В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г icon

В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г



НазваниеВ 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Дата конвертации10.07.2012
Размер75.74 Kb.
ТипКнига
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г. (с дополнениями), эта книга была весьма популярна в самых широких кругах шахматистов.

Сегодня мы публикуем секцию, посвященную проблемам защиты. Пе­чатается с не6ольшими сокращениями.

Сегодня мы рассмотрим прин­ципы защиты. Защита – противо­положность атаки. Везде, где есть атака, есть и защита. Если кто-ли­бо что-нибудь утверждает, то заде­тый этим требует доказательств. Подсудимый требует твердых ука­заний, в чем его обвиняют. Попробуйте приобрести то, на что поку­шается другой, и у вас дело непре­менно дойдет до конфликта. Пред­посылка всякой борьбы есть нали­чие атакующего и защищающегося, в противном случае борьба носит юмористический или патологиче­ский характер. Возникает Дон-Ки­хот, атакующий мельницы: страда­ющей манией преследования ви­дит в своем воображения врагов, на самом деле не существующих.

Несмотря на эту тесную связь, существует правило для защиты, непригодное для атаки. Задача защищающегося не только в том, чтобы затруднить дело атакующе­го. Конечно, если атакующий со всей своей силой будет стремиться завладеть слабыми пунктами про­тивника, то последний с такой же силой постарается поднять сопро­тивляемость своей позиции. Если атакующий изберет наиболее сла­бые пункты, чтобы, базируясь на них, начать свое дело разрушения, то защищающий по возможности сделает все, чтобы удержать в сво­ей власти слабые пункты, стараясь их усилить более или менее равно­мерно, ибо цепь – не сильнее отдельного звена. Если один из про­тивников разработает строго логи­ческий план и начнет его шаг за шагом проводить в жизнь, то вто­рой постарается его разгадать и задержать его исполнение, или да­же привести весь план к абсурду. При всем том есть принцип, кото­рый превращает задачу защищающегося из отрицательной, критиче­ской, в положительную и творче­скую. Этот принцип ясен из про­стого тезиса: защищающийся дол­жен преклониться перед силой, но и только перед силой. Не следует создавать себе добровольно, из сле­поты или страха, какие бы то ни было слабости. Не нужно подда­ваться «блефу», но нужно вовре­мя разгадать действительную наступающую силу и с ней считать­ся, В диспуте следует уважать до­стижения противника, но не нужно делать признаний до того, как про­тивник не оформил свое утвержде­ние.

И в шахматах не следует очи­щать выдвинутые вперед позиции, пока с них не прогонят. Этот простой тезис имеет тысячи примене­ний и представляет собой великолепное орудие в руках вынужденно­го защищаться вдумчивого шахма­тиста; вместе с тем вышеуказан­ный тезис есть только частный слу­чай более общего, и значительно более важного правила.

Это правило получило наимено­вание: принцип экономии.

Научное мышление сравнивают с хорошим хозяйством, которое оценивает вещи по их качеству и достижениям. В искусстве давно уже известен принцип, что ненуж­ная или расточительная форма дей­ствует некрасиво, или, по меньшей мере, комично. Это правило получа­ет точное определение в теории борьбы, а именно – в принципе защиты. Защищающийся должен экономить свои силы до последнего предела. До крайнего предела! Это категорическое требование к игро­ку, добросовестно берущемуся за дело. Если игрок на выполнение этого правила посмотрит как на свой священный долг, то он может надеяться стать мастером и арти­стом.

Я чуть-чуть не написал, что это – единственный путь к цели. В нашем свете существуют и другие мнения и возможности, и я не хочу прослыть догматиком. Однако, сле­дуя своему чутью, я без сомнения сказал бы, что путь крайней экономии – единственный путь, веду­щий к совершенству. Произведение искусства почти всегда, в противо­вес действительности, экономно. Каково влияние экономии на эсте­тическое чувство, мы видим на при­мере красивых комбинаций. Вот пример.

АНДЕРСЕН – ДЮФРЕНЬ, 1852 г.












Белые бросают в бой последние резервы:

1. Лаd1 Ф:f3. Грозя матом. Бе­лые вынуждены продолжать атаку в темпе урагана.

2. Л:е7+ К:е7. Или 2 ... Kpd8 3. Л:d7+ Крс8 4. Лd8+ с выигрышем.

3. Ф:d7+ Kp:d7 4. Сf5++. Обе фигуры под боем, но шах двой­ной.

4 ... Кре6 5. Cd7+ Kpf8 6.С:е7х.

В мате участвуют все оставшие­ся белые фигуры. Их число – не­обходимое и достаточное ...

То, что принцип экономии руко­водит защитой, ясно из задач за­щищающегося: он не хочет раз за­нятую и сносно укрепленную пози­цию сдать без компенсации, в то время как атакующий любой це­ной постарается завоевать ее. Сле­довательно, в защите можно ждать, в атаке же – нет. Конечно, в жиз­ни следовать принципу экономии в чистом виде не приходится. То же самое и в шахматах: как бы глубо­ко не была бы задумана шахматная игра, она не может быть на­столько глубока, чтобы в чистом виде провести принципы экономии.

Приведем несколько примеров.

1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 8. d4 ed 4. K:d4 Kf6 5. К: с6 bс 6. Cd3 d5 7. е5. У белых нет преимущества в развитии. Последний их ход агрессивен, ибо смысл его – полу­чить преимущество на королевском фланге и расстроить позицию чер­ных. Белые, например, после 7 ... Kd7 8. О – О Сс5 9. Ле1 хотят по­вести атаку против неприятельско­го короля. Что делать чёрным? Пойти конем на g8? Очевидно, это плохо. Закрыть слона с8? Тоже, очевидно, не лучше. Остается толь­ко рискованное Kg4. Это – пра­вильно, или принципы не верны.

7 ... Kg4 8. О – О Сс5 9. h3. Вынуждает Kh6, К:е5 или h7 – h5. Теперь следует удар, показываю­щий, как несолидна была игра бе­лых.

9 ... К:е5 10. Ле1 Фf6. Ата­ка и контратака.

11. Фе2 0 – 0 12. Ф:е5 Ф:f2+ 13. Kph1 C:h3. У белых нет вре­мени прогнать ферзя f2.

14. gh Фf3+ 15. Kph2 Сd6, и черные выигрывают.

1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. d4 ed 4. Сс4 Сс5 5. О – О Кf6 5 ... d6 было бы более в cоответствии с установленными нами правилами. Ход к тексте слабее дает белым возможность стремительной атаки, которая, однако, не удается против лучшей защиты черных ввиду их блестящего развития.

6. е5 d5. Правильный ответ. Увести коня было бы гораздо ху­же. Если, например, 6 ... Ке4, то 7. Cd5 – расстроило бы пози­цию черных, а если 6 ... Kg4, то 7. C:f7+ Kp:f7 8. Kg5+ и т.д.

7. ef. Если 7. Cb5, то Ке4 8. К: d4 Cd7, и черные хорошо сто­ят в центре.

7 ... dc 8. Ле1 + Се6 9. Kg5. Грозит К:е6 и Фh5+ с выигры­шем слона с5.

9 ... Фd5 10. Кс3 Фf5. Поло­жение проблематично: при правиль­ной игре положение, по-видимому, должно сравняться. Разберем те­перь несколько атак, очень соблазнительных, но недостаточных.

1) 11. g4 Фg6. Черные не могут брать пешку f6, так как белые от­ветят 12. Kd5 Фd8 13. Л:е6+ fe 14. К:е6. Теперь черные угрожа­ют рокировать в длинную сторону с великолепной игрой, так как белые своими атакующими манев­рами в значительной степени рас­строили свое положение.

12. Ксе4 Сb6 13. f4 O – O – O 14. f5 С:f5 15. gf Ф:f5. Наконец белые получили материальное пре­имущество, но какой ценою! У них тремя пешками меньше, их король в очень опасном положении, про­тивник блестяще развит, его пешки «d» и «с», продвинутые вперед и хорошо защищенные, готовы к ре­шительному действий, как только к тому представится малейшая воз­можность. И все это за легкую фи­гуру.

16. fg Лhe8 17. Kg3 d3+ Этот контрудар по ослабленному поло­жению задорного противника в несколько ходов решает партию.

Другое продолжение на 11-м ходу: 11. Ксе4 Сb6 12. К: f7.

Положение выглядит для черных очень опасным. Однако в этом по­ложении должна быть защита.












12 ... 0 – 0! Теперь атакую­щий должен отступить.

13. Kfg5 Cd5 14. fg Kp:g7, и чёрные стоят гораздо лучше.

1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. c3. Этот, так называемый дебют Понциани заключает в себе идею, весьма агрессивную: белые стремятся ходом d2 – d4 занять центр. Если план этот удастся без того, чтобы чер­ные получили компенсацию, то бе­лые получат превосходную игру.

3 ... d5. Так как поле с3 у ко­ня отнято, черный ферзь может безопасно расположиться на d5.

4. Фа4 de. Хорошо и 4 ... f6 5. Cb5 Ke7. Выдвинутые фигуры белых могут быть отогнаны.

5. К:е5 Фd5 6. Cb5. Ход Стаунтона. Играя 6. К: с6 bc 7. Сс4 Фd7, белые получали равную по­зицию.

6 ... Ke7 7. f4.












Стаунтоновская идея. Теперь грозит 8. Сс4. Что черным де­лать? Пойти 7 ... ef? Но тогда следует К:f3 и вскоре d2 – d4 с хорошей игрой. Рутерфорд из Ли­верпуля сыграл так:

7 ... Cd7. Чтобы на Сс4 сыграть К:е5.

8. К:d7 Kp:d7. Вот идея пар­тии:

9. О – О Kf5 10. b4. Чтобы предо­твратить Сс5. Однако этот парад не помогает.

10 ... а5. Грозя ab и Сс5+.

11. Kph1 ab 12. С:с6+ bc 13. Ф:a8 Сс5 14. Ф:h8 Kg3+ 15. hg Фh5х.












Это положение случилось в моем матче со Стейницем (1894 г.) Я сыграл несколько поспешно:

1. Лf1, находясь под впечатле­нием, что К: d7 повело бы к ничьей посредством вечного шаха. Но это не так (как, насколько я знаю, указал первым Чигорин):

1. K:d7 Фb1+ 2. Kpd2 Ф:b2+ 3.Kpd1 Фb3+ 4. Кре2 Фс4+ 5. Kpe1! Ф:с3+ 6. Cd2 Фа1+ 7. Кре2, и белые легко выигрывают.

1 ... Фс2 2. Сd2 Ле7 3. Ке6 Ф:е4+. Здесь белые должны быть в высшей степени осторожны в выборе своего ответа.

4. Фе3 Ф: f2. Теперь следует очень важный маневр, ключ к обо­роне белых.

5. b3. Если вместо этого 5. Фe2, то черные ответят 5 ... Фd5, и в их распоряжении будет весь фер­зевый фланг.

5 ... Ле8 6. Фе2 Фh3. Первый признак того, что атака черных по­степенно выдыхается. Ферзь стоял бы лучше где-нибудь на ферзевом фланге: но нельзя, однако, играть Фd5, так как с3 – с4 вынуждает размен ферзей.

7. Kpd1 Ла8 8. Лf2 Ла2. Чер­ные фигуры расположены хорошо, но они ничем не грозят.

9. b5 с5 10. K:g7 d5 11. Kpc1. Белые угрожают прогнать ладью.

11 ... Фd3. На 11. .. с4 по­следовал бы ответ 12. bc; на 11…Kd3+ – 12.Kpb1 с последующими разменами.

12.Ф:d3 K:d3+ 13.Kpb1 Лb2+ 14.Kpa1 Л:b3 15.Лf3, и белые выиграли:

15…с4 16.Ке8 Кb4 17.Лg3 Ла3+ 18.Kpb1 Лb3+ 19.Kpc1 Kd3+ 20.Л:d3 cd 21.K:f6 Л:b5 22.Ke8 Kpc6 23.f6 d4 24.Kg7 dc 25.C:c3 Лg5 26.f7.

Чёрные сдались.












Эта диаграмма показывает поло­жение 18-й партии моего матча со Стейницем (белые) после 32 ходов. Рекомендую вам тщательное изу­чение этой позиций, в которой бе­лые могут удержать равновесие только весьма остроумным защи­тительным маневром. Вопрос ка­сается только одного ближайшего хода белых. Черные угрожают 1 ... C:f3 2. K:f3 K:f3+ 3. Ф:f3 Фе1+, и выигрыш. Как белым спастись?

Если 1. Лс2 Л:с2 2. С:с2 Фc6 3. Kpg2 4 K:f3 4. K:f3 Кe5, то черные отыгрывают фигуру, сох­раняя лишнюю пешку. Недостаточ­но и 1. Ле2 или 1. Ке3.

Ход, сделанный в партия и един­ственный, спасающий игру (кото­рая окончилась вничью) – был 1. Kpf1!, против которого черные должны играть очень осторожно, чтобы не попасть в худшее поло­жение – всякая слишком стремительная атака не удается.

Вам придется иногда очень глу­боко вдумываться в положение, чтобы найти для зашиты хороший ход. Но одно, думаю, я могу вам обещать: если будете следовать правилам, предложенным в наших лекциях, вы не будете искать на­прасно. Если вы будете искать, вы найдете, какой бы на первый взгляд ни казалась опасной атака ...

СЫГРАЙТЕ САМИ!












В позиции №1 белые сыграли 1.Фh6! Можно ли отразить атаку?












В позиции №2 кажется, что атаку ведут белые. Так ли? Как бы вы сыграли за чёрных?



Похожие:

В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconДолг тех, кто учится под таким названием в «Янг Индиа»
Под таким названием в «Янг Индиа» 29 января 1925 г опубликовано выступление М. Ганди перед студентами Колледжа Самалдас в Бхавнагаре...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconОтделение русистики кафедры славистики
Остравском университете в 1993 – 1998 гг под названием «Русский язык в сфере бизнеса (обучение бакалавров)» и в 1999 – 2005 гг под...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconЗадача для 5-6 классов. Используйте здравый смысл, знания процентов и простейших пропорций. Обязательно проверяйте полученный результат любым возможным путём
В1*. Задача для 5-6 классов. Используйте здравый смысл, знания процентов и простейших пропорций. Обязательно проверяйте полученный...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconСписок учебных пособий, которые будут изданы в сентябре-декабре 2011 г

В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconПолезные ссылки в Интернете
При этом управленческое искусство обычно сводят к таким понятиям, как интуиция (предпринимательская, например), озарение, опыт, вдохновение,...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственников
Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г icon«Учитель военного времени»
Под таким названием прошел единый районный урок 5 октября 2010 года. В сош №13 к нему готовились и взрослые и дети. Были выбраны...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г icon*В год физики Россия войдет без науки
К сожалению, то, о чём автор предупреждал еще в 2002 году после появления документа под названием "Основы государственной научно-технической...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconКурс лекций для учителя Москва 2007 г. Удк ббк э экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. М.:, с
Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.:, с
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconСтефан Ликок здравый смысл и вселенная
Каир и Новый Орлеан сольются и будут процветать, управляемые одним мэром и одной компанией муниципальных советников. В науке действительно...
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г iconВердикты аж по апелляциям на 5 тур Чемпионата Города (школьники)
Мы, команда … ответили "зима, весна, лето, осень", так как по отдельности части цикла Вивальди "Времена Года" именно так и назывались....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов