М. Эйве о некоторых вопросах стратегии icon

М. Эйве о некоторых вопросах стратегии



НазваниеМ. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Дата конвертации10.07.2012
Размер148.11 Kb.
ТипДокументы
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

М.Эйве О некоторых вопросах стратегии

Мы делаем различие между общими и специальными принципами стратегии. Общие принципы вытекают непосредствен­но из цели и правил шахматной игры и поэтому всегда сохраня­ют свою силу. Известно, напри­мер, само за себя говорящее пра­вило, что нужно создавать для своих фигур возможно больше сво­боды передвижения. Специальные принципы могут только тогда быть зафиксированы, когда положение показывает свои особенности, на основании которых можно гово­рить о специфической стратегии. Так, например, в отношении од­ной партии мы могли сделать вывод, что черные должны были продвигать свои пешки ферзевого фланга, так как на этом фланге они обладали преимуществом.

Когда речь идет о специальном принципе, нельзя утверждать, что важно продвигать пешки при первой возможности.

Далее мы должны предостеречь от беспрекословного пользования приводимыми правилами. Из того факта, например, что белый слон на с4 имеет больше свободы дви­жения, чем на е2, не следует еще, что Сf1 – с4 всегда лучше, чем Сf1 – е2. Могут быть и другие при­чины, которые делают развитие слона на е2 более желательным. Эти причины могут иметь не только тактический характер (например, слон с е2 должен препятствовать ходу коня на g4), но также и стра­тегический (например, когда пози­ция короля слаба и требует за­щиты фигур). Удельный вес этих тактических и стратегических сооб­ражений может в этих случаях перевешивать значение большей свободы передвижения.

Шахматная игра представляет собой борьбу двух лагерей, и по­этому на нее могут быть перене­сены все те законы, которые вооб­ще характерны для борьбы двух противников. Так, например, мы мо­жем привести здесь следующие законы, которые очень важны и для шахмат.

1. 3аботиться о возможно наи­большей активности сил.

2. Расставлять свои силы так, чтобы сохранить максимально больше возможностей переброски их в том или другом направлении, в зависимости от действия про­тивника.

3. Производить расстановку ата­кующих сил таким образом, чтобы противник не мог им помешать или на них напасть.

Рассмотрим теперь каждый из этих законов отдельно с точки зре­ния шахматной игры.

1. Возможно наибольшая

активность фигур

Этот принцип мы видим приме­ненным в шахматной игре в следую­щих случаях:

а) общее применение: быстрое развитие в дебюте, избегать хо­дить дважды одной и той же фи­гурой;

б) в отношении слонов: пешки – особенно центральные – так рас­ставлять, чтобы слоны могли быть поставлены за ними;

в) в отношении ладей: ладьи (иногда и ферзи) развивать по от­крытым линиям, чтобы их потом (если возможно) через седьмую или восьмую горизонталь бросить на лагерь противника.

а) Не требует больших объяс­нений. Ясно, что необходимо быст­ро вводить свои фигуры в игру, так как иначе при первой же схватке противник может оказать­ся с преимуществом.

б) Свобода движения слонов.












На вышеприведенной диаграмме мы видим значительное различие в положении слонов. Слон белых d3 и слон черных f8 находятся за своими центральными пешками и поэтому могут быть названы хо­рошо расположенными слонами. Слоны белых f4 и черных с8 – напротив, плохо расположенные слоны.

Как правило, слон перед пе­шечной цепью стоит обычно активно, однако очень часто черные вы­нуждены использовать слона за цепью исключительно для защиты (мы видим, что слон с f4 может удобно атаковать королевский фланг черных, но не может защи­тить свой ферзевый фланг; слон с8 – как раз наоборот).

Отсюда следует сделать вывод: пешки нужно так располагать, что­бы слоны могли занимать позицию за ними. Однако это правило мо­жет быть выполнено на 100 про­центов только в том случае, ес­ли один из слонов разменен.

Можно также задержать разви­тие центральных пешек до тех пор, пока не будет больших основа­ний для их развития. В этом случае слоны развиваются на флан­ги (g3 или b3 и затем Cg2 или Сb2) посредством так называемого фианкетто. Если разменивается слон g2, то может последовать d3 и е4; в другом случае (размен слона b2) – е3 и d4. Подобное выжидание с развитием централь­ных пешек связано с очень серьез­ными затруднениями, заключаю­щимися в том, что противник, преследующий противоположные цели, может добиться преимущест­ва в центре.

Если белые могут свои пешки развить на d4 и е4, то это очень выгодно для слонов – они могут всегда свободно двигаться взад и вперед: Cf1 – b5 – d3 и Cc1 – g5 – е3. Однако в направлении другой диагонали их действие ограниче­но: слон d3 упирается в пешку е4; слон е3 – в d4. Ho это не является столь серьезным пре­пятствием, так как во многих случаях возможно d4 – d5 или е4 – е5, и один из слонов получает выход также еще в одном направ­лении, в) Открытая линия.












Из партии Сальве – Рубинштейн

(Карлсбад, 1907).

Линию «d» мы называем откры­той, так как на ней нет ни бе­лых, ни черных пешек. Очевидно, что на такой линии ладьи могут лучше всего действовать. Черные поэтому предусмотрительно пере­бросили свои ладьи на эту линию (сдвоение ладей на линии «d»). 3начение второй ладьи двоякое:

1. Предупредить, чтобы ни одна из белых ладей не попала бы на линию «d» (так называемая оппо­зиция по линии «d»). Если вторая ладья черных находилась бы еще на h8, то белые могли бы продол­жать Kpe1, чтобы затем сыграть Лd1 или Лd2. Этим было бы унич­тожено преимущество черных по линии «d».

2. Использовать вторую ладью как опорную фигуру для вторже­ния первой ладьи в лагерь про­тивника. 3десь сказывается боль­шое преимущество открытой линии для ладьи: на ней можно полу­чить опорные пункты в расположе­нии противника, которые делают возможным нападение на пешки с фланга или с тыла. Пешкам, ра­зумеется, благодаря своеобразию их движений очень трудно ока­зать сопротивление фланговым или тыловым атакам.

В вышеуказанной партии энер­гично последовало 1 ... Лd2!

Попытка овладеть второй ли­нией. Проследите, что получается при продолжении 2. Лd2. Уже грозит Kf4 с быстрым выигры­шем, ввиду чего белые вынуждены продолжать 3. Кре3. Следует 3 ... Лс2 (атака на с4 с тыла) 4. Kpd3 (быстро проигрывает 4. с5? ввиду 4 ... Kf4 5. K:f4 – вынужденно – 5 ... gf 6. Kpd3 Л:g2 и т. д.) 4 ... Ла2, и фигуры черных расположены зна­чительно активнее, чем белых. Чер­ная ладья связывает коня е2 за­щитой белых пешек, король d3 привязан к коню, а ладья b1 ничего не может предпринять. Бе­лые быстро должны потерять одну или несколько пешек. Продолжение могло быть следующим: 5. g3 (чтобы предупредить Kf4) 5 ... h3! (препятствуя открытию новых ли­ний, которые могли бы быть ис­пользованы белыми) 6. Кре3 (у бе­лых нет ходов: 6.b5 cb 7. cb Л:а5 ведет к потере пешки; так же 6. Лd1 Лb2 7. Кре3 Крс7) 6 ... Крс7 (продолжения 6 ... Kd4 или 6 ... с5 также очень сильны, но черные не хотят торопиться; они стремятся расположить возможно лучше свои фигуры) 7. с5 (иначе и в самом деле последует с большой силой с6-с5)7 ... Kd4 8. K:d4 ed 9. Kp:d4 Лd2 (сначала отогнать белого короля назад!) 10. Кре3 Л:h2 11.Лd1 (если 11. f4, то 11 ... g4) 11 ... Лg2 12. g4 h2 13.Лh1 (гpoзило Лg1) 13 ... Kpd7 14. f4 (единственный ход) 14 ... Кре6 15. Kpf3 Лb2 и т. д.

2. Лbb2!

Этим путем белые могут удер­жаться на второй горизонтали.

2 ... Л:с2 3. Л:с2 Лd3!

Вторая горизонталь наиболее вы­годна для ладей черных, так как обычно на ней находятся неза­щищенные пешки противника (пешки g2 и h2). Однако и дру­гие горизонтали – первая и тре­тья – имеют также важное значе­ние, так как с них можно напа­дать на пешки сзади. Так, напри­мер, сейчас угрожает 4 ... Лb3 с выигрышем пешки. Черные не игра­ют здесь Лd1, так как для своих дальнейших планов они хотят ис­пользовать ладью на третьей гори­зонтали.

4. Лb2.

Конечно, не 4. Лс3; белые долж­ны следить за тем, чтобы черные не заняли вторую горизонталь.

4 ... Крс7.

Сначала король занимает лучшее поле. Белые ничего не могут пред­принять и должны выжидать.

5. с5 Kpd7 6. g3.

Приводит к дальнейшему ослаб­лению позиции, которое ведет к форсированному выигрышу белыми пешки. Но, выжидая, белые также не спасали партию. Черные в удобный момент делают один из ходов Ке6 – f4. Ке6 – d4 или g5 – g4, угрозу которых белые сразу не могут предупредить.

6 ... hg 7. hg g4!

3десь снова сказывается огром­ная сила ладьи d3. Эта фигу­ра – сама в высшей степени ак­тивная – делает белую ладью совершенно пассивной.

8. Kg1

После 8. fg Kg5 теряется пешка е4. Также и 8. f4 ef 9. gf стоит в связи с 9 ... Лf3 пешки.

8 ... Kg5 9. Кре2 Ла3.

Черная ладья остается на тре­тьей горизонтали. Теперь неизбеж­на потеря пешки f3 или е4.

10. f4 К:е4 11. fe fe, и черные быстро выиграли.

Мы видим на этом примере силу открытой линии. Это – путь, кото­рым ладьи попадают на послед­ние горизонтали, откуда они могут угрожать слабым пунктам позиции противника.

2. Предоставление фигурам возможно большей свободы игры на одном и другом фланге

Для того чтобы использовать свои фигуры на обоих флангах, необходимо иметь обеспеченные центральные поля. После того, как закончено овладение централь­ными полями, следует развить свои фигуры таким образом, чтобы они одновременно действовали на оба фланга и могли быть удобно переброшены с одного фланга на другой.

Для увеличения влияния в сере­дине доски, в так называемом центре, необходимо усвоить сле­дующие два правила:

а) фигуры и пешки направлять к середине (централизация);

б) центральные поля (d4, е4, d5, е5) занимать фигурами и пешками.

а) Общее правило – направ­лять удар фигуры по возможности к середине доски – играет при по­строении партии существенную роль. Такие ходы, как, например, Kh3, могут быть уже сразу забра­кованы; ходам Kf3 и Кс3 также отдается предпочтение перед хо­дами Ке2 или Kd2. На f3 конь контролирует два центральных по­ля (d4 – е5), на е2 – только одно, а на h3 – ни одного. Естествен­но, что и здесь нужно остере­гаться слишком буквального вы­полнения этого правила. Случают­ся такие обстоятельства, когда как раз уместнее децентрализация. Так, например, очень часто в гол­ландской партии после ходов 1. d4 f5 2. с4 е6 3. g3 Cb4 4. Cd2 C:d2 5. Ф:d2 Kf6 6. Kc3 0 – 0 иг­рают 7. Kh3, чтобы как можно быстрее перевести коня на важное поле f4.

Однако, исключая этот и некото­рые другие особые случаи, прин­цип централизации проводится поч­ти во всех дебютах. Возьмем для примера шотландскую партию: 1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. d4 ed 4. K:d4 Kf6 5. Kc3 Cb4 (этот ход косвенно преследует цели центра­лизации: слон связывает белого коня, который контролирует цент­ральные поля) 6. К:с6 bс 7. Cd3 d5 8. ed ed 9. 0 – 0 0 – 0 10. Cg5 с6.

Другой пример – сицилианская партия: 1. е4 с5 (пешка с5 дейст­вует в направлении к центру) 2. Kf3 Ксб 3. d4 ed 4. K:d4 Kf6 5. Kc3 d6 6. g3 (белый слон действует с g2 к центру) 6 ... е6 7. Cg2 Се7 8. О – 0 Фс7 (снова согласно принци­пу централизации) 9. Се3 0 – 0. Эти два примера показывают ясно, какое значение играет центр. Только у очень небольшого числа ходов нельзя установить связь их с центром, например, в послед­нем примере при ходах 7 ... Се7 8. О – О и 9 ... О – О. Однако эти ходы необходимы, чтобы дать возмож­ность всем фигурам принять уча­стие в борьбе.

б) Цель централизации – уси­лить давление на центральные по­ля, что часто происходит путем за­нятия центральных полей. Это за­нятие центра имело место также в вышеприведенных примерах.

Рассматривая ход борьбы с этой точки зрения, мы приходим к сле­дующим выводам:

Первый пример

После 4. K:d4: белые – пешка е4 и конь d4; черные – ничего.

6 ... bс: белые – пешка е4; черные – ничего.

8 ... cd: белые – ничего; черные – пешка d5.

Второй пример

После 4. K:d4: белые – пешка е4 и конь d4; черные – ничего. 9 ... О – О: то же самое. Борьба за центр во втором при­мере еще не закончена: черные имеют две пешки на d6 и е6, наме­реваясь в удобный момент дви­нуть их вперед, однако это движе­ние совершится значительно позже.

Рассмотрение этих двух приме­ров выдвигает следующие два во­проса:

А. Что заслуживает предпочте­ния: занятие центральных полей пешками или фигурами?

Б. Важно ли занимать центр воз­можно быстрее или момент заня­тия центра не столь существенен? Рассмотрим эти вопросы подроб­нее.

А. Фигуры или пешки в центре?

3анятие центральных полей фи­гурами связано иногда с затруд­нениями, заключающимися в том, что противник может прогнать их с выигрышем темпов. Так, напри­мер, после ходов 1. Kf3 Kf6 никому не придет в голову занять посред­ством 2. Ке5 центр, так как чер­ные могут сразу напасть на бело­го коня и после 2 ... d6 3. Kf3 е5 выиграть не больше и не меньше, как два темпа.

Иначе обстоит вопрос, например, после ходов 1. е4 е6 2. d4 d5 3. е5 с5 4. dc Kd7 5. Kf3 K:c5 6. Kd4. Белый конь занимает теперь на d4 прекрасную позицию: он оказы­вает давление на различные важные поля неприятельской позиции (е6, с6 и f5, b5) и не может быть так просто прогнан черными.

Иногда случается, что развивают фигуру на центральное поле, отку­да она может быть немедленно прогнана, однако таким образом, что противник вынуждается к ос­лаблению своей позиции.

Так, например, в вышеуказанном варианте сицилианской партии чер­ные могут в любой момент сыг­рать е5 и немедленно прогнать белого коня; однако этот выпад не­целесообразен, так как белые от­ступают конем на с3 и овладевают полем d5. Как следствие этого выпада черная пешка «d» навсег­да останется отсталой и причи­нит затруднения естественному развитию черных фигур.

Несмотря на ряд преимуществ, которые предоставляет централь­ное расположение фигур, обычно заслуживает предпочтения заня­тие центра пешками (образова­ние пешечного центра).

Это занятие служит исходным моментом для использования цент­ральных полей таким образом, чтобы можно было наиболее быст­рым и целесообразным способом перебрасывать фигуры с одного фланга на другой.

Кроме того, пешечный центр образует опорные пункты для фи­гур: если у белых имеется, напри­мер, пешка на е4, то она может быть при случае использована для расположения коня на d5 или f5..

Лучшей пешечной конфигура­цией для белых считается позиция d4 – е4 – так называемая идеаль­ная конфигурация. Правда, при выборе этой конфигурации необ­ходимо считаться с возможностями атаки противником центра (пешки не защищают друг друга), однако независимо от этого конфигурация очень сильна, так как она владеет четырьмя важными полями (с5, d5, е5, f5).

Наиболее солидные расстановки пешек для белых d3 – е4 или е3 – d4, но свобода передвижения фигур при такой позиции меньше, чем при идеальной конфигурации. Более пассивное расположение белого центра получается при ходах d3 – е3.

Раньше или позже эта позиция должна перейти в d3 – е4, и поэто­му напрашивается другой вопрос.

Б. Немедленное или позднее за­нятие центра?

На первом примере (шотландская партия) мы видим, что бе­лые сперва заняли центр, но что в дальнейшем черные одержали здесь верх.

Однако можно установить сле­дующее:

Кто не занимает центр и не централизует фигуры (хотя бы мед­ленным путем), тот играет без плана. Если ставить своей целью занятие центра, тогда, во всяком случае, надо направлять действие своих фигур на центр. Такой ме­тод мы наблюдаем во втором при­мере (сицилианская): черные ни­чего не имеют в центре, но дей­ствие их фигур туда направлено: Фс7, Кс6, Kf6, пешки d6, е6. В первом примере (шотландская) черные получили перевес в цент­ре благодаря целесообразной цент­рализации своих фигур: Ке6, Kf6, Сb4 и затем с6.

В дебюте Рети белые непрерывно централизуют свои фигуры, задол­го до того, когда имеет место действительное занятие центра:

1. Kf3 d5 2. с4 е6 3. b3 Kf6 4. Cb2 Се7 5. g3 0 – 0 6. Cg2, и теперь белые могут продолжать d4 или d3 и е4. Ходы Kf3 и с4 очень важ­ны в этом дебюте. Если разви­ваться просто посредством g3 и Cg2, далее b3 и Cb2, то белым невоз­можно получить удовлетворитель­ное положение в центре: 1. g3 d5 2. Cg2 е5 3. b3 Се6 4. Cb2 Cd6. Черные без всяких затруднений добились идеальной конфигурации и сохраняют лучшие шансы в цент­ре, если даже не считать значи­тельного перевеса в свободе пере­движения, которое также сразу чувствуется после 5. е4 d4 или 5. d4 е4.

В заключение еще третье страте­гическое правило.

3. Длительная расстановка активных фигур

Тот, кто строит свой план на удобной расстановке определенных фигур, должен быть уверен в том, что эта расстановка не будет разрушена противником.

Нельзя, например, белым идти ферзем на h5 и таким образом инсценировать матовую атаку, не считаясь с тем, что ферзь может быть атакован неприятельской фи­гурой (например Kf6). Еще менее целесообразно ходить конем на g5, откуда он немедленно может быть прогнан ходом h7 – h6 (если, ко­нечно, ход h7 – h6 не обозначает по той или другой причине ослабле­ние неприятельской позиции).

Поэтому чрезвычайно важно находить для активных фигур безо­пасные поля, а таковыми являют­ся в первую очередь поля, кото­рые находятся вне сферы дося­гаемости неприятельских пешек.

Естественно, что речь идет о полях, находящихся в непосред­ственном соседстве от поля сраже­ния, или же таких, на которых рано или поздно может сказать­ся преимущество. Такие поля мы назовем сильными полями.

Известное стратегическое прави­ло заключается в том, чтобы стремиться создавать сильные поля и затем их занимать и, с дру­гой стороны, избегать слабостей в своей позиции или, во всяком случае, препятствовать занятию их силами противника.

Ниже мы даем пару примеров, которые иллюстрируют значение сильных полей.












Из партии Регеджинский – Рубинштейн (Лодзь, 1917).

3десь мы имеем случай осве­тить известный спорный момент – проблему изолированной пешки «d». Белая пешка на d4 не может быть подкреплена другими пешка­ми: мы называем ее изолированной. Полем перед изолированной пеш­кой должны, разумеется, овла­деть черные; белые не могут этому долгое время препятствовать. Напротив, поскольку изолирован­ная пешка является центральной пешкой, она создает опорные пунк­ты для белых фигур (на с5 и е5), занятие которых повышает свобо­ду действия белых.

В некоторых случаях перевеши­вают преимущества изолированной пешки (особенно в дебюте и в нача­ле миттельшпиля), в других случа­ях, напротив, решающими факто­рами оказываются невыгоды изоли­рованной пешки (очень часто в энд­шпиле или в миттельшпиле, когда разменены многие легкие фигуры) .

В положении на диаграмме чер­ные имеют значительное преимуще­ство: они заняли пункт d5 конем, благодаря чему сильно повышается ценность коня. Очень важно, что поле d5 является центральным и по­этому открывает перспективы на оба фланга. Последовало:

1 ... Фf4!

Конь d5 действует на королев­ский фланг. Белые не могут ме­нять ферзей ввиду потери качества: 2. Ф:f4 К:f4 3. Лее1 (или Лес2) 3 ... Ке2!

2. Лс2.

Естественно, что белые не хотят уступить посредством 2. Л:с8 чер­ным линию «с». Впоследствии, од­нако, они к этому вынуждаются.

2 ... Ф:d2 3. Ле:d2 Л:с2 4. Л:с2.

Как будто последний размен чер­ных был ошибочен, так как белые овладевают теперь линией «с». Од­нако следующий ход черных пока­зывает другое.

4 ... Кb4!

Конь действует на ферзевом фланге. Ладья белых должна защи­тить пешку а2 и вынуждена поэто­му уступить линию своему про­тивнику.

5. Лb2 Лс8! 6. Кpf1 Лс1.

Известный способ использования открытой линии: ладья вторгается через первую горизонталь в тыл противника.

7. Кре2 Ла1!, и черные выигры­вают пешку а2.












Из партии Шлехтер – Ион

(Бармен, 1905)

Черные имеют в своей позиции два очень слабых поля: е5 и f6.

1. Фе6!

Один из тех редких случаев, ког­да ферзь занимает сильное поле. Обычно эта задача выполняется ко­нем или слоном. Это легко объяс­нить. Если конь или слон ут­верждается между неприятельски­ми пешками, то эта фигура на­ходится более или менее в без­опасности. Атака вражеских фигур может быть отражена защитой. Иначе обстоит дело с ферзем, так как он должен принимать участие в борьбе не только вне сферы действия неприятельских пешек, но также вне сферы действия всех других фигур противника.

Ферзь сможет занять сильное поле только в том случае, если на него не нападут неприятельские фигуры. 3десь мы имеем подобный случай: Кс7, Лf8 и Лg7 не могут на­пасть на поле е5, а тем более – Cd7.

1 ... Ке8.

Чтобы затем сыграть Фс7 и раз­менять хорошо расположенного ферзя.

2. Лb3 Фс7 3. Kf6!

3анимая второе сильное поле. Правда, черные могут сразу разме­нять коня, однако тогда место ко­ня занимает сильная проходная пешка, что сразу приводит к выиг­рышу белыми качества. Позиция черных внушает серьез­ные опасения. Если они не раз­менивают ферзей, то атака белых быстро приводит к концу (четыре фигуры против ослабленного коро­левского фланга), например: 3 ... Фd8 4. K:h7!

3 ... Ф:е5.

Еще более усиливая позицию ко­ня f6, однако в случае отказа от размена ферзей после 3 ... Сс8 4. К:е8 Л:е8 (4 ... Ф:е5? 5. fe Л:е8 6. Лhf3) 5. Kg4 (угрожая Л:h7) 5 ... Лf8 6. Kf6 Ф:е5 7. fe положение черных приблизительно такое же тяжелое, как при продол­жении в партии.

4. fe.

Конь на f6, защищенный пешка­ми е5 и g5, стоит колоссально; теперь размен на f6 черным мало привлекателен.

4 ... Ле7 5. Лf3 K:f6.

Угрожало уже 6. K:d7 Л:f3 7. Л:f3 Л:d7 8. Лf8 с матом

6. Л:f6.

Еще сильнее, чем 6 ... ef. Черные вынуждены еще разменять ладью.

6 ... Л:f6 7.ef

В результате перевеса белых на полях е5 и f6 они имеют, кроме защищенной проходной пешки, еще открытый путь для своего короля (через е5) в расположение чер­ных. Последнее обстоятельство объясняет взятие белыми пешкой «е».

Белые выиграли теперь без тру­да: 7 ... Ле8 8. Kf7 Kpg8 9. Ke5 Лd8 10. Kpg2 Kpf8 11. h4 Ce8 12. Kpf3 Cf7 13. Kpf4 Kpe8 14. Ла1 Kpf8 15. b5! ab 16. ab Cc8 17. bc C:c6 18. K:c6 bc 19. Kpe5 и т. д.

На приведенных примерах мы ви­дели, какое значение имеет силь­ное поле.

Стр.



Похожие:

М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconО некоторых вопросах применения положения
Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15. 08. 2000 №117
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconЗарегистрирован
Президенте РФ и Союза журналистов России “О некоторых вопросах, возникающих в связи с приведением организационно-правовых форм редакций...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconЗарегистрирован
Президенте РФ и Союза журналистов России “О некоторых вопросах, возникающих в связи с приведением организационно-правовых форм редакций...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconПостановление От 18 апреля 2003 года n 100 о некоторых вопросах совершенствования уголовно-процессуального закона
Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении уголовных дел судьи испытывают серьезные затруднения при выполнении некоторых...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconО некоторых вопросах статуса и деятельности мировых судей и. В. Головинская
Наиболее весомым из нововведений в области судоустройства стало включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconГосударственный комитет Российской Федерации по печати
О некоторых вопросах, возникающих в связи с приведением организационно-правовых форм редакций периодических печатных изданий в соответствие...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconФ. М. О некоторых вопросах участия адвоката в уголовном процессе по упк РФ
Упк РФ. Не будем останавливаться на положительных моментах, их очень много, хотелось бы обратить внимание на один существенный недостаток,...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconБюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1
О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума вс РФ...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconДокументы
1. /Эйве - Учебник шахматной игры.djvu
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconО некоторых вопросах применения Положения о порядке аттестации
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений...
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии iconДокументы
1. /Ботвинник - Матч-реванш Алехин - Эйве.djvu
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов