Сила и слабость пешечного центра icon

Сила и слабость пешечного центра



НазваниеСила и слабость пешечного центра
Дата конвертации10.07.2012
Размер69.22 Kb.
ТипДокументы
1. /Middle/Ataka_men'shinstva.doc
2. /Middle/Ataka_po_linii_h.doc
3. /Middle/Ataka_pri_raznozvetnih_slonah.doc
4. /Middle/Bondarevskiy_Visyachie_peshki.doc
5. /Middle/Bor'ba_tyajzyolih_figur.doc
6. /Middle/Dva_slona.doc
7. /Middle/Dve_legkie_figuri_protiv_lad'i.doc
8. /Middle/Eshzyo_raz_pro_izolyator.doc
9. /Middle/Est'_i_takoy_priyom__a2-a4.doc
10. /Middle/Eyve_O_nekotorih_voprosah_strategii.doc
11. /Middle/Izolirovannaya_peshka-uprajzneniya.doc
12. /Middle/Izolirovannaya_peshka_v_zentre.doc
13. /Middle/KARLSBAD.doc
14. /Middle/Kakoy_lad'yoy.doc
15. /Middle/Kakoy_lad'yoy_-_1.doc
16. /Middle/Karlsbad-uprajzneniya.doc
17. /Middle/Klyuch_k_pozizii.doc
18. /Middle/Kogda_peshki_sil'nee_figuri.doc
19. /Middle/Lasker_O_zashzite.doc
20. /Middle/Levenfish_Zametki_o_mittel'shpile.doc
21. /Middle/Lishnyaya_figura_-_dopolneniya.doc
22. /Middle/O_horoshzih_i_plohih_slonah.doc
23. /Middle/Otkritaya_liniya_d.doc
24. /Middle/Otkritie_linii_s_i_d.doc
25. /Middle/Otkritiy_zentr.doc
26. /Middle/Peshechnaya_struktura_-fg_ili_hg.doc
27. /Middle/Peshechniy_klin_v_zentre.doc
28. /Middle/Plan_Pil'sberi.doc
29. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon-dopolneniya.doc
30. /Middle/Ploh_li_plohoy_slon.doc
31. /Middle/Po_otkritim_vertikalyam.doc
32. /Middle/Podvijzniy_peshechniy_zentr.doc
33. /Middle/Povtoryayushziysya_motiv.doc
34. html">/Middle/Preimushzestvo_dvuh_slonov.doc
35. /Middle/Sila_i_slabost'_peshechnogo_zentra.doc
36. /Middle/Visyachie_peshki.doc
37. /Middle/Visyachiy_peshechniy_zentr.doc
38. /Middle/Vokrug_peshki_e4.doc
39. /Middle/Zlotnik_Izolirovannaya_peshka.doc
40. /Middle/Zlotnik_Problema_razmena_fiankettirovannogo_slona.doc
Авербах Атака меньшинства
Атака при разноцветных слонах «Поскольку у противников остались разноцветные слоны, ни одна из сто­рон не вправе рассчитывать на побе­ду»
Бондаревский Висячие пешки
Тяжёлая борьба тяжёлых фигур в свое время в немецком журнале «Schach» (№9/1992) была опубли­кована статья А. Карпова «Борьба тяжеловесов»
А. Чистяков Два слона Понятие «преимущество двух слонов»
Две лёгких фигуры против ладьи
И. болеславский -а. Котов
Есть и такой приём: а2-а4! (Сицилианская)
М. Эйве о некоторых вопросах стратегии
Изолированная пешка в центре
Карлсбадская структура
Дамский. Какой ладьёй
Какой ладьёй? Трудное право выбора
Карлсбад. Упражнения
Ключ к позиции
Когда пешки сильнее фигуры
В 1895 году Эм Ласкер прочитал в Лондоне цикл лекций, которые вскоре были изданы, под названием «Здравый смысл в шахматах». Переизданная в 1925. г
Левенфиш 3аметки о миттельшпиле
Ботвинник Левенфиш
О хороших и плохих слонах
Каспаров – Мартинович Баку, 1980 29/110 d4 f6 f3 g6 g5 g7 bd2 d6
Симметричные позиции. Открытые линии c и d
Открытый центр
Пешечный клин в центре
Пильсбери – хенем манхеттен 1893
Плох ли плохой слон
Плох ли плохой слон
Подвижный пешечный центр
Повторяющийся мотив
Два слона Розенталь Стейниц Вена, 1873
Сила и слабость пешечного центра
Висячие пешки Против висячих пешек
Висячий пешечный центр
Вокруг пешки е4
Злотник Изолированная пешка
Проблема размена фианкеттированного слона в сицилианской защите

Сила и слабость пешечного центра

Понятие центра – одно из ключевых понятий в шахматах. Поэтому каждую партию шахматист начинает с мысли о пешечном центре и о борьбе вокруг него. «Если защищающаяся сторона вынуждена сдать центр, последующая атака противника развивается почти автоматически» – писал Тарраш.

М. Литинская – Н. Александрия

Матч претенденток Рига 1974












16...d4! 17.ed g5! 18.:g5 :g5 19.f1 (19.g3 d5) 19...cd 20.b4? ac8 21.a4 :h2+! 22.:h2 e5 23.:d4 e6

Лучше было 23...h5+! с более простым выигрышем: 24.g3 f3 25.gf :f3 26.h2 (26.h4 g5+ 27.:g5 e5+) 26...:f2+ 27.h3 e3+.

24.e7! (единственное) 24...:e7 25.h4 g6 (была ещё интересная возможность 25...с4 26.:с4 :с4 27.:с4 h6 28.g1 e5) 26.c3? (необходимо было 26.с1) 26...g5 27.f4 f3+! 28.gf :f3 29.h3 h1+ 30.h2 :f3 31.g3 :g3+ 32.fg f5 33.c4+ :c4! 34.:c4 g2+ 35.h4 h6. Белые сдались.

Эта партия показывает, насколько опасно давать сопернику преимущество пешечного центра. Ещё один пример на данную тему.

Н. Александрия – М. Чибурданидзе

Матч на первенство мира 1981












12... c7?

Когда у соперника сильный центр, нельзя медлить с его подрывом.

13. h1 c4 (уже поздно!) 14. e5!

[14. xc4? c5 15. c2 fxe4 16. dxe4 xe4 17. xe4 f5]

14... de 15. xc4 e4 16. f5! b6 17. f4 d8 18. c1 f8 19. d6 e7 20. xc8 xc8 21. xa6, и белые получили выигранную позицию.

Изучая позиции с пешечным центром, можно вывести одно непреложное правило: стратегия сторон должна быть непременно связана с защитой или подрывом центра.

Н. Александрия – Н. Иоселиани

Матч претенденток Тбилиси 1981












Белые только что сыграли 15.f3 с целью укрепить свой центр.

15...с5! (типичная реакция) 16.dc :c5 17.h1 b6 18.:d5.

Лучшая возможность борьбы за перевес. В противном случае слабость чёрной пешки d5 нейтрализовалась бы слабостью белой – на е3.

18...:d5 19.e4 ec7 20.c3 a6! (если 20...е7, то 21.f4, и после 22.ed у белых лишняя пешка) 21.fe1 b7 22.ed (22.f4? e7) 22...:d5 23.f4 :e1+ 24.:e1 :c3 25.:b7 b8 28.g2 b5.

Позиция примерно равна. Преимущество двух слонов у белых компенсируется давлением на центр со стороны чёрных.

Теперь хочу показать вам, к каким последствиям приводит неверная или непоследовательная стратегия в отношении сильного пешечного центра.

Н. Александрия – Б. Хунд

Межзональный турнир Рио 1979












9...а5? Начало ошибочного плана. Теория рекомендует немедленное 9...cd 10.cd c6 11.e3 g4.

10.g5 e8 (10...c3? 11.:e7 e8 12.:c5 :e4 13.g5 e8 14.c1 с дальнейшим 15.с4) 11.b3. Белые готовят ас1 и затем d5, c4 с большим преимуществом за счёт сильного центра.

11...d7. Этот пассивный конь никогда не сможет атаковать центр белых. Мне кажется, лучше было предпочесть рискованное продолжение с принятием жертвы пешки.

12.с4! е6 13.е5 а6. Попытка оккупировать поле d5 путём 14...cd 15.cd b6 16.e2 d5.

14.a4 b6. На 14...b6 15.d2 возможно 15...:с4 16.:с4, и у чёрных сразу две слабости – на b6 и d6.

15.a2 c7 16.d2 h6 17.h4 b6 (если 17...b6, то 18.b3 с дальнейшим а5, и чёрные не могут блокировать центр путём 18...с4? из – за 19.с4) 18.e4 b7 19.d6 eb8 (единственный шанс чёрных – провести b5) 20.f4 f8 Здесь нельзя 20...b5 ввиду 21.:e6 fe 22. :e6+ h7 23.f5 f8 24.fg+ :g6 25.f7 c6 26.:g7+ :g7 27.f7+ h8 28.f6X

21.e2! (одновременно угрожает чёрному королю и контролирует пункт b5) 22... d7 23.dc bc 24.ad1 :a4 24.f5! ef (24...gf 25.h5) 25.:f7+ h7 26.g3 d7 27.:b7 :b7 28.f3! b5 29.:g6+ h8 30.:f5. Чёрные сдались.

Н. Александрия – М. Литинская

Тбилиси 1984












8...d5 (белые полностью владеют центром, чёрным необходимо попытаться его ослабить) 9.e5 e4 10.d3 :d2?! Обычно считается выгодным размен коня на слона. Но в данной ситуации конь с3 воздействует на центр.

11.:d2 0 – 0 12.0 – 0 d7 13.e2!? e8 (13...f6? 14.f4) 14.a4! (подчёркивая неудачную позицию чёрного слона) 14...f8 15.a5 dc (15...с5 также невозможно из-за 16.cd :d3 17.:d3 :d5 18.f4 d7 19.d5 с большим перевесом у белых) 16.bc. Белые выиграли борьбу за пешечный центр и полностью овладели инициативой.

16...b5. Пытаясь изменить ситуацию в центре, но получая за это очень плохого слона. Снова не годится 16...с5 ввиду 17.d5 ed 18.cd :d5 19.:h7+.

17.c5 f5 18.ef :f6 19.e3 (чёрным удалось разменять центральную пешку, но у них добавилась слабая вертикаль «е», позиция белых близка к выигранной) 19...c7 20.e5 ad8 21.f4 c8 22.e4 d7 23.f3 c8 24.g4 (когда сняты все угрозы центру, можно начать и атаку) 24...g6 25.g5 g7 26.h4 ed8 27.h5 gh 28.:h5 e8 29.h3 g6 30.:g6 hg. Чёрные наконец – то разменяли своего «плохого» слона. Однако это не улучшило их позицию, так как король не имеет надёжного укрытия.

31.ad1! (готовя манёвр коня с3 – е4) 31...е7 (31...а5? 32.:g6! :g6 33.:e6+ h7 34.d3) 32.g2 :e5 33.fe h7 34.f6! :f6 35.gf h7 36.f4 f7 37.h3 (37.g4 и далее 38.h3) 37...h5 38.g5+ e8 39.d3 d7 40.a6! h8 41.d5! ed (41...cd 42.:d5+ ed 43.:d5+ c7 44.d6X) 42.e6+ e8 (42...c7 43.g3) 43.f7 f8 44.d6+ d8 45.b7+ e8 46.d6+ (повторение ходов с целью избежать цейтнота) 46...d8 47.e7+, и через несколько ходов чёрные сдались.

После 47...d7 выигрывают два продолжения: 48.h4 (так было в партии) и 48.ef :f8 49.f7 h8 50.h3.

Свою небольшую лекцию хочу закончить словами Тарраша: «Шахматы ужасная игра. Если вы сдали центр, у вашего противника более свободная позиция. Если же вам удалось сохранить центр, тогда вам, право же, есть о чём волноваться!»

Пусть это высказывание не смущает вас. Но помните всегда о значении сильного пешечного центра!

Во всех нижеследующих примерах белые быстро реализовали свой перевес благодаря подвижному пешечному центру. Проведите заключительную атаку. Найдите ошибки чёрных.

Любоевич – Хонфи, 1970

1. e4 f6 2. e5 d5 3. d4 d6 4. c4 b6 5. f4 de 6. fe c5 7. d5 e6 8. c3 ed 9. cd c4 10. f3 g4? 11. d4 xf3 12. gf b4 13. xc4 0 – 0 14. g1 c7












Кнаак – Кристиансен, 1975

1. d4 f6 2. c4 e6 3. c3 b4 4. e3 0 – 0 5. d3 d5 6. f3 c5 7. 0 – 0 dc 8. xc4 b6 9. a3 xc3 10. bc c7 11. d3 b7 12. e1 e4 13. xe4 xe4 14. d3 f6 15. e4 cd 16. cd bd7












Вайнштейн – Гравела, 1977

1. e4 c5 2. f3 c6 3. d4 cd 4. xd4 g6 5. c4 g7 6. e3 f6 7. c3 0 – 0 8. e2 d6 9. 0 – 0 d7 10. c1 xd4 11. xd4 c6 12. f3 d7 13. b4 xd4+ 14. xd4 b6 15. xb6 xb6












1. Надёжнее 6 ... f5 или 6 ... c6. Ошибка – 10...g4. В партии последовало:

15. e6 f6 16. h6 xc4 17. xg7+ h8 18. g8+! xg8 19. g1+ Чёрные сдались.

2.Лучше 9 ... cd. Вместо 16. bd7? Необходимо было 16 ... h6. В партии последовало: 17. e5 d5 18. g5 g6 19. h3 h5 20. xe6. Чёрные сдались.

3. Заслуживало внимания 9 ... d7!?. План чёрных, связанный с разменом на d4 и переводом слона на с6, неудовлетворителен. Вместо 10...:d4 лучше 10...а6. В партии последовало: 16. e5! d5 17. b5! d4 18. bc dc 19. cb ab8 20. c5 Чёрные сдались.

Стр.



Похожие:

Сила и слабость пешечного центра iconУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока
Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила...
Сила и слабость пешечного центра iconАо "старт" Директору 115218, Москва, Выставочного Центра
Ознакомившись с рекламой и программой работы Вашего Выс­та­вочного Центра, опубликованными в №5 “Экономической газеты” от 15. 01....
Сила и слабость пешечного центра iconТема сила тяжести
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием силы,читали стихи и объясняли значение слова «сила», а сегодня
Сила и слабость пешечного центра iconСила трения. Трение в природе и технике
Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга, называется силой...
Сила и слабость пешечного центра iconМои интересы
«Содержательное единство» экспериментального творческого центра (центра С. Кургиняна), также посещаю клуб интеллектуального, проблемного...
Сила и слабость пешечного центра iconТема: Магнетизм
Определите длину активной части прямолинейного проводника, помещенного в однородное магнитное поле с индукцией 400 Тл, если на него...
Сила и слабость пешечного центра iconСамостоятельная работа «Сила Ампера. Магнитный поток»
Определите индукцию однородного магнитного поля, если на проводник длиной 20 см действует сила 50 мН. Проводник перпендикулярен силовым...
Сила и слабость пешечного центра iconПаспортные данные пациента
Выделения из носа, одышка, боль в горле, слабость, высокая температура, сухой кашель, сердцебиение, одышку
Сила и слабость пешечного центра iconВ программе курса методики работы с энергетикой сексуального центра. Дети и молодежь до 20 лет – не допускаются
Технологии использования энергии сексуального центра для здоровья, карьеры и любви
Сила и слабость пешечного центра iconАдминистрацией Геронтологического центра усо хмао-югры
Это одно из многочисленных мероприятий Геронтологического центра, которые позволяют нам, его обитателям, быть в гуще собы
Сила и слабость пешечного центра iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов