Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся icon

Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся



НазваниеЗначение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся
Дата конвертации10.07.2012
Размер136.5 Kb.
ТипДокументы

ЗНАЧЕНИЕ ОРИЕНТАЦИОННЫХ КУРСОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Профессия – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте (14 – 16 лет), так как, осуществляя данный выбор, человек, программирует свой образ жизни. Психологи утверждают, насколько правильно ученик определит профессию, во многом будет зависеть и его карьерный рост, и его материальное состояние. «Какими будут специалисты, таким будет и наше государство, каждый должен быть на своем месте».

Школа должна помочь учащимся определиться в своем будущем (не конкретно указать - кем ему быть, слесарем или учителем), и раскрыть их возможности и помочь найти область их применения. Сейчас учащиеся не знают свои способности, не ориентируются в мире профессий (на данное время по статистике, профессий насчитывается около 7000), не умеют ещё планировать свое будущее.

В 2002 – 2003 учебном году в школе был введен в программу старшей школы курс «Кулинария» и «Декоративно – прикладное искусство» (в области материальной технологии), как альтернатива УПК. Было разработано авторское планирование курсов, организовывались выставки и проводились мастер-классы. Но дальнейшего выхода этот курс не имел, ни на один ВУЗ. Поэтому заинтересованность учащихся была невысока в достижении высокого уровня овладения знаниями и умениями по программе курса.

И с 2005 года в школе был введен элективный курс «Твоя карьера» в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки. Занятия проводились во второй половине дня, за счет часов школьного компонента. Планирование занятий было составлено на основе программы С.Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

По итогам работы двух лет, это планирование расширено и составляет 68 часов. Сейчас реализация этого курса проходит через базовую часть учебного плана (область технология).


^ Примерное планирование занятий по курсу «Твоя карьера» в 9 классе




№ п/п


Тема


Кол-во часов


Содержание

1

Вводное занятие (2 часа)

1

Цели и задачи курса. Специфика занятий по курсу

2




1

Профессия и человек. Профессия и время.
Знакомство с дневником профессиональной карьеры

3

Классификация профессий (7 часов)

1

Отечественная и зарубежная классификация профессий.

4




1

Спрос на рынке труда

5




1

Профессия «Ч-Ч»

6




1

Профессия «Ч-ХО»

7




1

Профессия «Ч-Т»

8




1

Профессия «Ч-ЗС»

9




1

Составление словаря профессий

10

Многообразие выбора профессий (3 часа)

1

Труд и человек. Функции труда

11




1

Ошибки в выборе профессии

12




1

Профессия и способности

13

Где и как приобрести профессию (1 час)

1

Учебные заведения. Формы обучения. Государственные и негосударственные ВУЗы

14

Здоровье и выбор профессии (2 часа)

1

Работоспособность. Учет состояния здоровья

15




1

Режим работы. Роль активного отдыха.

16

Целевая контрактная подготовка кадров (1 час)

1

Правовая консультация. Контракт. Анализ контракта.

17

Сюжетно-ролевая игра (1 час)

1

«Профессия и мы»

18

Внутренний мир человека (4 часа)

1

Психология как наука. Понятие о личности

19




1

Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности

20




1

Интересы и склонности. «Хочу. Могу. Надо»

21




1

Определение своих склонностей

22

Познай себя. Свойства нервной деятельности (2 часа)

1

Общие представления о нервной системе

23




1

Подвижность, уравновешенность

24

Темперамент в профессиональном становлении личности (4 часа)

1

Общие понятия о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента

25




1

Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности

26




1

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка

27




1

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка

28

Внимание (2 часа)

1

Общие понятия

29




1

Диагностические процедуры

30

Память. Мышление (1 час)

1

Понятие о памяти, мышлении. Значение в профессиональной деятельности

31




1

Диагностические процедуры

32

Общительность (2 часа)

1

Понятие об общительности. Значение в профессиональной деятельности

33




1

Диагностические процедуры

34

Коммуникабельность (2 часа)

1

Общие понятия. Значение в профессиональной деятельности

35




1

Диагностические процедуры

36

Заключительный урок по теме «Познай себя» (2 часа)

1

Итоговое занятие. Контроль поведения. Корректировка деятельности

37




1

Работа с дневником профессий

38

Поиск работы. Трудоустройство (2 часа)

1

Где получить информацию о трудоустройстве. Юридическая справка

39




1

Резюме. Правила написания

40

Вакансии (1 час)

1

Анализ информации о вакансиях. Явные и скрытые требования к кандидатам

41

Пакет документов (1 час)

1

Как подготовить документы, представляющие Вас работодателю (самопрезентация)

42

Собеседование (1 час)

1

Как подготовиться к собеседованию. Имидж

43

Деловой этикет (1 час)

1

Правила поведения на рабочем месте

44

Ролевые игры (4 часа)

1

Игра по профессии «Ч-Ч»

45




1

Игра по профессии «Ч-ХО»

46




1

Игра по профессии «Ч-Т»

47




1

Игра по профессии «Ч-ЗС»

48-58

Выездные мероприятия (10 часов)

1

Посещение выставки «Карьера и образование»

59-65

Выездные мероприятия (9 часов)

1

Посещение «Дней открытых дверей»

66-67

Встреча с выпускниками школы, родителями (2 часа)

1

Беседа о профессии. Анализ. Советы

68

Заключительное занятие (1 час)

1

Подведение итогов работы за год



На первых занятиях идет знакомство с группой, проводится анкетирование учащихся.


АНКЕТА

«Твой выбор профессии»



  1. Определились ли Вы с будущей профессией?

  2. В какое учебное заведение Вы планируете поступать?

  3. Как Вы готовитесь к поступлению?

  4. Что или кто повлиял на Ваш выбор?

  5. Школа может подготовить выпускника к поступлению в ВУЗ?

  6. Как школа может помочь в выборе профессии?



Предлагаем вашему вниманию результаты данной анкеты, проведенной в сентябре 2006 года в 10 и 11 классах.










По итогам апробации курса с 2005 года предпочтительными формами работы в данном курсе являются:


  • Анкетирование учащихся

  • Посещение «Дней открытых дверей» учебных заведений

  • Посещение выставки «Карьера и образование»

  • Игровые приемы

  • Практические работы (социологические опросы)

  • Беседы

  • Творческие проекты

  • Участие в сетевых познавательных играх


За последние два года учащиеся нашей школы посетили выставку «Карьера и образование», которая проходила в гостином дворе и Доме художника. Прошли тестирование у представителей ВУЗов, на предмет применения своих способностей в той или иной профессиональной области. Посетили «Дни открытых дверей» колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» и колледжа декоративно – прикладного искусства №36 им. Карла Фаберже, где познакомились с профессиями, которым обучают в колледжах. Осмотрели салоны, где выставлены работы выпускников колледжа (батик, лаковая миниатюра, ювелирные украшения), а так же побывали на демонстрации моделей одежды, посетили учебные мастерские.


Благодаря знакомству с опытом работы школы №872 по организации профориентационных игр, я, как руководитель курса приняла решение об участии команды школы в 2007 году в игре «Конференция профессионалов» на базе школы №420.

По результатам изучения материала курса был составлен информационный бюллетень «что нужно знать абитуриентам при поступлении в ВУЗ». Был проведен слушателями элективного курса социологический опрос среди родителей «ваша профессия».


АНКЕТА

«Ваша профессия»

  1. К какой области деятельности относится полученная Вами профессия?

  2. Кто или что повлияло на выбор Вашей профессии?

  3. Работаете ли Вы сейчас, по выбранной Вами профессии?


Итоги анкетирования

1. К какой области деятельности относится полученная Вами профессия?




2. Кто ли что повлияло на выбор вашей профессии?



3. Работаете ли Вы сейчас, по выбранной Вами профессии?




Получив такие данные, ученики сделали вывод:

  • При выборе своей будущей профессии человек должен руководствоваться своими желаниями, способностями, состоянием своего здоровья.

  • Те люди, которые выбирают профессию по своему желанию и работают в дальнейшем по выбранной профессии.



Данные выводы представленного социологического опроса подтверждают результаты анкетирования, которое было проведено среди учителей нашей школы.

Слушатели курса хотели бы опытным путем выяснить:

  • Какие причины повлияли на выбор профессии учитель?

  • Как в процессе работы может измениться отношение к выбранной профессии?



Социологический опрос учителей школы №867

«Выбор профессии - учитель»



  1. К какой возрастной группе Вы относитесь?

  1. До 25 лет - 0 человек

  2. От 25 до 45 лет - 14 человек

  3. Старше 45 лет - 17 человек

  1. Что или кто повлиял на выбор вашей профессии?

  1. Родители - 7

  2. Близость учебного заведения к дому - 1

  3. Совет друзей - 1

  4. Собственное желание -17

  5. Другой вариант ответа - 3

  1. Довольны ли вы выбранной Вами профессией сейчас?

  1. Да - 29

  2. Нет - 0

  3. Особое мнение - не очень - 2

  1. Если бы Вам представилась возможность выбора профессии заново, выбрали бы Вы профессию учитель?

  1. Да - в группе старше 45 -13; от 25 до 45 лет - 7

  2. Нет - в группе старше 45 – 3; от 25 до 45 – 6



В школе был опрошен 31 учитель. На выбор профессии повлияли родители у 7 человек. По совету друзей выбрал профессию 1 человек, близость к дому оказала влияние на одного человека, помогли выбрать профессию учителя – шестерым. По собственному желанию выбирали профессию – 17 человек. Из, тех, кто выбирал профессию сам, довольны своим выбором – 16 человек. Если бы, представилась возможность, выбирать профессию учителя заново, то вновь бы это сделало 9 человек. Делаем вывод: профессию нужно выбирать осознанно, руководствуясь своими возможностями и своим желанием.

По результатам работы курса «Твоя карьера» можно сделать выводы: следует вести модульную организацию курса. Организовывать проведение занятий в сотрудничестве с психологом школы. Распределять обязанности следующим образом: руководитель курса (ответственный учитель) - модуль « Мир профессий и Я» (поездки на Дни открытых дверей, встречи с людьми интересных профессии, выставки,,,, ). Модуль «Диагностика» (изучение личностных качеств учащихся, социологические опросы) - психолог школы. По завершению курса должна быть выполнена творческая работа или проект, например, «Моя будущая профессия».

В перспективе мы ставим перед собой задачу: разработать сценарии прфориентационных игр и провести их среди учащихся нашей школы и школ района «Братеево», с целью организации сетевого взаимодействия по данному направлению, что является задачей экспериментальной работы на следующий учебный год.

За несколько лет работы собран методический материал, журналы «Карьера и образование», справочники для поступающих в ВУЗы и СУЗы, CD – диски.


  1. Аверичев Ю.П., Школьнику о рабочих профессиях. - М.: Просвещение, 1996

  2. Аверкин В.Н., Путевка в жизнь. – М.: Просвещение, 2005

  3. Арефьев И.П.,Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – Из-во НЦ ЭНАС, 2005

  4. Барретт Джим, Проверьте свои возможности. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2003

  5. Барретт Джим, Карьера: способности и выбор. Тесты. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2006

  6. Земнов М.А., Знаете ли вы себя.- М., московский рабочий, 1989

  7. Ковалев В.С., Подготовка старшеклассников к семейной жизни.- М., Просвещение, 1981

  8. Колюга С.У. Основы производства. Выбор профессии. – М., Просвнщение, 1987

  9. Климов Е.А. как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990

  10. Михаева О.А. Я выбираю профессию. - М.: УЦ «Перспектива»,2006

  11. Симоненко В.Д. Технология. Уч-к для учащихся 9 кл., - М.:Из-во Издательский центр «Вентана Граф», 1999

  12. Труханова А.Т. основы швейного производства. – М.: Просвещение, 1989

  13. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: Творческий центр «Сфера».

  14. Пряжников Н.С. и др. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Творческий центр «Сфера»,2006

  15. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера (книга для учителя). М.: Просвещение,1998

  16. Шмидт Р.В. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников8 – 11 класс. М.: Творческий центр «Сфера», 2006

  17. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003

  18. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. Учебник для 10 – 11 класса. – М.: Просвещение, 2003

  19. IQ – тесты: проверь свой интеллект. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко.КГ, 2004

  20. Чистякова С.Н.Программа «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение, 2000

  21. Европейские стипендии для Вас. Справочник по стипендиям, предоставляемым российским студентам Европейским союзом и странам – членам ЕС. 2006 – 2007 + CD

  22. Справочник. Среднее и начальное профессиональное образование. Техникумы. Коллджи. Училища. – М.: из-во «РТВ-Медиа», 2006

  23. Справочник. Высшее профессиональное образование в России. Университеты. Академии. Институты. – М.: из-во «РТВ-Медиа», 2006

  24. CD – диск. Московские ВУЗы. М.: ООО «Центр Радужный-XXI век»

  25. CD – Профессии. Энциклопедия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий»

  26. Журнал «Карьера и образование».- 2004-2008 гг




Похожие:

Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconЦель: формирование ученических групп курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки в 9 классах, составление расписания занятий в 2010-2011 учебном году
Согласно учебному плану школы зам директора школы по учебно-методической работе Ендовицкой О. В было проведено формирование ученических...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconПоложение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
Министерства образования Хабаровского края №2-5-2593 от 30. 06. 2006 «О ведении журналов и оценивания достижений учащихся 9-х классов...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 п. Мокроус Федоровского района Саратовской области Приказ от 1 сентября 2008 года №123
Положением о предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и Положения о профильном обучении, Договором о совместной деятельности...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconВ. положение о предпрофильной подготовке общие положения
Основная цель введения предпрофильной подготовки создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconКурса
Согласно учебному плану школы зам директора школы по научно-методической работе Ендовицкой О. В было проведено анкетирование учащихся...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconПрактикум по экологии человека Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов, 17 часов
Программа курса «Практикум по экологии человека» предназначена для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, согласно...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconСрок выполнения проекта
Тема проекта – разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в рамках реализации...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconКурса
Главной частью предпрофильной подготовки являются элективные курсы. Согласно плану работы школы в сентябре 2009 года была произведена...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconАналитическая справка по организации предпрофильной подготовки и обучения по универсальному варианту учебного плана в мбоу сош №9 в 2010-2011 учебном году
В феврале-апреле 2010 года с учащимися 8-х классов и их родителями проведены собрания и беседы по подготовке обучения девятиклассников...
Значение ориентационных курсов в реализации предпрофильной подготовки учащихся iconОрганизация работы с педагогами и родителями как непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса в ходе предпрофильной подготовки учащихся
В 2007-2008 учебном году наша школа вступила в эксперимент и первым этапом эксперимента стала предпрофильная подготовка учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов