3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд icon

3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд



Название3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд
Дата конвертации11.07.2012
Размер54.94 Kb.
ТипУрок

План объяснения нового материала.


1 слайд – запись темы в тетради

Органы дыхания человека.

2 слайд - цель урока

Описать органы дыхания и их функции.

3 слайдэпиграф

Древне-узбекский философ - медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке.

4 слайдверны ли утверждения?

В тетрадях под цифрами 1-4 поставьте: если утверждение верно "+", если нет – "-".

Проверка: все живые организмы дышат; при дыхании освобождается энергия; для дыхания не всем организмам необходим кислород; при дыхании выделяется углекислый газ и другие продукты обмена.

^ 5 слайд – дыхание

процесс выделения энергии при расщеплении органических веществ.

Оно может быть кислородным и бескислородным.

6 слайдкислородное дыхание.

Запись в тетради: совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в расщеплении органических веществ с выделением энергии, удалении углекислого газа и других продуктов обмена.

- Из опыта: какие химические соединения выделяются при выдохе?

- При выдохе выделяются также пары воды, аммиак, сероводород и около 200 разных ядовитых и вредных веществ – продуктов обмена.

^ 7 слайд – две составные части дыхательной системы.

- Какие органы дыхания млекопитающих известны вам из курса зоологии? (лёгкие, бронхи, лёгочные пузырьки)

- Систему органов дыхания составляют воздухоносные пути

и лёгкие.

- Попробуйте сами назвать функцию каждой части.

8 слайд – воздухоносные пути.

- Воздухоносные пути – последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух поступает в лёгкие.

- Это следующие – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

- Запись.

^ 9 слайд – слизистая оболочка.

- Выстилает носовую полость слизистая оболочка, представленая реснитчатым эпителием.

- Назовите основные признаки эпителиальной ткани (плотно расположенные клетки, быстро регенерируют, мало межклетников)

Содержит:

- железы, выделяющие слизь, которая связывает микроорганизмы и пыль из воздуха, слизь также содержит бактерицидные вещества, убивающие микробов и препятствующие их размножению; увлажняет воздух.


- Ворсинки (выросты клеток) создают сплошную ворсистую поверхность, за счёт волнообразных движений, которых слизь с микроорганизмами и пылью гонится к глотке, где проглатывается, (всё попадает в организм – чистый воздух).

- кровеносные сосуды, которыми густо оплетены клетки слизистой, согревают поступающий воздух до температуры тела.

- Зная строение слизистой оболочки, назовите её функции.

- ^ Записываем функции.

10 слайд – носовая полость

-Находится в носу, разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины.

- В каждой находятся извилистые носовые ходы.

- Слова из детской песенки: для чего же?

- Для чего необходима эта извилистость? (любые выросты)

(увеличивается площадь соприкосновения воздуха со слизистой оболочкой носовой полости).

Т.о. ринит или насморк далеко небезобидное заболевание.

^ 11 слайд – дыхательные рефлексы.

- Можете сами назвать какие-нибудь.

- В носовой полости и в гортани находятся рецепторы, при раздражении которых избыточным образованием слизи, в результате воспаления, или попадания твердых мелких частиц, газов, или жидких веществ, происходит их рефлекторное очищение.

- Чихание – быстрый рефлекторный выдох через нос, очищающий носовую полость.(120 км /ч)

- Кашель - быстрый рефлекторный выдох через рот, возникающий в рез-те раздражения гортани, очищающий её.

^ 12 слайд – гортань.

- Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, где также уничтожаются микроорганизмы, а затем в гортань.

- Имеет вид воронки, состоит из хрящей, самый крупный - щитовидный, защищает гортань спереди.

- Попробуем проглотить воображаемую пищу. Что происходит?

^ 13слайд - глотание.

- Давайте посмотрим, что происходит при проглатывании пищи.

(по слайду; надгортанник – хрящ; т.о. пища не попадает в дыхательные пути)

- Объясните поговорку: когда я ем, я глух и нем.

14 слайд – голосовые связки.

- Две полости гортани сообщаются через узкую голосовую щель. Края голосовой щели образованы голосовыми связками, растянутыми между хрящами.

- В спокойном состоянии, щель имеет треугольную форму; во время разговора связки натягиваются и сближаются между собой, выдыхаемый воздух прорывается через сомкнутые края, вызывает вибрацию связок – рождается звук (в образование речи участвуют также, язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть).

- При шепоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

- При крике голосовые связки ударяются друг об друга, повреждаются, что может привести к их воспалению, к хрипоте и потере голоса.

^ 15 слайд – фильм.

- Возрастные изменения, происходящие в гортани:

1) происходит в первый год жизни;

- Смотрим отрывок фильма. Могут ли развитые дети начать говорить раньше 8-месечного возраста?

2) происходит в подростковом возрасте: у мальчиков связки начинают интенсивно удлиняться, с этим связана «ломка» голоса, т.к. мышцы, удерживающие связки ещё не приспособились к их новым размерам; в результате удлинения связок - голос у мужчин на октаву ниже, чем у женщин.

^ 16 слайд – трахея и бронхи.

- Из гортани воздух попадает в трахею. Попробуйте прощупать. Что напоминает? Трахея – трубка.

Работа в группах.

- У меня есть 4 гофрированные трубки, (шланг пылесоса) обсудите и через 1 мин. скажите, можем ли мы принять этот предмет как модель трахеи, зная, что трахея проходит рядом с пищеводом.

Трахея образована хрящевыми полукольцами. Т.к. трахея прилегает к пищеводу её стенка д.б. мягкой, чтобы не препятствовать прохождению пищи.

- Для чего необходимо хорошо пережевывать пищу, с точки зрения строения трахеи?

- Трахея разветвляется на 2 бронха, которые входят в легкие, где продолжают ветвиться.

- Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, поэтому там также происходит согревание, очищение и увлажнение воздуха.

^ 17 слайд – Авиценна.

Вставьте пропущенное слово.

18 слайд – лёгкие.

- Бронхи ветвятся, делясь на бронхиолы, образуя бронхиальное древо.

- Лёгкие – парные органы, конусообразной формы, состоящие из бронхиол, кровеносных сосудов и легочных пузырьков.

- Легкие заполняют всю грудную полость (кроме сердца), в каждом легком 350 млн. легочных пузырьков, общей поверхностью 100 кв. м.

^ 19 слайд – альвеолы.

- Легочные пузырьки – альвеолы, располагаются гроздьями на концах самых тонких бронхиол.

- Стенки альвеол образованы однослойным эпителием, внутри они заполнены воздухом, который поступает в них с первым вздохом новорождённого.

- Альвеолы густо оплетены сеткой капилляров.

- Что представляют собой капилляры?

- Т.к. капилляры и альвеолы образованы одним слоем клеток, то газообмен через них легко осуществим.

- Эпителий пузырьков вырабатывает вещества , которые выстилают в виде плёнки всю их внутреннюю поверхность, не позволяя пузырькам смыкаться.

- Интенсивное образование мокроты во время воспаления – это выведение плёнки, которая обезвреживает микроорганизмы и в большом количестве замещается, что затрудняет газообмен.

- ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА С ПОГРУЖЕНИЕМ ЛЕГОЧНОЙ И МЫШЕЧНОЙ ТКАНЕЙ В ВОДУ.

^ 20 слайд – легкие.

Легочная плевра.

Пристеночная плевра.

Плевральная полость.

- Легкие растянуты за счёт отрицательного давления ( относительно атмосферного) в плевральной полости.

- При нарушении герметичности плевральной полости возникает пневматорекс, в полость поступает воздух и легкое слипается, прекращается газообмен.

- ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА С МАКЕТОМ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ.

^ Закрепление нового материала.

- Из каких же двух составных частей состоит дыхательная система?

- Какова функция воздухоносных путей?

- Лёгких?

21 слайд - проверь себя.

- Слепые картины. Записать составные части дыхательной системы, под цифрами от1 до 4.

- ПРОВЕРКА

ИТОГ УРОКА.

- Какая была цель?

22 слайд – цель.

Достигли или нет?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1) Творческое задание.(кто усвоил)

2) 24 параграф (у кого одна ошибка)

3) таблица стр. 82. (у кого две и более ошибок)




Похожие:

3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconИбн Сина Абу Али Хусейн
Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени....
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconНазвание команды
Вступление (титульный слайд), логическая последовательность слайдов, заключение (заключительный слайд) (max 10 б.)
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconКритерии оценивания творческих работ
Вступление (титульный слайд), логическая последовательность слайдов, заключение (заключительный слайд)
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconСлайд 1 Организационный Слайд 2
Ведущий 2 в день матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconМоу «сош г. Бирюча»
Ведущая. Сегодня, друзья, мы отправляемся в необычное путешествие в город Чистоты (Слайд 1). Приглашаем всех принять в нём участие...
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconАбу Али ибн Сина

3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconБейты Абу Али ибн Сина

3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconСлайд №1) общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края. Руководитель кнош «Дракончики» (слайд №2)
Кнош «Дракончики» краеведческое научное общество школьников «Дракончики» Муниципального (слайд №1) общеобразовательного учреждения...
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconДокументы
1. /Книга Ахмада Ибн-фадла ибн-аль-`Абасса ибн-Рашида ибн-Хаммада.doc
3 слайд – эпиграф Древне-узбекский философ медик Ибн Сина (лат. Авиценна), жил в 10 веке. 4 слайд iconСлово учителя: Говорят, человек должен в своей жизни (слайд 2) построить дом, посадить дерево, вырастить сына, и можно считать, что свою жизнь он прожил не зря, потому что оставил свой след на земле.
Наверное, это действительно так. Это счастливый человек… а один мудрец сказал, что для счастья человеку нужно совсем немного: (слайд...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов