Фритьоф Капра icon

Фритьоф Капра



НазваниеФритьоф Капра
страница1/19
Дата конвертации10.07.2012
Размер4.03 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1. /kapra.docФритьоф Капра


Фритьоф Капра.

Дао физики


В предлагаемой книге современного философа и физика теоретика описаны

важнейшие физические открытия XX века в области ядерной физики и кванто-

вой механики, причем автор указывает на неразрешимую пока парадоксальную

природу открытых явлений. Для преодоления возникающих при этом теорети-

ческих проблем он старается применить к ним интуитивно-созерцательный

подход, характерный для духовных и философских учений Востока. Книга на-

писана доступным языком, без использования математического аппарата, и

адресована философам, религиоведам, физикам, а также - широкому кругу

читателей.


--------------------------------------


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие ко второму изданию 5

Предисловие к первому изданию 9

Глава 1. Современная физика -"путь с сердцемv? 12

Глава 2. Знать и видеть 22

Глава 3. За пределами языка 40

Глава 4. Новая физика 46

Глава 5. Индуизм 72

Глава 6. Буддизм 79

Глава 7. Китайская философия 86

Глава 8. Даосизм 96

Глава 9. Дзэн 102

Глава 10. Единство всего сущего 108

Глава 11. За пределами мира противопоставлений 122

Глава 12. Пространство-время 138

Глава 13. Динамическая Вселенная 166

Глава 14. Пустота и форма 183

Глава 15. Космический танец 201

Глава 16. Симметрии в мире кварков- "еще

один коан?" 220

Глава 17. Модели перемен 232

Глава 18. Взаимопроникновение 258

Эпилог 278

Снова о новой физике-послесловие ко второму изданию 284


Библиография 299


--------------------------------------


Должно быть, истинно то универсальное утверждение, согласно которому,

за все время размышлений человека о мире, события, имевшие наиболее да-

леко идущие последствия, часто происходили в моменты взаимодействия двух

различных систем мышления. Последние могли принадлежать к совершенно

различным эпохам, религиозным и культурным традициям и областям знания;

поэтому если они действительно взаимодействовали, то есть имели столько

общего, что стало возможным их подлинное взаимодействие, от этого можно

было ожидать новых и интересных событий.


Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ. Предисловие ко второму изданию


Эта книга была впервые опубликована семь лет назад, а задумана - бо-

лее десяти.
Поэтому вполне уместно рассказать читателям, что произошло с

тех пор с этой книгой, с физикой и со мной самим.


Когда я обнаружил параллели между мировоззрениями физиков и мистиков,

которые отмечались и ранее, но никогда не становились предметом тща-

тельного исследования, я был уверен, что в будущем эти вполне очевидные

параллели будут осознаны каждым. Иногда мне даже казалось, что моя функ-

ция при написании "Дао физики"-просто регистрация очевидных фактов. Я не

обманулся в своих ожиданиях: несмотря на то, что финансовая поддержка и

реклама моей книги были очень невелики, и в США, и в Англии она была

встречена с энтузиазмом, и сейчас в мире существует уже около дюжины ее

изданий.


Реакция научных кругов, как и следовало ожидать, была более осторож-

ной, но и в этой среде растет интерес к расширению сферы приложения ре-

зультатов физики двадцатого века. Неудивительно нежелание современных

ученых признать принципиальные совпадения мистических представлений о

мироздании со своими собственными, поскольку мистицизм, по крайней мере,

на Западе, всегда ассоциировался с чем-то таинственным и крайне ненауч-

ным. К счастью, эта ситуация постепенно меняется к лучшему. Теперь, ког-

да восточная философия стала интересовать достаточно большое число лю-

дей, а медитация уже не является объектом насмешек и подозрений, ученые

тоже начали воспринимать мистицизм всерьез.


Успех "Дао физики" привел к серьезным изменениям в моей жизни. В пос-

ледние годы я много ездил с лекциями, выступая перед учеными и людьми

самых разных профессий. Обсуждая вопросы использования "новой физики", я

получил возможность намного лучше понять причины того, почему за послед-

ние двадцать лет на Западе появился сильный интерес к восточным мисти-

ческим учениям. Теперь я склонен рассматривать этот интерес как одно из

проявлений более общей тенденции, направленной на преодоление дисбаланса

в нашей культуре-в наших мыслях и чувствах, оценках и критериях, общест-

венных и политических структурах. На мой взгляд, этот дисбаланс можно

описать при помощи фундаментальных понятий китайской философии - ИНЬ и

ЯН. В нашей культуре явное предпочтение отдавалось ценностям и подходам,

в которых преобладало мужское начало-ЯН, и пренебрегалось его неотъемле-

мой женской дополняющей - ИНЬ. Мы предпочитали самоутверждение объедине-

нию, анализ-синтезу, рассудочное познание-интуитивному, науку-религии,

соревнование - сотрудничеству и так далее. Односторонность развития дош-

ла до опасных пределов, и привела к социальному, экономическому, мо-

ральному и духовному кризису.


Однако, одновременно с этим, на наших глазах началось грандиозное

движение в умах и сердцах, подтверждающее древнее китайское изречение о

том, что "ЯН, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом

ИНЬ". Шестидесятые-семидесятые годы стали свидетелями целого ряда изме-

нений в общественной психологии: растущая озабоченность по отношению к

экологическим проблемам, сильный интерес к мистицизму, феминизм, возрож-

дение интереса к оздоровлению и медицине - все это - компенсация за то,

что в нашем обществе долгое время преобладало рациональное, маскулинное

начало, и путь к восстановлению естественного равновесия. Таким образом,

осознание глубокой взаимосвязи современной физики и восточных мистичес-

ких учений-еще один шаг к выработке нового взгляда на действительность,

при условии основательного пересмотра наших ценностей, представлений и

мыслей. В моей второй книге, "Поворотный пункт", я исследую различные

аспекты и последствия этой трансформации в западной культуре.


Тот факт, что нынешние изменения в нашей системе ценностей могут от-

разиться на многих научных дисциплинах, возможно, покажется удиви-

тельным, если верить в абсолютную объективность науки и в ее свободу от

оценок. Однако новая физика отрицает возможность последнего. Дополнения

к квантовой теории, сделанные Гейзенбергом и подробно описанные в этой

книге, ясно говорят, что классические представления об объективном ха-

рактере науки устарели. Современная физика, таким образом, бросает вызов

мифу об объективности науки. Структуры, которые ученые изучают в окружа-

ющем их мире, тесно связаны с паттернами * их мышления - концепциями,

мыслями, системой ценностей. Следовательно, теоретические и практические

результаты исследования зависят от образа мышления ученого. Хотя большая

часть конкретных изысканий не зависит от системы ценностей ученых явным

образом, общее направление исследования не может от нее не зависеть. По-

этому ученые несут не только интеллектуальную, но и моральную от-

ветственность за свои исследования.


С этой точки зрения, связь между физикой и мистицизмом не только ин-

тересна, но и очень важна. Она показывает, что открытия современной фи-

зики предложили исследователям два пути: первый ведет к Будде, второй-к

Бомбе,-и каждый ученый сам волен выбирать свой путь. Мне кажется, что

сложно переоценить важность пути Будды - "пути с сердцем" - сейчас, ког-

да около половины наших специалистов работают на военно-промышленный

комплекс, используя огромный творческий потенциал во имя создания все

более изощренных орудий массового уничтожения.


Это издание книги было дополнено результатами новых исследований в

области субатомной физики. Я слегка изменил текст некоторых абзацев,

чтобы учесть


--------------------------------------


* Здесь и. далее в книге автор намеренно использует, наряду с терми-

нами "структура", "модель", уже устоявшийся в англоязыч- ной научной ли-

тературе термин pattern, имеющий широкий диа- пазон значений в зависи-

мости от контекста, с особым акцентом на "преходящей", "динамической" и

"вероятностной" природе описы- ваемых явлений. Во многих случаях этому

термину невозможно найти адекватного русского аналога. Поэтому редактор

считает должным, по необходимости, сохранить термин "паттерн" в данной

книге, следуя замыслу автора [- Ред.]


последние открытия, и добавил в конце книги новый раздел "Еще раз о

новой физике", в котором более подробно описал последние достижения в

области субатомной физики. Мне было очень приятно, что новые исследова-

ния не опровергли ни одного из моих положений. Это упрочило мою уверен-

ность в том, что будущие открытия прольют дополнительный свет на парал-

лели между физикой и мистицизмом.


Более того, теперь я чувствую себя гораздо увереннее, поскольку па-

раллели с восточными мистическими учениями обнаруживаются не только в

физике, но и в биологии, психологии и других науках. Изучая взаимосвязи

между физикой и этими науками, я обнаружил, что понятия современной фи-

зики могут быть перенесены и в другие области посредством теории систем.

Изучение понятия "системы" в биологии, медицине, психологии и обществен-

ных науках, которое я предпринял в книге "Поворотный пункт", показало,

что подход с позиций теории систем значительно усиливает параллели между

современной физикой и восточным мистицизмом. Помимо этого, новая биоло-

гия систем и новая психология систем обнаруживают другие совпадения с

мистическими учениями, лежащие за пределами предмета изучения физики. В

моей второй книге рассматриваются представления о свободе воли, о смер-

ти, о сущности жизни, мышления, сознания и развития. Принципиальное

сходство этих представлений, описанных в терминах теории систем, с соот-

ветствующими положениями восточного мистицизма, убедительно свиде-

тельствует в пользу моего утверждения о том, что философия мистических

традиций, или "неувядающая философия" -это наиболее последовательное фи-

лософское обоснование современных научных теорий.


Фритьоф Капра

Беркли, июнь 1982 г.


--------------------------------------


Предисловие к первому изданию


Пять лет назад я испытал незабываемое ощущение, которое привело меня

к написанию этой книги. Однажды летом я сидел на берегу океана и, прис-

лушиваясь к ритму своего дыхания, смотрел, как волны набегают на берег и

отступают назад,-и внезапно мне открылось, что все, что окружает меня,

участвует в грандиозном космическом танце. Будучи физиком, я знал, что

песок, камни, вода и воздух вокруг меня состоят из вибрирующих молекул и

атомов, а последние-из частиц, при взаимодействии которых появляются и

исчезают другие частицы. Кроме того, я знал, что атмосферу Земли посто-

янно бомбардируют потоки космических лучей-частиц с высокой энергией,

претерпевающих многочисленные превращения при прохождении через воздух.

Все это было известно мне благодаря моим исследованиям в области физики

высоких энергий, но до этого момента я воспринимал эту информацию только

в виде графиков, диаграмм и математических теорий. Когда я сидел на бе-

регу, в моем сознании всплыли ранее приобретенные знания; я "увидел"

каскады энергии из открытого космоса, в которых с ритмической пульсацией

возникали и исчезали частицы; "увидел", как атомы различных элементов и

моего собственного тела участвуют в космическом танце энергии; я по-

чувствовал ритм этого танца и "услышал" его звучание, и в этот момент я

УЗНАЛ, что это и есть танец Шивы -Владыки Танца, почитаемого индуистами.


Я долго изучал теоретическую физику и несколько лет занимался иссле-

дованиями. Одновременно с этим я заинтересовался восточным мистицизмом,

и вскоре стал обнаруживать параллели с современной физикой. Особенно ме-

ня заинтересовали дзэнские задачи, напомнившие мне о парадоксах кванто-

вой теории. Тем не менее, сначала объединение этих двух направлений было

просто интеллектуальным упражнением. Мне всегда было сложно преодолевать

пропасть между рациональным, аналитическим мышлением и медитативным пе-

реживанием мистического откровения.


В начале своего пути я, благодаря использованию "растений силы", уз-

нал, как выглядит свободное течение потока сознания, как духовные проз-

рения приходят сами по себе, без всяких усилий с нашей стороны поднима-

ясь из глубин сознания. Я помню первое свое ощущение такого рода. Следуя

за десятилетиями привычного дискретного аналитического мышления, оно бы-

ло настолько ошеломляющим, что я, разрыдавшись, изливал подобно Кастане-

де, потоки своих впечатлений на листе бумаги.


Позже пришло ощущение Танца Шивы, которое я попытался запечатлеть на

фотомонтаже. Оно приходило и возвращалось вновь, помогая мне постепенно

осознать, что современная физика дает начало последовательному взгляду

на мир, не противоречащему древней восточной мудрости. Я вел записи на

протяжении нескольких лет и, прежде чем собрать все свои впечатления в

этой книге, написал несколько статей об обнаруженных мною параллелях.


Книга адресована читателям, интересующимся восточными мистическими

учениями и не обязательно обладающими познаниями в области физики. Я

старался описывать понятия и теории современной физики, не злоупотребляя

математическими построениями и специальными терминами, хотя, возможно,

некоторые абзацы неспециалисту придется перечесть два раза. Все техни-

ческие термины поясняются при первом употреблении.


Я выражаю надежду, что среди моих читателей будут также физики, инте-

ресующиеся философскими аспектами своей науки и до сих пор не знакомые с

восточной философией. Они найдут в восточном мистицизме последовательное

и стройное философское обоснование наших наиболее передовых теорий о

строении физического мира.


Что касается содержания книги, читатель, возможно, почувствует нерав-

номерность в описании концепций мистицизма и физики. По мере чтения его

понимание физической проблематики будет неуклонно расти, однако сопоста-

вимого продвижения в области мистицизма может и не произойти. Это неиз-

бежно, поскольку мистицизм - это ощущения и представления, которые

нельзя приобрести за счет чтения книг на эту тему. Глубокое понимание

любой мистической традиции может быть достигнуто лишь в том случае, если

мы приняли решение активно погрузиться в ее среду. Я могу только наде-

яться, что моя книга убедит читателя в том, что подобное погружение

чрезвычайно плодотворно.


По мере написания этой книги росло и мое собственное понимание вос-

точной философии. Этим я обязан двум людям, родившимся на Востоке - Фи-

розу Мехта, который помог мне понять многие аспекты индийского мистициз-

ма, и моему учителю тайцзи Лю Сю-ци, который познакомил меня с живой да-

осской традицией.


Невозможно перечислить имена всех тех ученых, студентов, деятелей ис-

кусства и просто друзей, беседы с которыми предоставили мне возможность

сформулировать свои идеи. Мне кажется, что следовало бы, тем не менее,

выразить особую признательность Грэхэму Александру, Джонатану Эшмору,

Стрэтфорду Кэлдэкотту, Лин Гэмблз, Соне Ныобай, Рэю Риверсу, Джоэль

Шерк, Джорджу Сударшану и Райану Томасу.


И, наконец, я бесконечно обязан миссис Паули Бауэр-Иннхоф за ее щед-

рую финансовую поддержку в те моменты, когда в этом была наибольшая не-

обходимость.


Фритьоф Капра

Лондон, декабрь 1974 г.


--------------------------------------


"Каждый путь-это всего лишь путь, и ни в тебе, ни в других нет ниче-

го, что препятствовало бы тебе покинуть его, если таково веление твоего

сердца... Смотри на всякий путь. пристально и внимательно. Испытывай его

столько раз, сколько тебе представляется необходимым. Затем задай себе,

и только себе, один вопрос... Обладает ли этот путь сердцем? Если да,

этот путь хорош; если нет, он бесполезен". Карлос КАСТАНЕДА "Учение дона

Хуана"


Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА-"ПУТЬ С СЕРДЦЕМ"?


Современная физика оказала влияние почти на все стороны общественной

жизни. Она является основой для всех естественных наук, а союз естест-

венных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни

на Земле, что привело как к положительным, так и к отрицательным пос-

ледствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль промышленности, не ис-

пользующей достижений атомной физики, и нет нужды говорить об огромном

влиянии последней на политику. Однако влияние современной физики сказы-

вается' не только в области производства. Оно затрагивает также всю

культуру в целом и образ мышления-в частности, и выражается в пересмотре

наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изучение мира ато-

ма и субатомного мира в двадцатом веке неожиданно ограничило область

приложения идей классической механики и обусловило необходимость корен-

ного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи в суба-

томной физике, например, абсолютно не похоже на традиционные представле-

ния о материальной субстанции в классической физике. То же можно сказать

о понятиях пространства, времени, причины и следствия. Как бы то ни бы-

ло, эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения, и в случае их ради-

кального пересмотра начинает изменяться вся наша картина мира.


Эти изменения, привнесенные современной физикой, широко обсуждались

физиками и философами на протяжении последних десятилетий, но довольно

редко при этом они обращали внимание на то, что все эти изменения, похо-

же, приближают нас к восприятию мира, входному с картиной мира мистиков

Востока. Понятия современной физики зачастую обнаруживают изумительнoe

сходство с представителями, воплощенными в религиозных философиях

Дальнего Востока. Хотя эти параллели до сих пор не рассматривались хоть

сколько-нибудь обстоятельно, они были отмечены некоторыми выдающимися

физиками нашего столетия, соприкоснувшимися с восточной культурой во

время посещения Индии, Китая и Японии с лекциями. Следующие три цитаты

могут служить в качестве примеров:


"Общие законы человеческого познания, проявившиеся и в открытиях

атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсолютно новым. Они су-

ществовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значи-

тельное и важное место в буддийской и индуистской философиях. То, что

происходит сейчас, - подтверждение, продолжение и обновление древней

мудрости [61,8}. * Роберт ОППЕНГЕЙМЕР


"Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических

проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и

Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозном спектакле бытия - роль

зрителей и участников одновременно" [6, 20].


Нильс БОР


"Значительный вклад японских ученых в теоретическую физику, сделанный

или после Второй мировой войны, может свидетельствовать о некоем

сходстве между философией Дальнего Востока и философским содержанием

квантовой теории" {34. 202}.


Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ


Задача автора данной книги - исследование взаимосвязей между

понятиями современной физики и основными идеями философских и

религиозных традиций


--------------------------------------

* Здесь и далее первая цифра в квадратных скобках обозначает номер

цитируемого источника из списка литературы, помещенного в конце книги,

вторая - страницу из того же источника.


Дальнего Востока. Мы увидим, как два краеугольных камня физики двад-

цатого века-квантовая теория и теория относительности-лежат в основании

мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуиста, буддиста или

даоса, и как это сходство усиливается в том случае, если мы обращаемся к

недавним попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений ми-

кроскопического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из

которых состоит вся материя. Здесь параллели между современной физикой и

восточным мистицизмом наиболее заметны, и часто нам придется слышать та-

кие заявления, относительно которых практически невозможно сказать, кем

они сделаны: физиками или восточными мистиками.


Когда я говорю о "восточном мистицизме", я имею в виду религиозные

философии индуизма, буддизма и даосизма. Хотя все они состоят из мно-

жества тесно переплетающихся духовных учений и направлений философского

мышления, основные черты их мировоззрения схожи. Это мировоззрение можно

встретить не только на Востоке, но, до известной степени, и во всех мис-

тически ориентированных философских системах. Таким образом, основную

мысль этой книги можно, в более общих выражениях, описать так: современ-

ная физика предлагает нам тип мировосприятия, значительно напоминающий

мистическое мировосприятие всех времен и традиций. Мистические течения

присутствуют во всех религиях, и многие школы западной философии содер-

жат элементы мистицизма. Мы увидим сходство с положениями современной

физики не только в индуистских Ведах, в "И Цзин" или в буддийских сут-

рах, но и во фрагментах Гераклита, в суфизме ибн-Араби или в учении дона

Хуана - мага из племени яки. Разница между мистицизмом Запада и Востока

заключается в том, что на Западе мистические школы всегда играли побоч-

ную роль, в то время как на Востоке они были основой большинства религи-

озных и философских систем. Поэтому я собираюсь, в целях ясности, гово-

рить о "восточном мировоззрении" и лишь изредка упоминать другие источ-

ники мистического мышления.


Если сегодня физика преподносит нам мировоззрение, мистическое по

своему содержанию, то она, некоторым образом, возвращается к своим

собственным истокам. Интересно проследить эволюцию развития западной на-

уки, начинающуюся от мистической философии ранних греков, которая, изб-

рав путь рационализма, в итоге значительно отдалила нас от своих мисти-

ческих истоков и привела к возникновению мировоззрения, находящегося в

остром противоречии с мировоззрением народа Дальнего Востока. На самых

последних стадиях своего развития западная наука, в конечном итоге, пре-

одолевает границы своего же мировоззрения и возвращается к взглядам вос-

точных и ранних греческих философов. Однако на этот раз она исходит не

только из интуиции, но и из результатов в высшей степени точных и слож-

ных экспериментов и из строгого и последовательного математического

обоснования.


Корни физики, как и всей западной науки в целом, следует искать в на-

чальном периоде греческой философии в шестом веке до н. э.- в культуре,

не делавших различий между наукой, философией и религией. Мудрецов Ми-

летской школы в Ионии не интересовали такие разграничения. Они стреми-

лись постичь истинную природу, или истинное устройство, вещей, которую

они именовали "физис". Именно от этого греческого слова происходит тер-

мин "физика", первоначальное значение которого, таким образом,- стремле-

ние постичь истинное устройство вещей.


Безусловно, такова же цель всех мистиков, и поэтому философия Милетс-

кой школы имеет сильную мистическую окраску. Поздние греки называли фи-

лософов Милетской школы "гилозоистами", или "признающими материю живой",

поскольку последние не видели различий между одушевленным и неодушевлен-

ным, между материей и духом. Они даже не употребляли особого слова для

обозначения понятия "материя", воспринимая все формы существования как

проявления "физиса", наделенные жизнью и духовностью. Так, Фалес заяв-

лял, что все вещи наполнены божествами, а Анаксимандр рассматривал Все-

ленную как некий организм, наделенный, подобно человеческому организму,

дышащему воздухом, космическим дыханием-"пневмой".


Монистические и органические взгляды философов Милетской школы были

очень близки ко взглядам древних индийских и китайских философов, а в

философии Гераклита из Эфеса подобные параллели еще более очевидны. Ге-

раклит верил в постоянно изменяющийся мир, в вечное становление. Для не-

го иллюзорным было все неподвижное сущее; первовеществом природы, сог-

ласно его утверждению, является огонь -символ непрерывной изменчивости и

текучести всех вещей. Гераклит учил, что все изменения в мире происходят

в результате активных циклических взаимодействий различных пар противо-

положностей, и рассматривал каждую такую пару как единое целое.

Единство, содержащее противоположности, но стоящее над ними, он называл

логосом.


Разрыв этого единства впервые произошел в школе элеатов, которые

признавали существование некоего Божественного Принципа, стоящего над

всеми богами и людьми. Этот Принцип первоначально отождествлялся с

единством Вселенной, а потом-с разумным персонифицированным Божеством,

стоящим над миром и управляющим последним. Так возникло то направление в

философии, которое, в конце концов, отделило материю от духа и породило

дуализм, столь характерный для западной философии. Решительный шаг в

этом направлении сделал Парменид из Элеи, взгляды которого были абсолют-

но противоположны взглядам Гераклита. Он называл свой основной принцип -

Бытие, и считал, что он уникален и неизменяем. Он был уверен в том, что

изменения невозможны, и относил видимые изменения за счет иллюзорности

наших чувств. Эта философия породила понятие неразрешимого вещества -

носителя изменяющихся свойств, ставшее одним из основных понятий запад-

ной философии.


В пятом веке до н. э. греческие мыслители попытались примирить теории

Парменида и Гераклита. Для того, чтобы сгладить различия между идеями

неизменяемого Бытия (Парменид) и вечного становления (Гераклит), они

выдвинули тезис о том, что Бытие проявляется в определенных неизменных

субстанциях, которые, соединяясь и расходясь, порождают все изменения в

этом мире. Это привело к возникновению понятия атома, описанного в тру-

дах Левкиппа и Демокрита,-мельчайшей неделимой единицы материи. Гречес-

кие атомисты провели четкую разграничительную линию между духом и мате-

рией, считая, что материя состоит из некоторого количества "основопола-

гающих строительных кирпичиков" - абсолютно пассивных и, по сути своей,

неживых частиц, движущихся в пустоте. Причина их движения не объясня-

лась, но обычно ассоциировалась со внешними силами, которые, как счита-

лось, носили идеальный, или духовный, характер, не имея ничего общего с

материей.


По мере того, как укоренялась идея о разделении духа и материи, фило-

софы стали все больше интересоваться скорее духовным, чем материальным

миром, человеческой душой и проблемами этики. Эти вопросы занимали за-

падных мыслителей более двух тысяч лет с начала расцвета греческой науки

и культуры в пятом-шестом веках до н. э, Научные представления древних

были систематизированы Аристотелем, который создал модель Вселенной, ис-

пользовавшуюся западной наукой на протяжении двух тысяч лет. Однако сам

Аристотель считал, что изучение человеческой души и созерцание величия

Бога гораздо важнее изучения материального мира. Именно недостаточный

интерес к материальному миру и нерушимое господство христианства обусло-

вили тот факт, что аристотелевская модель Вселенной так долго не оспари-

валась.


Развитие науки на Западе возобновилось в эпоху Возрождения, когда

влияние Аристотеля и церкви стало ослабевать, и вновь возник интерес к

природе. В конце пятнадцатого века впервые началось истинно научное изу-

чение природы путем экспериментальной проверки умозрительных гипотез.

Сочетаясь с ростом интереса к математике, это привело к формулированию

математическим языком истинно научных теорий, основанных на эксперимен-

тальных данных. Отцом современной науки является Галилей, впервые

объединивший математику и эксперимент.


Рождению современной науки предшествовало имевшее место в семнадцатом

веке признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Ре-

не Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное раз-

деление природы на две независимые области-область сознания и область

материи. В результате "картезианского" разделения ученые смогли рассмат-

ривать материю как нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а

материальный мир -как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества

различных частей. Такое механистическое воззрение было воспринято и Иса-

аком Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую

фундаментом классической физики. Со второй половины семнадцатого и до

конца девятнадцатого веков ньютоновская модель Вселенной была наиболее

влиятельной.


В идеальном мире ей соответствовал Бог-монарх, управлявший миром при

помощи своих божественных законов. Ученые видели в природных закономер-

ностях божественные законы-неизменные, раз и навсегда данные.


Философия Декарта была важна не только для развития классической фи-

зики, но также оказала огромное влияние на весь западный образ мышления

вплоть до сегодняшнего дня. В соответствии со знаменитым высказыванием

Декарта: "Мыслю, следовательно-существую" - западный человек отож-

дествляет себя со своим разумом, а не со всем организмом, воспринимает

себя как некое "эго", существующее "внутри" тела. Перед разумом, отде-

ленным от тела. поставили невыполнимую задачу-контролировать функции

последнего, что неизбежно приводит к конфликту между сознательной волей

и непроизвольными инстинктами. Каждую человеческую личность можно было

разделить на бесчисленное количество составляющих, в зависимости от ее

сферы деятельности, способностей, эмоций, верований и т. д, которые на-

ходились в беспрестанных противоречиях, порождающих постоянное метафизи-

ческое смятение и фрустрацию.


Эта внутренняя раздробленность отражает наш взгляд на "внешний" мир,

который мы воспринимаем как множество отдельных вещей и событий. К при-

родной среде относятся так, как если бы она состояла из независимых час-

тей, используемых группами людей с различными интересами. Раздроблен-

ность распространяется и на общество, которое мы делим на нации, расы,

религиозные и политические группировки. Уверенность в том, что все эти

осколки-в нас самих, в нашей окружающей среде и в обществе-действительно

не связаны между собой, можно рассматривать как основную причину целого

ряда социальных, экологических и культурных кризисов современности. Она

настраивает нас против природы и других людей. Она порождает в высшей

степени несправедливое распределение природных богатств, повинное в воз-

никновении экономических и политических беспорядков; непрерывный рост

как спонтанного, так и узаконенного насилия и загрязнение окружающей

среды, жизнь в которой становится зачастую пагубной и физически, и ду-

ховно.


Картезианское разделение и механистическое мировоззрение были благот-

ворны для развития классической механики и техники, но во многом отрица-

тельно воздействовали на нашу цивилизацию. Удивительно видеть, как наука

двадцатого века, появившаяся на свет в момент картезианского разделения,

преодолевает его ограниченность и возвращается к идее единства, высказы-

вавшейся древними философами Греции и Востока.


В отличие от западных механических воззрений, восточные мистики смот-

рят на все чувственно воспринимаемые предметы и явления как на различные

взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности. Наше стремление разде-

лить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность

своего "эго" буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порожденную

нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи тер-

мина "АВИДЬЯ" (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному

состоянию сознания, которое следует преодолеть: "Когда сознание беспо-

койно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает

покой, множественность исчезает" [2,78].


Хотя школы восточного мистицизма отличаются в деталях, все они под-

черкивают принципиальную целостность Вселенной, и именно это утверждение

является основой механических учений. Высочайшая цель их (индуистов,

буддистов, даосов)-осознание единства и взаимосвязи всех вещей, преодо-

ления ощущения своей изолированной индивидуальности и слияние с высшей

реальностью. Достижение этой цели - "Пробуждение" - заслуга не одного

только рассудка, это переживание, религиозное по своей сущности, вовле-

кает всего человека. Поэтому большинство восточных философских систем

религиозны.


Таким образом, согласно восточным представлениям, разделение природы

на отдельные предметы не является изначальным, и все предметы обладают

текучим и изменчивым характером. Поэтому восточному мировоззрению, вклю-

чающему в качестве основных категорий понятия времени и перемены, внут-

ренне присущ динамизм. При таком подходе космос-это единая нерасчленен-

ная, вовлеченная в бесконечное движение реальность, живая и органичес-

кая, идеальная и материальная одновременно.


Поскольку основными свойствами вещей являются подвижность и изменчи-

вость, то обуславливающие движение силы берут начало не вне предметов,

как полагали представители классической греческой философии а внутри са-

мой материи Соответственно, Божественное, для восточного мистика, вопло-

щается не в образе владыки, управляющего миром из заоблачной выси а в

некоем принципе, управляющем изнутри:


"Тот, кто, присутствуя во всех вещах,

Тем не менее, отличен от этих вещей;

Тот, кого не знает ни одна вещь;

Тот, кто телом своим все вещи объемлет;

Кто управляет всеми вещами изнутри-

Он - твоя Душа, Внутренний Господин,

Бессмертный".


"Брихадараньяка-упанишада", 3,7,15.


Последующие главы покажут, что мировоззрение восточных мистиков в ос-

новных и принципиальных своих чертах совпадает с мировоззрением совреме-

нной физики. В них я хотел бы показать, что восточная - и вообще вся ми-

стическая - философия может быть последовательным и необходимым обосно-

ванием для современных научных теорий, может создать концепцию мирозда-

ния, в которой научные открытия будут прекрасно уживаться с духовными

целями и религиозными верованиями. Две основные части этой концеп-

ции-единство и взаимосвязь всех явлений и, изначально, динамическая при-

рода Вселенной. Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше мы

убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, должен

рассматривать мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих

и пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем неотъемлемой

частью этой системы является и сам наблюдатель.


Нет никакого сомнения в том, что именно это органическое, "экологи-

ческое" мировоззрение восточных философий обеспечило им невероятную по-

пулярность на Западе, особенно в сердцах молодежи. Растущее количество

людей, принадлежащих к западной культуре, видит причину увеличивающегося

недовольства людей западным обществом в том, что доминирующее положение

в западной культуре до сих пор занимает механическое, раздробленное ми-

ровоззрение, и многие обращаются к восточным методам достижения освобож-

дения. Интересно, и, возможно, не очень удивительно, что те, кого прив-

лекает восточный мистицизм, кто заглядывает в "И цзин" и занимается йо-

гой или другой формой медитации, как правило, испытывают заметное недо-

верие к научному знанию. Они склонны видеть в науке, и, в особенности, в

физике, ущербную и скучную дисциплину, ответственную за все грехи совре-

менной технологии.


Цель этой книги - облагородить облик науки, показав, что между духом

восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония.

Я стремился показать читателю, что значимость современной физики прости-

рается далеко за пределы технологии, и что Путь - или Дао - физики может

быть "путем с сердцем" и вести к духовности и самореализации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Похожие:

Фритьоф Капра iconДокументы
1. /Фритьоф Капра-Дао физики.doc
Фритьоф Капра iconДокументы
1. /Фритьоф Капра - Уроки мудрости.doc
Фритьоф Капра iconДокументы
1. /Капра Ф. ''Дао физики''.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов