Повторяющийся мотив icon

Повторяющийся мотив



НазваниеПовторяющийся мотив
Дата конвертации10.07.2012
Размер68.36 Kb.
ТипДокументы
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

Повторяющийся мотив

Этюд запоминается та­ящейся в нем идеей. А если она неоднократно по­вторяется в одной компо­зиции, то это усиливает эстетическое воздействие на решателя. Примеры та­кого повторения этюдных мотивов читатель может найти в упражнениях для самостоятельного реше­ния, предлагаемых а кон­це статьи.

Конечно же, многократ­ное возникновение одной и той же красивой темы в практической партии встречается крайне редко и потому всегда произво­дит сильное впечатление. Не случайно вот уже не­сколько десятилетий со страниц шахматных книг и журналов не сходит сле­дующий шедевр.

Н. АДАМС – К. ТОРРЕ

Нью-Орлеан, 1920


1. е4 е5 2. Kf3 d6 3. d4 ed 4. Ф:d4 Кс6 5. Cb5 Cd7 6. С:c6 С:c6 7. Кс3 Kf6 8. О–О Се7 9. Kd5 С:d5 10. ed О–О 11. Cg5 c6 12. с4 cd 13. ed Лев 14. Лfе1 а5? 15. Ле2 Лc8? (15 ... h6) 16. Лае1 Фd7












17. C:f6! C:f6. Упор­нее 17…gf, и не проходит 18. Л:е7? Ф:е7! (проиг­рывает 18 ... Л:е7? – 19. Л:е7 Ф:е7 20. Фg4+ и 21. Ф:с8+). Однако пос­ле простого 18. h3 у бе­лых явный перевес.

18. Фg4!! Фb5 19. Фс4!! Фd7 20. Фс7!! Фb5 21. а4! (но не 21. Ф:b7? из-за 21 ... Ф:е2!) 21 ... Ф:а4 22. Ле4! (угрожает 23.Фс8!)

22 ... Фb5 23. Ф:b7!! Черные сдались.

Ясно, что эстетический эффект здесь вызван пре­жде всего не самой отвле­кающей жертвой ферзя (являющейся широко рас­пространенным тактиче­ским приемом), а именно фактом ее многократного повторения.

Вероятно, из сокровищ­ницы мирового шахматно­го искусства можно было бы извлечь еще несколь­ко классических образ­цов, но мне хотелось бы предложить вниманию чи­тателя свежие примеры, которые, надеюсь, придут­ся ему по душе.

А. БЕЛЯВСКИЙ – М. ЧАБРИЛО

Львов, 1981


1. е4 с5 2. Kf3 Кс6 3. d4 cd 4. K:d4 Фb6 5. КbЗ Kf6 6. Кс3 е6 7. Се3 Фс7 8. f4 d6 9. g4 h6 10. Фf3 a6 11. Cg2 Kd7 12. h4 b5 13. 0–0–0 Кb6 14. Kpb1 Cd7 15. g5 0–0–0 16. Фе2 Кс4 17. Cc1 Ce7?! (17 ... Kpb8 и 18 ... Лс8).












По дебюту белые полу­чили несколько лучшую игру. Сейчас они решают атаковать активного ко­ня с4, напав на него сло­ном.

18. Cf3 Лhе8 19. Фf1!

Строится диагональная ба­тарея: Фf1, Се2, которая может быть использована для атаки черных пешек ферзевого фланга (a2-a4!).

19 ... Kpb8 20. Се2 К4а5. В случае 20 ... Кb6 белые строят новую бата­рею – уже по диагонали g1–a7:21. Се3 и 22. Фf2. А на 20 ... К6а5 сле­дует 21. К:а5 К:а5 22. а4!

21. Се3 Лс8 22. Фf2. Поле b6 ослаблено, и бе­лые атакуют его, созда­вая батарею по диагонали g1–а7. Красивые ма­невры!

22 ... Фb7 23. Лhg1 hg 24. hg g6 25. Лh1 K:b3 26. ab Лb8 27. Cf3 Лсе8 28. Лh2 Фс8 29. Лdh1 Л:h2 30. Ф:h2 Лg8.












Белые завладели лини­ей h, но вторжение по ней пока малоэффективно:31. Фh7 Фf8.

Заметим, что тяжелые фигуры белых на откры­той вертикали расположи­лись не в том порядке – ведь если бы ладья белых стояла впереди ферзя, то ход Лh2–h7 оказался бы довольно неприятным Итак, перед белыми задача: построить батарею с ферзем позади ладьи. Как этого добиться? Ведь на отступление ферзя чер­ные сразу же ответят Лg8–h8. Оказывается, необходимо временно со­орудить еще одну бата­рею, и вновь диагональ­ную.

31. Cg1!! А здесь ферзь должен быть впереди бо­лее слабой фигуры. Угро­жает 32. Фf2, и нет отве­та 32 ... Лh8 ввиду 33. Фb6+. На 31 ... Кра8 сле­дует 32. Фf2, и если 32 ... Лh8, то 33. е5 d5 34. K:d5! ed 35. С:d5. Вы­ясняется, что черные не в состоянии парировать по­зиционную угрозу непри­ятеля.

31 ... Cd8 32. Фd2 Се7 33. Лh7 Фе8, угрожая сыграть 34 ... Лh8. 34. Фh2! Белявский осущест­вил намеченную перест­ройку и тем самым уве­личил свое преимуще­ство.

34 ... Сс8 35. Ке2! На­чало перевода коня на d3, где он будет расположен весьма удачно.

35 ... Сb7 36. Kc1! e5 37. Kd3 ef 38. Ф:f4 Лf8 39. Фf6 Ке5? (упорнее 39. . .Сс8) 40. К:е5 Ф:е5 41. Ф:е5 de 42. Сс5 Лg8 43. Л:f7 Лh8 44. Лf6. Черные сдались. Превос­ходная позиционная пар­тия, в которой львовский гроссмейстер несколько раз очень тонко решал проблемы сдвоения своих фигур по диагоналям f1–а6, g1–а7 и верти­кали h.












Это положение созда­лось у меня на доске при анализе отложенной пози­ции в 9-й партии матча за мировое первенство М. Чибурданидэе–Н. Алек­сандрия (Боржоми – Тбилиси, 1981).

Предположим, белые образуют сейчас проход­ную пешку ходом 1. a3?! (как станет ясно из даль­нейшего, им предвари­тельно следует улучшить положение своего слона). После 1 ... bа им предсто­ит сделать выбор между 2. Кр:а3 и 2. g4+ с по­следующим 3. Кр:а3.

На первый взгляд оба продолжения одинаково легко ведут к цели. На­пример, 3. Кр:а3 С:g3 4. Kpb4 (или 4. b4) 4 ... Kpg5 5. Kpc4 Kpf4 6. b4 Кре5 7. Крс5 и т. д. Или 3. g4+ Kph4 4. Кр:а3 Kp:h3 5. b4 Kp:g4 6. Крb3 Kpf4 7. Kpc4 Кре5 8. Крс5 с легким выигры­шем.

На самом деле все го­раздо сложнее. Проанали­зируем внимательно обе возможности.

I. 2. g4+ Kph4. Рас­смотрим еще попытку обороняться без двух пе­шек (в окончаниях с раз­ноцветными слонами все бывает): 2 ... Kpg5 3. Кр:а3 Кf4 4. b4 Кре5 5. Kpa4 Kpd6 6. Kpb5 Kpd5 7. Сf1 Kpd6 8. Cg2. Черные в цугцванге. На 8 ... Cf2 решает 9. Краб Крс7 10. b5 (цугцванг) 10 ... Се3 11. h4 Cf2 12. h5 Се3 13. Cf3 (опять цугцванг) 13 ... Cd4 14. g5! fg 15. Cg4 Сс5 16. f6 gf 17. h6 f5 (17 ... Cf8 18. h7 Cg7 19. Kpa7) 18. С:f5 Cd4 19. h7 Kpb8 20. b6, затем Cf5 – е4, и белый король идет на g8, выигрывая слона за пеш­ку h. Не помогает и 8.Сd2 (вместо 8 ... Cf2) 9. h4 Ce1 10. h5 Cd2 11. Kpc4; например, 11 ... Се3 12. Kpd3 (но не 12. b5?? Кре5! с ничьей) 12 ... Cc1 13. Kpd4 Cb2+ 14. Kpc4 Cc1 15. b5 Се3 16. Kpd3 Cf2 17. g5! и т. д.

3. Кр:а3 Кр:h3 4. b4.

В случае 4. Се2? черный король успевает вовремя вернуться в «зону» – 4 ... Kpg3 5. b4 Kpf4 и за­тем Kpf4 – e5 – d6 с ничьей.

4 ... Кр:g4 5. Крb3 Kpf4 6. Kpc4 Kpe5! 7. Крc5.












Этот вариант мы уже прикидывали и сочли его безнадежным для черных. Но это не так! Оказы­вается, черный король ус­певает совершить фанта­стический рейд по тылам белых и как раз вовремя оказаться на ферзевом фланге для борьбы с пешкой b.

7 ... Cf2+ 8. Крс6 Kpd4!! 9. Cb1 Kpc4 10. b5 Крb4 11. b6 Kpa5 12. b7 Cg3 13. Cd3 Ch2, и бе­лые не могут усилить по­зицию (14. Kpd7 Kpb6 15. Крс8 Кра7).

II. 2. Кр:а3 С:g3 3. Крb4.












Теперь, когда бе­лые сохранили пешку h, указанный выше план за­щиты не спасает черных:

3 ... Kpg5 4. Kpc4 Kpf4 5. b4 Кре5 6. Крc5 Cf2+ 7. Крс6 Kpd4 8. Cb1 Kpc4 9. b5 Крb4 10. b6 Kpa5 11. b7 Cg3 12. Cd3 Ch2 13. h4 Cg3 14. h5 Cf4 15. Се2! (цугцванг) 15 ... Се5 16. Kpd7! Kpb6 17. Кре7! Kp:b7 18. Kpf7 с выиг­рышем.

Но и здесь у черных находится не менее фанта­стический перевод короля – на этот раз уже через свои собственные тылы.

3 ... Kph6!! 4. Kpc4. В случае 4. Крc5 нельзя прямолинейно продолжать свой план ходом 4 ... Kph7? – после 5. b4 Kpg8 6. Крс6 Kpf7 7. Kpd7! Cf2 8. b5 Се3 9. Крc7 Cf4+ 10. Kpb7! Кре7 11. b6 белые побеж­дают. Необходим проме­жуточный шах – 4 ... Cf2+! и лишь на 5. Kpc4 – 5 ... Kph7, а пос­ле 5. Крс6 Ce1! у белых также нет выигрыша.

Если же белые изберут 4. Kpb5 Kph7 5. b4 (или 5. Сс4 g6! с ничьей), то очень силен ход 5 ... Cd6!, не допускающий белого короля на поле с6.

4 ... Kph7 5. b4 Kpg8 6. Kpd5 Kpf7 7. Крс6 Кре7 8. b5 Kpd8 9. Kpb7 Cf4 10. b6 (с угрозой 11. Кра8) 10 ... Се3! с ничьей.

Итак, мы убедились, что поспешное 1. a3? по­зволяет черным спасти партию благодаря нали­чию в их распоряжении удивительных рейдов ко­роля по отдаленным от места основных событий участкам доски. Каждый такой перевод сам по се­бе является редким, а по­добное их сочетание дела­ет, на мой взгляд, это окончание уникальным.

Изучая любой шахмат­ный материал, всегда по­лезно припомнить какие-то примеры из собственной практики или из шахмат­ной литературы, где уже встречались рассматрива­емые мысли, идеи, прие­мы. Поэтому в заключе­ние статьи хочу вкратце напомнить читателю не­сколько фрагментов, осве­щавшихся ранее на стра­ницах журнала и имею­щих непосредственное от­ношение к нашей теме.

Ю. БАЛАШОВ – А. ЮСУПОВ

Минск, 1982













78 ... b4! 79. ab С:b2! 80. Л:b2 а3 (еще эф­фектнее выглядела бы эта комбинация при чер­ном ферзе на b3:78 ... b4! 79. ab С:b2! 80. Л:b2 Ф:b2! 81. K:b2 a3) 81. Лd2 а2 82. Л:а2 Ф:а2+ 83. Кре3 Фb1 84. Кре2 Крc7 85. Ke1 Ф:b4 86. Kg2 Фс4+ 87. Kpe1 Фс1+ 88. Кре2 Фс2+ 89. Kpe1 f5! 90. gf Ф:f5. Белые сдались, по­скольку после 91. Cg4 ге­роический прорыв пешки повторился бы и на ко­ролевском фланге:91 ... Ф:g4! 92. hg h3.

ДВОРЕЦКИЙ – ГРИГОРЯН


Чемпионат Москвы по молниеносной игре, 1981












16. Сb4! (первая связ­ка) 16 ... Лfd8 17. Ф:d5 Лd5 18. Лad1 Лad8 19. Л:d5 Л:d5 20. Лd1 Л:d1+ 21. C:d1 Kpf8 22. Kd4 Kd3?! 23. С:е7+ Кре7 24. Се2! (вторая связка) 24 ... Kpd7 25. b4 Сс4 26. f4 Kb2 27. Cf3 Cd3 28. Kpf2 Kc4 29. Сс6+! Кре7 30. Сb5 (тре­тья связка) 30 ... Kpb7 31. g4 а6 32. С:с4 С:с4 33. f5. Черным нелегко в этом окончании, и в даль­нейшем белые выиграли.

А в следующем приме­ре черные упустили воз­можность столь же удиви­тельной переброски коро­ля через тылы соперни­ка, как и в окончании с разноцветными слонами, рассмотренном выше.

С. МАКАРЫЧЕВ – К. ЛЕРНЕР

Минск, 1979













Черные могли спастись, играя 80 ... Kpf6!:81. Кр:с4 Кре5! 82. Крc5 (80. Лс6 Лb8! 81. Крc5 Кре4!) 82 ... Кре4! 83. с4 Kpd3 84. Лd7+ (84. Kpd5 Лd8+:84. Kpb5 Лb8+) 84 ... Крс3 85. Kpd5 Крb4 86. с5 Kpb5, поскольку их король теперь на «корот­кой стороне».

В партии же было сы­грано:80 ... Kpf5? 81. Лf7+ Kpg6 82. Лf4 Ла5+ 83. Крс6 Ла6+ 84. Kpb5 Ла8 85. Л:с4, и теперь уже попытка осу­ществить тот же перевод короля на ферзевый фланг не получается:85 ... Kpf6 86. Лс7 (86. Ле4 Лb8+ с ничьей) 86 ... Кре5 87. Лс6! Лb8+ 88. Лb6 Лс8 89. с4 и т. д., но не 87. Кре5? Кре4! 88. с4 Kpd3 и т. д., или 87. Крс6? Лh8 88. с4 Kpd4 89. с5 Kpc4 90. Kpb7 Kpb5 91. с6 Лh6 с ни­чьей.

УПРАЖНЕНИЯ













1












2












3

Во всех позициях – ход белых.

Стр.



Похожие:

Повторяющийся мотив iconПростой мотив

Повторяющийся мотив iconНа мотив песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»

Повторяющийся мотив iconДокументы
1. /Dvoretsky/Глубина замысла.doc
2. /Dvoretsky/Двойное...

Повторяющийся мотив iconГимн тямшанской гимназии стихи С. Ильиной На мотив «Гаудеамуса»

Повторяющийся мотив iconПосвящение в географы На сцену выходит группа учеников с рюкзаками за спиной и компасом в руках. Поют песню на мотив марша «Прощание Славянки»
На сцену выходит группа учеников с рюкзаками за спиной и компасом в руках. Поют песню на мотив марша «Прощание Славянки»
Повторяющийся мотив iconДокументы
1. /Мария Луиза Фон Франц Мотив Искупления в волшебных сказках.doc
Повторяющийся мотив iconТеатрализованное представление ко «Дню знаний»
Звуковой эффект, появляются учителя в образах Василис прекрасных. Песня и танец на мотив «Честно говоря»
Повторяющийся мотив iconФрагмент
Зайцева Юлия Юрьевна. Мотив зеркала в художественнои системе В. Набокова (На материале русской прозы) : Дис канд филол наук : 10....
Повторяющийся мотив iconСценарий выступления агитбригады мбоу сош №31 по выполнению закона Краснодарского края №1539
На сцену выходят ребята и с трагическими лицами исполняют поучительную песенку на мотив детской песни «В траве сидел кузнечик»
Повторяющийся мотив iconТехнологическая карта изготовления открытки «Волшебные поздравления»
Мотив скопировать с листа приложения, перенести на левую внутреннюю сторону двойной открытки и реза-ком удалить заштрихован-ные на...
Повторяющийся мотив iconСценарий выступления команды младших школьников на празднике «В гостях у короля Этикета» /Звучат фанфары. На площадку на лошадях (палочки с головами)
С песней на мотив «Не думай о секундах свысока» на площадку выходят ученики класса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов