Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» icon

Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап»



НазваниеПроблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап»
Дата конвертации10.07.2012
Размер108.24 Kb.
ТипДокументы

ПРОБЛЕМЫ КОРМЛЕНИЯ

Полина Жиянова, педагог-дефектолог

Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап»

Опыт работы показал, что проблемы, связанные с кормлением малыша, волнуют практически всех родителей.

Трудность изложения состоит в том, что в нашу службу включены дети разного возраста, и, если мы начнем обсуждение проблемы с момента рождения ребенка, то сложности детей более старшего возраста еще долго останутся неразрешенными. С другой стороны, за последнее время у нас появилось много малышей в возрасте до трех месяцев и хочется помочь им избежать сложностей, связанных с кормлением. Постараюсь изложить все вопросы так, чтобы это было интересно большинству из вас.

Прежде всего, мне хотелось бы сказать о том, что главное в кормлении это не само кормление, а то, что происходит в это время между матерью и ребенком - начало формирования взаимоотношений между ними. Время кормления - это время формирования доверия и любви. Это относится не только к совсем маленьким детишкам, но и ко всем людям вообще. Совместная трапеза - это совсем не то же самое, что поглощение пищи. Конечно, хотелось бы, чтобы сам процесс протекал без сложностей, и вы вполне насладились бы близостью со своим малышом. Но поскольку многие из вас столкнулись с определенными трудностями, хотелось бы поговорить с вами о путях их преодоления и предупреждения.

Прежде всего, поговорим о причинах, вызывающих проблемы кормления. Они могут быть очень разнообразны, и их можно разделить на несколько групп:

Медицинские структурные проблемы - нарушение сердечной деятельности, нарушение дыхания, патология клапана желудочка и т.д.

Проблемы с тонусом - те же двигательные проблемы, которые возникают при развитии крупной и тонкой моторики, существуют и при осуществлении движений языка, губ, челюстей.

Сенсорные проблемы, то есть проблемы чувствительности. При повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, при пониженной чувствительности, дети не чувствуют того, что происходит во рту, они жуют, не глотают, во рту скапливается пища.

Проблемы, связанные с особенностью строения ротовой полости.

Проблемы поведения - у детей может быть отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. ^ Чтобы избежать этого, лучше всего давать лекарства в ложке, сильно отличающейся от обычной, а еще лучше пипеткой.

Сочетание нескольких факторов. Для нас важно установить, не является ли данная проблема медицинской. Если да, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях этим занимается специально обученный педагог. В одних странах это специалист по проблемам вскармливания, в других логопед, занимающийся формированием общения и речи у детей раннего возраста.
Существует ряд причин, по которым логопед работает над этими проблемами:

Орган речи и орган, через который осуществляется кормление один и тот же. Все движения, осуществляемые во время еды, развивают движения органов артикуляции.

Ситуация еды для детей раннего возраста считается самой благоприятной ситуацией для развития общения.

^ Стадии развития кормления.

Младенцы сразу после рождения обладают способностью к сосанию, глотанию и ротовому обследованию. Это дает им возможность найти источник пищи, сосать и глотать жидкость.

Ребенок использует для нахождения источника еды поисковую реакцию. Прикосновение или легкий удар по щеке или губе младенца заставляет его повернуться в сторону прикосновения.

Благодаря сосательно-глотательному рефлексу ребенок получает пищу: рот открывается, и начинаются сосательные движения при легком прикосновении к губам или языку.

Благодаря рвотному рефлексу ребенок защищен от чего-либо, что может быть опасно при глотании. Сразу после рождения зона рвотного рефлекса занимает три четверти языка. Только передняя часть языка свободна от этого рефлекса. Это предохраняет младенца от твердой пищи, которую он пока еще не может принять. Когда ребенок становится старше, рвотный рефлекс сдвигается назад и может быть вызван только при прикосновении к задней части языка и к небу. Если ребенка слишком долгое время находится близко к кончику языка, что приводит к рвоте при попадании мелких крупинок пищи.

Позже у малыша появляется кусательный и жевательный рефлексы.

^ Кормление ребенка.

Кормление грудью или из бутылочки.

Сразу после рождения ребенок сосет грудь или соску. Наилучшее расстояние, на котором видит новорожденный малыш - около 20 сантиметров. Это расстояние равно дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в вашего малыша желание общения и взаимодействия с вами. Начало этого взаимодействия - контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Посвятите время кормления установлению доверия между вами. Не отвлекайтесь в это время ни на что постороннее. Возможно, первая улыбка малыша, предназначенная вам, появится у него именно в эти мгновения.

При кормлении из бутылочки держите малыша в позе грудного кормления, то есть с приподнятой головкой. Если ребенок лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (канал, соединяющий нос с ухом), что может привести к отиту. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.

Соска должна быть не очень мягкой, но и не тугой, поскольку у малыша, скорее всего тонус снижен. Лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть широким, чтобы малыш мог захватить только кончик. Если он захватит всю соску, она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.

Если у малыша снижен тонус, и ему трудно сосать, вы можете перед кормлением проводить подготовку к сосанию:

Помассируйте подушечку большого пальца руки.

Прикоснитесь соской к щечке малыша.

Нажмите соской на нижнюю губу и кончик языка - малыш начнет сосать.

^ Пробуждения тела.

Перед началом кормления проведите определенное действие, чтобы «пробудить» общий мышечный тонус вашего ребенка. Вы можете попытаться «потанцевать» с ребенком, покачать его на коленях или растереть его тело быстрыми движениями. Держите ребенка по возможности прямо, поддерживая его, если это необходимо. Важно «пробудить» все тело ребенка, потому что тело является базой, которая поддерживает область рта. Если тело «разбужено», оно передает часть своей силы и самоконтроля в область рта, которую затем еще надо будет «разбудить».

^ Пробуждение лица.

Протрите лицо прохладным влажным полотенцем и/или похлопайте ребенка пальцами по губам и щекам. Это хорошо возбуждает мышцы рта и подготавливает их к кормлению.

^ Кормление ложкой.

Начиная с трех месяцев можно начинать кормить с ложки. Некоторые врачи считают возрастом начала кормления ложкой - 8 месяцев.

Ложку нужно положить на язык и слегка надавить вниз. Малыш вытянет губы вперед и снимет еду с ложки. Если вы будете сами снимать еду, подняв ложку и вытерев ее о верхнюю губу ребенка, это приведет к закидыванию головы назад. Пища должна быть мягкая, ровная по консистенции. Возможно, сначала у малыша будут видны сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.

^ Первый прием протертой пищи.

Не спешите, когда вы в первый раз даете ребенку протертую пищу. Дайте ему сначала попробовать небольшую порцию протертой пищи с маленькой ложечки. Ребенок должен пососать еду и прочувствовать ее вкус. Сначала он попробует выплюнуть еду изо рта - дайте ему ее снова. Как только ребенок заинтересуется этими новыми для себя вкусовыми ощущениями, придержите ложечку с едой у его губ и дайте ему возможность взять еду с ложки самостоятельно.

^ Питье из чашки.

К питью из чашки можно начинать приучать после 6-7 месяцев. Малыш должен находиться в положении сидя у вас на руках или в креслице. Чашку нужно положить на нижнюю губу. Не учите малыша пить из поилки. Она по форме напоминает чашку, а по способу питья - соску. Вы продлите период сосания, и это затруднит переход к чашке.

Жевать корку - можно давать с 7-8 месяцев. Если малыш сосет, а не жует ее, вставьте корку между деснами и щекой в районе жевательных зубов. Вы увидите, как начались жевательные движения. Если вы положите за щеку кусочек печенья, малыш начнет языком передвигать его на другую сторону. Движения языка станут более разнообразными. Язык будет двигаться не вперед-назад, как при сосании, но и из стороны в сторону и вверх вниз. Это очень важно для развития органов артикуляции.

Главное, о чем хотелось бы сказать: ваш малыш развивается в соответствии с общими закономерностями развития. Потребности его организма в основном обычные для детей его возраста. Нельзя, чтобы из-за проблем кормления малыш питался только жидкой пищей, когда по возрасту ему уже положена твердая пища. Ваша настойчивость и терпение помогут вам преодолеть возникающие сложности, а мы всегда рады вам помочь.

Продолжим беседу о том, как помочь ребенку сформировать правильные навыки еды, питья, чистки зубов и о том, какое влияние все это оказывает на развитие общения и речи.

Мы уже обсудили кормление из бутылочки и теперь поговорим о том, как научить правильно есть детишек более старшего возраста. Во всех публикациях на эту тему обычно пишут о том, какую пищу когда вводить, меньше останавливаясь на самой процедуре кормления. Мы же постараемся более подробно осветить именно эти вопросы.

^ Поза при кормлении.

Малыш должен находиться в стабильной позе. Если ребенок еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спинкой. Если ваш малыш уверенно держит спинку, лучше всего подойдет высокий детский стульчик. Мама во время кормления должна сидеть лицом к малышу чуть ниже, чем ребенок.

Мы уже говорили о том, что во время кормления создается благоприятная ситуация для общения. Я наблюдала за одной мамой, которая умудрялась кормить ребенка, стоя сзади обхватив его одной рукой захватом опытного борца, а другой быстро закидывала еду ложкой в рот. Закончив это мероприятие, она с облегчением сказала, что теперь у нее есть время позаниматься с малышом. Мысль о том, что все, чего она хочет достигнуть во время занятия, гораздо легче и естественнее можно добиться во время еды, просто не приходила ей в голову. Когда я предложила ей представить себе, что некто в десять раз больше и сильнее ее силой заталкивает ей в рот еду, она с ужасом сказала: «Какой кошмар!»

^ Общение во время еды.

Вот некоторые советы, которые помогут вам организовать общение во время еды:

Во время кормления называйте продукты, которые вы предлагаете малышу.

Комментарий происходящего за столом должен быть ясным и достаточно кратким.

Предлагайте ребенку выбор во время еды. Если у вас один вид еды, всегда можно предложить ему выбрать еду или питье.

Если ваш малыш не знает, как ответить, помогите ему. Он может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ребенком и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.

Научите его, как он может отказаться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплевыванием пищи и возмущенным криком.

Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

Как только малыш захочет есть ложкой сам, пойдите ему на встречу. Конечно, все будет не так аккуратно, как вам бы хотелось, но период, когда малыш хочет есть сам, может очень быстро пройти, и тогда приучить его есть самостоятельно станет действительно большой проблемой.

^ Подбор посуды и формирование правильного навыка еды.

Ложка - используется ложка по размерам близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка не должна быть слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту.

Начинать кормить с ложки можно густым пюре ровной консистенции, кусочками картошки и бисквита.

Не давайте из той же ложки лекарства, их вообще лучше давать с помощью пипетки, чтобы у малыша не возникло неприятных ассоциаций.

Мы уже говорили о том, как кормить, напомним лишь, что положив ложку на язык, слегка надавливаем вниз и ждем, пока малыш сам снимет еду верхней губой.

Чашка -должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такие чашки мы делали сами, вырезая отверстие в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или густого сока. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если малыш не поймет, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток.

^ Еда руками - у вашего малыша будет период, когда он хватает игрушки или другие предметы и тянет их в рот. Если вы предложите ему вместо игрушки печенье, возможно, он потянет его в рот. Если вкус ему понравится он повторит это действие снова. Если вы боитесь, что малыш поперхнется, используйте рассыпчатое песочное печенье, оно растворяется во рту практически сразу. Сначала малыш будет держать еду в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью или пинцетным захватом (указательный и большой палец).

^ Как научить ребенка жевать - иногда это становится проблемой. Малыш, откусив кусочек, выталкивает его изо рта движение языка вперед. Дело в том, что такое движение он всегда совершал при сосании. Для пережевывания пищи нужны движения языка из стороны в сторону. Кстати, это очень важно и для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать такие движения? Поместите кусочек печенья за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш начнет боковые движения языка. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно, во время каждой еды по 3-4 кусочка с каждой стороны, вы заметите у вашего малыша появление правильного жевания. Не жалейте времени на приучение малыша жеванию, ведь движения, совершаемые при жевании - это модель произнесения слога: рот открыт - произносится гласный звук, закрывается - гласный.

^ Чистка зубов.

Чистка зубов - это очень важная процедура и приучать к ней малыша нужно как можно раньше. Как ни абсурдно это звучит, но начинать чистить зубы лучше, пока их мало или нет совсем.

Легко приучить к зубной щетке именно в то время, когда ребенок все тащит в рот. Побуждайте ребенка играть зубной щеткой, помогите ему взять щетку за ручку, чтобы он вставил ее в рот рабочим концом. Скорее всего, его удивят, но не испугают ощущения, получаемые при прикосновении щетки к деснам и зубам.

Начинать лучше с резиновой щетки - вместо щетину у нее резиновые выступы. Сейчас такие щетки появились в продаже в аптеках. Если ребенок переносит ощущения обычной щетки, вам нужно выбрать самый маленький размер. Покупайте щетки только в аптеках, при использовании щетки, купленной на рынке существует опасность попадания в рот инфекции со щетины и непищевой пластмассы.

Инфа-дент - зубная щетка на пальце/массажер десен может быть использована для «пробуждения» рта ребенка. Это мягкая пластиковая зубная щетка, которая надевается на палец. Конец щетки имеет специальное структурное приспособление предназначенное для массирования языка и щек ребенка для их пробуждающей стимуляции.

Если ребенку приятна стимуляция рта, зарубежные коллеги рекомендуют использовать электрические щетки, которые лучше выполняют массажные функции.

Начинать чистить зубы нужно без пасты. Просто окуните щетку в воду и дайте малышу. Войдите с малышом в ванную и начните чистить зубы. Скорее всего, он потянется за щеткой, и тогда вы дадите ему его щетку. научите малыша узнавать свою щетку, держите ее в отдельном стаканчике.

Покажите вашему ребенку, как нужно полоскать зубы. Скорее всего, он проглотит воду, поэтому лучше, если она будет питьевой.

К пасте нужно приучать ребенка осторожно, чтобы у него не пропало желание чистить зубы. Купите специальную детскую пасту. Выдавите немного на палец и дайте попробовать малышу. Если ему понравился вкус, выдавите совсем немного на зубную щетку. если все прошло удачно, выдавливайте обычное количество.

Помогите ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым сначала в одну, а затем в другую сторону.

 




Похожие:

Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconПолина Михайловна Клименко
Клименко Полина Михайловна, девичья фамилия Луганская, родилась 18 ноября 1929 года в семье служащего Михаила Ивановича и Ульяны...
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconМеждународное финансирование развивающихся стран Современные проблемы помощи развитию
Ограниченность внутренних источников финансирования в третьем мире предполагает необходимость внешней финансовой помощи
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconОт 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147
Приказ мвд рф, Федеральной службы безопасности рф, Федеральной службы охраны рф, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки...
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconПолина «даэвен» свиридова: официально (пресс-релиз), для организаторов концертов (райдер и т п.)
Евгений «Нокто» Курочкин, менеджер творческих проектов; +79050898339 (Полина «Даэвен» Свиридова)
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconСоциально-психологическая служба. Работа с родителями
Консультации проводят социальный педагог – чернушко анжелика евгеньевна и педагог-психолог волотовсктий антон сергеевич
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconПитомник Породистых собак «петер-беар» Санкт-Петербургская общественная организация любителей собак «Породный клуб «беар-лайк»
М возрасте в другой дом, расставание с матерью, братьями и сестрами, перемена условий содержания и кормления должны пройти наиболее...
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconАдминистративная зона Ответственные за информационные зоны моу «сош с. Прималкинского»
Педагог организа-тор, социальный пе дагог, педагог – ор-ганизатор обж, ин структор по трудо-вому воспитанию клас руководители
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconПитомник Породистых собак «петер-беар» Санкт-Петербургская общественная организация любителей собак «Породный клуб «беар-лайк» рекомендации по выращиванию щенков ньюфаундленда и щенков других гигантских пород
М возрасте в другой дом, расставание с матерью, братьями и сестрами, перемена условий содержания и кормления должны пройти наиболее...
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconИнструкция №28. 3 по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся...
Проблемы кормления полина Жиянова, педагог-дефектолог Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Меткий стрелок»
Составитель: педагог дополнительного образования Суворов Д. В., педагог-организатор обж 2 квалификационная категория
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов