Щуки и караси icon

Щуки и караси



НазваниеЩуки и караси
Дата конвертации11.07.2012
Размер102.29 Kb.
ТипЗакон


Зимбули А.Е. (РГПУ, Санкт-Петербург)

ЩУКИ И КАРАСИ

(ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА)


Над принятием законов думают сотни и сотни, а над тем, как обойти закон, думают миллионы

В.В.Путин

В нашей стране новые законы порой придумывают те, кто должен сидеть по старым

А.Гусейханов (г. Дербент), Аифоризмы

На то и щука в озере, чтобы карась не дремал

Рус. пословица


Много лет назад, вскоре после демобилизации из армии, встретил как-то я бывшего сокурсника по техникуму, Сашу В.. Посидели, как водится, мы у него дома. В нашей группе он был известен как парень оригинальный, художественно одарённый, склонный к авантюрам. Выяснилось: пока я служил, он успел отбыть небольшой срок. Что поделаешь, жизнь непредсказуема и подчас жестока. Но вот что характерно. Когда между делом Саша узнал о моём членстве в партии, его реакция меня буквально поразила. «Андрюха, – воскликнул он, – как тебе хорошо! Ты же можешь такие дела проворачивать, ведь ты партийный!». То есть логика моего старого знакомого за время, пока мы не виделись, неузнаваемо изменилась, главным ценностным вектором его теперь оказался интерес к разного рода махинациям… Уж не помню, как я сменил тему разговора и что ещё помимо чувства неловкости испытывал, пока мы не допили, не дозакусили и не распрощались. Встреча почти забылась. Прошло, подчёркиваю, немало лет. Но, обдумывая этот текст, я вспомнил про данный эпизод и вдруг подумал, что Саша отчасти прав: где, например, золото партии?! Что произошло с ваучерами? Сколько разного рода финансовых пирамид возникло и рухнуло за минувшие годы? Сколько траншей и займов вбухано в многострадальную отечественную экономику? И каково в ней процентное соотношение легальной и конрафактной продукции? Факты говорят о том, что пока законопослушные граждане честно тянули ярмо бесприбыльной службы, люди другого склада успешно совершенствовались в нетрадиционных способах заработать.

Между прочим, будем справедливы – когда честный труженик следит за сюжетом криминального романа или кинофильма, разве восприятие сопровождается исключительно праведным негодованием в адрес негативного персонажа? Разве не испытываем мы восхищения по поводу изобретательности выдуманных героев? А то и по поводу действий их живых прототипов, о ком узнаём из сообщений СМИ и рассказов близких. Шулеры, шарлатаны, лохотронщики, бесчисленные остапы бендеры разного масштаба не устают поражать воображение тех, чей ум не настроен на логику махинаторства. Ну как, скажите, сдержать улыбку, услышав рассказ про вывезенный сквозь проходную трактор, к которому была прицеплена бочка мусора! Не исключаю, что немец или финн будут возмущаться наивным вахтёром, глядевшим на мусор, а не на новенький трактор. Не отрицаю, что и я думаю про горе-сторожа без симпатии.
Но замысел-то разве не красив! Или, по рассказам двадцатилетней давности, ночью к автомобилю подходит злоумышленник, вытаскивает лобовое стекло, и тут же кладёт его на землю. А следом – идёт сообщник. Который это стекло забирает. В итоге, если задержать первого, он заявит: «Я ничего не брал. Просто побаловался». Второй же с полным основанием скажет: «Лежало – взял». И попробуй кому-то из них «пришить дело»!

Нужно подчеркнуть: действия многочисленных умельцев обжулить единичного гражданина или целую организацию, обойти закон – сполна отвечают критериям творчества. Здесь и «принципиально новое», и «общественно-значимые продукты» (пусть и со знаком минус!), и «созидание человеком самого себя». Причём с полным правом именно к этого рода деятельности можно отнести пафосные утверждения об универсальности, которую человек проявляет в эстетической сфере. И вправду, человек в чём угодно может проявить свою всесторонность: в спорте, политике, в профессии дворника, водителя или журналиста. Но криминальные действия, пожалуй, больше бросаются в глаза и сильней задевают. И мне даже удивительно, что сводом злоумышленнических поступков до сих пор интересовались преимущественно юристы и моралисты, а не специалисты эстетики или исследователи творчества.

Вот самая рядовая городская сценка. Паренёк вслед за мамой выходит из магазина. Спускается за нею с крыльца и на последних ступенечках неожиданно подныривает под перила между редкими балясинами. Хорошо, что у мальца есть позыв к живым, неожиданным решениям. Такой не будет скучать, да и близким, наверное, не даст зачахнуть со скуки. Другой вопрос – не растратит ли он свою творческую способность на мелочи, наподобие упомянутого зигзага, или не повернёт ли её против закона и морали.

Кстати о законах. Лет 30 назад, помню, заданный мною вопрос: «А как часто нужно пересматривать основной закон страны?», мягко говоря, смутил преподавателя, читавшего нам в ЛГУ курс советского права. Вероятно, он ещё не подозревал, что через два-три года будет принята новая, так называемая брежневская, конституция, и никак не мог предположить, что спустя ещё десятилетие затрещит по швам вся страна. А ведь ситуация в стране была куда благополучней, нежели, допустим, в Индии первой трети предыдущего века, когда отец Джавахарлала Неру, Мотилал Неру сетовал: «В Индии (…) нет подлинной власти закона, ибо законы в форме всевозможных указов и тому подобных предписаний появляются у нас внезапно, как кролики из шляпы фокусника, по воле какого-нибудь лица или диктаторской группы» (цит. по: Горев А. Махатма Ганди. – М.: Междунар. отношения, 1989. – С. 199).

Ясно, что никакой самый мудрый основной закон не в состоянии обезопасить человека от злодеев и жуликов. Правозащита заключается не столько в гарантии безопасности, сколько в оказании моральной поддержки и в обещании наказать обидчиков. То же, как далее будут складываться обстоятельства, – зависит не от закона, а от живых людей. Глубоко прав В.Швёбель, язвительно заметивший: «Как отпетым мошенникам нужны честные глаза, так современным государствам – конституции, полные справедливости, гуманности и мудрости» (Швёбель В. Взгляды и суждения. – М.: Республика, 1992, - С. 41). И очень печально, что в нашей современной стране распространена практика, когда то милиция всеми правдами и неправдами отказывается принимать заявление от пострадавшего, то, в свою очередь, он «не имеет претензий к обидчикам». (Насколько мне известно, по мировой статистике выходит, что наиболее высокий уровень преступности – в Англии и Уэльсе. Стало быть, как раз в тех странах, где полиция работает с правонарушителями, а не со статистикой…) Хотелось бы назвать право концентрированным выражением морали, да не получается. Оно, скорее, концентрированное выражение политики. И когда в СМИ закон об отмене налога на наследство и дарение преподносится как величайшее социальное достижение, в глубине сознания обывателя гнездится подозрение, что законодатели пеклись больше не о бедняках, а об имущих.

Словом, на законотворчество в противостоянии с криминальным творчеством надежды мало. Ведь, во-первых, и выполнять законы трудно («Легче создавать законы, чем следовать им» – признавал Наполеон: Максимы и мысли узника Святой Елены. – СПб.: ИНАПРЕСС, 1995, С.58), и, во-вторых, законодатели обречены в противостоянии с криминальным миром делать лишь ответные ходы, то есть всегда отставать на шаг. Хотя трудно в этом плане что-либо предложить радикально иное, разве что нравственное воспитание и всеобщее культурное оздоровление общества. В том числе – и просвещение относительно криминальных угроз. Здесь неоценимую услугу оказала бы своего рода ЭНЦИКЛОПЕДИЯ криминальных ловушек (или, если хотите, настольная книга жулика). В этом бы издании «ОТ А ДО Я» следовало описать типичные и наиболее распространённые способы отнятия ценностей у неосторожных граждан. Бендер, Мавроди, Хлестаков соседствовали бы на страницах этой книги (скорей всего многотомной) как литературные и реальные обладатели криминальных талантов. Огромные разделы были бы посвящены разбору вариантов уклонения от службы в армии, анализу методов двойной бухгалтерии, описанию хитростей алиментщиков и лохотронщиков. Могут заметить, что подобное издание способно усложнить криминогенную обстановку. Решительно возражу: опубликовав в очередном издании четырёхтомника В.И.Даля слова-матюги, И.А.Бодуэн де Куртенэ навряд ли способствовал распространению ненормативной лексики на Руси.

Убеждён, что к сфере криминального творчества можно прикладывать сложную типологическую модель, включающую множество разновидностей субъектов, уровней деятельности и видов продукта этой деятельности. Очевидно, там существуют плагиат, импровизация и творческий перенос. Лучники, всадники, стратеги. Исполнители и организаторы. Есть инновации, изобретения и даже открытия. Само собой, есть там творчество индивидуальное и коллективное (от совместных действий разовых соучастников до организованных преступных сообществ). А стало быть, имеют место технические, экономические, организационные «прорывы» (или, если кому-то угодно, – «подкопы» под общечеловеческую культуру). Вот бы эту энергию – да направить на позитивные цели! Впрочем, отчасти я рвусь в открытую дверь. Несколько десятилетий успешно работают службы, помогающие людям, потерявшим ключи от дома или от сейфа, открыть заветную дверь. Много веков ордена и медали щедро раздаются тем, кто наиболее удачно навредил врагам (террористам, диверсантам, похитителям стратегических секретов).

Будь я представителем теневого мира, то не только бы интересовался литературой по криминалистике, праву, но и регулярно участвовал в конференциях данного профиля. А то и проводил бы «теневые конференции», посвящённые актуальным проблемам правоохранной деятельности. Вдобавок мог бы наживаться на криминальной угрозе – сея панику среди населения и предлагая где военизированную охрану, где кинотелесопровождающие устройства. Подчёркиваю: «-сопровождающие», ибо предотвратить несчастье камера не в состоянии, в «лучшем» случае родные погибших смогут увидеть последние секунды жизни близкого.

Телефоны-автоматы в нашем городе последнее время в порядке. Смею предположить, что те, кто раньше обрывал трубки, нынче заняты более серьёзными делами, допустим, наездами на юридических и физических лиц. Но и такое городское имущество, как телефоны-таксофоны хотелось бы, чтобы закон охранял. Хотелось бы так же, чтоб без защиты не остались голуби, кошки, собаки, прохожие, камни на земле и астероиды в космосе. Меня не столько в своё время удивил юридический казус, когда некий предприимчивый американец оформил права собственника на Луну, Солнце и прочие космические объекты, как возмутило проведённое недавно его же соотечественниками вооружённое нападение на беззащитный и безвредный астероид. Между прочим, по логике вещей собственник мог бы и потребовать сатисфакции от космических хулиганов.

Впрочем, судьба астероидов меня волнует не так пристально, как дела более близкие. Например, – авторитет правоохранительных органов. Которые и пикируются между собой постоянно, и затрудняются обезопасить себя от разного рода провокаций и оборотней. Вот, скажем, принципиальный петербургский гаишник, остановивший ехавшую с превышением скорости машину губернатора одной из северных территорий, был тем избит, а потом – отказался от показаний. И внезапно разбогател. Если честно, то мне было бы не так важно, били его или не били, кабы дело не дошло до суда и газет, а закончилось тихо-мирно-полюбовно между сторонами. Но раз о событии раззвонили СМИ, то сотрудник милиции в любом случае лгун (будем называть вещи своими именами, без смягчающих заменителей типа «сочинитель», хотя последний термин точней соответствовал бы обсуждаемой теме). Или лгал, что машина нарушила правила и нарушители его побили. Или лжёт теперь, когда отказывается от прежних показаний… А раз никаких сложностей на работе у него не возникает, то тут уже недалеко до обобщений.

Понятно, что основную и окончательную оценку криминальному творчеству выносят, исходя из Уголовного кодекса, судебные инстанции, тем не менее, есть резон полагать, что оценка указанного вида творчества не исчерпывается юридическим аспектом.

На основе читательского, зрительского опыта восприятия криминальных сюжетов могу назвать критерии оценки творчества в данной сфере:

  • оригинальность замысла: неожиданность и конфигурация,

  • артистизм исполнения,

  • согласованность действий с сообщниками.

Что следует оговорить особо:

  • бескровность операции. Редко, но возникает и ещё одно соображение:

  • целевое размещение добытых средств.

Впрочем, если начистоту, могу добавить к перечисленному ещё

  • тихое злорадство по поводу ущерба, причинённого недругу (допустим, сообщается, что хакеры успешно атаковали американское военное ведомство).

Ну и наиболее целостную, объективную нравственную оценку криминальному творчеству стоило бы выносить в соответствии с неоднократно описанным мною алгоритмом нравственной оценки:

мотив-цель-контекст-инструмент-старания-результат-отношение.

Дадим краткие пояснения:

  1. Мотивы. Изобретательный злоумышленник может действовать из разных побуждений (жадности, зависти, сострадания, эгоизма, чувства патриотизма и пр.). Соответственно разными окажутся и вынесенные ему оценки.

  2. Цели. Здесь речь о степени обдуманности и мере аморальности умысла, небезупречного в правовом отношении.

  3. Контекст. Предполагается учитывать провоцирующие факторы, дурные примеры или, напротив, сдерживающие от правонарушения предостережения.

  4. Инструмент. Важно какие средства избирает для своего дела субъект, «изобретательный на зло» (Ап. Павел. Рим. 1: 30).

  5. Старания. Проявлены ли последовательность и упорство, или речь идёт о «позиционировании»; действие совершалось импульсивно, импровизированно, за компанию и скорее для вида, чем из вредительских побуждений.

  6. Результат. Поскольку результат криминального творчества должен быть рассмотрен как можно более объективно, взвешенно и всесторонне, оценка в итоге может оказаться довольно неожиданной. Изучив действия того или иного злоумышленника, пострадавшие и окружающие могут с благодарностью вспомнить пословицу о щуке и карасе, и уже не бояться подобных угроз. Именно в этих целях и необходимы обобщение, типизация, описание субъектов криминального творчества в сводном перечне, упомянутом выше.

  7. Отношение. Смягчающими или отягчающими обстоятельствами могут стать раскаяние «изобретателя», желание выправить положение и искупить свою вину, или, соответственно, его упорство, высокомерие, враждебность к пострадавшим и «судьям».

Подходим к финалу рассуждений. Здесь хотелось бы высказаться о пресловутых призывах ненавидеть преступление, а не преступника. Эти призывы, прямо скажем, не столь великодушны, сколь глупы. Ведь здесь просто-напросто рвётся связь между субъектом и его свободным действием. А вдобавок – по законам симметрии – я должен предположить, что любить будут не меня, а подаренную мною шоколадку, преподнесённый букет и т.п.

Пожалуй, в криминальной сфере есть все основания говорить об «авторском праве», приоритете. Другое дело, что это будет приоритет не заслуги, а вины.

Ну и наконец, самое последнее. В декабре 1996 года Большой Петербургский Университет проводил конференцию «Философия преступления». Выступавший с докладом Герман Филиппович Сунягин озвучил парадоксальный вопрос. Вот, дескать, есть плохие бандиты, и хорошие бандиты. А есть (может, я воспроизвожу не точное слово, но за смысл ручаюсь!) «плюгавенькие менты». «Может быть, – задаётся вопросом Г.Ф. – мы не на тех поставили?»

В наши дни, слава Богу, и работники правоохранительных органов, и политики, и бандюганы выглядят один солидней другого. Так что вопрос, скорее, может возникнуть иной. СКОЛЬКО ЩУК МОЖЕТ БЫТЬ В ОЗЕРЕ, ЧТОБЫ КАРАСИ НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ?


((Напечатано в:

ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО: Материалы Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2006 года. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 13-16. В публикации опущены эпиграфы, библиографический отсыл на В.Швёбеля и даже само имя Наполеона))






Похожие:

Щуки и караси iconОбщая характеристика щуки обыкновенной Систематическое положение щуки

Щуки и караси iconСказка Путешествие капельки
Жила-была капелька воды в реке Ветьма. Сначала ей жилось там хорошо. Но однажды рыбаки запустили в реку такую рыбу, как щука. Щука...
Щуки и караси iconПравила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться. Литература
При этом громко говорят: «Летят» — и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут ошибиться и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов