А. Зимбули нравственные модусы еды icon

А. Зимбули нравственные модусы еды



НазваниеА. Зимбули нравственные модусы еды
Дата конвертации11.07.2012
Размер42.72 Kb.
ТипДокументы

А.Зимбули

НРАВСТВЕННЫЕ МОДУСЫ ЕДЫ


Мы можем по-разному относиться к еде - кто-то жадно ищет, а кто-то и умело создаёт гастрономические радости, кто-то скрупулёзно просчитывает требуемые «по науке» калории, а кому-то совершенно безразличны и содержимое тарелки, и очертания собственной фигуры. Так или иначе, способов вообще обходиться без еды пока ещё не найдено. Причём уникальное место еды в нашей жизни предопределяется не только биоэнергетическими соображениями, но и тем, что мы по поводу еды вступаем друг с другом в самые разнообразные отношения.

К счастью, это не пресловутые пищевые цепочки. Пожалуй, человек - единственное существо из всеядных, способное ограничиваться фигуральным смыслом выражений типа: «она его не переваривает», «меня от них тошнит», «ой, какая аппетитненькая барышня!», «съели коллегу» и тому подобных. Для нас, сравнительно с крысами или термитами, всё большую важность в процессе поглощения пищи приобретают моменты, которые носят характер социокультурных производных от витальной потребности - такие как познавательный, эстетический, коммуникативный, сакральный.

Можно сказать, что человеческая культура переводит еду из разряда базисных в инструментальные виды деятельности и ставит её в положение подчинённое ценностям, например, общения. Это даёт нам основания считать себя несколько более сложными существами, чем, например, Лиса из «Побасенок» Карела Чапека, которая полагала, что «Всё живое делится на три разряда: на врагов, конкурентов и добычу» (1).

В человеческом мире еда гармонично вписывается в самые затейливые переплетения мотивов -

от материнской заботы (кормление грудью собственного младенца) - до священного трепета и благодарности в адрес языческих богов (во время жертвоприношений),

от предоставляемых за плату услуг дегустатора или кормилицы - до бескорыстно (ради чистой удали) нарванных яблок из соседского сада,

от поллитровки, купленной на последние гроши бабулей-пенсионеркой для того, чтобы задобрить водопроводчика, - до свадьбы, которая «закатывается» (знай наших!) на несколько сот персон,

от угощения на крестинах, днях рождения («о здравии») или на поминках («за упокой») - и до вкушания «тела Христова» во время церковного причастия (приобщение к божественной благодати),

от посещения званого обеда (этикет) - до луковки, которая, по рассказу Достоевского, чуть было не спасла старенькую грешницу (мера праведности).


Еда в пространстве нравственно-ценностных взаимоотношений может оказаться

явленной заботой или едва прикрытым лицемерием,

поводом выразить дружеские чувства или формой подхалимажа,

путём к сердцу мужчины или способом отделаться от назойливого попрошайки.

Даже простой глагол «кормить» - в зависимости от типа нравственной установки - может приобрести весьма ощутимые смысловые переливы:

под-кармливать, недо-кармливать, от-кармливать, за-кармливать.

Итак, можно констатировать, что еда, будучи рассмотрена сквозь призму нравственно-ценностных отношений (даже если речь идёт всего лишь об общении двух субъектов!) , обнаруживает многомерный характер. Среди значимых модусов здесь оказываются - бескорыстие, забота, благоговение, благодарность, оплачиваемый труд, испытание удали, способ самозащиты, орудие самоутверждения, знаковая форма проявления уважения, почтения, любви; искренность/лицемерие и даже мера нравственной оценки человека.

Кроме перечисленных вполне естественными представляются такие модусы, как: самодовольство (или, напротив, самоосуждение), общительность (или замкнутость), застенчивость/заносчивость, простота/манерность, доверие/ подозрительность, предупредительность/ бесцеремонность, восхищение/зависть, жалость/злорадство, требовательность/ покладистость, придирчивость/ попустительство, ироничность/ занудство. просьбы/предложения, обещания/ угрозы, помощь/противодействие.

Общаясь за едой ( а также и вообще по поводу еды ), люди выстраивают более или менее устойчивые пространственно-временные структуры. Ведь при подобном общении идёт не просто обмен веществом или энергией, и не только обмен знаниями, состояниями и деятельностью. Мы обмениваемся нравственными ценностями, то есть складываем векторы взаимной уважительности (или неуважительности). Конфигурация пространственно-временных структур носит неслучайный характер, в ней отражаются наши установки - по отношению к самим себе, к партнёрам по общению, к остальному окружающему миру. Разновидностями конфигураций, в зависимости от особенностей взаимоотношений, будут симметричные или асимметричные фигуры: шеренга, круг, квадрат, или - цепочка, лестница, пирамида, прочие, более сложные образования.

Исходными и наиболее значимыми формообразующими факторами, видимо, можно признать нравственно-ценностные установки каждого из общающихся субъектов - в широком диапазоне, от самоотверженной доброжелательности и до злонамеренной враждебности.

В зависимости от того, какие факторы мы пожелаем рассмотреть в еде как процессе межсубъектного взаимодействия, мы можем создать многомерную матрицу нравственного содержания данного процесса. И в пределах данного многомерного образования окажется возможным локализовать типичные и нетипичные, реальные или вымышленные ситуации. Например:

«^ Демьянова уха» (доброжелательное угощение, не соотнесённое с желанием адресата хлебосольства),

любовное зелье (которое тайком скормили объекту вожделений),

яд, данный неизлечимому больному по его просьбе,

принудительное кормление человека, объявившего голодовку.

Упорядочив представления о многомерной нравственно-ценностной матрице еды, дополнив двухсубъектные отношения отношениями более высокого порядка (например, к отношениям «второго порядка» мы отнесём «отношения по поводу отношений» - ревность, гордость, стыд, заступничество, интриганство, сводничество, миротворчество), мы получим шансы более осмысленно гармонизировать взаимоотношения людей и в других сферах, всемерно способствовать развитию гуманности, справедливости, достоинства.


  1. Ларец острословов. - М.: Политиздат, 1991, - С.304.

((Опубликовано:

Философия пира: Опыт тематизации. – СПб: СПбГУ, 199. – С. 56-59))




Похожие:

А. Зимбули нравственные модусы еды iconДокументы
1. /Проблема еды.doc
А. Зимбули нравственные модусы еды iconДокументы
1. /Баранова жизнь без еды.rtf
А. Зимбули нравственные модусы еды iconДокументы
1. /Сергей Никитин. МУТАНТ В ТАРЕЛКЕ ВМЕСТО ЕДЫ.doc
А. Зимбули нравственные модусы еды iconЛестниц а, возводящаянанеб о
Предмет и метод духовных исследований гоголя с. 11 Нравственные корни мировоззрения Гоголя с. 11
А. Зимбули нравственные модусы еды iconАнализ работы библиотеки моу сош №23 за 2006-2007 учебный год
Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди
А. Зимбули нравственные модусы еды iconЛегенда храма панамрум
Человек с золотым пистолетом ( роль Агента 007 Джеймса Бонда исполнял шон коннери) где туристы получат бездну удовольствий от экзотической...
А. Зимбули нравственные модусы еды iconЛегенда храма панамрум
Человек с золотым пистолетом ( роль Агента 007 Джеймса Бонда исполнял шон коннери) где туристы получат бездну удовольствий от экзотической...
А. Зимбули нравственные модусы еды iconEverybody dance или колбасимся по-кладбищенски by Ваша покорная раба Миита
Предупреждения: ой, лучше не знакомьтесь с сиим шедевром на ночь. И перед едой. И после еды. Идеальное время для прочтения этого...
А. Зимбули нравственные модусы еды iconРодительское собрание «Нравственные законы семьи законы жизни»
...
А. Зимбули нравственные модусы еды iconА. Зимбули
«А слуг и детей, […] смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов