Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа icon

Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа



НазваниеБолдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа
Дата конвертации10.07.2012
Размер173.96 Kb.
ТипПрограмма

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №30 «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №30»


Утверждаю Принято

Приказ № ______ от ____________ Решение Педсовета

директор ФМЛ №30 ГОУ ФМЛ №30

__________________ Иовлева Э.В. протокол № ______ от ____________


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Интеллектуальные игры»

Возраст детей 5 – 7 класс

Срок реализации 1 год


Авторы-составители

педагоги дополнительного образования


Болдырева Ольга Анатольевна

^ Евстафьев Валентин Андреевич

Орлова Карина Юрьевна


Санкт-Петербург

2008

Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования разработана в рамках научно-технического направления для учащихся 5-7 классов. Она подразуме-вает обучение навыкам ведения интеллектуальных игр, тренировку и развитие качеств, нужных для всякого вида трудовой деятельности. Для ребенка любого возраста игра является прежде всего инструментом познания, средством развития интеллекта, формирования наблюдательности, умения логически мыслить.

Актуальность и целесообразность программы обусловлены тем, что, кем бы учащиеся не стали после окончания школы, им всегда будут нужны знания, хорошая память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, фантазия, пространственное воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. И конечно, в специализированном учебном заведении, каковым явля-ется физико-математический лицей, очень важно дать ученикам возможность развить в себе перечисленные выше качества. Решать эту задачу помогают интеллектуальные игры. Они не только вносят особый, игровой, момент в любой вид деятельности, но и служат развитию творческих способностей человека. В игре развивается умение последовательно мыслить, терпеливо ждать, фантазировать, принимать решение и настойчиво проводить его в жизнь, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.
Интеллектуальные игры развивают у учащихся комбинаторику мышления, способствуют усво-ению абстрактных понятий, помогают осваивать количественные параметры окружающего мира, стимулируют детскую фантазию и воображение.

Сотни тысяч, а возможно, и миллионы различных игр придумало челове-чество за свою многовековую историю. В разных странах есть схожие по смы-слу игры, что позволяет людям разных стран играть вместе, даже не имея воз-можности объясняться друг с другом. В детстве посредством игры познается окружающий мир. В школе игра, соединяя в себе серьезное интеллектуальное занятие и забаву, развлечение, открывает путь к качественно новому уровню обучения. Игра каждому дает возможность пережить высочайшее творческое наслаждение – самому находить ответы на множество разнообразных вопросов, которые в дальнейшем повлекут за собой еще большее количество других вопросов. Любая игра, в особенности игра интеллектуальная, являясь превосходным тренингом, дает возможность полного самовыражения, доставляя ни с чем не сравнимое удовлетворение и заряд душевной бодрости. Более того, приобретенные в игре качества находят применение практически в любой жизненной ситуации.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что в рамках кружка предпринимается попытка обратиться к интеллекту человека в своеобразной обстановке. Интеллектуальные игры связаны с определенным размышлением, обдумыванием хода игры, с поиском и выбором оптимальных вариантов тактики и стратегии. Как нигде, здесь требуется умение логически и в то же время нестандартно мыслить.

Цель: создание условий для развития у учащихся знаний, хорошей памяти, сообразительности, настойчивости, аккуратности, наблюдательности, фантазии, пространственного воображения, внимательности, терпения, умения логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. А также развить у школьников навыки публичного выступления, обучить искусству цивилизованного спора и работе с информацией в условиях информационного общества, воспитать активную гражданскую позицию, обучить основным правилам логики и риторики и умению логично и доказательно отстаивать свою точку зрения.


Задачи:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с различными играми и их историей;

  • знакомство учащихся с правилами ведения дискуссии, развитие навыков ведения дискуссии;

  • участие в играх;

  • приобретение навыка публичных выступлений.



Развивающие:

  • интеллектуальное развитие;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие природных способностей учащихся: внимания, терпения, сосредоточенности, фантазии, наблюдательности, сосредоточенности;

  • повышение познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание в учащихся ответственности и дисциплины;

  • воспитание в учащихся самостоятельности;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся;

  • воспитание навыка коллективной деятельности.

Методы, формы и содержание занятий направлены на погружение уча-щихся в мир интеллектуальных игр и формирование осознания связи игр с окружающим миром. Круг интеллектуальных игр чрезвычайно широк. Он включает командные и индивидуальные игры; комбинационные настольные игры и игры лингвистические; математические игры, игры-головоломки, компьютерные игры и т. д. Занятия делятся на теоретические (в форме бесед, лекций) и практические (отработка на практике теоретических знаний, проходящая в коллективной, групповой и индивидуальной форме в виде игр и соревнований). Теоретические занятия помогают лучше разобраться в особенностях ведения игр, а практические занятия, игры и турниры позволяют на практике реализовать поставленные задачи.

Для более качественной реализации программы и обеспечения диффе-ренцированного подхода к процессу обучения во время проведения трениро-вочных игр предполагается деление всех учащихся на 3 группы.

^ Программа дополнительного образования предназначена для детей 10 -13 лет (5 – 7 класс). Количество учащихся в группе: 15 – 60 человек. Условия приема в группу: принимаются все желающие.

^ Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся по отдельному расписанию, согласованному с планом внеклассной работы лицея и графиком районных и городских мероприятий (общее количество часов –108 из расчета 3 часа в неделю).


Структуру программы составляют два основных раздела:

1. Командные игры

2. Индивидуальные игры



  1. После знакомства с правилами игры, в любой командной игре встает вопрос об организации работы команды. Требуется разработать тактику и стратегию ведения игры, распределить обязанности в команде. В ряде игр учащимся в дальнейшем приходится объяснять сопернику свои действия и оценивать действия противника. Поэтому очень важно сформировать навыки ведения дискуссии, умения правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы противника.




  1. Существует широкий класс индивидуальных игр. Прежде всего учащимся требуется разобраться в этом разнообразии. Индивидуальные игры условно можно разделить на два класса – игры, в которых учащемуся приходится соревноваться с другими игроками, и игры, в которых учащийся должен решить какую-либо логическую задачу, ни с кем не соревнуясь. К каждому классу игры существует свой подход, формирующий соответствующие навыки для успешного освоения этих игр.


^ Предполагаемым результатом осуществления программы дополни-тельного образования является знакомство с разнообразными играми логически-математического характера, овладение учащимися основными навыками работы в команде, участие в соревнованиях, развитие творческих способностей, а также воспитание у учащихся дисциплины, ответственности, коммуникативности, уважения к мнению педагога и товарищей.

^ Формой контроля выполнения образовательных задач служат участие в играх, соревнованиях и олимпиадах.

Формой контроля выполнения развивающих и воспитательных задач является дневник наблюдений педагога, в котором фиксируются достижения учащихся в данной области на протяжении периода обучения.

^ Подведением итогов реализации дополнительной образовательной про-граммы является школьный игровой турнир.

К концу обучения учащие должны:

знать:

- правила логических игр; - основные особенности ведения индивидуальной и командной игры; - основные приемы ведения дискуссии в играх; - основные приемы оппонирования; - основные приемы сбора и разгадывания головоломок;

уметь:

- разработать тактику ведения индивидуальной и командной игры; - распределять роли в команде при ведении командной игры; - разработать стратегию ведению игры; - вести дискуссию в ходе игры, грамотно формулировать вопросы и ответы; - организовать свой досуг при помощи интеллектуальных игр.


Учебно - тематический план работы кружка

№ темы


Наименование разделов и тем



Количество часов



теория

практика


всего

1.

Командные игры










1.1

Цели и задачи обучения.

1

-

1

1.2

Тактика соревновательных игр. Психологическая подготовка.

1

-

1

1.3

Работа в команде.

1

-

1

1.4

Правила математических командных игр ФМЛ № 30.

2

6

8

1.5

Тактика и стратегия подготовки к математическому бою.

1

3

4

1.6

Приемы ведения дискуссии. Оппонирование.

2

16

18

1.7

Ведение математического боя.

1

3

4

1.8

Подведение итогов турнира математических боев.

-

2

2

1.9

Практикум по командным играм.

-

36

36

2.

Индивидуальные игры










2.1

Головоломки.

2

6

8

2.2

Индивидуальные игры-соревнования.

3

6

9

2.3

Игры для нескольких участников.

3

12

15

2.4

Роль игры в жизни, подведение итогов.

1

-

1




^ Всего за год

18

90

108



Содержание программы



  1. Командные игры.


Теория: Цели и задачи обучения в кружке. Требования к учащимся. Основы работы в команде: распределение обязанностей, психологические особенности. Правила командных игр. Математические бои и командные игры ФМЛ № 30: подготовка к игре, ведение игры, оппонирование.

Подготовка к командной игре: внимательная работа с правилами игры, выявление ключевых моментов игры; разработка тактики и стра-тегии ведения игры; распределение обязанностей в команде; взаимодейст-вие между членами команды.

Ведение игры: реализация стратегии игры; внесение корректив по ходу игры; учет, осознание и исправление ошибок каждого участника; разбор игры.

Оппонирование: основные приемы ведения дискуссии; формирование вопросов противнику; психологические особенности публичных высту-плений.


Практика: Отработка навыков ведения командных игр. Практикум.

Подготовка к командной игре: отработка навыков чтения правил иг-ры, выявление скрытых возможностей; отработка тактики и стратегии ве-дения игры; распределение обязанностей в команде, роль капитана при подготовке команды; организация взаимодействия между членами ко-манды.

Ведение игры: реализация стратегии игры; внесение корректив по ходу игры; работа капитана по ходу игры; разбор основных ошибок и положительных моментов игры своей команды и команды противника.

Оппонирование: отработка основных приемов ведения дискуссии; отработка навыков диалога с противником.



  1. Индивидуальные игры.


Теория: Игры-головоломки, игры-соревнования, игры для нескольких участников (правила игр, тактика и стратегия игр). Тактика ведения личной олимпиады. Роль игры в жизни (организация своего досуга в поездках и т. п.). Подведение итогов занятий.

Игры-головоломки: основные виды (полностью разбираемые, частично разбираемые, собираемые, переместительные, ребусы); приемы достижения успеха. Топологические особенности частично разбираемых головоломок. Приемы разгадывания ребусов числового характера.

Игры-соревнования: приемы оптимизации временных, ходовых и т. п. затрат в ходе игры; математические основы создания оптимальной стратегии игры.

Игры для нескольких участников: знакомство с широким спектром игр, правилами; разбор общих стратегий и отличительных особенностей. Обсуждение возможностей расширения известных игр (попытки создания собственных игр на основе имеющихся путем внесения изменений в правила – например, создание игры «Суго» на основе игры «Го»).

Практика: Практикум по играм (различные вариации игры «Крестики – нолики»; различные вариации игры «Пирамида»; «Мельница»; различные вариации игры «Кто быстрее!»; «Домино»; «Нарды»; «Лудо»; «Реверси»; «Румми» и др.). Участие в олимпиадах.

^ Методическое обеспечение




^ Тема программы (раздел)

Формы органи-зации занятия

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение (использованные материалы)

^ Формы подведения итогов

1

Командные игры










1.1

Цели и задачи обучения.

Беседа.

^ Методы: словесный, частично-поисковый.

Приемы: беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.2

Тактика соревно-вательных игр. Психологическая подготовка.

Беседа.

^ Методы: словесный.

Приемы: беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.3

Работа в команде.

Беседа.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, словесный.

Приемы: беседа, показ педагогом.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.4

Правила математических командных игр ФМЛ № 30.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический

Приемы: показ педаго-гом, тренинг, выполнение практических заданий

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.5

Тактика и страте-гия подготовки к математическому бою.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.6

Приемы ведения дискуссии. Оппонирование.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.7

Ведение матема-тического боя.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.8

Подведение итогов турнира математических боев.

Игра.

^ Методы: практический.

Приемы: игра-соревнование.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Итоговая игра.

1.9

Практикум по командным играм.

Соревно-вания.

^ Методы: практический.

Приемы: игра-соревнование.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в чемпионате школы

2.

Индивидуальные игры







2.1

Головоломки.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: игры-головоломки-

Контрольное занятие.

2.2

Индивидуальные игры-соревнования.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: компьютер.

Участие в олимпиаде.

2.3

Игры для нескольких участников.

Семинар, игра.

^ Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: наборы игр.

Контрольное занятие.

2.4

Роль игры в жиз-ни, подведение итогов.

Беседа.

^ Методы: словесный, частично-поисковый.

Приемы: беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.



Перечень необходимого оборудования:


  1. Доска учебная

  2. Компьютер

  3. Проектор

  4. Наборы игр, игры-головоломки



Список литературы для педагогов:



  1. Белов В. Н. Калейдоскоп игр. Лениздат. 1990 г, 192 с.

  2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский Н. К. Твое свободное время. М.: Детская литература, 1970 г,464 с

  3. Гарднер М. Есть идея! М.: Мир, 1982 г, 305 с

  4. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1999 г, 448 с

  5. Гарднер М. Математические досуги. М.: Оникс, 1995 г, 496 с

  6. Дьюдени Г. Э. 520 головоломок. М.: Мир, 2000 г, 334 с

  7. Игнатьев В. И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1978 г, 192 с

  8. Квант. Журнал (все выпуски).

  9. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища школа, 1982.

  10. Кэрролл Л. История с узелками. М.: Фолио, 2001 г, 432 с

  11. Лукачи А. Игры детей мира. М.: Молодая гвардия, 1977 г, 160 с

  12. Мадер В. В. Математический детектив. М.: Просвещение, 1992 г, 96 с

  13. Математические Базы Интернета

  14. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. – М.: Наука, 1985.

  15. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2005 г, 235 с

  16. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. М.: Дрофа, 2006 г, 176 с

  17. Спивак А.В. " Тысяча и одна задача по математике " . М.: Просвещение, 2002 (второе издание — 2005 год)

  18. Учебно-дидактический комплект



Список литературы для учащихся:


  1. Смыкалова Е.В. Математика: Дополнительные главы. 5 класс

  2. Смыкалова Е.В. Математика: Дополнительные главы. 6 класс

  3. Белов В. Н. Калейдоскоп игр. Лениздат. 1990 г, 192 с.

  4. Гарднер М. Есть идея! М.: Мир, 1982 г, 305 с

  5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1999 г, 448 с

  6. Гарднер М. Математические досуги. М.: Оникс, 1995 г, 496 с

  7. Игнатьев В. И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1978 г, 192 с

  8. Кэрролл Л. История с узелками. М.: Фолио, 2001 г, 432 с

  9. Мадер В. В. Математический детектив. М.: Просвещение, 1992 г, 96 с

  10. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2005 г, 235 с




Похожие:

Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconРыбакова Ирина Валентиновна Составлена на основе программы утвержденной мп СССР и гк пто СССР (1992г.) Санкт-Петербург пояснительная записка Настоящая программа
Настоящая программа рассчитана на предпрофессиональную подготовку учащихся 10-11 классов по специальности «Программист-лаборант»...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconБалашов валентин Андреевич
...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconПрограмма по физической культуре пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 1 «В» класса общеобразовательной школы и направлена на реализацию...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2008 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconОткрытое акционерное общество «комета» пояснительная записка к годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 год
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, подготовленной в соответствии...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Лицей №1» г. Нарткала Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования моу «Лицей №1» г. Нарткала рассмотрена...
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconПрограмма вокального кружка «Непоседы» моу сош №3 Автор программы: руководитель кружка Вдовина Екатерина Юрьевна Пояснительная записка
В вокальном кружке «Непоседы» занимаются дети: 8-12 лет-младшая группа; 12-16 лет старшая группа и группа одаренных детей (солистов)....
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconУчебное пособие для студентов вузов специализирующихся на информационных технологиях и информатизации. Санкт Петербург 2006
Научный редактор: Заведующая кафедрой Социологии спб гу итмо, доктор социологических наук, профессор Л. Я. Орлова
Болдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа iconОбразовательная программа «Школа России» пояснительная записка
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№17 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов