|
Сила и слабость пешечного центра Понятие центра – одно из ключевых понятий в шахматах. Поэтому каждую партию шахматист начинает с мысли о пешечном центре и о борьбе вокруг него. «Если защищающаяся сторона вынуждена сдать центр, последующая атака противника развивается почти автоматически» – писал Тарраш. М. Литинская – Н. Александрия Матч претенденток Рига 1974 16...d4! 17.ed g5! 18.:g5 :g5 19.f1 (19.g3 d5) 19...cd 20.b4? ac8 21.a4 :h2+! 22.:h2 e5 23.:d4 e6 Лучше было 23...h5+! с более простым выигрышем: 24.g3 f3 25.gf :f3 26.h2 (26.h4 g5+ 27.:g5 e5+) 26...:f2+ 27.h3 e3+. 24.e7! (единственное) 24...:e7 25.h4 g6 (была ещё интересная возможность 25...с4 26.:с4 :с4 27.:с4 h6 28.g1 e5) 26.c3? (необходимо было 26.с1) 26...g5 27.f4 f3+! 28.gf :f3 29.h3 h1+ 30.h2 :f3 31.g3 :g3+ 32.fg f5 33.c4+ :c4! 34.:c4 g2+ 35.h4 h6. Белые сдались. Эта партия показывает, насколько опасно давать сопернику преимущество пешечного центра. Ещё один пример на данную тему. Н. Александрия – М. Чибурданидзе Матч на первенство мира 1981 12... c7? Когда у соперника сильный центр, нельзя медлить с его подрывом. 13. h1 c4 (уже поздно!) 14. e5! [14. xc4? c5 15. c2 fxe4 16. dxe4 xe4 17. xe4 f5] 14... de 15. xc4 e4 16. f5! b6 17. f4 d8 18. c1 f8 19. d6 e7 20. xc8 xc8 21. xa6, и белые получили выигранную позицию. Изучая позиции с пешечным центром, можно вывести одно непреложное правило: стратегия сторон должна быть непременно связана с защитой или подрывом центра. Н. Александрия – Н. Иоселиани Матч претенденток Тбилиси 1981 Белые только что сыграли 15.f3 с целью укрепить свой центр. 15...с5! (типичная реакция) 16.dc :c5 17.h1 b6 18.:d5. Лучшая возможность борьбы за перевес. В противном случае слабость чёрной пешки d5 нейтрализовалась бы слабостью белой – на е3. 18...:d5 19.e4 ec7 20.c3 a6! (если 20...е7, то 21.f4, и после 22.ed у белых лишняя пешка) 21.fe1 b7 22.ed (22.f4? e7) 22...:d5 23.f4 :e1+ 24.:e1 :c3 25.:b7 b8 28.g2 b5. Позиция примерно равна. Преимущество двух слонов у белых компенсируется давлением на центр со стороны чёрных. Теперь хочу показать вам, к каким последствиям приводит неверная или непоследовательная стратегия в отношении сильного пешечного центра. Н. Александрия – Б. Хунд Межзональный турнир Рио 1979 9...а5? Начало ошибочного плана. Теория рекомендует немедленное 9...cd 10.cd c6 11.e3 g4. 10.g5 e8 (10...c3? 11.:e7 e8 12.:c5 :e4 13.g5 e8 14.c1 с дальнейшим 15.с4) 11.b3. Белые готовят ас1 и затем d5, c4 с большим преимуществом за счёт сильного центра. 11...d7. Этот пассивный конь никогда не сможет атаковать центр белых. Мне кажется, лучше было предпочесть рискованное продолжение с принятием жертвы пешки. 12.с4! е6 13.е5 а6. Попытка оккупировать поле d5 путём 14...cd 15.cd b6 16.e2 d5. 14.a4 b6. На 14...b6 15.d2 возможно 15...:с4 16.:с4, и у чёрных сразу две слабости – на b6 и d6. 15.a2 c7 16.d2 h6 17.h4 b6 (если 17...b6, то 18.b3 с дальнейшим а5, и чёрные не могут блокировать центр путём 18...с4? из – за 19.с4) 18.e4 b7 19.d6 eb8 (единственный шанс чёрных – провести b5) 20.f4 f8 Здесь нельзя 20...b5 ввиду 21.:e6 fe 22. :e6+ h7 23.f5 f8 24.fg+ :g6 25.f7 c6 26.:g7+ :g7 27.f7+ h8 28.f6X 21.e2! (одновременно угрожает чёрному королю и контролирует пункт b5) 22... d7 23.dc bc 24.ad1 :a4 24.f5! ef (24...gf 25.h5) 25.:f7+ h7 26.g3 d7 27.:b7 :b7 28.f3! b5 29.:g6+ h8 30.:f5. Чёрные сдались. Н. Александрия – М. Литинская Тбилиси 1984 8...d5 (белые полностью владеют центром, чёрным необходимо попытаться его ослабить) 9.e5 e4 10.d3 :d2?! Обычно считается выгодным размен коня на слона. Но в данной ситуации конь с3 воздействует на центр. 11.:d2 0 – 0 12.0 – 0 d7 13.e2!? e8 (13...f6? 14.f4) 14.a4! (подчёркивая неудачную позицию чёрного слона) 14...f8 15.a5 dc (15...с5 также невозможно из-за 16.cd :d3 17.:d3 :d5 18.f4 d7 19.d5 с большим перевесом у белых) 16.bc. Белые выиграли борьбу за пешечный центр и полностью овладели инициативой. 16...b5. Пытаясь изменить ситуацию в центре, но получая за это очень плохого слона. Снова не годится 16...с5 ввиду 17.d5 ed 18.cd :d5 19.:h7+. 17.c5 f5 18.ef :f6 19.e3 (чёрным удалось разменять центральную пешку, но у них добавилась слабая вертикаль «е», позиция белых близка к выигранной) 19...c7 20.e5 ad8 21.f4 c8 22.e4 d7 23.f3 c8 24.g4 (когда сняты все угрозы центру, можно начать и атаку) 24...g6 25.g5 g7 26.h4 ed8 27.h5 gh 28.:h5 e8 29.h3 g6 30.:g6 hg. Чёрные наконец – то разменяли своего «плохого» слона. Однако это не улучшило их позицию, так как король не имеет надёжного укрытия. 31.ad1! (готовя манёвр коня с3 – е4) 31...е7 (31...а5? 32.:g6! :g6 33.:e6+ h7 34.d3) 32.g2 :e5 33.fe h7 34.f6! :f6 35.gf h7 36.f4 f7 37.h3 (37.g4 и далее 38.h3) 37...h5 38.g5+ e8 39.d3 d7 40.a6! h8 41.d5! ed (41...cd 42.:d5+ ed 43.:d5+ c7 44.d6X) 42.e6+ e8 (42...c7 43.g3) 43.f7 f8 44.d6+ d8 45.b7+ e8 46.d6+ (повторение ходов с целью избежать цейтнота) 46...d8 47.e7+, и через несколько ходов чёрные сдались. После 47...d7 выигрывают два продолжения: 48.h4 (так было в партии) и 48.ef :f8 49.f7 h8 50.h3. Свою небольшую лекцию хочу закончить словами Тарраша: «Шахматы ужасная игра. Если вы сдали центр, у вашего противника более свободная позиция. Если же вам удалось сохранить центр, тогда вам, право же, есть о чём волноваться!» Пусть это высказывание не смущает вас. Но помните всегда о значении сильного пешечного центра! Во всех нижеследующих примерах белые быстро реализовали свой перевес благодаря подвижному пешечному центру. Проведите заключительную атаку. Найдите ошибки чёрных. Любоевич – Хонфи, 1970 1. e4 f6 2. e5 d5 3. d4 d6 4. c4 b6 5. f4 de 6. fe c5 7. d5 e6 8. c3 ed 9. cd c4 10. f3 g4? 11. d4 xf3 12. gf b4 13. xc4 0 – 0 14. g1 c7 Кнаак – Кристиансен, 1975 1. d4 f6 2. c4 e6 3. c3 b4 4. e3 0 – 0 5. d3 d5 6. f3 c5 7. 0 – 0 dc 8. xc4 b6 9. a3 xc3 10. bc c7 11. d3 b7 12. e1 e4 13. xe4 xe4 14. d3 f6 15. e4 cd 16. cd bd7 Вайнштейн – Гравела, 1977 1. e4 c5 2. f3 c6 3. d4 cd 4. xd4 g6 5. c4 g7 6. e3 f6 7. c3 0 – 0 8. e2 d6 9. 0 – 0 d7 10. c1 xd4 11. xd4 c6 12. f3 d7 13. b4 xd4+ 14. xd4 b6 15. xb6 xb6 1. Надёжнее 6 ... f5 или 6 ... c6. Ошибка – 10...g4. В партии последовало: 15. e6 f6 16. h6 xc4 17. xg7+ h8 18. g8+! xg8 19. g1+ Чёрные сдались. 2.Лучше 9 ... cd. Вместо 16. bd7? Необходимо было 16 ... h6. В партии последовало: 17. e5 d5 18. g5 g6 19. h3 h5 20. xe6. Чёрные сдались. 3. Заслуживало внимания 9 ... d7!?. План чёрных, связанный с разменом на d4 и переводом слона на с6, неудовлетворителен. Вместо 10...:d4 лучше 10...а6. В партии последовало: 16. e5! d5 17. b5! d4 18. bc dc 19. cb ab8 20. c5 Чёрные сдались. Стр. |
![]() | Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила... | ![]() | Ао "старт" Директору 115218, Москва, Выставочного Центра Ознакомившись с рекламой и программой работы Вашего Выставочного Центра, опубликованными в №5 “Экономической газеты” от 15. 01.... |
![]() | Тема сила тяжести На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием силы,читали стихи и объясняли значение слова «сила», а сегодня | ![]() | Сила трения. Трение в природе и технике Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга, называется силой... |
![]() | Мои интересы «Содержательное единство» экспериментального творческого центра (центра С. Кургиняна), также посещаю клуб интеллектуального, проблемного... | ![]() | Тема: Магнетизм Определите длину активной части прямолинейного проводника, помещенного в однородное магнитное поле с индукцией 400 Тл, если на него... |
![]() | Самостоятельная работа «Сила Ампера. Магнитный поток» Определите индукцию однородного магнитного поля, если на проводник длиной 20 см действует сила 50 мН. Проводник перпендикулярен силовым... | ![]() | Паспортные данные пациента Выделения из носа, одышка, боль в горле, слабость, высокая температура, сухой кашель, сердцебиение, одышку |
![]() | В программе курса методики работы с энергетикой сексуального центра. Дети и молодежь до 20 лет – не допускаются Технологии использования энергии сексуального центра для здоровья, карьеры и любви | ![]() | Администрацией Геронтологического центра усо хмао-югры Это одно из многочисленных мероприятий Геронтологического центра, которые позволяют нам, его обитателям, быть в гуще собы |
![]() | Урок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини? Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком» |