А. Зимбули (С. Петербург) icon

А. Зимбули (С. Петербург)



НазваниеА. Зимбули (С. Петербург)
Дата конвертации11.07.2012
Размер64.69 Kb.
ТипДокументы


А.Зимбули (С.- Петербург)


АПОФАТИКА ИЛИ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО?


Нередко доводится видеть где-нибудь на улице или в транспорте, как какая-нибудь «затурканная» мамаша то и дело одергивает своего несчастного малыша: «Не трогай того!» «Не делай этого!» «Не крутись!» и далее в том же роде. Судя по всему, подобные женщины и не подозревают, что их поведение оказывается в одном ряду с мощной традицией нравственно-дидактической апофатики. Эту традицию можно отчётливо проследить уже со времён Моисея. В самом деле, из числа десяти знаменитых заповедей только три несут положительное содержание, тогда как семь - запрещают!


^ НАСТАВЛЕНИЯ: ЗАПРЕТЫ:

1. Веруй в единого бога







2. Не сотвори себе кумира




3. Не упоминай имени Господа всуе

4. Соблюдай день субботний




5. Чти родителей







6. Не убивай




7. Не прелюбодействуй




8. Не воруй




9. Не лжесвидетельствуй




10. Не завидуй


Ну а если вчитаться в подробный текст заповедей, то отрицаний окажется ещё больше: первая заповедь заканчивается словами: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим»; в четвёртой сообщается: «день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих»(Исх. 20: 1 - 17) (выделено мною - А.З.). Про дополнительные отрицания в запрещающих заповедях и говорить не приходится.
Так что, строгости ради, надо признать, что лишь единственная Моисеева заповедь вырывается из тисков апофатической логики. Это - требование почитать родителей.

Наверное, нет ничего удивительного, что похожая картина складывается и, например, в замечательном своде нравственных наставлений, который возник в русле библейских традиций - в «Домострое». Так, в главе «О праведном житии» угодная Богу жизнь описывается почти исключительно через отрицания. Я насчитал на страничке текста, которую занимает данная главка, 24 прямых отрицаний «не»(«ни») и шесть второстепенных. (Домострой. СПб.: Лениздат, 1992. - С.50).

Несомненно, в подобной негативной стратегии нравственных наставлений есть логическое ( а пожалуй, и онтологическое!) оправдание: здоровье одно, а болезней много. Или, как писал Аристотель: «Легко промахнуться, трудно попасть в цель» (Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - С.86). Но есть в негативной логике и своя ущербность. И вряд ли сможет тут оказаться утешением мысль о том, что «В раю больше запретов, чем в аду»( так гласит еврейская пословица ). Беру на себя смелость утверждать, что путь запретов - самый примитивный и неконструктивный путь упорядочивания жизни, касается ли это юридической сферы, социальных традиций, сфер экономики, здравоохранения, спорта или семейно-брачных отношений. Главный изъян апофатики при всей её предельно наглядной конкретности - в невнятности относительно того, а что же собственно нужно делать, если и «того нельзя», и «этого нельзя».

Странно, что данное обстоятельство не принимают в расчёт те, кто ратует за ненасилие или утверждает, что весь смысл гуманистической морали сводится к тезису «не навреди». Мало того, что стремление не вредить может быть реализовано лишь в том случае, если нам известно, в чём заключается вред. То есть, за этим стремлением можно обнаружить позитивный тезис: познай того, кому не желаешь наносить вреда. Главное же - безвредность бесплодна. Если бы смысл врачебной профессии сводился к максиме «не навреди», неразрешимой проблемой становились бы любая заурядная заноза или безнадёжно гнилой зуб. Но мы-то знаем, что врач далеко не ограничивается следованием названному тезису-запрету! Достаточно вчитаться в текст Клятвы Гиппократа, чтобы усвоить, что древнегреческий мудрец выдвигал целостную систему положительных ориентиров, на которые должен направлять свои помыслы и силы человек, избирающий врачебную профессию делом своей жизни.

Прежде всего это уважение к учителю, солидарность с коллегами, забота об учениках. Это не только благо больного, но и его достоинство. Это такие высокие человеческие качества, как честность, ответственность, справедливость. И все торжественные слова Клятвы проникнуты пиететом в адрес богов и стремлением заслужить добрую славу у людей. - Так неужели завещанное Гиппократом может быть сведено к максиме «не навреди»?!

Убеждён, что на язык позитивных наставлений вполне может быть переведено и Десятословие Моисея:


^ НАСТАВЛЕНИЯ: ЗАПРЕТЫ:

1. Веруй в единого Бога




2. Дорожи Им, единственным

2. Не сотвори себе кумира

3. Дорожи Его именем

3. Не упоминай имени Господа всуе

4. Соблюдай день субботний




5. Чти родителей




6. Уважай жизнь

6. Не убивай

  1. Будь целомудрен

(соблюдай супружескую верность)

7. Не прелюбодействуй

8. Уважай чужую собственность

8. Не воруй

9. Уважай чужое достоинство

9. Не лжесвидетельствуй

  1. Радуйся тому,

что тебе выпало в жизни

10. Не завидуй


Едва ли не проще всего для морально озабоченных людей даётся перечисление негативных явлений жизни, - и это, по большей части, способно порождать лишь упрёки, разочарования, проклятья. Куда трудней предложить позитивный нравственно-ценностный проект (не утопичный, а способный реально одухотворять тех, кто ему следует). Любой перечень запретов не будет гарантировать нас от злоумышленников. Сказано: «Не воруй». А отнимать - можно? Сказано: «Не возжелай жены ближнего твоего». А дальнего - можно? Сказано: «Не лжесвидетельствуй». А про лесть ничего не сказано! И прочее, и прочее. Какими драматичными последствиями чревато буквальное истолкование библейских формул - замечательно описано в рассказе Леонида Андреева «Правила добра». Неспроста ни европейская святоотеческая традиция (семь смертных грехов), ни исчисленные японцами сто восемь грехов, ни двести пятьдесят запретов буддистских монахов так и не возвысили человечество до жизни без низости, агрессии, злобы.

Понятно, что и перечень идеалов, векторов, нацеливающих людей на нравственное совершенствование, не сможет гарантировать нам бесконфликтную, беззлобную жизнь в этом мире. И всё же жизнь в этом случае, когда мы постараемся соотнести себя не с рамками, а с ориентирами, безо всякого сомнения окажется содержательней, осмысленней, достойней.

Достаточно вспомнить, какие качества могут быть вычитаны из текста «Домостроя», если не зацикливаться на моральных негациях. Это, в частности:

богопочитание, трудолюбие, законопослушание, отзывчивость, уважительность к старшим, забота о младших и престарелых, требовательность (прежде всего к себе), скромность, самообладание, хозяйственность, справедливость.

Выясняется, таким образом, что «Домострой» содержит, почти в явном виде, перечень нравственных ценностей, которые и для нас кое-что значат. Выясняется, что можно на языке содержательно-утвердительном описывать нравственно-приемлемые характеристики человеческой жизни. Что уважительное отношение к близким, к дальним, к миру в целом вполне сочетаемо с уважением к самому себе, что жизнь можно строить на благоволении.

Не научившись вычленять позитивные культуротворческие ценности, мы рискуем «завязнуть» на той фазе взаимоотношений, когда высший смысл человеческого бытия формулируется призывами типа «Не подкладывайте пальцы под резиновые поручни» или «По газонам не ходить!» (Кстати, кто-нибудь обратил внимание, что ползать - не запретили!). Наверное, какое-то близкое наблюдение побудило Даниила Заточника заявить: «Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему» (Повести Древней Руси. XI - XII века. - Л.: Лениздат, 1983. - С.425). Апофатические попытки оградить человека от всех возможных искушений, поставить барьеры зависти, мелочности, злобе, гордыне и так далее, вряд ли можно запретить. Но дополнять их следует - серьёзными и осмысленными усилиями по нравственному обобщению того, какими мы, люди хотим быть перед лицом своей совести.


((Опубликовано:

Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. – СПб.: Изд-во СПб. философского общества, 2000. – С. 335 - 338 ))





Похожие:

А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
Война – это безумие, а править – значит уметь обращаться с людьми и трудиться для всеобщего блага
А. Зимбули (С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург)
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург) ненасилие: факторы нравственной адекватности
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Те, кто отождествляют себя с целым, кто оказался вознесённым до уровня вождей и защитников целого, могут ошибаться, но они не могут...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Вознамерься кто-либо строго следовать перечисленным рекомендациям, стал ли бы он человеком, соразмерным Б. Франклину? Зададимся этим...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
И вот с конца прошлого года замечаю в музыкальном вещании «Маяка» устойчивые изменения, которые меня, скажем так, напрягают. А даже...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (С. Петербург)
...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия)
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов