Программа учебного курса icon

Программа учебного курса



НазваниеПрограмма учебного курса
Дата конвертации11.07.2012
Размер91.03 Kb.
ТипПрограмма


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА




КУРС ПО ВЫБОРУ

ЭТИКА: ПАРАДОКСЫ И АЛГОРИТМЫ НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ



Направление:

Курс: 2

Форма обучения: очная

Семестр: 3

Количество часов:

Аудиторных – 54

Лекционных – 54

Семинарских

Самостоятельная работа

Форма аттестации – зачёт


Цель дисциплины

Аристотель усматривал ближайшую связь между психологией и этикой. Действительно, какую бы в дальнейшем ни избрали специализацию выпускники психолого-педагогического факультета, им понадобятся научные представления о том, как при помощи мыслей, переживаний, практической деятельности люди определяют своё отношение к миру, - то есть о том, что составляет сущность морали и что изучает этика. Предметом осмысления слушателей курса станут добро и зло, справедливость и несправедливость, ответственность и безответственность, благородные и низкие поступки, героизм и преступность, поиски смысла жизни, счастье, достоинство, нравственная оценка, духовность и многое другое, касающееся нравственно-ценностного модуса существования человека.


^ В предлагаемом курсе

  • закладываются этические основы понимания природы нравственной оценки,

  • объясняются парадоксы нравственного восприятия и нравственных отношений, что даёт возможность

  • по-новому взглянуть на извечную проблему насилия,

  • увидеть перспективы восхождения человечества к ненасильственной культуре.



Задачи дисциплины

Слушателям предстоит:

- выслушать и осмыслить объяснение того, что представляет собой предмет философской науки «этика»,

- выработать целостное понимание природы нравственной оценки,

- освоить строгую научную лексику,

- научиться анализировать нравственно-значимые события, исходя не из настроения или ситуативных интересов, а по возможности всесторонне, объективно, аргументировано.


^

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины


В процессе изучения дисциплины используется разнохарактерный материал – это и историко-философские, и лингвистические, и психологические сюжеты.


Большое значение имеет обращение к живому опыту слушателей, оно призвано помочь дисциплине избежать налёта псевдоакадемичности, оторванности от интересов аудитории.

Многое в изложении подкрепляется изобразительными пояснениями – использование графического материала способствует формированию более ёмких представлений о рассматриваемых проблемах, научает вычленять в сложнейших явлениях самое существенное.

Особое внимание уделяется семантическим ракурсам нравственной оценки, что будет содействовать развитию речевой культуры будущих педагогов, бережному и ответственному их отношению к родной речи вообще и к профессиональной речи в частности.


^ Текущий контроль качества усвоения знаний

Поскольку факультетом в плане не предусмотрены семинарские занятия, которые лучше всего дают возможность проверить степень включённости слушателей в проблематику, меру их конструктивной заинтересованности, – остаётся использовать возможности лекционных занятий. В них включаются элементы диалога, а активность слушателей – вопросы, ремарки, «подсказки», живые примеры – всячески поощряется.


^ Итоговая аттестация по дисциплине проходит на зачете, в ходе которого выясняется степень осмысленного усвоения студентами пройденного материала.

Основное содержание дисциплины

Тема 1

Введение в дисциплину. Предмет этики. Сущность, структура и функции морали. Переживания, рефлексия, поведение. Нормы, принципы, идеалы. Страх, стыд, совесть.

Тема 2

Нравственные ценности в фольклоре. Пословицы о людях и их взаимоотношениях: о добре, зле, честности, лживости, справедливости, великодушии и т.п.

Тема 3

Происхождение морали. Богословский, натуралистический, социокультурный подходы к решению этого вопроса. Критерии нравственного прогресса.

^ Тема 4

Предыстория этики. Жизненные ценности и судьбы человека Древнего мира: Вавилония, Китай, Греция, Рим.

Тема 5

Парадоксы нравственной сферы. Возможно ли безоценочное отношение человека к миру. Благородные и парадоксальные призывы древних мудрецов.

Тема 6

Парадоксы религиозной сферы. Призывы и запреты Десятословия. Ценности, язык, аргументы Моисея. Моисей и современность.

Тема 7

Этика классической античной Греции. Судьбы философов и учений: Сократ, Платон, Аристотель. Античные добродетели. Этическая рефлексия.

^ Тема 8

Религиозный и нравственный смысл Нагорной проповеди. Новое в аргументах Христа

Тема 9

«Домострой» как выразитель мироотношения русского человека. Справедливость и несправедливость, нравственные запреты и ориентиры «Домостроя».

Тема 10

Парадоксы политики. Политические ценности и нравственная оценка политической деятельности. Взгляды Макиавелли, Ганди, Кинга, Сахарова.

Тема 11

Нравственные ценности. Сущность и виды ценностей. Потребностные, затратные, эмпатические, целевые ценности. Общий подход к трактовке добра и зла.

Тема 12

Нравственная оценка. Парадоксы оценки. Структура поступка как основа нравственной оценки. Мотив, цель, контекст, инструмент, старания, результат, отношение.

Тема 13

Нравственная справедливость. Уравнивающая и воздающая справедливость. Справедливость как динамическое равновесие во взаимоотношениях между субъектами.

Тема 14

Нравственная ответственность. Структура механизма ответственности: субъект, предмет, инстанция. Условия надёжности ответственной связи.

^ Тема 15

Парадоксы взаимоотношений науки и морали. Ценности и проблемы научной сферы. Наука и околонаучная активность.

Тема 16

Искусство и мораль. Назначение искусства с точки зрения всех, кто к нему причастен. Ценность и нравственная цена красоты.

Тема 17

Экология и мораль. Варианты природоохранной аргументации: богословский, социокультурный, этико-экологический. Экологический императив.

Тема 18

Воля: историко-философский и психологический анализ. Характеристика и нравственная оценка позитивных и негативных проявлений воли.

Тема 19

Шкалирование нравственной оценки. Виды шкал. Универсальная шкала нравственной оценки. Графические модели нравственных парадоксов.

Тема 20

Нравственные парадоксы насилия. Сущность и типология насилия. Факторы насилия. Околонасильственные формы поведения. Нравственная оценка насилия.

Тема 21

Ненасилие как философия и жизненная практика. Парадоксы ненасилия. Нравственно-ценностная сущность и нравственная оценка ненасилия.

Тема 22

Нравственный конфликт: специфика, факторы, варианты установок. Разновидности деструктивного и конструктивного взаимодействия.

Тема 23

Нравственное долженствование: этимологический, психологический, историко-этический ракурсы. Нравственно-положительные и ущербные формы долженствования.

^ Тема 24

Нравственная мера в истории (учение Аристотеля о золотой середине. Кант о мере). Современное понимание.

Тема 25

Профессиональная этика: понятие, сущность, основные параметры. Проблемы и ценности профессиональной сферы. Педагогическая этика как разновидность профессиональной этики.

^ Тема 26

Профессионально-этические аспекты современной психологии. Проблемы, ценности, перспективы.

Тема 27

Духовность и счастье как нравственные ценности. Многомерность культуры и парадоксальность счастья. Факторы и нравственная цена счастья.


^ Основные понятия дисциплины:

Основные понятия дисциплины:

Альтруизм, безобразное, бескорыстие, великодушие, вера, возвышенное, воля, гармония, гений, добро, долженствование, достоинство, духовность., житейская опытность, зло, знание, золотое правило морали, идеал, измерение, искусство, конфликт, красота, культура (сущность, сферы), мера, мудрость, насилие (сущность, типология, факторы), наука, ненасилие (сущность, виды ненасилия, его нравственная оценка), низменное, норма, нравственность, нравственная установка, нравственная ценность, одарённость, околонасильственные формы поведения, ответственность, оценка, парадокс, политика, поступок, прекрасное, принцип, происхождение морали, профессиональная этика, религия, совесть, структура поступка (мотив, цель, контекст, инструмент, старания, результат, отношение), справедливость, страх, стыд, структура морали, счастье, талант, уважение, художественная деятельность, цинизм, шкала оценки, эгалитаризм, эгоизм, экологический императив, экология, эмпатия, эстетика, эстетические потребности, эстетические чувства, эстетическое сознание, эстетическое суждение, этика.


^ Организация самостоятельной работы

Помощь в самостоятельной работе прежде всего должны оказать учебник А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна «Этика» и пособие «Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы», подготовленное автором курса. Кроме того, слушателям предстоит продемонстрировать умение работать с учебно-методической, справочной, а также художественной литературой, извлекая необходимый по курсу материал.


^ Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998.- 471с.

Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. – СПб.: РГПУ, 2001. – 169с.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464с.

Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 271с.


б) дополнительная литература

Андреев Л. Правила добра // Собрание сочинений в шести томах. Т.4. – М.: Художественная литература, 1994. – С.13 – 35.

Антология ненасилия. - Москва - Бостон: GOLUBKA, 1992. - 256с.

Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в четырёх томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983, С.53 – 293.

Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники:– Ежегодник 1984-1985. - М.: Наука, 1986.

Библия.

Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199с.

Брожик В. Марксистская теория оценки. – М.: Прогресс, 1982. – 261с.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – 592с.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – СПб.: Диамант, 1998. – 523с.

Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. - М.: Учпедгиз, 1956. – 136с.

Домострой. – СПб.: Наука, 2000. – 400 с.

Ивин А.И. Основания логики оценок. - М.: МГУ, 1970. – 230с.

Измерение//Большая советская энциклопедия. Т.10. - С.77.

Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М.: Прометей, 1990. – 110с.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность преподавателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 120с.

Культура ненасилия - будущее человечества: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сентябрь 1999. - М.: Ассоциация «Педагогика ненасилия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 186с.

Лобовиков В.О. Модальная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1984. – 269с.

Макиавелли, Никколо. Государь (любое издание).

Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: АГРАФ, 1998. – 473с.

Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. – М.: МГУ, 1989. – 86с.

Пухначёв Ю.В., Попов Ю.П. Математика без формул. – М.: Столетие, 1995. – 507с.

Симфония на Ветхий и Новый завет. В двух частях. - СПб.: АО «Интерцентр»,1994.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 339с.

Терёхина А.Ю. Неметрическое многомерное шкалирование (метрическое представление неметрических данных). - М.: Институт проблем управления, 1977. - 73с.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? (Любое издание)

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Предисловие (Любое издание).

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I – М.: Наука, 1989. – С.91 – 94.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992. - С. 44 – 237, 491 – 512.

Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. – М.: Изд-во политической литературы, 1982. – 287с.

Этика ненасилия: Материалы международной конференции. - М.: Научно-просветительское общество «Этика ненасилия», 1991. - 242с.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540000 Педагогические науки.


Составитель программы: канд. филос. наук Зимбули А.Е.






Похожие:

Программа учебного курса iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие»
Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ
Программа учебного курса iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 11 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа учебного курса iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 10 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа учебного курса iconПрограмма курса «технология» 1-4 классы Пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного...
Программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «Серебряный пояс России»
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «Серебряный пояс России», программы курса «Серебряный...
Программа учебного курса iconУчебно-методический комплекс для фрагмента дистанционного учебного курса заключение
Результаты проектирования системы до и дистанционного учебного курса
Программа учебного курса iconПрограмма внеурочной деятельности по ритмике по стандартам фгос для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Программа учебного курса iconРабочая программа по предмету «Краеведение» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков...
Программа учебного курса iconОбразовательная программа по предмету математика для 2 класса Пояснительная записка
Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских...
Программа учебного курса iconРабочая программа для учащихся 8 класса Составитель: Толстобова Т. П. учитель, высшая категория Пушкино
Рабочая программа по основам проектной деятельности (опд) составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов