Кафедра этики и эстетики icon

Кафедра этики и эстетики



НазваниеКафедра этики и эстетики
Дата конвертации11.07.2012
Размер70.41 Kb.
ТипПрограмма



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ




ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


для аспирантов

«НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»




Количество часов: 48

Лекционных: 12

Практических: 12

Самостоятельная работа: 24


Цель дисциплины

Восхищение, стыд, гордость, укор, благодарность, возмущение – всё это естественные формы нравственной оценки, без которых немыслимо человеческое общение, тем более школьное (а ведь наш университет – педагогический). Вместе с тем до сих пор не существует целостной теории, которая объясняла бы происхождение и степень объективности оценок типа «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость». В предлагаемом курсе

  • осмысливаются этические основы понимания природы нравственной оценки,

  • объясняются парадоксы нравственного восприятия и нравственных отношений, что даёт возможность

  • по-новому взглянуть на извечную проблему насилия,

  • увидеть перспективы восхождения человечества к ненасильственной культуре.



Задачи дисциплины

Слушателям предстоит:

- выработать целостное понимание природы нравственной оценки,

  • уметь выстраивать логически выверенные оценки нравственно-значимых событий – не на основе настроения или своекорыстных интересов, а по возможности всесторонне, объективно, аргументировано.



^

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины


В процессе изучения дисциплины используется разнохарактерный материал – это и историко-философские, и лингвистические, и психологические сюжеты. Большое значение имеет обращение к живому учебному и исследовательскому опыту слушателей. Значительный упор в изложении делается на изобразительные пояснения – использование графического материала способствует формированию более ёмких представлений о рассматриваемых проблемах, позволяет вычленять в сложнейших явлениях самое существенное. Особое внимание уделяется семантическим ракурсам нравственной оценки, что будет содействовать развитию взыскательности слушателей к терминологическому аппарату.

^ Основное содержание дисциплины:

Лекционные занятия:

Тема 1

Нравственно-ценностное общение. Благородные и парадоксальные призывы древних мудрецов. Виды, функции, критерии этических оценок. Особенности нравственного восприятия.

Тема 2


Нравственные парадоксы. Сущность парадокса: неожиданность, смысловой сбой, сшибка понятий. Древние логические парадоксы. Парадоксы нравственного восприятия, нравственных отношений, нравственной оценки. Парадоксальность основных нравственных категорий.

Тема 3

Структура поступка как основа нравственной оценки. Эмоциональный исток поступка: мотив. Цель поведения – мотив, прошедший стадию осмысления. Контекст. Инструмент. Старания. Результат. Отношение субъекта к поступку. Граф нравственной оценки.


Тема 4

Содержание нравственной оценки. Нравственно-значимые характеристики: возможности упорядочения (структура поступка, связи с миром). Элементарные, ответные, сложные нравственные установки. Природа и разновидности уважения.

Тема 5

Нравственная оценка: в поисках точности. Возможен ли союз этики и математики. Измерение как процесс и как результат. Измерение, исчисление, оценка. Качество и количество в морали. Точность измерений: возможность и потребность. Квалиметрия. Квалитология. Семантические оценочные процедуры.

Тема 6

Семантическая определённость в морали. Генезис этических понятий. Шкалирование нравственной оценки. Семантический дифференциал. Семантические шкалы. От дихотомии добра/зла – к обобщённой шкале нравственной оценки. Графическая интерпретация нравственной многомерности.


^ Практические занятия:

Тема 7

Нравственные парадоксы в религиозной сфере.

Тема 8

Алгоритмы политики и мораль.

Тема 9

Парадоксы насилия.

Тема 10

Парадоксы философии и практики ненасилия.

^ Тема 11

Нравственные парадоксы науки.

Тема 12

Пределы нравственной оценки.


Основные понятия дисциплины:

измерение, насилие (сущность, виды, факторы – объективные и субъективные, индивидуальные и социальные), ненасилие (сущность, виды), нравственность, нравственная установка, околонасильственные формы поведения, оценка (алгоритм нравственной оценки, шкала оценки, обобщённая шкала нравственной оценки, профиль оценки, фактор оценки, содержание оценки – отзывчивость, расчётливость, доброжелательность, ответственность, щепетильность, цинизм, упорство, достоинство, самоуничижение, справедливость), парадокс (парадоксы нравственного восприятия, нравственных отношений, нравственной оценки); поступок, структура поступка (мотив, цель, контекст, инструмент, старания, результат, отношение), семантическая определённость, уважение, ценность, этика.

^ Технология освоения программы базируется на организации текущего контроля за качеством усвоения знаний

Лекционные и семинарские занятия дают возможность (исходя из серьёзности задаваемых вопросов, уровня аргументации, глубины проникновения в рассматриваемые тексты, умения подключать к рассуждению собственный жизненный опыт) судить не только о степени заинтересованности слушателей дисциплиной, но и об их исследовательской зрелости.


^ Организация самостоятельной работы

Помощь в самостоятельной работе прежде всего призвана оказать литература, предложенная к курсу. Кроме того, слушателям предстоит продемонстрировать умение работать с другими источниками, в том числе с собственными текстами, извлекая из них необходимый для плановых обсуждений материал.


^ Типовые задания для самостоятельной работы в целом совпадают с вопросами к итоговому собеседованию (и ориентировочными темами рефератов):

Нравственно-ценностное общение.

Особенности нравственного восприятия.

Виды, функции, критерии этических оценок.

Нравственные парадоксы.

Парадоксы нравственного восприятия, нравственных отношений, нравственной оценки.

Структура поступка.

Содержание нравственной оценки.

Природа и разновидности уважения.

Нравственная оценка: возможность точности

Семантическая определённость в морали.

Шкалирование нравственной оценки.

Семантический дифференциал.

Графическая интерпретация нравственной многомерности.

Нравственные парадоксы в религиозной сфере.

Алгоритмы политики и мораль.

Парадоксы насилия.

Парадоксы философии и практики ненасилия.

Нравственные парадоксы науки.

Пределы нравственной оценки.


^ Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим занятия, в виде обобщённой экспертной оценки – по результатам завершающего собеседования и с учётом работы слушателей в ходе изучения дисциплины..


^ Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Анисимов С.Ф. Моральная оценка и поведение // Мораль развитого социализма. – М.: Мысль, 1976. – С.81-95.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998.- 471с.

Зимбули А.Е. Как увидеть добро? Объяснительные возможности графического метода в этике // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 2 (Сборник научных трудов). – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003. – С.43 – 65.

Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. – СПб.: РГПУ, 2001. – 169с.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность преподавателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 120с.

Лобовиков В.О. Модальная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1984. – 269с.

Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.

Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. – М.: МГУ, 1989. – 86с.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464с.

Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 271с.


б) дополнительная литература

Антология ненасилия. - Москва - Бостон: GOLUBKA, 1992. - 256с.

Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. - М.: Наука, 1986.

Библия.

Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199с.

Брожик В. Марксистская теория оценки. – М.: Прогресс, 1982. – 261с.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – СПб.: Диамант, 1998. – 523с.

Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. - М.: Учпедгиз, 1956. – 136с.

Ивин А.И. Основания логики оценок. - М.: МГУ, 1970. – 230с.

Измерение // Большая советская энциклопедия. Т.10. - С.77.

Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М.: Прометей, 1990. – 110с.

Культура ненасилия - будущее человечества: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сентябрь 1999. - М.: Ассоциация «Педагогика ненасилия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 186с.

Пухначёв Ю.В., Попов Ю.П. Математика без формул. – М.: Столетие, 1995. – 507с.

Симфония на Ветхий и Новый завет. В двух частях. - СПб.: АО «Интерцентр»,1994.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 339с.

Терёхина А.Ю. Неметрическое многомерное шкалирование (метрическое представление неметрических данных). - М.: Институт проблем управления, 1977. - 73с.

Этика ненасилия: Материалы международной конференции. - М.: Научно-просветительское общество «Этика ненасилия», 1991. - 242с.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540000 Педагогические науки.


Составитель программы: доктор филос. наук Зимбули А.Е.





Похожие:

Кафедра этики и эстетики iconДиалог этики и эстетики
Что называется, спасибо Аристотелю и Баумгартену… с их благословения мы имеем нечто наподобие сиамских близнецов – двух дамочек,...
Кафедра этики и эстетики iconСеминар по подготовке педагогов к работе с букварём для мигрантов (с 2010 г.)
Петербурга (науч рук чл корр. Рао, д п н., зав каф эстетики и этики факультета философии ргпу имени А. И. Герцена, А. П. Валицкая):...
Кафедра этики и эстетики iconН. К. Черкасова внутренняя речь в работе над ролью методическая разработка
К. С. Станиславского, ни одного закона, им открытого, который не был бы рассмотрен либо с позиции современной психологии, физиологии...
Кафедра этики и эстетики iconИнформационное письмо о проведении международной конференции «Эстетика и этика в изменяющемся мире», посвященной 25-летию кафедры эстетики и этики ргпу им. А. И. Герцена
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в конференции «Эстетика и этика в изменяющемся мире», которая состоится 2-3 апреля...
Кафедра этики и эстетики iconКоторая состоится
Жешувского университета (Польша), Кафедра межкультурной коммуникации ргпу им. А. И. Герцена (Россия), Кафедра русского языка Одесского...
Кафедра этики и эстетики iconМинистерство здравоохранения ар крым украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского кафедра русского языка кафедра философии и социальных наук
Кафедра русского языка и кафедра философии и социальных наук приглашают Вас принять участие в международной научно-практической конференции...
Кафедра этики и эстетики iconДокументы
1. /УМК кафедра права/Корниенко/УМК по УПП.doc
2. /УМК...

Кафедра этики и эстетики iconДокументы
1. /УМК кафедра права/Абросимова/УМК (ПО).doc
2. /УМК...

Кафедра этики и эстетики iconКафедра английского языка и кафедра романо-германской филологии факультета иностранных языков
Целью олимпиады является проверка знаний учащихся выпускных классов и их готовности к сдаче егэ по английскому, французскому и немецкому...
Кафедра этики и эстетики iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов