Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» icon

Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам»



НазваниеТема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам»
Дата конвертации10.07.2012
Размер154.69 Kb.
ТипДокументы

Тема экспериментальной работы

«Совершенствование форм организации образовательного процесса

в обучении по индивидуальным учебным планам»

(городская площадка)


В концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Разработка образовательных программ привела к осознанию чрезвычайно важной идеи о том, что стандарт образования может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых и профильных) и элективных курсов из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.




Индивидуальный учебный план выполняет несколько функций:

  1. фиксирует совокупность учебных предметов (базовых и профильных), элективных курсов, выбранных для освоения обучающимся и часы на их освоение;

  2. определяет профиль обучающегося;

  3. определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы;

  4. позволяет старшему школьнику самоопределиться.

gif">

После того, как составлен индивидуальный учебный план, проектируется индивидуальная образовательная программа в рамках программы развития школы, направленная на реализацию заявленных целей, которая в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требованиями:

  • соответствие социальному заказу;

  • соответствие образовательным стандартам;

  • интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся;

  • интеграция содержания образования различных образовательных областей;

  • использование более эффективных образовательных технологий;

  • соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;

  • развитие обучающегося.

Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.



Функции индивидуальной образовательной программы: нормативная, информационная, мотивационная, организационная и функция самоопределения.




Разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся происходит из образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.

Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИУП и ИОП.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач и позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.



В 2006-2007 учебном году школа вступила в городской эксперимент по теме «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам». Разработана поэтапная программа эксперимента:


Год

Этапы

Деятельность педагогов

^ 1. Погружение в эксперимент. Проблематизация.

2003/2004

А) Выбор темы эксперимента.


«Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по ИУП»

Б) Анализ предстоящей деятельности.

Предварительное вычленение подтем (организация проектной деятельности, использование предметов расширения).

В) Формирование

групп единомышленников из числа педагогов

Организационная работа по объединению творческих учителей школы в коллектив единомышленников, желающих работать в эксперименте.

^ 2. Разработка плана и организационной деятельности.

2004/2005

А) Подготовка материалов к исследовательской работе;

Подбор литературы, вопросов для поисковой деятельности.

Б) Планирование технологического процесса.

Проведение консультаций, координирование работы, стимулирование деятельности.

В) Разработка документации. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Выработка положения о проектной деятельности, форм выражения результатов исследовательской деятельности ( видеофильмы, постеры, натуральные объекты, литературные гостиные и т.д.)

^ 3. Технологический этап (осуществление эксперимента)

2005/2009

А) Организация предпрофильных классов.

Создание на базе 9 класса предпрофильного класса социально-гуманитарного направления.

Б) Организация профильного обучения.

Создание элективных курсов для учащихся 9-10 классов.

В) Подготовка документации к вхождению в эксперимент по ИУП.

Тестирование учащихся, анкетирование учащихся и родителей; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, методических советов и административных совещаний.

Г) Моделирование.

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся 9 – 10 классов с учетом их выбора предметов профильного направления.

^ 4.Заключительный этап (презентация и оценка результатов).

2010

А) Подведение итогов и научно-системное осмысление результатов реализации программы.

Анализ работы учителей-предметников. Модули образовательных технологий для публикации в СМИ.

Б) Проведение городской практической конференции по итогам эксперимента.

Тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач.



По итогам анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) были определены основные направления в рамках профильного обучения.


^ 2006-2007 учебный год


Направления

Гуманитарное

Физико-математическое

Социально-гуманитарное

9 класс

36%

32%

32%

10 класс

45%

40%

15%


^ 2007-2008 учебный год


Направления

Гуманитарное

Физико-математическое

Естественно-научное

Социально-гуманитарное

9 класс

58%

14%

12%

16%

10 класс

52%

29%

9%

10%


Разработка индивидуального учебного плана школьниками начинается с организации собрания, на котором обучающимся и родителям подробно рассказывается об индивидуальном учебном плане, о процедуре его составления, о предлагаемых школой примерных учебных планов по некоторым профилям, элективных курсах. В течение недели продолжается согласование и коррекция учебного плана.

На основе выбора учащихся и родителей формируются профильные группы.

В 2006-2007 учебном году были сформированы профильные группы:

- в 10 классах гуманитарного, физико-математического и социально-гуманитарного направлений;

- в 11 классах гуманитарного и физико-математического направлений.


В 2007-2008 учебном году были сформированы профильные группы:

- в 10 классе гуманитарного направления;

- в 11 классах гуманитарного и физико-математического направлений.


^ Элективные курсы

Программы элективных курсов рассмотрены и утверждены на заседаниях методических объединений школы.


^ Название курса

Классы

Подросток и закон

9,10

Английская лексика: правильный выбор слова

9,10

Анимация Macromedia Flash MX

9,10

Лабораторный практикум по физике

9

Физиология высшей нервной деятельности

9

Культура речи

10

Развитие речи в рамках делового общения

10,11

Практикум решения задач по алгебре

10,11

Пищевые добавки

10

Грамматика английского языка

10,11

Капризы и прихоти английского языка

10,11

Практикум решения задач по физике

10

Мир окислительно-восстановительных реакций

9-11

Избранные вопросы геометрии: понятие и свойства педального треугольника.

9

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

11


Элективные курсы вызывают познавательную мотивацию у ребенка.

Учитель формирует мотивацию, используя следующие методические приемы:

- интересное преподавание;

- успех, умножающий желание;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей, повышающую эффективность работы;

- включение практических, деятельностных форм работы;

- требовательность, основанную на доверии;

- воздействие через коллектив.


Работа по ИУП увеличила проектную составляющую. Из всего многообразия инновационных технологий обучения метод проектов (технология современного проектного обучения) выделяется тем, что в условиях классно-урочной системы получения знаний этот метод хорошо вписывается в учебно-воспитательный процесс и позволяет достигать образовательных целей нестандартными способами и средствами, стимулирующими интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, коммуникативные качества.

Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.





Основные результаты эксперимента связаны в первую очередь с тем, что учащиеся получили возможность свободного выбора образовательного маршрута и были поставлены в ситуацию самостоятельного выбора, что полностью соответствует современному динамично развивающемуся рынку труда.

Индивидуализация процесса обучения привела к росту качества. Как показали результаты мониторинга, заинтересованный, мотивированный учащийся демонстрирует более высокие результаты не только по профильным, но и по общеобразовательным предметам.


^ Анализ результатов 2007-2008 учебного года

Предмет

% качества по базовому уровню

% качества по профильному уровню

^ Английский язык







10

76

84 

11

78

90 

^ Русский язык







10

75

86 

11

81

85 

Литература







10

79

88 

11

77

85 

ОИВТ







10

80

91 

11

79

92 

^ Алгебра и начала анализа







10

71

82 

11

70

81 

Физика







10

74

86 

11

76

88 

Экспериментальная работа по ИУП показала практическое совпадение целей и результатов. Учащиеся, выбравшие определенные профильные предметы, как правило, поступают в высшие или средне-специальные учебные заведения по родственному профилю.


^ Год выпуска

Общий % поступления в ВУЗ

Гуманитарные ВУЗы

(гуманитарная группа)

Технические ВУЗы

(физико-математическая группа)

2008

95%

84%

76%


Психолого-педагогическая поддержка

Для осуществления и организации работы психолога в условиях формирования профильного обучения и обучения по ИУП была создана комплексная модель психолого-педагогической службы, цель которой - создание социально-психологических условий для успешной реализации предметной программы и выявления возможностей для личностного роста учащихся профильных классов через решение следующих задач:

  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития старшеклассников в рамках профильного обучения для отработки научно-обоснованной системы набора учащихся в профильные классы и выявления динамики развития учащихся в процессе инновационной деятельности;

  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы по преемственности старшей и высшей школы, а также психологической подготовки старшеклассников к поступлению и обучению в вузе;

  • приведение этих условий в систему постоянной работы психологической службы, определение содержания психологической службы, дающей максимальный результат;

  • разработка научно-методических рекомендаций для обеспечения эффективной работы психологической службы по сопровождению профильного обучения.

Психологическая служба включает в себя три основных блока работы:

  1. Диагностический блок;

  2. Аналитический блок;

  3. Консультативный блок.

В рамках психологического мониторинга ежегодно проводится анкетирование учащихся. По результатам анкетирования определяются их профильные предпочтения, мотивационно-смысловые стратегии и факторы выбора профиля обучения. Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что значительное влияние на выбор профиля обучения оказывают родители обучающихся.

Исследования родительского коллектива показывают, что более половины родителей считают себя нереализованными в профессиональной сфере (21% полностью и 33% частично). По результатам анкетирования 33% родителей считают, что должны сами выбирать профиль обучения своему ребенку.

Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог при работе с родительским коллективом, связаны как с недостаточной самореализацией родителей в профессии и переносом своих ценностно-смысловых ориентаций на ребенка, так и с разным уровнем качества общения «ребенок-родитель». В связи с этим, главную цель работы с родителями психолог в школе видит в повышении у родителей степени осознанности их влияния на процесс самоопределения детей.

^ Формы работы. Методики.


  • Исследования, направленные на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся и соответствия его внутренним интересам с применением методик:

    • Профориентационная анкета;

    • Методика «Карта интересов»;

  • Индивидуальная и групповая диагностика профессионального самоопределения с использованием тестов-опросников:

    • ДДО Е.А.Климова;

    • Опросники профессиональных интересов;

    • Тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.;

    • Методика «Профиль»;

    • Тесты Люшера, Сонди;

  • Беседы, интервью, сочинение:

    • Знакомство с научными подходами к выбору профессии;

    • Изучение ситуации выбора профессии «хочу-могу-надо»;

    • Соотнесение понятий: жизненные ценности, смысл, цель жизни;

    • Современный рынок труда и кадровый рынок Москвы;

    • Типы профессий («Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-знак», «Человек-человек», «Человек-художественный образ»)

  • Диагностические и профориентационные игры:

    • Защита профессий;

    • Пять шагов;

  • Оценка профессиональной пригодности. Коррекция выбора профессии:

    • Выборочное тестирование и анализ результатов данного тестирования по индивидуальному запросу;

    • Составление психологического портрета учащегося.

Психологическая служба школы тесно взаимодействует с районными и окружными психологическими службами, сотрудники которых на базе школы организуют занятия по профориентации с учащимися 8-10 классов, тренинги для преподавательского состава. На базе 8-9 классов проведены занятия по профориентации специалистами «Интеллект-центра» (определение профессионального типа, построение личного профессионального плана, особенности темперамента и профессиональная деятельность).


^ Положительный результат:

  • Организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, что способствует неслучайному определению профиля в старших классах;

  • Организована работа по изучению отдельных дисциплин программы полного среднего образования для учащихся с соответствующей мотивацией и способностями;

  • Созданы условия для значительной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ (маршрутов), которые решают проблему перегрузки старшеклассников;

  • Созданы условия для расширения возможности социализации учащихся;

  • Сформированы творческие предметные зоны обучения в школе в соответствии с зонами познавательных интересов обучающихся;

  • Сформирован механизм непрерывного обновления компетенций педагогов в рамках развития профильного обучения и информатизации образования в школе;

  • Сформированы педагогические секции (кафедры) при школьном методическом совете для реализации содержания образования на основе модульного подхода в построении программ обучения и воспитания;

  • Эффективно используется рабочее время с целью вовлечения обучающихся в проектную деятельность и полезный труд для приобретения навыков использования своих знаний на практике и применения в жизни;

  • Обеспечена оперативная информационная поддержка обучающихся и семьи со стороны школы.



<< Назад




Похожие:

Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconПротокол № 2010 рук. Шмо
Пояснительная записка к учебному плану специального(коррекционного) обучения VIII вида составлена согласно положению «Об обучении...
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconРешения Совета на 17. 01. 2011г
Планирование организации увп на 2011-2012 учебный год на старшей ступени по индивидуальным учебным планам
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconПлан работы Районного методического объединения учителей биологии на 2010-2011 учебный год
Методическая тема: «Совершенствование организации образовательного процесса биологической направленности в условиях реализации национальной...
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconПояснительная записка к учебному плану специального(коррекционного) обучения VIII вида составлена согласно положению «Об обучении по индивидуальным учебным планам на дому»
Мной была разработана рабочая программа по русскому языку и литературе для учеников 8 класса с опорой на программу специальных (коррекционных)...
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconПриказ №112 о зачислении в школу На основании решения приёмной комиссии
Зачислить в 10 класс по индивидуальным учебным планам с изучением предметов на профильном уровне следующих обучающихся
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconАнализ работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса моу "сош №21" за 2008-2009 учебный год
Целями работы Уполномоченного являются повышение правовой культуры участников образовательного процесса, совершенствование ученического...
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconСовершенствование системы общественно – государственного управления образовательного процесса. Четыре года назад, реализуя «Программу развития»
Совершенствование системы общественно – государственного управления образовательного процесса
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconЗакон РФ «Об образовании» Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и...
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconТезисы выступления на семинаре
Использование разнообразных форм в организации образовательного процесса для создания здоровьесберегающей среды
Тема экспериментальной работы «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» iconПриказ №468 Об организации экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Павловского района в 2011-2012 учебном году
Ний Нижегородской области в 2011-2012 учебном году, с целью развития образовательного пространства района, стимулирования процесса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов