Программа учебного курса icon

Программа учебного курса



НазваниеПрограмма учебного курса
Дата конвертации11.07.2012
Размер90.11 Kb.
ТипПрограмма

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


для аспирантов

«МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»




Количество часов: 92

Лекционных: 32

Семинарских: 14

Самостоятельная работа: 46


Цель дисциплины

Основная цель дисциплины – ознакомить слушателей с содержанием и спецификой исследовательской работы в области этики. Прослушавшие курс более чётко будут представлять себе задачи, которые надо будет решать в диссертационном исследовании, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются соискатели степени в ходе написания диссертационного текста и его защиты.

^ В предлагаемом курсе

  • Описывается специфика этического взгляда на мир, то есть раскрывается предмет и структура этики,

  • Обозначается круг основных проблем и ценностей, занимающих этику,

  • Указываются ведущие направления деятельности соискателя, связанные с поиском материала, формулировкой темы, определением структуры исследования, обоснованием выводов, написанием текста, подготовкой к публичной защите,

  • ^ Называются типичные ошибки и промахи соискателей, препятствующие успешной своевременной защите искомой степени,

  • Перечисляются общенаучные и специфические методы, используемые этической наукой.


Задачи дисциплины

Слушателям предстоит:

  • усвоить специфику этического взгляда на мир,

  • ознакомиться с основными методами этико-философского исследования и

методологическими позициями различных этических школ,

- отработать навыки культуры чтения и научного использования текстов философско-этического содержания,

  • откорректировать умение объективно и вдумчиво вчитываться в чужие и собственные тексты,

  • усовершенствовать опыт коллективного обсуждения этических проблем, предполагающий умение высказывать и отстаивать собственное мнение, учитывая точку зрения собеседника.



^ Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины

Содержание дисциплины организовано таким образом, чтобы в оптимальной степени объединить теорию и практику, чтобы научные выкладки сочетались с конкретными задачами и исследовательскими интересами всех слушателей.
В лекционном материале используются не только опыт прославленных предшественников, но и живые наблюдения из практики работы учёного сообщества. Рассуждения о методах и методологии этической науки не будут чужды элементов полемики, что призвано подготовить слушателей к умению вписаться в научный мир достойно и конструктивно.

^ Основное содержание дисциплины:

Лекционные занятия:

Тема 1

Специфика этического взгляда на мир. Предмет этики: пространство межсубъектных ценностных отношений. Сущность и структура морали.

Тема 2

Чтение литературы - научной и иной, необходимой для работы по теме. Виды чтения: чтение-просмотр, выборочное, беглое сплошное, чтение-изучение.

Тема 3

Общенаучные методы, методика и методология этико-философского исследования. Проблемы применимости общенаучных методов в сфере морали.

Тема 4

Культура научной (письменной и устной) речи. Терминологическая точность, выразительность, стилистические особенности. Авторедактирование.

Тема 5

Этапы и основные проблемы работы над диссертацией. Тема, структура, поиск материала, работа над текстом, публикации, подготовка к защите, защита.

Тема 6

Этическая аргументация. Логическое, ценностное, практическое обоснование. Факт и долженствование. Истина и ложь в сфере этики.

Тема 7

Научная полемика: сущность, содержание и этикет. Разновидности критики. Этические ракурсы полемики и опровержения в сфере этического знания.

Тема 8

Нравственные аспекты научной работы в сфере этики. Доля авторского участия в тексте. Проблема ответственности за содержание и результаты исследования.

Тема 9

Ключевые этические категории. Справедливость: уравнивающий и распределительный типы. Традиции этической рефлексии и современность.

Тема 10

Ответственность как механизм социальной связи и как качество субъекта. Структура ответственности. Факторы надёжности ответственной связи.

Тема 11

Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема. Знание и вера. Нравственно-ценностные парадоксы Десятословия, Нагорной проповеди, «Домостроя».

Тема 12

Нравственная мера: сущность, ракурсы. Полемика Канта с Аристотелем по поводу принципа золотой середины. Мера и система значимых модусов.

Тема 13

Нравственные конфликты: сущность, специфика, факторы. Варианты установок на взаимодействие. Возможности преодоления и разрешения конфликтов..

Тема 14

Нравственная воля: историко-этический и нравственно-психологический анализ. Многомерность воли. Позитивные и негативные проявления воли.

Тема 15

Этическая категория счастья. Факторы счастья. Многомерность жизни и жизнеощущения. Соотносительность и нравственно-ценностное наполнение счастья.

Тема 16

Духовность как социокультурная ценность: способность субъекта согласованно утверждать высшие ценности культуры.

^ Практические занятия

Тема 1

Анализ и синтез в работе с этико-философским материалом.

Тема 2

Этические парадоксы.

Тема 3

Возможности графического метода в этике.

^ Тема 4

Выдвижение гипотезы.

Тема 5

Своё и чужое в научном тексте, публикации.

Тема 6

Аргументация в научном тексте.

Тема 7

«Работа над ошибками».


^ Основные понятия дисциплины:

Авторство, актуальность темы, аргументация, выводы, гипотеза, диссертация, критика; культура речи, полемики, цитирования, чтения; логика, метод, методология, мораль, нравственность, ошибка, парадокс, перспективы исследования, предмет исследования, плагиат, публикация научная, самокритика, структура текста, текст, философия, этика.

^ Технология освоения программы прежде всего включает в себя текущий контроль за качеством усвоения знаний

Лекционные и семинарские занятия дают возможность судить – по серьёзности задаваемых вопросов, уровню аргументации, глубине проникновения в рассматриваемые тексты – о степени научной зрелости слушателей, о том, в какой мере они овладели анализируемыми методами и методологией философско-этического исследования.


^ Организация самостоятельной работы

Помощь в самостоятельной работе должна оказать литература, предложенная к курсу. Кроме того, слушателям предстоит продемонстрировать умение работать с другими источниками, в том числе с собственными текстами, извлекая из них необходимый для плановых обсуждений материал.


^ Типовые задания для самостоятельной работы в целом совпадают с вопросами к итоговому собеседованию (и темами рефератов):

Специфика этического взгляда на мир.

Виды и особенности делового чтения.

Методика и методология этико-философского исследования.

Культура научной речи.

Этапы и основные проблемы работы над диссертацией

Анализ и синтез в работе с этико-философским материалом.

Своё и чужое в научном тексте, публикации.

Этическая аргументация.

Возможности графического метода в этике.

Научная полемика: сущность, содержание и этикет.

Нравственные аспекты научной работы в сфере этики.

Доля авторского участия в тексте.

Проблема ответственности за содержание и результаты исследования.

Этическая категория «справедливость».

Ответственность как механизм социальной связи и как качество субъекта.

Вера: нравственный потенциал и нравственные проблемы.

Нравственно-ценностные парадоксы Десятословия.

Социокультурный потенциал Нагорной проповеди.

Этические смыслы «Домостроя».

Понимание этических парадоксов.

Нравственная мера: сущность, ракурсы.

Нравственные конфликты: сущность, специфика, факторы.

Нравственная воля: многомерность, позитивные и негативные проявления.

Этическая категория счастья.

Духовность как социокультурная ценность.

^ Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим занятия, в виде обобщённой экспертной оценки – по результатам завершающего собеседования и с учётом работы слушателей в ходе изучения дисциплины..


^ Рекомендуемая литература

а) Основная литература. Учебные пособия:

Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. – М., 1977.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. – СПб., 2001.

Зимбули А.Е. Как увидеть добро? // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания №2. – Новосибирск, 2003. – С.43 – 65.

Иванов В.Г. История этики Древнего Мира. – Л.,1980.

Иванов В.Г. История этики Средних веков. – СПб., 2002.

Очерки истории русской этической мысли. – М., 1976.

Очерки этической мысли в России конца XIX – начала XX века. – М., 1985.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998.

Этика. – Минск, 2002.


б) Литература по общенаучной и этико-философской методологии:

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л.,1982.

Анчел Е. Этос и история. – М., 1988.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. – М., 1983.

Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. – М., 1978.

Борзых В.В. Моральная прогностика: Методология, способы, проблемы. – М.: 1986.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Ганжин В.Т. Нравственность и наука. – М., 1978.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

Диалектика и этика. – Алма-Ата, 1983.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1984.

Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. Т.4. ч.1. – М., 1965.

Клайн М. Математика: Утрата определённости. – М., 1984.

Комаров В.Н. Наука и миф. – М., 1988.

Кочергин А.Н., Семёнов Е.В., Семёнова Н.Н. Наука как вид духовного производства. – Новосибирск, 1981.

Крапивин В.В. Марксистско-ленинская философия: Методологические и методические вопросы изучения. – М., 1979.

Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. – Л., 1978

Медведев Ж. Взлёт и падение Лысенко. – М., 1993.

Мерсон А.Л., Ханов Н.И. Качество научного труда. – Л., 1986.

Методика преподавания этики в высшей школе. – М., 1980.

Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания. – М., 1987.

Методология этических исследований. – М., 1982.

Мещеряков В.Т., Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали. – Л., 1989.

Михалик М. Диалектика развития социалистической морали. – М., 1978

Мораль и этическая теория. – М., 1974.

Мораль: сознание и поведение. – М., 1986.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Ортодокс (Аксельрод Л.И.) Рецензия на книгу «Материализм и эмпириокритицизм» // Ленин В.И. Сочинения. Изд.2-е. Т.13. – М., 1936. – С. 329 –333.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.

Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.

Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.

Семёнов Е.В. Огонь и пепел науки. – Новосибирск, 1990.

Торчилин В.П. Там, где кончается наука. – М., 1991.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

Философия и методология науки. – М., 1996.

Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.

Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. – М., 1976.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989.

Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. – СПб, 1993.

Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Шефтсбери А.Э.К. Моралисты // Эстетические опыты. – М., 1975.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Избр. филос. произведения. Кн.2. «Об аффектах», Кн. 3. «О морали». – М., 1965.

Ethos - I. Нравственность и общение. – Вильнюс, 1989.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540000 Педагогические науки.


Составитель программы: доктор филос. наук Зимбули А.Е.




Похожие:

Программа учебного курса iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие»
Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ
Программа учебного курса iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 11 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа учебного курса iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 10 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа учебного курса iconПрограмма курса «технология» 1-4 классы Пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного...
Программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «Серебряный пояс России»
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «Серебряный пояс России», программы курса «Серебряный...
Программа учебного курса iconУчебно-методический комплекс для фрагмента дистанционного учебного курса заключение
Результаты проектирования системы до и дистанционного учебного курса
Программа учебного курса iconПрограмма внеурочной деятельности по ритмике по стандартам фгос для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «Краеведение» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков...
Программа учебного курса iconПрограмма учебного курса
В процессе изучения дисциплины используется разнохарактерный материал – это и историко-философские, и лингвистические, и психологические...
Программа учебного курса iconОбразовательная программа по предмету математика для 2 класса Пояснительная записка
Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских...
Программа учебного курса iconРабочая программа для учащихся 8 класса Составитель: Толстобова Т. П. учитель, высшая категория Пушкино
Рабочая программа по основам проектной деятельности (опд) составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов