А. Зимбули (С. Петербург) icon

А. Зимбули (С. Петербург)



НазваниеА. Зимбули (С. Петербург)
Дата конвертации11.07.2012
Размер60.37 Kb.
ТипДокументы




А.Зимбули (С.- Петербург)

PR: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ РАКУРС


Начать свои рассуждения мне хотелось бы с объяснения в любви-симпатии-уважении к организаторам конференции, коллегам с родственной кафедры, взявшимся за осмысление целого сгустка актуальных философских и социокультурных проблем. И далее предложить свои соседски-дилетантские мысли по обсуждаемой теме. Для меня большущей загадкой являются уже сам термин «PR» - и наш его отечественный аналог «СО». Всё порываюсь дознаться, в этой аббревиатуре русская буква «С» означает силу? или слабость? Или если брать сразу две буквы, то они могут быть истолкованы как: самооправдание, склонность оглядываться, способы охмурения, стиль общения, субординационные отношения или что-либо иное (более нейтральное или экзотическое).

Если же говорить всерьёз, то разве не скрывается таинственность за понятиями «связи», «общественность»! Что это за общественность: народ? потребители? смерды? холопы? покупатели? трудящиеся массы? электорат? Что другое? Или всё перечисленное вместе?

Что это за связи, которые надо конструировать, моделировать, выстраивать, совершенствовать? В чьих интересах данные связи возникают, и что в результате данных связей рождается?

Если же говорить ещё более серьёзно, можно с уверенностью заметить, что мы имеем возможность как бы изнутри наблюдать процесс общественного разделения труда, который многократно описан в исторической и социальной литературе, в данном случае речь о моменте рождения новой, довольно значимой профессии. И процесс этот сопровождается пробуждением сознания как профессионалов, так и обслуживаемых их деятельностью социальных групп.

В сущности, как и в случаях с возникшими рбнее профессиями, то, чем занимаются сегодня специалисты по связям с общественностью, пиаровцы, давно было известно человечеству. И вожди, и шаманы, и просто умные люди часто достаточно успешно создавали нужное общественное мнение, умели играть на публику, нагнетать или, наоборот, спускать на тормозах возмущение окружающих. Так что задолго до того, как в некотором царстве, некотором государстве руководитель высшего ранга перед телекамерой мог ляпнуть нечто всех озадачивающее, и, соответственно, на следующий день специально нанятый пресс-атташе вынужден был выкручиваться из нелепого положения, - в культурном опыте землян уже начали вырабатываться приёмы пиара. Возможно, жизнь усложняется, а возможно люди мельчают, но раньше великие как-то обходились без пресс-атташе и консалтинговых фирм. Когда Суворов «сухарь последний с бойцом делил», когда Наполеон мог назвать поимённо всех своих воинов – вряд ли они думали о закономерностях связей с общественностью.
А Гёте, предприняв затею с приглашением в секретари старательнейшего Эккермана, разве не действовал в русле пиара? Я уже не говорю о явно пиаровских когдатошних раскрутках нынешнего жильца Мавзолея – с ходоками, с бревном!

С другой стороны, очевидно, имей правительства надёжный пиаровский опыт, разве возникали бы то стрелецкий бунт, то Февральская, то Октябрьская революции!

Словом, насколько я понимаю, сейчас идёт активный процесс ускоренного, уплотнённого, сфокусированного осмысления целого пласта долго копившихся социально-психологических фактов, сулящего немалые экономические и политические дивиденды. И если, допустим, древние греки могли, по рассказам историков, возвести храм «Неведомому богу», то наши современники пытаются поступать с наивозможнейшей предусмотрительностью в рамках посюстороннего мира.

Папа римский, заговаривающий с паствой на десятках языков; сайты так называемой Республики Ичкерии в интернете; противостояние на НТВ, и как следствие взывающие к чувствам телезрителей противостоящие стороны – всё это и многое другое свидетельствует о законосообразности появления профессии СО. Более того, в СО можно видеть модус современной культуры: современным образованием решаются вопросы согласования интересов педагога и ученика; техника – пытается наладить отношения с природой, политик – с избирателями, СМИ – с потребителями информации и т. д. Таким образом, можно видеть, СО – это и психология, и политика, и коммерция, и системотехника… И именно по всему этому особо важным становится профессионально-этический аспект СО. Здесь можно видеть по крайней мере следующие несколько узлов нравственных проблем.

Кого, и какими мотивами объединяет данная отрасль общественного производства? Было бы верхом наивности полагать, что эта сфера сумеет обезопаситься от людей нечестных, своекорыстных, беспринципных. Ещё А.Эйнштейн заметил как-то, что если бы из храма науки удалить всех карьеристов и прочих непорядочных людей, этот храм заметно бы опустел. Что уж говорить о столь специфичном деле, как СО, где куда больше и ближе, нежели в науке, всякие искушения – деньгами, властью, славой, бесконтрольностью манипулирования чужими судьбами! То есть придётся считаться с данными опасностями – как для профессионалов, так и для тех, кто заказывает их услуги. Вместе с тем, можно полагать, что в мотивах и на стадии осознанной постановки целей вполне возможно сочетание своекорыстных интересов пусть даже очень своекорыстных политиков, телемагнатов, банкиров и промышленников, криминальных субъектов и так далее с жизненными интересами, нуждами тех людей, кого они зачисляют в «общественность».

Другой бросающейся в глаза нравственной проблемой выступает проблема средств, избираемых профессионалами СО для решения своих задач. Здесь, можно сказать, происходит драматичное, мучительное, постепенное «утрамбовывание», поиск и отбор допустимых/недопустимых, удобных/неудобных, простых/сложных, надёжных/ненадёжных пиаровских техник, и многое зависит от правовой, нравственной и общей культуры всех, втянутых в пространство взаимоотношений СО. Скажем, за 25-й кадр уже вполне могут привлечь к суду, а вот снятию кандидатуры конкурента из списка накануне выборов ещё не выработано противоядие.

Несколько дней назад в Петербурге гостила фрау Рифеншталь. Как мы помним, эта фигура весьма значима и неоднозначна в истории по крайней мере германского кинематографа. Ею были созданы, по признанию специалистов, гениальные киноленты, прославляющие Гитлера. Так вот, видимо, мы вправе поставить вопрос обобщённо о том, в какой степени специалист СО отвечает за социокультурный контекст, в котором разворачивается его профессиональная деятельность. Или поставлю вопрос по-другому: вправе ли мы предъявлять претензии к исполнителю чужой воли, если он всего лишь действовал в чётко очёрченных профессиональных рамках? Кого-то прокатили на выборах в губернаторы, чей-то архитектурный проект высмеян в газете и забракован и тому подобное – во всех сходных ситуациях техника сработала отлично. Как быть с оценкой? Ведь мы умеем оценить профессиональные действия адвоката, защищающего преступника. Где возникает момент выбора, и каковы могут быть надёжные этические критерии, когда один юрист проявляет щепетильность и не соглашается защищать подонка, другой соглашается работать за высокий гонорар, а третий берётся за «интересное» дело?

Что, далее, считать нравственно-значимым результатом профессиональной деятельности специалиста СО? Как этот результат взвесить, оценить? Убеждён, что он далеко не сводится к цели, намеченной в начале деятельности. Достигнута цель или нет – результат всегда может быть куда мощнее. Мне однажды довелось высказаться в том смысле, что жулики наподобие Сергея Мавроди даже по-своему полезны обществу («На то и щука в озере, чтобы карась не дремал!»). Конечно, цена, которою даётся социальный опыт, порою бывает слишком велика, и лучше бы её предельно минимизировать.

Наконец, стоило бы всерьёз поговорить о совести профессионала СО, о том, насколько специалист в ходе своей специфической деятельности и после её завершения склонен (или не склонен) к самоанализу, к сопоставлению своих выгод/потерь с выгодами/потерями окружающих. Насколько в данном самоанализе сочетаются профессиональная и гражданская ответственность. Не исключаю возможности, что многие из моих рассуждений сегодняшним пиаровцам покажутся ненужной сентиментальщиной, надуманностью. И пусть покажется. Люди действительно есть очень разные. Скажем, если бы лично меня окружали только святые, допустим, как старец Силуан (который, рассказывают, однажды убил муху и три дня плакал, молился об этом грехе ) – мне наверняка жилось бы очень неуютно. Но как нечто более реальное могу предположить ещё вот что.

Все рассуждения, касающиеся профессиональной этики, насколько мне известно, обращены в одну сторону – от профессионала к окружающим. Медик пытается осмыслить особенности своего места в обществе – и рождается Клятва Гиппократа. Военнослужащий торжественно принимает на себя высокую миссию по защите страны, и появляется воинская присяга. Охотник задумывается о нравственных правилах своего промысла, и появляются соответствующие договорённости. И прочее, и прочее. Но не логично ли было бы предположить, что со временем сумеют объединиться не только производители, но и пользователи услуг. И возникнут профессиональная этика избирателя, покупателя, пациента, телезрителя, подписчика газеты и журнала, и тому подобное. И вот тогда-то врачам, офицерам, политикам, юристам, продавцам, работникам СО и прочим работникам сфер с наглядной нравственной значимостью профессии – придется по-новому ощутить свою шкуру, и тогда, возможно, сегодняшние скептики поймут высокий смысл обычных человеческих слов: порядочность, сострадание, совесть, человечность, ответственность, справедливость, достоинство, великодушие.


((Опубликовано:
Профессиональная этика в PR и рекламе. – СПб.: РГПУ, 2001. – С. 76 - 80))




Похожие:

А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
Война – это безумие, а править – значит уметь обращаться с людьми и трудиться для всеобщего блага
А. Зимбули (С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург)
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург) ненасилие: факторы нравственной адекватности
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (С. Петербург)
Эту традицию можно отчётливо проследить уже со времён Моисея. В самом деле, из числа десяти знаменитых заповедей только три несут...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Те, кто отождествляют себя с целым, кто оказался вознесённым до уровня вождей и защитников целого, могут ошибаться, но они не могут...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Вознамерься кто-либо строго следовать перечисленным рекомендациям, стал ли бы он человеком, соразмерным Б. Франклину? Зададимся этим...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
И вот с конца прошлого года замечаю в музыкальном вещании «Маяка» устойчивые изменения, которые меня, скажем так, напрягают. А даже...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. Зимбули (С. Петербург)
...
А. Зимбули (С. Петербург) iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия)
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов