Пешечный клин в центре icon

Пешечный клин в центре



НазваниеПешечный клин в центре
Дата конвертации10.07.2012
Размер260.76 Kb.
ТипДокументы
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

Пешечный клин в центре














1.












2

Как правило, клин в центре обес­печивает белым перевес в пространстве, и перспективы их в предстоящем эндшпиле лучше. План белых обычно состоит в раз­витии инициативы на ферзевом фланге. В первом случае белым предстоит готовить вскрытие линии ‘’b’’ путём пешечного продвижения b2 – b4, во втором – захватить линию ‘’c’’ и сковать силы соперника дав­лением на пешку d6.

Шансы чёрных в игре на королев­ском фланге (активные действия чёрных на противоположном участке доски можно рассматривать скорее как исключение).

В позициях второй диаграммы чёрным часто приходится перекрывать ли­нию ‘’c’’ путём перевода коня на с5, но тогда для обеспечения его позиции необ­ходим ход а7 – а5, резко ослабляющий фер­зевый фланг.


Особенности пешечного скелета позволяют классифицировать грозного «староиндийского» слона как плохого. В большинстве случаев это так, но следует иметь ввиду, что понятия «хороший» и « плохой» слон за последнее время сильно усложнились.













Позиция взята из партии Глигорич – Геллер (Цюрих, 1953). Белая пешка е4 без­защитна, и преимущество чёрных несо­мненно. Важную роль в защите играет «плохой» слон чёрных с7, в то время как «хороший» слон белых бесполезен. Оказы­вается, не всегда выгодно располагать пешки на полях, противоположных цвету собственного слона. Пока есть другие фи­гуры, пешки часто подвергаются опасно­сти.


1.












Алехин – Тартаковер


В этой партии преждевременная актив­ность чёрных на королевском фланге чётко опровергнута встречным контр­ударом f2 – f4, приведшим к разрушению клина.

1. d4 c5 2. d5 d6 3. e4 e5 4. c3!

Поле с4 оставляется свободным для возможного манёвра f3 – d2 – c4.

4... e7 5. d3


Хороший и логичный ход, ныне забы­тый. Слон на d3 стоит активнее, чем на е2 – лишний раз атакован пункт f5 на случай подрыва центра; 5.f3 g4 6. h3 :f3 7. :f3 g5

5... g5













6. f3! (с темпом!) :c1 7. :c1 h6

Чёрные последовательно играют на продвижение f7 – f5.

8. h3

Требуя или немедленно играть f5, либо допустить g2 – g4 и от f7 – f5 отказаться.


8...f5 9. g5!

Вынуждая размен ферзей.

9... 0 – 0 10. :d8 :d8













11. g5!

Энергично сыграно. Белые стремятся использовать отсталость соперника в развитии и вскрыть игру.

11... g6


Попытка предотвратить ход 12.f4 также вела к трудной позиции. После 11 ... f4 12. b5! a6 13. c4 белые перево­дили коня на e6 и получали решающее преимущество.


12. f4! ef 13. 0 – 0 a6 14. :f4 b4?


[14 ... g7]


15. h4!

Чёрные теряют пешку без всякой ком­пенсации, ибо нет 15 ... g7 из – за 16. :h6

15...:d3 16. :h6

Объективно сильнее 16...cd, сводя дело к технически выигранной позиции с лишней пешкой. Белые решили играть на атаку.

16...

:b2 17. :h7 c4 18. ef :f5 19. :b7 e8!


Чёрные намерены ответить контратакой по линии «е», не пытаясь вести борьбу за седьмую горизонталь. На 19 ... d7 последовало бы 20. :d7 :d7 21. b1 и 21. b7.


20. h7 e3 21. f6 f8 22. h7 g8 23. b5! g5! 24. f6!

В этой позиции игра на атаку вернее приводит к цели, чем выигрыш мате­риала.

24... h8 25. f1 :c2


Если 25 ... g6, то 26. g4 и 27.f6.


26. c1! a5 27. c7 g6 28.:d6


У белых вновь лишняя пешка, на сей раз при подавляющей позиции. Грозит 29.f7.

28... f8 29. g4 e2 30. :a7 :a2 31. :c5 b3 32. :a2 :c5


Фигуру чёрные спасли, но две лишние пешки не оставляют чёрным никаких надежд.

2.Берток – Геллер, Киев, 1959

1. d4 f6 2. c4 c5 3. d5 e5 4. c3 d6 5. e4 e7 6. ge2













Один из опаснейших планов в защите Бенони. Белые стремятся зажать про­тивника на обеих флангах и с этой це­лью собираются сначала установить контроль над важным стратегическим полем f5.

6... 0 – 0?

Рокировка здесь преждевременна и по­зволяет белым прочно захватить ини­циативу. Чёрные должны были выжи­дать развитие событий путём 6...bd7 или 6...а6, возможно и 6...а6 (по­следние два хода, правда, менее на­дёжны) с тем, чтобы после 7.g3 по­тревожить коня известным манёвром g7 – g6 и h7 – h5!


7. g3 e8 8. h4! g6

Без этого хода, ослабляющего позицию короля, видимо, уже не обойтись.


9. d3 a6 10. h5 g5 11. d2 f6


Таким образом Геллер захватывает чёрные поля на королевском фланге. Однако пользы от этого мало: против­ник легко может вызвать размен ферзей, и слабость пешечной структуры вы­нуждает чёрных перейти к обороне.

12. c1! :d2 13. :d2 f4 14. ge2! :d2 15. :d2













Размен ферзей привёл к нелёгкой для чёрных позиции. У белых большой пе­ревес в пространстве и ясный план развития инициативы на ферзевом фланге. Теоретическое преимущество хорошего слона с8 над плохим d3 может быть слабым утешением для чёрных, ибо их хороший слон полностью ограни­чен белыми пешками и не имеет никакой игры.

15... g7 16. g3 d7


[16 ... f5?! 17. h6 e8 18. ef gf 19. h5]


17. a3 f6 18. hg fg 19. b4 d7 20. f3 b8 21. ab1 e8 22. b2! c7 23. hb1 (с идеей 24.а4) a8 24. ge2! cb 25. ab a5 26. ba :a5 27. c1 f7 28. c2 c5 29. b3 :b3 30. :b3 e7 31. b6 a6?


Очень серьёзная ошибка, чёрным не следовало допускать вторжения на b5. Позиция коня на с5 в данном положении малоэффективна, хотя и внешне кра­сива.

32. b5 d8 33. g4!


Выясняется, что чёрным нечего проти­вопоставить игре соперника по линии «h».

33...a2 34. g5 f8 35. c3! a3 36. h1 f7 37. b5! a2


Безнадёжно и 37 ... a:f3 38. :d6 f2 39. d1 f1 40. :f1 :f1 41. e2 f8 42. :c8


38. :d6 :f3 39. :c8 d8 40. f6 g3 41. f8 c7 42. :h7 

3.Глигорич – Кинтерос, Манила, 1973

1. d4 f6 2. c4 c5 3. d5 g6 4. c3 g7 5. e4 d6 6. f3 0 – 0 7. e2 e5 8. g5!













8... h6 9. h4 c7 10. d2 h7 11. b5 d7 12. f3 a6 13. c3 c7 14. b1 d7 15. a3 df6?!


Странный ход. Единственная игра чёр­ных состоит в подрыве f7 – f5, и следо­вало сделать этот важный ход немед­ленно.

16. b4 b6 17. b3 d7 18. bc bc 19. b6! fc8?


Последний ход белых связан с позици­онной жертвой качества, и чёрные обя­заны были эту жертву принять: 19 ... :b6 20. :b6 fb8! 21. :d6! (иначе весь манёвр теряет смысл) 21... g5 22. g3 f8 23. :f6 :f6 24. :e5.


У белых есть, конечно, компенсация за качество, но ещё могла получиться борьба. Робкий ход в партии приводит чёрных к унылому эндшпилю, где един­ственная радость заключается в том, что «всё защищено».

20. :c7 :c7













21. 0 – 0 e8 22. b6 f6 23. :f6!


Размен плохого слона чёрных. В случае 23. f2? d8 шансы чёрных на успеш­ную защиту возрастали.

23... h:f6 24. fb1 c8 25. d1 aa7 26. a4 ab7 27. c6 :b6 28. :b6 d7 29. b1 f8 30. a4 e7 31. f2 f5


На ферзевом фланге безраздельно гос­подствуют белые, но чёрные сдержи­вают натиск. Если белым не удастся добиться решающего превосходства на этом участке доски, то им придётся об­ратить свои взоры на противоположный фланг. Стремление чёрных получить контригру понятно и оправданно, но им следует помнить и о возможных для них отрицательных последствиях движения пешек королевского фланга.

32. e3 f4?!


Вряд ли обоснованное продвижение. Теперь белым легче «зацепить» сопер­ника на королевском фланге.

33. f2 ef6 34. b3 g5 35. a5 f7 36. b6 :b6 37. :b6 e7 38. a4 d7 39. b1 f6













40. g3!


Как и в предыдущем примере, белые открывают «второй фронт».

40... e7 41. h4! fg 42. :g3 gh?


Это совсем плохо, но вряд ли спасало и 42 ... f6.

43. :h4 f6?!


Сильнее 43 ... f7.

44. h5 f7 45. :d7! :d7 46. c6 c7 47. :h6 h3 48. g5 g2 49. d8 e8 50. b8 g7? 51. f6 

4. О’Келли – Ульвестад, Малага,1966

1. d4 f6 2. c4 c5 3. d5 e5 4. c3 d6 5. e4 g6 6. d3 g7 7. ge2 0 – 0 8. f3













8... e8?

Чёрные намечают размен чернопольных слонов по известному трафарету: g7 – h6 и d8 – h4.Однако этот план здесь не особенно силён; к тому же вскоре вы­яснится, что чёрные связывают его с разменом ферзей, считая, видимо, бе­лопольного слона плохим, и поэтому свою позицию – хорошей. Поучительный пример шаблонной оценки позиции на основании одних лишь внешних призна­ков.


9. e3! h6 10. d2 :e3 11. :e3 h4?

Курс – на плохой эндшпиль.


12. g3 h3 13. d1! g7 14. f2 h6 15. d2! :e3 16. :e3 d7 17. a3


Приступая к стандартному плану реа­лизации пространственного перевеса – атаке на ферзевом фланге.

17...a6?


Бесполезное ослабление позиции. Сыг­рать b7 – b5 чёрным всё равно не уда­стся.

18. b4 b8 19. hb1 c7 20. c3 b6 21. e2!


Более естественным выглядел перевод слона на а4 через с2, но белые не хотят ослаблять контроль над полем b5 и провоцируют чёрных затеять активные действия ходом f7 – f5.


21...b7 22. d3 f5













Последний ход чёрных способствует вскрытию игры и лишь помогает сопер­нику.

23. bc! bc 24. ef b6?! 25. f2 gf 26. g4!

Известный приём борьбы за пункт е4.

26... f6 27. a2 d7 28. gf :f5 29. fe4 e7 30. ab2 fb8 31. f2 c8 Допуская эффектную комбинацию.

32. :d6! :d6 33. e4 e7 34. d6 d8 35. :c5 

5. Фишер – Шервин, чемп. США, 1966/67.

1. f3 f6 2. g3 g6 3. g2 g7 4. 0 – 0 0 – 0 5. d4 d6 6. c4 bd7 7. c3 e5 8. e4 c6 9. h3 b6 10. e1 e8


Ход 10.e1 полезней белым, чем e8 чёрным. После d4 – d5 выясняется, что ладье на е8 делать нечего: при игре на королевском фланге ей место на f8, при игре на ферзевом – на с8. Возможно, цель хода в том, чтобы перевести игру на стратегические рельсы. В борьбе планов значение конкретных дебютных вариантов немного значит. Сегодня чаще играют 10...ed.


11. d5













11... c5


Знатоки староиндийской Глигорич и Фишер избегали в данной ситуации хода cd. Очевидно, они полагали, что после этого размена слабость на d6 становится очень чувствительной, и с этим трудно не согласиться.

12. a3 a6


Этого хода всё равно не избежать, напр. 12...d8 13.b5 f8 14.b4 a6 (Лендьел – Глигорич, Амстердам, 1964).

13. b1 c7 14. e3 b6 15. f1 f8 16. b4 d7 17. h2 eb8 18. c2 e8 19. b2 f5 20. eb1 c8 21. bc bc 22. b6 :b6 23. :b6 f6 24. b2 g7 25. d2 d8 26. b3 c7 27. b7 a5 28. :c8 :c8













Сложное положение. Белые владеют линией «b», чёрные же получили кон­тригру в центре. Следующими ходами Шервин пытается захватить инициативу вторжением коня на b6.

29. d3 d7! 30. a4 c7!


Рассуждение о хороших и плохих сло­нах, основанное лишь на цвете пешеч­ных цепей, чаще всего лишь пустой звук в позициях данного типа. Размен защитника поля b6 был бы явно на руку белым.

31. h4?

Гораздо сильнее 31.с1, угрожая в удобный момент выпадом коня на b6. Позицию белых в этом случае можно было бы предпочесть.

31... fe! 32. :e4 f6 33. f3?!













В староиндийской защите есть свои закономерности. Слоны в этом дебюте, как правило, более ценные фигуры, чем кони. Но если в ряде позиций имеет смысл разменять чернопольного слона на коня, то размен белопольного слона, независимо, хороший он или плохой с точки зрения пешечной цепи, редко бы­вает выгоден.

33... :e4! 34. fe e8 35. c3 a5 36. g4?

Следовало предпочесть 36.g2, чтобы на 36...f6 защитить пешку е4 с помо­щью манёвра с3 – b1 – c3.


36...f6!


Материальные потери для белых неиз­бежны.

37. b1 d8! 38. c3 :g4 39. hg :h4 40. g5 g4 41. e3 f8


Начинается настоящая атака на коро­левский фланг белых.

42. b1 f3 43. b3 g3 44. g2 f4 45. b8 f7 46. :f4 ef 47. b7 e8 48. b8 d7 49. b7 d8 50. f7 e8 51. f6 e7 52. e6 d7 53. f6 h5 54. d2 g3 55. f2 d3 56. f1 f3 57. g2 :a3 58. :f4 e2! 59. g3 :c4 60. f7 e8 61. :h7 d3 62. h8 e7 63. h7 f8 64. h8 g7 65. c8 f7 66. c7 e8 67. e5 de 68. :c5 d7 69. c6 a5 70. f3 :d5 , и чёрные выиграли. 

6.Тайманов – Ивков,


Пальма де Мальорка, 1970.

1. d4 f6 2. c4 g6 3. c3 g7 4. e4 d6 5. ge2 e5 6. d5?! c5!


Хороший ход. Чёрные претендуют на инициативу на обоих фланках.

7. g3 h5!













8. d3


Не лучше 8. h4 h7 и грозитf6.


8... h4 9. f1 h5 10. g3 f6!

Превосходный манёвр. Теперь неизбе­жен размен на g3, причём белые будут вынуждены взять пешкой «f», что сильно ослабит пешку е4. Белым уже приходится защищаться.

11. g5 hg 12. fg h3 13. d2 bd7 14. 0 – 0 – 0 f8 15. b1 8h7


Поспешность. Сильнее 15 ... d7!, и белым трудно найти хороший ход. На 16. e3? Последует 16... 8h7.


16. h6 f8 17. :g7 :g7 18. e3 g4! 19. f1?


Тяжёлая стратегическая ошибка. Силь­нее было 19. :g4 :g4 20. e2. После следующего хода партнёра белые вы­нуждены играть малоприятный энд­шпиль.

19... g5 20. :g4 :g4 21. e2 :d2 22. :d2 h3













Преимущество чёрных очевидно. На королевском фланге под нажимом нахо­дится пешка h2, в центре у белых ос­лаблена пешка е4, а на ферзевом фланге на повестке дня стоит подрыв b7 – b5.

23. g1 f6 24. c2?!


Лучший шанс – 24. a3!, стремясь опере­дить соперника в развитии инициативы на ферзевом фланге.


24... a6 25. a3


Игра белых, связанная с подрывом b2 – b4, уже запоздала. Поэтому целесооб­разнее предупредить игру соперника ходом 25.а4.

25...d7!


Используя незащищённость пешки h2 для проведения b7 – b5.

26. h4 b5! 27. cb ab 28. :b5 :b5 29. :b5 :e4

У белых проигранная позиция. Их пе­шечная структура безнадёжно испор­чена.


30. e2 hb8 31. :e4 :b5

В четырёхладейном эндшпиле задача чёрных упрощается.


32. a4 b7 33. a1 f5 34. c4 f6

Чёрный король стремится к пешке d5, с потерей которой борьба по существу заканчивается.


35. g4!


Лучший практический шанс.

35...e4! 36. h5 ab8!


Отвлекая ладью а1 от поддержки про­ходной.

37. b1 gh 38. gf :f5 39. a5 e5 40. a6 :d5





, и чёрные выиграли.













7.

Петросян – Ивков, 1982

1. c4 g6 2. e4 g7 3. d4 d6 4. c3 c6 5. e3 e5 6. d5 ce7 7. c5 f5 8. cd cd













9.b5 d7 10. :d7 :d7 11. f3 f6 12. h3 h6 13. f2 0 – 0 14. a4! :a4 15. :a4 ac8


Ходом 14. a4! Белые предложили пе­ревести игру в эндшпиль, в котором пешечная структура во многом опреде­ляет план игры. Клин белых пешек в центре создаёт им предпосылки для игры на ферзевом фланге. Чёрные мо­гут создать ходом f5 – f4 аналогичное по­строение на королевском фланге, но достаточно очевидно, что серьёзной игры на этом участке доски им получить не удастся. На стороне белых позици­онный перевес.

16.c3

Угрожает взятие на а7, что сразу было невозможно из – за 16.а8.

16... a6 17. e2 h7


Чёрные намечают размен плохого слона путём h6 – h5 и h6.

18.ac1 d7?


Непоследовательно (18...h5 с шансами на успешную защиту). Однако предви­деть последующий маневр белых сложно. Позиция носит сравнительно закрытый характер, и трудно предполо­жить, что сыграть h6 – h5 на следующем ходу будет уже поздно.












19.b1!

К пешке d6! Наметить план перевода коня с с3 на с4, разменяв при этом две пары ладей, может лишь шахматист, в совершенстве владеющий эндшпиль­ной техникой.


19...:c1 20. :c1 c8 21. a3 :c1 22. :c1













С исчезновением ладей преимущество белых значительно увеличилось, в большой степени за счёт разницы в положении королей. В задачу белых входит ослабить ферзевый фланг про­тивника и создать предпосылки для прохода королём, используя удалён­ность неприятельского короля от фер­зевого фланга.

22... h5


Попытка разменять чернопольного слона уже запаздывает.

23. c4 c8 24. d2! f6


На 24 ... h6, конечно 25. b4.


25...a5 b6 26. c6! g7 27. e3 f7 28. d3 e8 29. a4! d8 30. db4 a5 31. a2!


Дорожка для короля готова. Позиция белых выиграна.

31...f4 32. f2 g5 33. d3 f8 34. h3 g6 35. c3 f6 36. c4 d7 37. b5 c7 38. a6


Рейд короля завершён. Угрожает 38.b5.

38...g4!? 39. hg hg 40. fg h4 41. d1!


Исключая всякую контр игру со стороны чёрных. 41.b5 менее технично.

41...:f2 42. :f2 ce7

На 42…h4 решало 43.g5 с последую­щим переводом коня f2 на f3 через h3.


43. :e7 :e7 44. g5 g6 45. g4 h4 46. a7 g6 47. h2 h4 48. f3 g6 49. b3 f8 [50. h4]




8.Геллер – Мекинг. 1967

1. f3 f6 2. c4 g6 3. g3 g7 4. g2 0 – 0 5. 0 – 0 d6 6. d4 bd7 7. c3 e5 8. e4 c6 9. h3 a5 10. e1 e8?


Ход 10.... e8 неудачен. После 11.d5 ладье на е8 делать нечего, а инициа­тива чёрных 12...b5 мгновенно гасится – 13. f1. Необходимо было сначала разме

няться в центре – 10 ... ed 11. :d4 и лишь затем сыграть 11...e8.


11. d5 cd 12. cd b5













13.f1! b4 14. a4 a6?!


Размен белопольных слонов при нали­чии дыр по белым полям антипозицио­нен, но предложить взамен приемлемое продолжение трудно.

15. :a6 :a6 16. b3 b6


Не решает проблемы защиты и более естественное 16 ... ac8 17. d2 d3 18. b2 b5 19. bc4 f8 20. a3 ba 21. :a3 b8 22. a5+ – (Балашов – Ку­прейчик,1968).

17.:b6 :b6 18. e3 a6 19. d2!


Как только конь станет на с4, исход борьбы будет решён.

19... ec8 20. b1 c7 21. c4 c8 22. g2 e8 23. d2 b8 24. d3 f5 25. f3 f7 26. a3! ba 27. :a3 d8 28. ea1 fe 29. fe f6 30. e2 c7 31. f1! :f1 32. :f1 :f1 33. :f1


Позиции такого типа возникают из двух дебютов – староиндийской и испанской. Чаще – всего белые, владея перевесом в пространстве, имеют позиционное преимущество. В данном случае это преимущество носит решающий харак­тер. Чёрные стеснены, все их фигуры расположены хуже соответствующих фигур соперника, в их расположении имеются две пешечные слабости a7 и d6, к атаке которых белые уже приступили.


33...b5 34. a6 f8 35. b4 f7


После этого хода чёрные теряют пешку, что лишь ускоряет неизбежное пораже­ние.


36. a3 :a3 37. :a7 e7 38. :a3 c8 39. e2 c4 40. c3 и белые вы­играли.

9.Бенко – Татаи, 1969

1.c4 f6 2. c3 g6 3. e4 d6 4. d4 g7 5. f3 e5

Основная идея чёрных – не теряя вре­мени на О – О, начать операции на коро­левском фланге: 6. d5 h5 7. e3 f5 8. d2 f4 9. f2 f6. До конца неясно, достаточна для равенства игра чёрных в этом и других вариантах после 6.d5, а также 6.de, поскольку


6. ge2!


Вывело ход 5...е5 из употребления.

6... 0 – 0


6 ... ed 7. :d4 0 – 0 8. g5! c6 9. c2! e6 10. e2 h6 11. h4 g5 12. f2, и чёрным плохо (Бенко – Фишер, 1958).


7.g5!

В этом ходе – смысл построения белых. Чёрным теперь очень трудно без пози­ционных уступок развернуть свои силы.

7... c6 8. d2 a5?!

Активность чёрных почти форсированно ведёт к размену ферзей и тяжёлому окончанию. Сильнее 8...bd7.


9. d5! cd

10.:d5! :d2 11. :d2 :d5 12. cd


В окончании преимущество белых бес­спорно. У них перевес в пространстве, лучшее расположение фигур и все предпосылки для активной игры на ферзевом фланге.












12... f6 13. e3 d7 14. c3 a6 15. a4 c8 16. a5 f5?


Пустая трата времени, лучше 16 ... e8.


17...d3 f4 18. f2 f6 19. a3 e8 20. b4 d8 21. ha1 d7 22. a4!


Белый конь начал движение к пункту с4, и позиция чёрных начинает резко ухуд­шаться.

22...f8?! [22 ... f7]


23.b2 f6 24. c4 c7 25. h4 f7 26. c3 b5 27. ac1 :c4 28. :c4 e8 29. g3! 


Чёрные не в силах воспрепятствовать переводу слона на h3, после чего круп­ные материальные потери для них не­избежны.

10.Бронштейн – Глигорич,1953

  1. d4 f6 2. c4 g6 3. c3 g7 4. e4 d6 5. h3 0 – 0 6. e3 e5 7. d5 bd7 8. g4

Белые берут в клещи пункт f5 и готовят атаку на короля. Минус – отсутствие пе­шечной защиты пункта е4 (8.g4 – преж­девременно. После 8...с5 пешку прихо­дится защищать ферзём – 9.с2, а это усиливает эффект подрыва с7 – с6. Се­годня предпочитают более гибкий ма­невр g1 – f3 – d2).

8... c5! 9. c2













9... c6!


Линия ‘’c’’ вскрывается перед тем, как на ферзевой фланг рокирует белый ко­роль.

10. ge2 cd 11. cd a5?!


Исключая О – О – О, после чего расста­новка d7,c8, b7 – b5 – b4 быстро при­водит к решающей атаке. Однако ферзь на а5 стоит плохо, и белые подчёрки­вают это прекрасным четырнадцатым ходом. Потеря времени на d8 – a5 – d8 позволяет белым перестроить свои ряды; при этом король хорошо распола­гается на f1.Следовало сразу начать игру по линии ‘’c’’: 11 ... d7! 12. g3 c8!( c5 – a4 ) 13. d2 a5! 14. b1 a4 15. :a4 :a4 16. b3 a3 с хорошей игрой у чёрных.

12. g3 d7 13. d2 fc8 14. b1 d8 15. d1 a5 16. f3 ab8 17. g5 e8 18. h4 f6 19. e2 c7 20. f1 e7 21. gf :f6 22. :f6 :f6=













23...h5


(с целью избавится от потенци­альной слабости пешки h4.)

23...f8 24. hg hg 25. g2 g7 26. e3 b5 27. bc1 7a6 28. d1 fc8 29. c3


Белые не предпринимают активных действий, предоставляя такую возмож­ность противнику, которой он и вос­пользовался.


29...a4 30. cd1 b4?


Ослабляя ключевое в эндшпилях такого типа поле с4. Оба противника борются за победу в примерно равной позиции. Белые маневрируют фигурами, а чёр­ные надвигают свои пешки, стремясь прорваться к пешке b2. Они освобож­дают поле b5, чтобы разменять здесь слона е2 и открыть доступ коню на d3.Однако достижения чёрных носят временный характер, а минусы – ста­бильны. Конь, который сейчас отступит на первую линию, в дальнейшем на­правится на с4.

31. b1 b5 32. :b5 :b5 33. f3 b7 34. e2 bc7 35. c1

Белые успешно нейтрализовали ини­циативу соперника и собираются пере­водом коня на с4 начать активную игру.

35...d7 36. :c7 :c7 37. c1! :c1 38. :c1

Размен обеих пар ладей открыл белому королю тропинку на ферзевый фланг.

38...ac5 39. e3 f7 40. d2 b6


Белым предстояло записать ход, и они не нашли в себе силы отказаться от


41. :c5?!,


что, во-первых, даёт им защи­щённую проходную, во-вторых, создаёт противнику слабую блокированную пешку с5 и облегчает проход королю на поле b5. Всё же это не лучший ход, он не выпускает выигрыша, но значи­тельно осложняет его. Слон был хорош, и менять его – не время. Правильно было 41. gf1!, подтягивая коня, который 30 ходов стоит без дела, и сохраняя все угрозы. Разница была в том, что слон на е3 не пропускает чёр­ного короля через поле g5, и белые могли пока спокойно усиливать свою позицию, переводя коня, скажем, через h2 на g4, после чего c5 и d3 приво­дило к лёгкому выигрышу.

41... dc 42. d3 f6 43. c4 d7 44. f1 g5 45. e3 h6 46. h2 f6 [46 ... h4 47. e2! (47. f3? f4!)  h2 – f3 – d2] 47. e2 f4 48. g4 e7


[48 ... g5 49. f3] 49. d3 d8 50. d6 c7 51. f7 a3?! 52. ba ba 53. c4 b6 54. b3 a5 55. d6 c1 56. c4 b5 57. g:e5 



9.7.2012 стр. 9.7.2012



Похожие:

Пешечный клин в центре iconТема: «Ледовое побоище» Так выглядело боевое снаряжение русского и немецкого рыцаря
В голове и на флангах длинной и довольно узкой колонной шла тяжеловооруженная рыцарская конница, защищавшая находившуюся в центре...
Пешечный клин в центре iconЕ. А. Тюгашев. Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре
Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. №3
Пешечный клин в центре iconПоложение о региональном центре обработки информации единого государственного экзамена в Краснодарском крае
Положение о региональном центре обработки информации единого государственного экзамена (далее – Положение) разработано в соответствии...
Пешечный клин в центре iconСоревнованиях по легкой атлетике в зачет Спартакиады учащихся Московской области
...
Пешечный клин в центре iconВ центре города, рядом с садовом кольцом

Пешечный клин в центре icon19 апреля 2012 года в Ахтырском культурно-досуговом центре прошел второй этап муниципального конкурса «Лучший орган школьного ученического самоуправления»
Ахтырском культурно-досуговом центре прошел второй этап муниципального конкурса «Лучший орган школьного ученического самоуправления»....
Пешечный клин в центре icon1. Введение
В центре слайда – надпись Стандарты информационной безопасности и картинка в виде толстой папки
Пешечный клин в центре iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Песковская средняя общеобразовательная школа расположена в самом центре села Пески

Пешечный клин в центре iconМастер – класс «Мульти мобильность»
Как слепые ведут онлайн видеорепортажи прямо с министерских конференций в центре Европы?
Пешечный клин в центре iconV. электричество
Ясно, что сумма сил действующих со стороны различных частей баранки на шарик, помещенный в её центре будет равна нулю
Пешечный клин в центре iconУрок Комедия в пяти эпизодах
Спальня в двухкомнатной квартире. Налево – прихожая, и далее – кухня. В центре сцены большая двуспальная кровать
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов