Птицы родного края»:

-«Птицы родного края»,

-«Исчезающие птицы родного края»,

-«Редкие птицы родного края»,

-«Меры по охране и увеличению численности птиц».

Варианты темы «Вымершие доисторические животные»:

-«Вымершие пресмыкающиеся - доисторические животные»,

-«Вымершие летающие доисторические животные»,

-«Вымершие водные доисторические животные»,

-«Вымершие млекопитающие - доисторические животные».

В конце четвертого класса работу можно еще более усложнить, предложив не только варианты темы для работы в группах, но и распределив обязанности внутри каждой группы.

Варианты темы «Материки нашей планеты. Краткая характеристика»:

-«Евразия. Краткая характеристика»,

-«Африка. Краткая характеристика»,

-«Америка. Краткая характеристика»,

-«Австралия. Краткая характеристика».

Индивидуальные темы для работы членов каждой группы, распределяются организатором группы, который следит за работой и обобщает материал перед проведением природоведческого праздника.

Перечень индивидуальных тем для работы членов каждой группы:

1. Краткое географическое положение. Рельеф.

2. Растительный мир.

3. Животный мир.

4. Страны и народы.

5. Искусство.

6. Выдающиеся люди

7. Краткая история.

В рамках литературных праздников большую помощь в работе по привитию любви к книге оказывают и постановки музыкальных инсценировок любимых детских сказок. На одном и том же материале происходит знакомство с новыми, для некоторых детей, произведениями классической художественной литературы. В ходе работы над ролями и репетициями дети самостоятельно осознают, кто из героев положительный, а кто отрицательный. В ходе борьбы добра со злом, пусть даже неосознанно, дети встают на сторону добра, а значит и сами становятся добрее. Здесь оттачивается язык, запоминаются фразы, сказанные героями, которыми впоследствии дети начинают пользоваться сами. Кроме того, они учатся выразительному чтению, идет тренировка памяти, дети учатся самовыражению, актерскому мастерству.

Подготовка и проведение литературных и природоведческих праздников, посвященных тому или иному автору или теме – очень сильное и действенное средство воспитания любви к чтению, развития желания и умения работать с книгой. Причем, основная работа, основной эффект возникает не столько от проведения праздника, сколько от его подготовки. А сам праздник лишь подводит итоги достаточно долгой и кропотливой работы детей.

Примерно за месяц до праздника (в зависимости от возраста и уровня развития детей этот промежуток может меняться от двух до шести недель) объявляется об ожидаемом празднике. В классе создается мини-библиотечка произведений данного автора и библиографического материала, необходимого для подготовки докладов и рефератов о жизни и творчестве писателя, если это литературный праздник; и энциклопедической, справочной литературы, если это праздник природоведческий. В течение этого времени при подготовке к литературному празднику дети читают книги, готовят доклады, рисунки, вопросы к викторине, пишут сочинения по произведениям данного автора, выпускают газеты. При подготовке к природоведческому празднику – читают справочную литературу, пишут рефераты, составляют вопросы, делают зарисовки. За день до проведения праздника подводятся итоги работы каждого ученика, результаты заносятся в таблицу и вывешиваются в классе. Таким образом, можно узнать о том, кто из детей провел действительно серьезную работу и достоин похвалы, а чья работа еще оставляет желать лучшего.

Пусть сам праздник лишь точка в конце всей работы, но это не значит, что он проводится сухо и неинтересно. Здесь и знакомство с биографией автора, с которой кто-то из детей по какой-то причине не успел ознакомиться, здесь и встреча с литературными героями, рожденными воображением писателя, здесь и викторина и использованием ИКТ, составленная по вопросам детей, и выпуск стенгазет по группам, песни, танцы, стихи.

В результате подготовки и проведения праздника выявляются победители в различных номинациях и победители по общим итогам конкурса, которые награждаются грамотами, преходящими медалями и небольшими призами. Здесь обязательно должно прозвучать, что главное - не победа. Главное в том, что при подготовке к празднику все узнали что-то новое, что-то поняли для себя, научились работать самостоятельно. Поэтому, проигравших - нет, все в выигрыше.


Программа:

Подготовительный этап:

^ Подготовительный класс (субботняя школа) - 1 класс.

Программа «Я + Я».

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями, видение мира. Все многообразие мира дети младшего школьного возраста воспринимают не так, как взрослые. Особенностями детской психики и определяется материал предлагаемый детям, посещающим подготовительные к школе курсы. Это детский фольклор, поэтические произведения, долгие годы передававшиеся из поколения в поколение, постепенно приобретавшие содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

На протяжении 12 занятий дошкольники знакомятся с жанрами и произведениями устного народного творчества: дразнилки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Они говорят, повторяют, вспоминают, сочиняют, разучивают короткие произведения, которые можно отнести к жанрам устного народного творчества; изготавливают разнообразные книжки-малышки с вклеенными в них произведениями устного народного творчества в виде записей и рисунков.

Это подготовительный этап, в ходе которого дети знакомятся друг с другом, со школой, с учителем, с разными сказочными героями, которые приходят к ним на занятия, где и происходит первичное знакомство с жанрами устного народного творчества и окружающим миром.


^ Подготовительный класс:

Литература: «Жанры устного народного творчества»

1. Знакомство с жанрами устного народного творчества по темам - 1 полугодие.

1) Книж приглашает к сотрудничеству. Знакомство с дразнилками, скороговорками, считалками.

2) Делаем первую книжку. Скороговорки, дразнилки.

3) Небылицы в лицах.

4) Делаем книжку – театр. Потешки, небылицы

5) Загадаем вам загадки. Знакомство с загадками.

6) Делаем книжку – бабочку. Загадки.

7) Эта сказка хороша, начинай другую. Сказки – шутки.

8) Делаем книжку – вертушку. Досужие сказки, сказки – шутки.

9) Игры со словами.

10) Делаем заготовки для книжки – игрушки. Игры со словами.

11) Сундук со сказками. Игра с книжкой – игрушкой. Сказки.

12) В гости к бабушке на оладушки. Повторение и закрепление изученного.

2. Инсценировка музыкальной сказки «Теремок» по мотивам русской народной сказки. - 2 полугодие.

Окружающий мир: «Мир вокруг меня»

3. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Загадки о природе»

1 класс:

Литература: «Устное народное творчество»

1. Инсценировка музыкальной сказки «Колобок» по мотивам русской народной сказки. – 2 четверть.

2. Подготовка и проведение праздника по устному народному творчеству - 3 четверть.

Окружающий мир: «Я познаю мир природы»

3. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Домашние животные» - 4 четверть.


^ Основной этап:

2 – 4 классы.

Программа «Мы».

Здесь происходит углубление изученных тем, неоднократное возвращение к жанрам устного народного творчества. В центре внимания отношения между людьми. Формирование таких понятий, как дружба, взаимопомощь, взаимопонимание, милосердие.

Делаются первые шаги в литературном творчестве. Дети учатся оценивать себя и друг друга, соревнуются в интеллектуальной сфере.

Здесь больший упор делается на родителей. Больше внимания уделяется самоанализу детей. Проводится много совместных мероприятий родителей с детьми.

2 класс:

Литература: «Русские народные сказки и короткие веселые рассказы»

1. Подготовка и проведение литературного праздника по русским народным сказкам –1 четверть.

2. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству С. Маршака – 2 четверть.

3. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству В. Драгунского– 3 четверть.

4. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству Н. Носова – 4 четверть.

5. Инсценировка музыкальной сказки «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Андерсена. - 2 четверть.

6. Инсценировка музыкальной сказки «Снежная королева» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена. – 4 четверть.

Окружающий мир: «Мир вокруг нас»

7. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Растения сада и огорода» - 3 четверть.

3 класс:

Литература: «Творчество зарубежных писателей - сказочников»

1. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству Г. Андерсена – 1 четверть.

3. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству Ш. Перро – 2 четверть.

4. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству Братьев Гримм – 3 четверть.

5. Инсценировка музыкальной сказки «Золушка» по мотивам сказки Ш. Перро. - 2 четверть.

6. Инсценировка музыкальной сказки «Бременские музыканты» по мотивам сказки Г.Ливанова. - 4 четверть.

Окружающий мир: «Мы учимся беречь природу»

7. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Птицы родного края» - 3 четверть.

8. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Вымершие доисторические животные» - 4 четверть.

4 класс:

Литература: «Творчество русских и советских писателей»

1. .Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству Э. Успенского – 1 четверть.

2. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству А. Гайдара – 2 четверть.

3. Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству А.Пушкина – 3 четверть.

4 .Подготовка и проведение литературного праздника по творчеству чувашских писателей – 4 четверть.

5. Инсценировка музыкальной сказки «Новогодние приключения Маши и Вити» - 2 четверть.

Окружающий мир: «Чудеса вокруг нас»

6. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Обитатели морских глубин» - 2 четверть.

7. Подготовка и проведение природоведческого праздника по теме «Чудеса света» - 4 четверть.


^ Работа по программе «Учимся любить книгу»

Работу по данной программе можно осуществить в режиме группы продленного дня по одному разу в неделю организуя кружок «Читай-ка».

Работа кружка направлена на приобщение детей к чтению, воспитание любви к книге, развитию желания и умения работать с ней, и осуществляется по составленной мной программе «Учимся любить книгу. Литературные и природоведческие праздники».

Основной формой работы, по данной программе является подготовка и проведение праздников с использованием ИКТ, постановка музыкальных сказок, сценарии, которых предусматривают участие каждого ученика в одной из ролей и активное участие родителей, готовятся лично учителем.

Хочется заметить, что подготовка и проведение подобных мероприятий – очень сильное и действенное средство привития любви к чтению и выработки навыков работы с книгой. Причем, основная доля работы ложится на плечи учеников и их родителей. Ведь детям, на первых порах с родителями, а потом и самостоятельно, приходится перебирать горы литературы для того, чтобы найти нужный материал, отсеивая все второстепенное, а это, не имея опыта, нелегко, этому тоже надо учиться. И основной эффект возникает не столько от проведения праздника, сколько от его подготовки, сам праздник лишь подводит итоги кропотливой работы детей и их родителей, которые учат ребенка добывать знания из книг.

Примерно за месяц до мероприятия объявляется об ожидаемом празднике. Начинается поиск литературы. В классе создается мини-библиотечка. В течение отведенного времени дети читают книги, готовят доклады, рисунки, вопросы к викторине, пишут сочинения. За день до проведения праздника подводятся итоги работы каждого ученика, результаты заносятся в таблицу, которая вывешивается в классе. Таким образом, уже можно определить потенциальных победителей. Почему потенциальных? Потому что в классе всегда есть дети, которые во всем хотят быть первыми, они, видя, что кто-то оказался впереди, начинают усиленно дорабатывать, и часто бывает так, что на следующий день оказываются победителями. Дух соревнования в этом возрасте оказывается сильной движущей силой, способной расшевелить детей и заставить идти вперед. А в третьем - четвертом классе тот же дух соревнования заставляет усердно работать в группе, лишь бы не подвести других.

Подготовительная работа закончена, надо поставить точку, и этой точкой оказывается сам литературный или природоведческий праздник. И пусть он – всего лишь точка в конце всей работы, но это не значит, что он проводится сухо и неинтересно. Скорее наоборот, процесс подготовки к празднику достаточно продолжителен и тяжел, отнимает много сил и времени. А на самом празднике можно пожинать плоды своего труда, с удивлением и радостью отмечая, как легко даются ответы на вопросы, что многое из того, о чем говорят, ты уже знаешь и беседуешь с учителем на равных, удивляясь тому, что кто-то из детей не знает этого так же хорошо, как и ты. Здесь ребенок может почувствовать, как многого он достиг самостоятельно, и как много сможет еще достичь, ведь он уже умеет работать сам. Кроме того, здесь и знакомство с материалом, с которой кто-то из детей по какой-то причине не успел или не смог ознакомиться, здесь и встреча с литературными героями, рожденными воображением писателя, здесь и викторина, составленная по вопросам детей, и выпуск стенгазет по группам, песни, танцы, стихи.

В результате подготовки и проведения праздника выявляются победители в различных номинациях и победители по общим итогам конкурса, а это тоже приятно и стимулирует к дальнейшей работе. Тех же, кто работал мало, это подстегивает, заставляя работать дальше, чтобы догнать победителей. Но в моменты подведения итогов не стоит слишком выделять победителей, хотя, они честно добились победы своим упорным трудом. все должны понять, что главное – не победа, а то, что за такой короткий промежуток времени был изучен такой большой объем информации, который, не будь подготовки к празднику, вряд ли был бы получен, что нужно работать и успех обязательно придет.


За 10 лет работы по данной программе были проведены литературные праздники по следующим темам:

-по устному народному творчеству,

-по творчеству А. Барто,

-по творчеству С. Маршака,

-по творчеству В. Драгунского,

-по творчеству Н. Носова,

-по творчеству Г. Андерсена,

-по творчеству Ш. Перро,

-по творчеству Братьев Гримм,

-по творчеству Э. Успенского,

-по творчеству А. Гайдара,

-по творчеству А.Пушкина,

-по повести Е. Ильиной «Четвертая высота».

^ Природоведческие праздники по следующим темам:

-«Загадки о природе»,

-«Домашние животные»,

-«Растения сада и огорода»,

-«Птицы родного края»,

-«Вымершие доисторические животные»,

-«Материки нашей планеты. Краткая характеристика».


Поставлены музыкальные сказки:

-«Теремок» по мотивам русской народной сказки,

-«Колобок» по мотивам русской народной сказки,

-«Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Андерсена,

-«Снежная королева» по мотивам сказки Г. Х. Андерсен,

-«Золушка» по мотивам сказки Ш. Перро,

-«Бременские музыканты» по мотивам сказки Г.Ливанова,

-«Новогодние приключения Маши и Вити»,

-«В гостях у времен года»,

-«Бал у царя Гороха».


Теперь мне бы хотелось подвести итоги, что дает подготовка и проведение таких праздников. За удивительно короткий срок дети знакомятся с достаточно большим количеством для своего возраста произведений. Чего, скорее всего бы не произошло, не будь объявлено о предстоящем празднике. Предложенные для чтения произведения отобраны в соответствии с возрастом и интересами детей. Значит, особых трудностей даже при низкой технике чтения у детей быть не должно, а сама техника чтения при этом совершенствуется. Читая эти произведения, дети делают рисунки. Значит, они пропускают прочитанное через себя, затрагивая свою душу. Дети готовят доклады, причем самостоятельно. Пусть они несколько корявы и угловаты, но ведь нужно когда-то начинать и тогда, когда они покинут начальную школу это занятие станет для них привычным и понятным, так как они приобретают навык работы с книгой, будь то художественная, энциклопедическая или справочная литература. То же касается и газет, выпускать которые им очень нравится.

Правда, не все так гладко, как хотелось бы. В наш век Интернета многие родители, желая помочь своим детям, скачивают необходимую информацию, которую дети приносят в класс и сдают ее, даже не читая. Значит, предстоит работа и с родителями, разъяснение, что такое помощь, а что – «медвежья услуга».

И, наконец, последнее. Если проследить динамику роста результатов техники чтения, то у очень многих детей за время, отведенные на подготовку к празднику, отмечается достаточно высокий для такого короткого отрезка времени прирост, который особенно заметен тогда, когда техника чтения еще не очень высока. Можно возразить, что быстро прочитанное может оказаться непонятым. Я думаю, это не так, потому что сделанные рисунки, составленные вопросы, ответы и рассуждения, данные детьми во время праздника, показывают, что прочитано было с пониманием. Радует еще и то, что походя, при чтении простых, веселых, интересных, во многом знакомых произведений известных авторов, повышается техника чтения. А когда доходит дело до сложных или малоинтересных текстов, техника чтения развита уже достаточно хорошо, так что она не мешает работе с книгой, а значит, не отбивает желание читать и любить книгу.

Здесь возможно еще одно возражение, результаты техники чтения после подготовки к празднику у некоторых детей практически не изменяются. Я думаю, такое возможно у тех детей, которые подошли к заданию несерьезно, которые были заинтересованы чем-то другим или может быть в силу своего темперамента никогда не смогут очень быстро читать. Но даже таким детям подобные мероприятия необходимы. Ведь они заставляют их работать и, я уверена, что обязательно придет тот день, когда предложенная для работы тема их заинтересует. Нужно только расшевелить их, под лежачий камень, как известно, и вода не течет.




Похожие:

Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconС. я маршака «Город, который построил Маршак»
Литературный праздник проводится в рамках разработанной мною программы «Учимся любить книгу» во втором полугодии второго класса....
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconБудем молиться – и победим!
Дух Святой один может научить нас истинному, сердечному сокрушению, вере живой, миру невозмутимому. В непрестанном тесном единении...
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconВнеклассное мероприятие для 4-х классов "Турнир Информатика" Учитель информатики Симонова Т. А. 20. 02. 2009г
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (см. Приложение 1, Приложение 2), презентация к ходу мероприятия (см. Приложение...
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconДобро пожаловать на час общения «Поговорим о любви» Мы коснёмся сегодня темы
Любить для меня значит быть любимым. Любить значит, прежде всего, отдавать, а не брать. Любить это значит быть заинтересованным в...
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconДокументы
1. /Комплексная программа/Основная часть.doc
2. /Комплексная...

Приложение Программа «Учимся любить книгу» icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин. «Мир вокруг нас»

Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconБбк 32. 973. 26 Т65 Трасковский А. В
В книгу включено приложение, содержащее краткий обзор основных комплектую­щих современного компьютера. Вес приведенные советы и рекомендации...
Приложение Программа «Учимся любить книгу» icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин. «Мир вокруг нас»
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconМ. Н. Юхмы в 1995 г чувашский писатель М. Н. Юхма опубликовал книгу «Древние чувашские боги и герои (Легенды и мифы древней Чувашии)» [Чебоксары, 1996; далее постраничные ссылки на указанное издание]. Эта книга
Произведение М. Н. Юхмы включает «Книгу богов» и «Книгу героев». Повествование о жизни и богов и героев позволяет также составить...
Приложение Программа «Учимся любить книгу» iconДетская агрессивность
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов