Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 icon

Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873



НазваниеДва слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Дата конвертации10.07.2012
Размер345.95 Kb.
ТипДокументы
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

Два слона

Розенталь - Стейниц

Вена, 1873

1. e4 e5 2. c3 c6 3. f3 g6 4. d4 ed 5. xd4 g7 6. e3 ge7 7. c4 d6 8. 0 0 0 0 9. f4 (преждевременно) a5! (обеспечивая продвижение d6-d5)10. d3 d5 11.еd (угрожал выигрыш фигуры: 11...с5 и 12...d4) xd5 12. xd5 xd5

Теперь положение пешки на f4 утратило всякий смысл; она лишь запирает слона е3. Если бы она не двигалась, то у белых не было бы опасения и за возможную слабость линии «е».

13. c3 d8

Грозит 14...с5, выигрывая фигуру.

14. c2

Чтобы на 14 ... c5 ответить 15. e4.

14...c4

Чёрные добиваются преимущества двух слонов против слона и коня.

15. xc4 xc4 16. f2

Грозило 16...d4 17. d4 d4.












Эта партия - самый ранний образец метода, разработанного Стейницем для реализации преимущества двух слонов. Многие знают из примечаний к партиям мастеров, что два слона сильнее двух коней или коня со слоном. Но мало кому до конца ясно, в чём состоит это преимущество и как его следует использовать.

Рассмотрим сначала различие в функциях слона и коня. В противоположность дальнобойному слону конь со своими короткими ходами должен, чтобы стать активным, приблизиться к неприятельскому лагерю. Но это возможно лишь в том случае, когда рядом с вражескими силами есть удобные для него поля. Практически это сводится к наличию полей, защищённых пешками, так как фигурами долго защищать коня не удаётся. Ясно, что в совсем открытых положениях, где в пунктах стычек нет пешек, слон сильнее коня, и это, между прочим, подтверждает теория эндшпиля. Но в закрытых положениях конь обычно оказывается сильнее слона, потому что пешки являются преградой для слона и опорой для коня.

Разработанный Стейницем метод реализации двух слонов применим лишь в положениях вроде создавшегося в партии - не закрытых, но и не вполне открытых, то есть имеющих кое - какие опорные пункты для коня (в данном случае d4 и е5). Так вот метод Стейница состоит в такой расстановке пешек, которая отнимает у коня опорные пункты. Этим конь обрекается на пассивность и обесценивается. Сейчас мы увидим, как тем же способом Стейниц теснит и слона.

Конечно, тот же метод применим в борьбе одного слона против коня. Но осуществить его удаётся реже, так как тем самым ослабляется пешечная позиция и фигурам противника облегчается возможность прорыва. Зато, обладая двумя слонами, охраняющими поля любого цвета, вполне можно позволить себе такое продвижение пешек.

16... c5

Отнимая у коня поле d4.

17. f3 b6

Чёрные построили пешечную цепь, пресекающую давление слона на их ферзевый фланг, между тем как его активности в другом направлении мешает собственная злополучная пешка f4.

18. e5 e6 19. f3 a6 20. fe1

Опять последуют ходы пешками, ограничивающие активность коня.

20... f6 21. g4 h5 22. f2 f7

Готовя ход а6-b7. Обе лёгкие фигуры белых до такой степени плохо расположены, что их следующий ошибочный манёвр с целью хоть как-нибудь освободиться вполне понятен.

23. f5

Белые не предвидят, что эта пешка станет безнадёжно слабой.

23... g5 24. ad1 b7 25. g3 d5 26. xd5 xd5 27. d1

На 27.h3 ответ был бы 27...g4.

27...xf5 28. c7

Отчаянная попытка контратаки, заранее обречённая на неудачу, так как обе лёгкие фигуры белых не могут принять в ней участия.

28... d5 29. b3 e8 30. c4 f7 31. c1 e2 32. f1 c2

Грозит 33...f2

33. g3 xa2 ,

и чёрные выигрывают.

Энглиш - Стейниц

Лондон, 1983

1. e4 e5 2. f3 c6 3. b5 g6 4. d4 ed 5. xd4 g7 6. e3 f6 7. c3 0 0 8. 0 0 e7 9. d2 d5 10. ed exd5 11. xd5 xd5 12. e2 g4 (получая преимущество двух слонов) 13. xg4 xg4 14. b3 (иначе чёрные сыграют 14...ad8 и усилят своё давление) 14...xd2 (сильнее было 14.с4 и затем 15.аd8, выигрывая темп) 14... с4 15. xd2












15... ad8 16. c3

Казалось бы, совсем невинный ход, на деле ослабляющий позицию белых. Пешка с3 ограничивает поле деятельности слона на е3, становится слабым поле d3, которое не прикрывают ни пешка, ни слон. Белым придётся претерпеть в дальнейшем, вплоть до последней стадии окончания, великие трудности, препятствуя внедрению чёрных фигур на d3.

Это первый намёк на правило, о том, что пешки не должны стоять на полях одного цвета со своим слоном. Это правило имеет огромное значение для оценки и правильной трактовки закрытых и полузакрытых положений.

(Рети, критикуя в самом деле слабый ход с2-с3, ничего не предлагает взамен, и не случайно - позиция белых, видимо , уже незащитима).

16...fe8 17. b3 b6

Чёрные образуют пешечную цепь а7-b6-c5, с одной стороны, стесняющую слона е3, а с другой - отнимающую у коня поле d4, то есть самое выдвинутое поле, защищённое пешкой.

18. h3 e6 19. fd1 c5 20. g5 f6 21. f4 f7

Снова сказывается преимущество двух слонов. Чёрные сразу могут приблизить своего короля к центру в предвидение финальной борьбы, а белые не могут сделать того же, не подставляя под удары своего короля.

22. f3 g5

Теперь образуется пешечная цепь на королевском фланге, стесняя слона белых и в этом направлении.

23. xd8

Уступая противнику открытую линию, но без этого отступление 23.е3 вело к потере фигуры.

23... xd8 24. e3 h6

Завершая построение второй пешечной цепи и подготавливая f6-f5, чтобы дать простор слону G7 и отрезать коню выгодное поле е4 (после b3-d2).

25. e1 f5 26. f4

Естественное стремление немного освободиться.

26... f6 27. g3 a5

Дальнейшее стеснение белого коня.

28. c1 a4 29. a3

Нельзя допустить а4-а3.

29... c4 30. f2












Превосходно используя преимущество двух слонов и стеснив белых до крайности, чёрные наносят решающий удар.

30... gf 31. xf4 g5

Грозя после размена слонов сыграть d8-d2.

32. xg5 hg 33. e3 f6 34. h4

Если 34.h1, то посредством 34...е5 и 35...f4 черные добиваются решающего вторжения ладьи на d2.

34... gh 35. gh e8+ 36. f2 xe1 37. xe1 e5

Так как конь не имеет полей, которые не были бы под ударом слона, то получается, в сущности, пешечное окончание, выигранное для чёрных благодаря централизованному королю, невзирая на наличие у белых отдалённой проходной пешки. 38. e2 xe2 39. xe2 f4 40. c4 g4 41. e3 f4+

В этом вся суть. В случае 41...h4 белые после 42.f4 даже выигрывали.

42. e4 f3 43. e3 g3

Блекберн - Ласкер

Лондон,1982

1. e4 e5 2. d4 ed 3. xd4 c6 4. e3 g6 5. d2 g7 6. c3 f6 7. 0 0 0 0 0

8. f3

Следовало предупредить продвижение d7-d5 путём 8.с4. Положение пешки на f3 очень часто делает ход d7-d5 более эффективным, но для проведения задуманного белыми плана необходимо ещё раз защитить пешку е4.

8... d5 9. c5 de 10. g5 e8 11. xf6 xf6 12. xe4 g7 13. b5 e5!

Обеспечивает преимущество двух слонов.

14. xe5 xe5 15. e2












15... a6

Начало серии типичных пешечных ходов, стесняющих коня и слона белых. Заметим, что белая пешка «f» стоит на поле одного цвета с единственным слоном белых, а отсюда - слабость пункта е3.

16. d3 f5

Отнимая у коня самое выдвинутое из подкреплённых пешками полей - е4 и завершая построение фаланги h7-g6-f5, парализующей устремления белого слона в направлении королевского фланга.

17. 4c3 e6 18. b1 fd8 19. f4 f7 20. e2 c6

Чёрные систематически стремятся осуществить вторжение на слабые (чёрные) поля неприятельского лагеря. До сих пор конь отлично стоял на е5; вскоре он попадёт на d4, а вторжение его на е3 решит исход борьбы.

21. xd8+ xd8 22. d1 e8

Для успешного использования преимущества двух слонов, как и вообще всякого длительного преимущества, при котором к кризису должен привести пешечный штурм или прорыв, очень важно не разменять обе ладьи, но сохранить хотя бы одну из них. Часто только ладья, стоящая в тылу надвигающихся пешек, обеспечивает успех прорыва.

23. f1

Чёрные грозили выиграть фигуру путём 23...с3 и 24...g5.

23... b5

Продолжается пешечный нажим с целью стеснения лёгких фигур белых и атаки на их короля. Кроме того, чёрные парируют угрозу выиграть пространство посредством 24. fd5, на что теперь последует 24... b4 25. e2 xd5 26. xd5 d4 27. c1 e1 с выгодой для них.

24. d3 d4

Чёрные предпринимают перегруппировку сил. Слон переводится на b6, чтобы защищать чёрные поля на ферзевом фланге, которые после ухода пешек на белые поля могут стать слабыми; в свою очередь чёрные препятствуют ходу 25.с5. В то же время слон освобождает место для короля, который перейдёт с g7 на f6. Мы уже знаем из партий Стейница, как выгодно для стороны, обладающей двумя слонами, заблаговременно приблизить короля к центру, чтобы он принял активное участие в эндшпиле. После того как поле е5 будет прикрыто королём, конь сможет без ущерба покинуть свой пост, чтобы после с6-е7-d5 взять на прицел пункт е3.

25. e2 b6 26. b3 g7 27. c3 f6 28. c2 e7 29. ec1 d5 30. b2












Теперь происходит прорыв, но не планомерный и бескровный, как в партиях Стейница, а с жертвой пешки и комбинацией, ставшей возможной ввиду беспомощности белых фигур. Комбинация эта носит отнюдь не случайный характер, так как беспомощность белых фигур - прямой результат применённой Ласкером стейницевской тактики использования преимущества двух слонов.

30... b4 31. xb4

На 31.cb последовало бы 31...d4 32.a3 e3 и т.д.

31...e3 32. e1 c4+ 33. xc4 xe1 34. xa6 g1 35. g3 g2+ 36. a3 xh2

Комбинация закончена. Следующий за этим эндшпиль легко выигрывается чёрными.

37. e2 g2 38. c2 g5 39. d3 h5 40. b4 f2 41. a4 c5+ 42. b5 xb3 43. a5 c4 44. xc4 xc2 45. a6 d1 46. d4 xd4 47. cd xf3 48. d5 e2 49. xe2 xe2 50. a7 a2 Белые сдались.

Рихтер-Тарраш

Нюрнберг, 1887/88

1. e4 e5 2. f3 c6 3. b5 f6 4. 0 0 xe4 5. e2 d6 6. xc6 dc 7. xe5+ e7 8. e1 xe5 9. xe5+ e7 10. d3 f6 11. e1












11... f7

Обладая двумя слонами, чёрные имеют некоторое преимущество. течение партии весьма поучительно показывает, как это преимущество неуклонно возрастает и в конечном счёте становится решающим. 12. f4 g5

13. d2

На g3 слон был бы расположен неудачно, а 13. xd6 выправляло чёрные пешки.

13... g4 14. d4 c5 15. e2 b5 16. c3 ad8 17. d2 d4 18. xd4 cd 19. a3

Чтобы предотвратить 19...b4. Положение чёрных улучшается с каждым ходом; в дальнейшем они стремятся вытеснить белых коней со всех выгодных пунктов.

19... c5 20. g3 h5 21. f3 d7 22. e2 b5 23. ae1 f8!

Защита слона ладьёй рано или поздно приводила к размену ладей и ничьёй. Владея двумя слонами, которые препятствуют вторжению ладей, чёрные могут отдать единственную открытую линию противнику, что в иных обстоятельствах означало бы существенную позиционную уступку.

24. ge4 g8

Чтобы прогнать коня ходом f6-f5.

25. b3 c8 26. ed2 d6

Чёрные хотят сыграть f6-f5, не допуская при этом ладью на е5, что, впрочем, окажется для них безопасным.

27. e4 f8 28. ed2 f5 29. e5 d6 30. 5e2

После 30. d5 g6 белая ладья оказывалась в весьма опасном положении.

30... a8

Попытка ещё более стеснить коней продвижением крайней пешки.

31. a5! ab8

Чёрные не могут играть 31 ... c7, так как после 32. b7 b6 33. d6+ белые получают весьма хорошую игру. Вторжение коня следует непременно предотвратить.

32. ab3 h4 33. h1

Белые уже давно не представляют себе, что им следует делать. Они не могут придумать никакого внушающего доверия плана.

33... g6! 34. g1 e6!

Этот манёвр имеет целью запереть линию «е», после чего у белых две возможности: либо перевести короля на ферзевый фланг и с его помощью сделать возможным продвижение пешки «а», либо после с8 и а7-а6 направить чернопольного слона, избавленного от необходимости защищать пункт е7, на поле а7 (через b8) и прорываться посредством с5-с4.

35. f2

Допускает немедленное продвижение пешки «а».

35...a8 36. fe2

Если белые всё-таки сыграют 36. a5, то после 36...c7 37. b7 f4 38. f1 c8 и с5-с4 конь на b7 окажется в опасности; возможно и сразу 37...с4.

36... a5 37. b1 a4 38. 3d2












Двадцатиходовыми манёврами чёрным удалось в конце концов настолько стеснить противника, что тому нечем пошевелиться. Весьма примечателен последующий прорыв на ферзевом фланге при равном (4:4) числе пешек.

38... c4

Если белые берут эту пешку, то после b5:c4 чёрные атакуют по линии «b».

39. f1 c8 40. h1 c3 41. bc dc 42. e3 b4 43. c4

Спасения уже нет; на 43.ab следует 43...b4, и наступление пешки «а» решает.

43... xc4 44. dc xc4 45. e3 ba 46. xc3 b4

Белые сдались.

Эту партию, в которой на протяжении 37 ходов не случилось ничего приметного и которая поэтому многим может показаться весьма неинтересной, я причисляю к своим лучшим творческим достижениям. Знаток подпишется под таким заявлением.

«Тарраш. 300 шахматных партий» №115

Флор - Ботвинник

матч/6, 1933

1. d4 f6 2. c4 e6 3. c3 b4 4. c2 c5 5. dc a6 6. a3 xc3+ 7. xc3 xc5 8. f3 d6 9. e4 e5 10. e3 c7 11. e2 e6 12. c2 0 0 13. c3 fc8 14. e2 a6

[14 ... cd7 15. c1! , и нельзя играть 15...xc4 из-за 16. b1]

15. c1 cd7 16. d2 b8

[16 ... xc4 17. d5]

17. d5 xd5 18. cd xc1+ 19. xc1 d8 20. 0 0 c8 21. d2 c7 22. c1 xc1+ 23. xc1 xc1+ 24. xc1 f8












{Ситуация совершенно иная по сравнению с рассмотренным выше партиями. Позиция носит закрытый характер, тем не менее перевес у белых. Причина простая - белые могут, опираясь во многом на свой перевес в пространстве, подготовить вскрытие игры. Всё же методика игры схожая. Первая задача белых- максимально стеснить коней, продвигая свои пешки. Вначале это происходит на ферзевом фланге- после обычного для эндшпилей усиления позиции короля}.

Белые достигли своей цели, получив эндшпиль с двумя слонами против двух коней. Теоретически чёрные не должны проиграть, но на практике подобные эндшпили чаще всего заканчиваются в пользу стороны, имеющей слонов.

25. f2 e7 26. e3 d8 27. e1 c7 28. d2 c5 29. b4 cd7

Заслуживало внимания 29 ... a4 и 30...b5. {Для коней нужны опорные пункты!}

30. g3

{Здесь, видимо, точнее а4, отнимая у чёрных возможность укрепиться на пункте а4}

30... b6 31. c2 bd7

[М.Ботвинник указывает, что здесь необходимо было играть 31 ... a4 32. b3 b5]

32. a4 b6 33. a5 bd7

Белыми сделан важный шаг вперёд: пешка b7 стала отсталой.

34. c1 d8 35. b2 e8 36. d2 c7

{Поскольку, как показывает течение партии, у белых имеется план, создающий вторую слабость в лагере чёрных- на королевском фланге, стоило проявить активность -36...е7, затем g7-g6,e8-g7 и f7-f5. Впрочем, такое легко предлагать задним числом}

37. e3 e7 38. f1 b5 39. h4 c7 40. h3

Связывая коня d7, который из-за угрозы h3-c8 не может сдвинуться с места.

40... e8 41. f4! f6

Наконец белые создали в лагере противника ещё одну слабость.

42. f5! g6

Не лучше было и 42...h6. В этом случае белый король вторгался в тыл.

43. h3












Картина сильно изменилась в пользу белых. В дальнейшем возможно f4-f5 и f5:g6 или g3-g4 и h4-h5.

43... h6 (!)

{Основная угроза белых заключается в ходе f4-f5 с последующим fg и g3-g4, создавая проходную пешку «h». Поэтому на f4-f5 чёрные должны иметь наготове ответ g6-g5. Но без хода h6 так играть было нельзя, так как на 43...g7 44.f5 g5 45.hg fg последовало бы f6, и слон прорывается на с8. Чёрные максимально затрудняют игру сопернику.}

44. c1 g7

На g7 конь расположен плохо. Как показывает течение партии, лучше было 44...с7

45. fe! de

Вынужденно. Нельзя 45 ... xe5 из-за 46. c8, а 45 ... fe проигрывает ввиду 46.f3 h5 47.g5.

46. f3

Но не 46.d3 из-за 46...h5.

46... h5

После 46 ... g5 47. hg hg белые осуществляют такую расстановку фигур: король на g4, слоны на е3 и а4, и чёрные оказываются в цугцванге.

47. e3 d6 48. h6 e8 49. g4 hg+ 50. xg4 c7 51. e3 b5 52. e2! c7

Конечно, не 52 ... c3+ 53. d3 xe4 54. xd7.

53. d3 f5

Чистое положение цугцванга. Из-за е3-с5 чёрный король не может двигаться, конь d7 связан ввиду хода g4-c8, а на ход конём с7 следует g4-e6-f7.

54. ef gf

{Ошибка. Точнее 54...f6 55.h3 gf, выигрывая темп, хотя и это вряд ли спасало партию. Но нужно ставить сопернику максимум проблем!}

55. xf5 xd5 56. d2 7f6 57. c4 c6 58. g6 b5+ 59. d3 e7 60. e4+!

Ещё можно было упустить победу, сыграв 60. f7? или 60. h5?

60... ed5

На 60 ... d6 следовало 61. b7, а на 60 ... c7 - 61. g5. { Не помогало и 60...е4 61.е4 d6 62.h5 e6 63.h6 f6 64.h7 g7 65.e5}

61. g5 h5 62. f3 g3 63. d2

Неясно было 63. h5 из-за 63... xh5 и 66... xb4+

63... d6 64. g4!

В случае 64. h5? чёрные спасались путём 64...e4+.

64... f6 65. c8 c6 66. e1 e4+ 67. d4 gh5 68. f5 d6 69. d2

{Силы чёрных отбрасываются, пешка е4 гибнет}.Чёрные сдались. Этот эндшпиль я считаю самым лучшим из всех, сыгранных мной до сих пор.

«Гроссмейстер Флор. №21»












Ботвинник - Фурман

Тренировочная партия, 1961

После 1...d5 2.Ca2 позиция, как и в предыдущей партии, носит закрытый характер, однако преимущество двух слонов и здесь несомненно.

2...f8 3.a4 e7 4.a3 d7 5.f3

Создаётся неприятное для чёрных напряжение и открывается дорога королю.

5...с7 6.f8 g6

Следовало повторить позицию - 6...е6.

7.f2 e6 8.g3 d7 9.h6 f5 10.f4 e8 11.fe fe 12.h4 d6 13.d6!

Типичный технический приём - размен одного из слонов, когда позиция определилась.

13...d6 14.g5 e6 15.h3 f6 16.h6 h5

Пассивная защита не помогала, так как у белых в резерве марш пешкой «g».

17.b3 (парируя 17...f4) 17...g3 18. h7 f5 19.d5, и через несколько ходов чёрные сдались.

Тарраш - Рубинштейн

Сан - Себастьян, 1912

1. e4 e5 2. f3 c6 3. c3 f6 4. b5 c5 5. xe5 d4 6. a4?!

[6. e2!]

6... 0 0 7. d3 d5! 8. g5 c6 9. d2 e8 10. f4 b5 11. b3 h6 12. h4

[12. xf6 gf! 13. f3 de 14. de b4!]

12... xe4! 13. xd8 xd2 14. xd2 xd8 15. e2 xe2 16. xe2 e8 17. f1?!

[17. d2 f6 18. xc6 e3+ 19. e2]

17... b7 18. c3












18... f6

Прежде всего самая активная белая фигура изгоняется на пассивную позицию.

19. g4 h5 20. f2 e3

Белые угрожали путём 21.d4 стабилизировать позицию.

21. d1!

Тарраш хорошо защищается. Слон переводится на f3, где он надёжно прикрывает королевский фланг.

21...h4 22. g3 a5 23. f3












Дальнейшая часть партии представляет собой классический пример борьбы двух слонов против слона и коня в окончании. Прежде всего необходимо вскрыть игру и дать простор слонам.

23... b4! 24. g2 bc 25. bc a6 26. c4! ad8

Плохо, конечно, 26 ... dc 27. xc6.

27. cd cd 28. hd1 e7 29. g4

Чёрные угрожали маневром е7-с7-с2, поэтому белые берут под контроль поле с1.

29... hg 30. hg d4 31. ac1 b7 32. c2

Белые защитили второй ряд и держат позицию.

32... f7 33. f2












Как дальше усилить позицию? Рубинштейн находит интересное решение. Чёрные стремятся разменять две пары ладей, а затем чёрный король по коридору с5-b4-c3 прорвётся на ферзевый фланг. { Противоречия с ранее высказанной необходимостью оставить хоть одну пару ладей нет: пешечными прорывами здесь и не пахнет}

33... b2! 34. xb2 xb2 35. d2 d4 36. h3?!

Следовало попытаться активизировать ладью путём 36.с2

36... e6 37. c2 d6 38. f5?! c8!

Решающий манёвр; размен второй пары ладей лишает белых шансов на спасение.

39. d1 xc2+ 40. xc2 e5

Чёрный король триумфатором входит на территорию противника.

41. g4 e3

Чёрные поля полностью под контролем. Белым остаётся лишь пассивно наблюдать.

42. f3 d4 43. b3 b7?!

Неточность. Лучше было 43 ... xd3 44. xd5 f1!

44. e2 a6 45. c2 b5 46. a4

Белые защищаются от а5-а4, после чего чёрный король забирает пешку а2.

46... d7 47. f3

[47. b3 g6!]

47... c3 48. xe3 d4+! 49. e2

[49. e4 c6+]

49... xc2 50. f4 xa4 51. e6 b3 52. xd4+ b2 53. b5 a4 54. e3 a3 55. xa3 xa3 56. d4 b4

Белые сдались.

Тайманов - Смыслов

Тбилиси, 1967












Перевес белых несомненен. Кроме преимущества двух слонов, у них активнее король, пешечная структура позволяет образовать на королевском фланге проходную.

29. f2 d1 30. h3 c6 31. g4 e6 32. gh xh5 33. h6 d4 34. d3 c7 35. e3 c5 36. g7 e6 37. f6 f8 38. h4 d7 39. f5+ e8 40. e4 d7 41. c3 b6 42. f5 e5 43. f6 g6 44. e1 f8 45. g3 d7 46. f5+ e6 47. h3 d1 48. f4

Образовав проходную и усилив расположение фигур, белые переводят теперь чернопольного слона на е7, где он сковывает силы чёрных.

48...h5 49. h6 d1 50. f8 h5 51. e7 a5

Попытка создать контригру, так как чёрные видят, что последует перевод слона на g3 и предложение разменять слонов.

52. f2 d1 53. g3 a4 54. ba xa4 55. h5 c2 56. h6 g6 57. g4 h7 58. f2

Начинается путешествие короля на ферзевый фланг.

58...b1 59. e3 h7 60. d2 b1 61. c3 e4 62. b3 d5 63. cd xd5+ 64. c3 e4 65. c4 e8

Чтобы на 66.b5 сыграть 66...d4 67.c6 c4

66. f3 b5+ 67. c3 g5 68. h7 

При наличии проходных пешек пара слонов очень опасна.

Алехин - Файн

Гастингс 1937












Ход белых. Найти решающее усиление атаки.

1. a2,

и пешка f7 незащитима, так как нельзя 1 ... e6 2. xe6. Белые угрожают 2.f7 f7 3.f1. В партии было 1... xe4 2. xf7 xf7 3. xf7+ xf7 4. e6 

Алехин - Файн

Кемери 1937












1. c3 !

Защищаясь от 1...b3 и 1....d5 и угрожая 2.с5.

1... b6 2. ab ab 3. xc5 bc 4. b6 d6 5. d7 xd7 6. a8+ 

Алехин - Эйве

Амстердам, 1938












В этом окончании продемонстрирована характерная при наличии двух слонов игра на двух флангах.

24. h6! gh

Теперь конь f6 лишается опоры, но не лучше 24 ... xh6, так как после 25. a4 a7 26. b6 ферзевый фланг оказывается разгромленным.

25. e5 g7 26. a4 ba 27. c4! e7

Нельзя 27 ... dc из-за28. xf6+

28. cd xd5 29. h1 c8 30. g1+ h7 31. a3 g8

Не проходило 31 ... c3 из-за 32. f8.

32. e4

Дальнейшее просто.

32...xg1+ 33. xg1 b5 34. ed b1+ 35. g2 g6+ 36. f1 b1+ 37. g2 g6+ 38. g3 xd5 39. xd5 ed 40. xa4 h5 41. h4 













Макагонов -Керес

Ленинград-Москва, 1938

1.е3

План белых - организация нажима на пешки d6 и е6.

1...f4?

Заманчиво, но плохо; нельзя было 1...cb 2.ab b4 из-за 3.а3 b6 4.c5, но заслуживало внимания 1...fd8.

2.d3

Конечно, не 2.f4 e4 или 2.gf h5.

2...fg 3.hg fd8 4.e3 cb ab 5.ab b4 6.a7 b7 7.a6 c7 8.h3 e5 9.a3 e8 10.c5! c6

На 10...dc выигрывает 11.с6.

11.cd d6 12.d6 cd6 13.d6

Чёрные остались без фигуры и через несколько ходов сдались.












Марко - Шлехтер

Монте Карло,1904

Позиция слишком открытая, чтобы не имеющие опорных пунктов кони и не имеющие укрытия ладьи могли что-либо противопоставить чёрным слонам. Кратчайший путь к победе следующий:

1...h6 2.e2 (Иначе 2...f2) 2...g4 3.e1 (или 3.eg2 f3 4.f2 e3) 3...f2 4.gf1 e2 5.g3 f3.

Белые беспомощны.












Видмар - Шпильман

Карлсбад, 1911

В этой позиции перевес у белых. После 1.d5-d6! cd 2.d5 h8 3.d6 грозит спёртый мат и чёрные теряют материал, после же 1...с6 2.d3 у белых опасная проходная. Здесь слоны чёрных просто не успели войти в игру. Оценку позиции определяют конкретные угрозы белых.












Клявинь - Рагозин

Рига,1952

Эту позицию любят приводить в качестве примера позиции с превосходством коней над слонами. Она элементарно выиграна. После 1...с1 и 2...f4 чёрные переводят короля на h3 и играют d3. А теперь представьте, что пешка вместо f3 стоит на g2. У кого тогда лучше?

Здесь мы видим тесную связь между сдвоенными пешками и ограничением подвижности слонов. Не столько закрытость пешечной позиции, сколько её неподвижность определяет превосходство коней над слонами.












Сосонко -Карпов

Мемориал Эйве, 1979

Шахматы №23,1979

29...d4 30.d3 a5 31.g2 f5!?

Слонам необходим простор.


32.ef gf 33.g4 f8 34.b3 e7 35.g3 d6 36.f4 d7 37.h3 b5 38.f3

Пассивная тактика гибельна. Заслуживало внимания 38.f3 и затем е2.

38...d7 39.g3 f5! 40.gf ef 41.b7 b5 42.e1 c3 43.c2 d3

Белые сдались.


Сергей Белавенец.

Преимущество обладания двумя слонами в эндшпиле имеет значение почти во всякой позиции. Поэтому нужно всегда опасаться предоставлять противнику это преимущество.

Методы реализации преимущества двух слонов общеизвестны. Слоны в состоянии атаковать все поля доски, особенно опасны два слона при наличии хотя бы одной проходной пешки. Сторона, владеющая двумя слонами, обычно строит план выигрыша на том, чтобы стеснить подвижность неприятельских коней и образовать проходную пешку. Создание проходной пешки при двух слонах в большинстве случаев уже обозначает «начало конца».

Если даже сопернику удаётся удержать эту пешку от дальнейшего продвижения, то и тогда дальнобойные слоны проявляют разрушающую деятельность на других участках доски.

Читатель может просмотреть много примеров в турнирных сборниках, где обладание двумя слонами само по себе, без дополнительных позиционных преимуществ, приводило к победе.













Юдович - Бондаревский

Тбилиси, 1937

Фигуры белых стоят очень активно. У чёрных слаба пешка с6, и это позволяет белым добиться размена коня на слона.

1.d6 a8 2. e4!

Сильный ход, ещё более улучшающиё расположение белых фигур. Ответ чёрных вынужден, так как нельзя играть 2...f4.3.h3 df8 4.c8 с выигрышем пешки.

2...fe 3.e4 a5

Опять угрожало 4.с8 и 5.h3.

4.e8!

С конкретной целью - разменять слона g7. Уклониться от этого чёрные не могут, ибо на 4...h8 следует 5.h3 df8 6.f6 и затем 7.е5. У чёрных неудачно расположен слон а8, и поэтому нельзя играть 4...d4 ввиду 5.с7

4...f8 5.g7 g7 6.a3! g8

Нельзя 6...с5,7.с5 g2 8.d7

7.d6 e6 8.e8 e6 9.d6

Следующие ходы сделаны в цейтноте для выигрыша времени, они ничего не портят.

9...f6 10.e8 f7 11.d6 f6 12.e4 f7 13.f1

Позволяет чёрным сыграть с6-с5 и разменять слона а8. Проще всего можно было реализовать перевес, начиная наступление пешек на королевском фланге, сыграв 13.h4.

Чёрные должны его встретить фактически без фигуры, так как их слон а8 войти в игру не может.

13...с5 14.d6

Теперь нельзя 14.с5? g2

14...e7 15.c8!

Короля нужно отвести как можно дальше от центра и королевского фланга.

15...d8 16.a8 c8 17.c1 d4?

Перевес белых очевиден. Но этот ход ускоряет проигрыш, ибо чёрный король не успевает защитить слабых пешек h7 и g6. Нужно было срочно играть с8-d8-e8-f7.

18.h4 f6.

Опять промедление. И сейчас необходимо было 18...d8.

19.g5

Чёрные кони оттесняются и не в состоянии защитить пешек королевского фланга.

19... е8 20.d5! d6 21.g8 h5 22.h7

С потерей пешек «g» и «h» позиция чёрных беззащитна. Контригра чёрных на королевском фланге запаздывает.

22...а4 23.ba c4 24.g6 b2 25.h5 c4 26.g4 c7 27.h5

Чёрные сдались. Пешка «h» неудержима.

Молниеносный разгром чёрных явился следствием их упущений на 17-м и 18-м ходах.

Однако и без этих ошибок их позицию удержать было трудно. Белые могли организовать атаку сразу на двух флангах. И в этой комбинированной игре должно было сказаться преимущество дальнобойных слонов.

М. Юдович

Два слона. Оценка позиции и выбор плана. Шахматы в СССР №3 1985г.

Итак, было установлено, что нали­чие двух слонов является важным фактором при оценке позиции и вы­боре плана. Однако при этом дол­жен учитываться и ряд других осо­бенностей положения, и прежде все­го – пешечная структура в цент­ре доски. Важное значение имеет также возможность использования для активных действий открытых ли­ний (вертикалей и диагоналей) и ко­личество боевых единиц: в эндшпиле, как правило, сила двух слонов возра­стает и часто носит решающий ха­рактер.

Рассмотрим одно из типовых поло­жений варианта Авербаха в старо­индийской защите

Л. ПОЛУГАЕВСКИЙ - В. УЛЬМАН


Амстердам, 1970

1. c4 Kf6 2. Кс3 g6 3. е4 d6 4. d4 Cg7 5. Ce2 0–0 6. Cg5 c5 7. d5 e6 8. Фd2 ed 9. ed Ле8 10. Kf3 Cg4.

Метод развития, который применял­ся и продолжает встречаться в подоб­ных ситуациях. Черные готовы разме­нять своего ферзевого слона в целях завершения мобилизации сил.

11. О–0 Kbd7 12. h3 C:f3 13. C:f3 a6 14. a4.

Важное звено в плане белых. Его цель – ограничить возможности про­тивника на ферзевом фланге.

14...Фе7 15.Лае1 Фf8 16.Cd1!












С идеей перевести слона на более активную позицию (на с2) и в перспективе поддержать пешечное наступле­ние на королевском фланге. План бе­лых в том, чтобы, разменяв тяжелые фигуры по открытой линии «e», перей­ти в благоприятное окончание с двумя слонами и конем против двух коней и слона противника. Практика пока­зала, что черным здесь нелегко за­щищаться и целесообразно стремить­ся к сложной борьбе, избегая упроще­ний. Возможно, например, 16... h6 17. Cf4 Kh7 18. Ke4 Ке5 с обоюдными шансами. Однако в этой партии чер­ные пошли навстречу плану белых.

16... Л:е1 17. Л:е1 Ле8 18. Л:е8 Ф:е8 19. Ce2 Кb6 20. b3 Kbd7 21. Cf4 Фе7 22. Фе2! Kpf8 23. Ф:е7 Кр:е7 24. a5 h5 25. Cd2 Ke8 26. g3 Cd4.

Внешне этот слон расположен весь­ма активно, но он действует вхоло­стую, в то время как белые постепенно готовят решающие активные дей­ствия.

27. Kpg2 Kg7 28. f4 Kf5 29. Kd1 Kh6 30. Kpf3 f5 31. Cd3 Kpd8 32. Ке3 Кре7 33. Ке2 Cb2 34. Кре3 Kf6 35. Ke1 Cd4 36. Kpf3 Cb2 37. Kg2 Kd7 38. Kh4 Kpf6 39. Кре3 Kf7 40. Ce2 Cal 41. Кре2 Cb2 42. Ce1 Cal 43. g4! hg 44. hg fg 45. K:g6 Kpg7 46. Kh4 Kpf8 47. Cf5 Kf6 48. Cc8 Kd8 49. Kf5 Kh5 (на 49... Ke8 решает 50. Ch4) 50. Cd2 Cd4 51. K:d4. Черные сдались.

В следующем примере уже Ульман проверил этот же план, играя белыми.

В. УЛЬМАН - С. ГЛИГОРИЧ

Гастингс, 1971/72












22. a5!

Фиксируя пешки черных на ферзе­вом фланге, которые при вскрытии игры могут стать объектом атаки.

22... Ke8 23. Cd2! (необходимо пре­пятствовать размену на c3, после чего в пешечной цепи белых возникнут серьезные дефекты) 23... h5 24. Kpf1 Cd4 25. b3 Kg7 26, Cc2 Ke8 27. Ke2 Cb2 28. f3 Kg7 29. Kpf2 Cf6 30. Kc3 Cd4 31. Kpe2 f5 32. f4 Ке8 33. Cd3 C:c3 34. C:c3 Kef6.












Возник эндшпиль «два слона против двух коней». Комбинируя активные действия на двух флангах, белые вскрывают позицию и добиваются решающего перевеса.

35. Ce1 Kpf7 36. Кре3 Кре7 37. Cc2 Kpf7 38. b4! cb 39. C:b4 Kc5 40. Kpd4 Kfd7 41. Cd1!

Теперь черные не могут воспрепят­ствовать продвижению g2-g4, что приведет к усилению активности сло­нов.

41... Кре7 42. g4! hg 43. hg Kpf6 44. Кре3 b6 (если 44... Kpl7. то 45. gf gf 46. Ch5 Kpe7 47. Cg6 Kpf6 48. Ch7 K.e4 49. Ca3 с решающим преимуще­ством) 45. gf gf 46. C:c5! K:c5.

Вынужденно, так как проигрывает 46... bc 47. Ca4 Kb8 48. Kpf3 или 46... dc 47. Ca4 Kpe7 48. C:d7 Kp:d7 49. ab.

47. ab a5 48. Cc2 Кре7 49. Kpd2 Kpd8 50. C:f5 Ka4 51. b7 Кре7 52. Cc8 Kc5 53. f5 Ke4 54. Kpe2 Kpb8 55. Kpb3 Kd2 56. Kpa4 K:c4 57. f6 Ke5 58. Kp:a5. Черные сдались.

В рассмотренных примерах выдви­нутое положение черных пешек на f5 и h5 создавало предпосылки для вскрытия игры на королевском флан­ге, что белые успешно и осуществили.

В. УЛЬМАН - У. АНДЕРССОН


Скопле, 1972












Здесь вскрыть игру на королевском фланге белым значительно труднее, но они имеют возможность активных действий на противоположном участке доски.

33. b4! cb 34. Ka4 Kgf6 35. Kb6 Cd8 (лучше 35... b3 36. C:b3 Кс4 37. Сe3 Кс5 38. Сс2) 36. C:b4 C:b6.

Белые угрожали усилить позицию путем Ca4 и Ке8. Однако и здесь пере­ход в окончание «два слона против двух коней» гибелен для черных.

37. ab Kpf8 (если 37... Kd7, то 38. Ca4) 38. c5! Kd7.

Проигрывает 38... K:d5 ввиду 39. c6 K:b6 40. cb Kd7 41. Ca4 или 39... K:b4 40. с7, и белая пешка проходит в ферзи.

39. с6 bc 40. b7 cd.

Если 40... с5. то 41. Ca4 Kb8 42. Ca5 Kpc7 43. С:е8 Кр:е8 44. Cc7.

41. Ca4 Kb8 42. С:е8 Кр:е8 43. C:d6. Черные сдались.

Надо отметить, что дебютная пози­ция после 12–13 ходов (см. партию Полугаевский – Ульман) первона­чально оценивалась теорией как при­мерно равная; казалось, что при фик­сированном центре слоны белых не имеют оперативного простора. Поло­жение черных выглядело достаточно прочным, к тому же их королевский слон активно действовал на диагонали h1–а8. Однако практика изменила эту оценку, и в настоящее время за черных применяются другие схемы развития, при которых противнику уже не уступается преимущество двух слонов.

При иной пешечной структуре в центре маневр Се8-g4:f3 может дать черным полноправную контригру. На­пример, в известном варианте защиты Бенони: 1. d4 Kf6 2. c4 с5 3. d5 e6 4. Kc3 ed 5. cd d6 6. e4 g6 7. Kf3 Cg7 8. Cd3 0–0 9. 0–0 а6 10. а4 Cg4 11. h3 C:f3 12. Фf3 Kbd7.












В подобных позициях черные имеют хорошие перспективы на ферзевом фланге, а действие их фианкеттированного слона весьма эффективно. Вот еще одна типичная позиция с закрытым центром, которая возни­кает в испанской партии.












Оценивая ее, чемпион мира А. Кар­пов писал: «Подводя итоги дебют­ного сражения, необходимо отметить следующее: белые прочно захватили центр, а пешка d5 в случае подрыва f7-f5 может быть подкреплена про­движением с3–с4. в лагере черных появился островок – пешка а6 и как следствие – слабые поля а5, с4, кото­рые могут быть оккупированы конем (Kf3-d2– с4– а5). Правда, у черных два слона, но в данной позиции это скорее недостаток, нежели преиму­щество. Чернопольный слон упирается в собственные пешки и ввести его в действие гораздо сложнее. Белопольный слон черным очень нужен, но более для защиты слабых пешек и полей, чем для активных действий, которые ограничиваются мощным цен­тральным клином белых пешек».

Поэтому черные здесь при случае с удовольствием отказываются от «преимущества двух слонов». Напри­мер: 19... Kd7 20. Лa3 Kh6 21. Kh2 Cg7 22. Kg4 Cc8 23. с4 C:g4 24. hg а5 с обоюдным шансами (Торре – Глигорич, Бад-Лаутенберг. 1977).

Обоснованным выглядит и немед­ленное возвращение слона на исход­ную позицию – 19... Cc8.












Теперь белые могут сразу начать активные действия на ферзевом флан­ге: 20. Cd2 а5 (лучше 20... Лb8) 21. b4 cb (на 21... Са6 или 21... Фb6 сле­дует 22. b5 с преимуществом) 22. cb Са6 23. b5 Cc8 24. Леа1. и черные не могут защитить слабую пешку а5 (Таль –-Фогт, Ленинград, 1977).

Свою основную стратегическую за­дачу, связанную с усилением давле­ния на ферзевом фланге, белые могут решать иначе, постепенно усиливая позицию.

А. КАРПОВ - Я. СМЕЙКАЛ

Москва, 1977

20. b3 Лb8 21. Ла3 Ле7 22. с4 Леb7 23. Фс2 Ке8 24. Cd2 Kg7 25. Kh2 f5 26. Лb1 Лf7 27. b4 cb 28. C:b4 Лfb7 29. Лаb3 Фb6 30. ЛЗb2 а5 31. Са3 (в слу­чае 31. Сс3 Фс5 черные атакуют пешку с4) 31... Фd4 32. Л:b7 Л:b7 33. Лd1 Фb6 34. Kf3 Фb3 35. Фс1 Фа4 (пре­пятствуя продвижению 36. с5, что могло последовать на 35... Ле7) 36. Лd3 Ле7 37. Лс3 Ca6 38. Kd2 f4 39. Kgf1 Ке8 40. Cb2 Kf6?

Ведет к материальным потерям. следовало играть 40... Фd7.

41. Ла3 Фb4 42. Сс3 Л:с4 (попытка жертвой качества осложнить борьбу)

43. К:с4 Ф:с4 44. Kd2 Фе2 45. Л:а5 Cd3 46. Cb4 С:е4 47. К:е4 К:е4 48. Ce1 Кс5 49. Фd2 Фс4 50. Ла7, и белые выиграли.

Е. ГЕЛЛЕР - О. РОМАНИШИН

46-й чемпионат СССР, 1978

20. Cg5 h6 21. Се3 Лb8 22. Леа1 Kh7 (заслуживает внимания 22... Kd7 с идеей перевода коня на h6) 23. Фс2 h5 24. Kd2 Се7 25. Кс4 Cg5.

Как будто черные решили проблему пассивного королевского слона, осу­ществив типичный маневр Се7–g5 и подготовив его размен. Однако дав­ление белых на ферзевом фланге стало угрожающим. 26. Фd2 h4 27. Kf1 Kpg7. В случае 27... C:e3 28. Ф:е3 Kpg7 следует жертва качества 29. Л:а6 С:а6 30. Л:а6, и черные не могут защи­тить пешку d6; их положение стано­вится безнадежным.

28. K:d6 Ф:d6 29. C:g5 K:g5 30. Ф:g5 Л:b2 31. Ф:b4 Фb6 32. Фg5 Лb1 33. Фd2 Cd7 34. Л4а2 Лb8 35. с4 ФbЗ 36. Л:b1 Ф:b1 37. Фс2 Фе1 38. Фе2 Ф:е2 39. Л:е2 Лb4 40. Лс2 Са4 41. Лс1 а5 42. Kd2 f5 43. Ла1 fe 44. Ла2 Kpf8 45. Kpf1 Cd1 46. Л;а5 Сс2 47. Кре2 Кре7 48. Кре3 Kpd6 49. К:е4. Черные сда­лись.

Размен слона на коня был осущест­влен в следующей партии в другом варианте, но в очень сходной ситуа­ции.

Б. ПАРМА М. ЛЕТЕЛЬЕ


Гавана, 1971

1. е4 е5 2. Kf3 Kc6 3. Сb5 а6 4. Са4 Kf6 5. 0–0 Ce7 6. Ле1 b5 7. Cb3 d6 8.c3 0–0 9. h3 h6 10. d4 Ле8 11. Kbd2 Cf8 12. Kf1 Сb7 13. Kg3 Ka5 14. Сс2 Кс4 15.b3 Кb6 16. a4 с5 17. d5 с4 18. b4 К:а4 (к пассивной обороне можно было перейти путем 18... Cc8 19. а5 Kbd7) 19. C:a4 ba 20. Ф:а4 Фd7 21. Фd7 K:d7 22. h4 g6 23. h5 Kpg7 24. hg fg.

Слоны черных пассивны, а пешеч­ные островки требуют постоянной за­щиты.

25. Се3 Се7 26. Kd2 Лес8 27. Ла3 Kf6 28. Kgf1 Kd7 29. f3 Cd8 30. Леа1 Се7 31. Kg3 Cd8 32. Kh1 Се7 33. Kf2 Cg5.

Размен слонов не облегчает защиты. Впрочем, белые угрожали осущест­вить маневр Kf2–dl–h2.

34. C:g5 hg 35. Kg4 Kb6 36. Ke3 Kpf6 37. Kpf2 Ле7 38. Ла5 Лес8 39. Лb1 Кре7 40. Лh1 Kpf6 41. Лh7 Лаb8 42. Kg4x.

В рассмотренных примерах белые действовали по определенной схеме. разменивая своего королевского сло­на. А вот пример успешного осуще­ствления подобного стратегического плана в менее стандартной ситуации:

В.СМЫСЛОВ - М.ЭЙВЕ

Гронинген 1946












15... K:g3.

Черные вынуждены получить «пре­имущество двух слонов», так как на 15... Cd7? последует 16. К:е5, а на 15... Се6? – 16. K:g5 с перевесом у белых.

16. hg! Се6 17. d4 f6 18. Cb3 C:b3 19. Ф:b3 Фf7 20. Ф:f7 Kp:f7 21. Ke3 Лfb8 22. ab ab 23. d5.

Итак, один из слонов черных раз­менен, а другой полностью замурован собственными пешками.












23... h5 24. Kpf1 g4 25. Kh4 Ch6 26. Kef5! Kg8 27. Кре2 Лa4 28. Л:а4 bа 29. Лb1 Лb3 (если 29... а3, то 30. b4. и черные потеряют свою слабую пеш­ку) 30. Kpd3 а3 31. Кре2 Л:b2 32. Л:b2 аb 33. Кр:b2 Cd2.

Не спасало 33... Cg5 34. Крb3 C:h4 35. gh Ke7 36. К:е7 Кр:е7 37. Крс4 f5 38. f3! f4 39. Kpb5 Kpd7 40. с4 Kpd8 41. Крс6 Kpc8 42. с5 dc 43. Кр:с5 Kpd7 44. Крс4 Кре7 45. Kpb4 Kpd6 46. Kpb5 g3 47. Kpb4! Кре7 48. Kpc4 Kpd6 49. Kph5 Kpd7 50. Kpc5 Kpc8 51. d6 (ана­лиз Смыслова).

34. Кре2 Cel 35. f3 Ke7 36. К:е7 Kp:e7 37. fg (еще сильнее 37. Kf5) 37... hg 38. Kf5 Kpf7 39. с4 Kpg6 40. Крb3 Kpg5.

Как указал Смыслов, не помогала пассивная оборона: 40... Kpf7 41 . Кра4 Кре8 42. Kpb5 Kpd7 43. Kh6 C:g3 44. K:g4 Ch4 45. Kh6 Cg5 46. Kf5. и белые выигрывают.

41. Кра4 C:g3 42. K:g3 Kpf4 43. Kh5 Kp:e4 44. K:f6 Kpf5 (или 44... Kpf4 45. Kpb5 е4 46. К:е4 Kp:e4 47. Крс6) 45. Ке8! е4 46. К:е7 e3 47. Kb5 Kpf4 48. Ke3 Kpg3 49. с5. Черные сдались.

В свое время гроссмейстер А. Нимцович советовал изучать «элементы», подразумевая под этим термином определенные позиционные понятия и принципы. Таким элементом является и «преимущество двух слонов», кото­рое при выборе плана игры надо оце­нивать в неразрывной связи с другими факторами.

ЗАДАНИЯ












1. Ход чёрных. Найдите план игры.












2. Ход белых.

Укажите план реализации преимущества.












3.Ход белых

Оцените последствия хода 1.Кс6.












4. Ход белых

Как они могут добиться решающего


перевеса?

№ 1. В партии Доннер – Дода (Вейк-ан-Зее, 1968) черные избрали 1... b5! и после 2. cb аb 3. C:b5 Ке4 4. К:е4 Ф:b5 5. Лf3 (проигрывает 5. K:d6? из-за 5... Cd4, интересно 5. Ле1 Фа6 с неясной игрой) 5... Фа6 6. Сс3 f5 7. Kg3 С:с3 8. Л:с3 Кf6 уравняли игру.

№ 2. Ульман четко реализовал пере­вес в партии с Фогтом (Цинновиц, 1971): 1. Cd7! Cd8 2. Cc3 f6 3. Ка7! Ке7 4. Кс6 К:с6 5. f51 Kpf7 6. dc Kc8 7. Kpd5, и черные сдались, так как не помогает 7... Сс7 из-за 8. С:е8 Кр:е8 9. Кре6.

№ 3. В партии Любоевич – Глигорич (Милан, 1975) после 1. Кс6 Фа1 2. Фf1 Фа2! 3. Фс1 Cf8 последовало соглашение на ничью. Лучшие шансы сохраняло про­должение 1. Фа3!

№ 4. В партии Полугаевский – Шав (Зиген, 1970) белые добились решающего перевеса путем 1. Сс2! После 1... h5 (не спа­сает 1... Kf8 2. f5 g5– 2... gf 3. С:f5 и 4. Cc8 – 3. Сс7 Kpe7 4. f6 и т. д.) 2. Сс7 Кре7 (2... hg 3. Kp:g4 Kf6 4. Kpg5 Kh7 5. Kph6 Kf8 6. C:d6 и т. д.) 3. C:g6 h4 4. Ca5 h3 5. Kpg3 h2 6. Ce4 Kf8 7. g5, и белые выиграли.

Приведу два примера типичных ошибок на примере своих партий.

Иванов - Веретнов












20... c6

Безусловно, при точной игре белые должны добиться ничьёй. В этом им должно помощь отсутствие ладей. Чёрные начинают обычное наступление с целью ограничения подвижности неприятельских фигур.

21. d3 e6 22. xh7??

Грубейшая ошибка. При двух слонах у противника удержать позицию трудно даже при симметричной пешечной структуре. Теперь же потенциальная возможность образовать проходную пешку делает позицию белых поигранной.

22... xa2 23. f1 a5 24. e2 b5 25. d3 d6 26. g3 c5 27. c1 d5 28. d3 c4 29. f5+ c7 30. d2 b4 31. e2 b6 32. d7 c5 33. f4 f2 34. cb ab 35. g4 c5 36. h4 g2 37. f5 f1












Полная доминация. Белые отдают пешку, пытаясь добиться ничьёй путём уменьшения пешечного материала.

38. g4 xh4 39. e4 f2 40. g5 fg 41. fg h4 42. g6 f6 43. g3 h3 44. c2 d4 45. b3 e5 46. f5 g2 47. e2+ e3 48. c1 f4 49. e6 e4+ 50. d1 c3 51. a2 d6 52. f7 g5 53. c1 c2+ 54. e2 f4 


Неизвестных - Веретнов












У чёрных тяжёлая позиция. Я решаю поставить ловушку, зная, что соперник не в ладах с решением проблемы размена.

22... e4!? 23. c3 f6 24. d4 c8 25. xf6+? xf6 26. xd5+ e5 27. xc8 xc8 28. c3 e3

Пешка выиграна, но позиция сразу стала безнадёжной.

29. e4 e7 30. f1 d4 31. h4 h6












У коня нет ни одного доступного поля. Приходится возвращать лишнюю пешку.

32. b4 xb4 33. f6 e6 34. a4 e7 35. e8 d7 36. c7 xa4 37. e6+ e5 38. f4 e8 39. d5 c5 40. c7 f7 41. a6 d6












Теперь конь окончательно пойман. Победа чёрных не за горами.

Стр.



Похожие:

Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconДокументы
1. /M_SALVIA_DOC/Preambula.doc
2. /M_SALVIA_DOC/Predislovie.doc
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconА. А. Белопольского (Вестник Российской Академии Наук, 2004, том 74, №6, с. 524-531)
В 1865-1873 гг. Аристарх Белопольский учился во II гимназии и увлекался техникой. По настоянию родителей (и на средства, заработанные...
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconАмелия энгелдер коллинз (1873 1962)
Амелия Энгелдер Коллинз родилась 7 июня 1873 года в семье Кэтрин Грофф и Конрада Энгелдера – немецкого эмигранта и лютеранского священника....
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconДокументы
1. /Панченко/Два слона Позиции для разыгрывания.doc
2. /Панченко/Два...

Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconДокументы
1. /Вена.1683 год.doc
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 icon«Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай, Тот цветущий и поющий яркий май…» «Поклонимся великим тем годам!»

Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconЖили-были два кота – восемь лапок, два хвоста
Два хвоста. Подрались между собой серые коты. Поднялись у них трубой серые хвосты
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconДокументы
1. /27.rtf
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconКостюм пчеловода арт. Кп-02 Материал двунитка, 100% хлопок Размеры 52-54, 60-62. Куртка: нагрудный карман, налокотники, низ рукавов и куртки отделан в два ряда резинкой.
Брюки: комбинезон, два кармана, наколенники, низ брюк отделан в два ряда резинкой
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconКостюм пчеловода арт. Кп-02 Материал двунитка, 100% хлопок Размеры 52-54, 60-62. Куртка: нагрудный карман, налокотники, низ рукавов и куртки отделан в два ряда резинкой.
Брюки: комбинезон, два кармана, наколенники, низ брюк отделан в два ряда резинкой
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873 iconДокументы
1. /Инструкция по применению Колобков.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов