Ненасилие и эффект реципрокности icon

Ненасилие и эффект реципрокности



НазваниеНенасилие и эффект реципрокности
Дата конвертации11.07.2012
Размер107.67 Kb.
ТипДокументы

Зимбули А.Е. (РГПУ)

НЕНАСИЛИЕ И ЭФФЕКТ РЕЦИПРОКНОСТИ



Тянуть на себя одеяло

Русская поговорка

Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит

Мф. 12: 25

Мои желания и дела обретают смысл и ценность лишь в той мере, в какой цель моей деятельности согласуется со смыслом моей жизни и жизни других людей

Альберт Швейцер


Начать придётся, очевидно, с некоторых пояснений, так как словечко «реципрокный» и звучит не очень по-русски, и используется чаще не в педагогике, психологии, этике, а в работах по физиологии и лингвистике. Термин «реципрокный», как сообщают словари, происходит от латинского reciprocus = взаимный, и означает «сопряжённый, перекрёстный». Так, например, существуют группы «мышц-антагонистов», сокращение одной из которых сопровождается расслаблением другой (Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1990. – С.444). Те, кто разбирается в том, как функционирует вегетативная нервная система, знают о существовании в ней симпатического и парасимпатического отделов. Данные отделы находятся между собой в состоянии относительного антагонизма, то есть реципрокности (См., напр., Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М.: Советская Россия, 1978. – С. 98). Вот этот-то эффект и хотелось бы предложить для истолкования некоторых проблем, связанных с возможностями практики ненасилия.

Теперь – собственно о проблемах. В минувшем году, после несколькилетней паузы, мне довелось побывать в Москве. Она меня приятно поразила: новыми строениями, ухоженностью, аккуратной зеленью, а главное – неожиданно приветливыми горожанами. Но когда я с кем-то из москвичей поделился этим наблюдением – мол, похоже, москвичи стали более сытыми и спокойными, – мне было отвечено: «Просто на чёрных переключились». Не берусь ни редактировать, ни опровергать эту версию. Для меня прозвучавшая фраза стала толчком к более общему вопросу: в каких случаях мир возможен без переключения на нового врага? Вдумываясь в данный вопрос, я как-то естественно «уткнулся» в эффект реципрокности, который, как представляется, мог бы выступить в роли объяснительной модели для немалого числа ситуаций насилия и ненасилия. Итак – реципрокность, с множащимися вопросами.

Человек – существо, умеющее думать, чувствовать, действовать. Но вовсе не обязательно в каждой из трёх ипостасей мы действуем равно успешно. Где же находится и чем обусловлен тот предел, начиная с которого та или иная деятельность «западает», отстаёт от более удачливых? Причём интересно: чту здесь более обусловливает этот предел – «внутренние» проблемы самой деятельности, или «конкуренция» со сферами сопредельными?

Или другой вопрос. Говорят: «Ласковое дитятко двух маток сосёт».
До каких пор простирается подобная гармония, доколе благополучной личности удаётся, допустим, посвящать себя
и семье и работе? Любить одинаково искренне, заботливо, благодарственно своих и папу и маму?

Или ещё: почему столь множественны, так кричаще выглядят примеры тоталитарной и индивидуалистической крайностей, но столь труден союз общества и личности?

Действительно ли невозможно «служить Богу и маммоне» (Мф. 12:24)?

Почему вдруг взывающий к милосердию, духовности Христос заявляет: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26)?

Неужели принципиально непримиримы позиции партий, церквей, этносов, поколений?

Так уж ли обречён потонуть в шуме взрывов и яростных кликов добродушный призыв: «Ребята, давайте жить дружно…»?

…Ведь вот дерево, любое обычное дерево – растёт, и в этом процессе совмещается рост ветвей, корней, ствола! Или там тоже происходит незаметная для нас, но немолчная борьба за выживание, на взаимоуничтожение?!

Чем же обусловлены рамки, в пределах которых реципрокно сопредельные факторы взаимно дополняют друг друга, а потом друг другу начинают противостоять?

При каких условиях, и обязательно ли, явления, находящиеся в отношениях взаимной дополнительности, согласованности переходят в отношения взаимнопротиворечащие и взаимноисключающие?

Подведя черту под всё увеличивающимся перечнем подобных вопросов, стоило бы выдвинуть некоторые предварительные соображения. Так, видимо, в ситуации с реципрокным взаимоотношением можно вести речь по крайней мере о следующих ракурсах:

  • содержательном (каков делимый субстрат, что должно оказаться разделённым),

  • ресурсном (каковы объём, количество делимого субстрата),

  • субъектном (между кем происходит выяснение отношений по поводу ограниченного ресурса),

  • технологическом (каковы процедуры распределения, происходит оно стихийно или кем-то организуется, санкционируется), а если речь идёт о делении в межчеловеческом пространстве, то встаёт вопрос об

  • этическом ракурсе (насколько этично – справедливо, милосердно, с какими компенсационными процедурами – происходит взаимодействие).

И, наконец, нередко – особенно в межсубъектной сфере – важен вопрос об обратимости / необратимости происходящих процессов.

В пространстве математических величин реципрокными отношениями будут характеризоваться слагаемые при постоянной сумме, или же множимое и множитель при неизменном произведении.

На уровне физическом явление реципрокности обнаруживается в корпускулярно-волновом дуализме, а также в термодинамическом соотношении температуры, объёма и давления.

Почему я пишу о математике, физике? Да очень просто: потому, что должны существовать некие общие для всех уровней материи закономерности, отправляясь от знания о которых можно было бы осваивать пространство межчеловеческих отношений. Архиепископ Лука замечал: «Если совершенна (неуничтожима материя и энергия) в её физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого». (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. – СПб.-1995. – С. 101).

Так или иначе, ясно, что реципрокность предполагает наличие некой разделяемой целостности. Причём если шотландцы в поклонении реципрокным идеям отличились тем, что избрали национальным музыкальным инструментом волынку, то, у русских, кажется, реципрокная модель куда шире распространена: это и популярный вид спорта «перетягивание каната», и многострадальное разноуровневое распределение госбюджета, и бесконечно варьирующиеся ситуации типа «хвост вытащили – нос завяз, нос вытащили – хвост завяз». Впрочем, не будем заниматься самобичеванием – попробуем непредвзято рассмотреть интересующий нас эффект, и наметить наиболее общие его разновидности. Пожалуй, есть все основания говорить о реципрокности

  • по вертикали и по горизонтали,

  • явной и неявной,

  • реальной и кажущейся (мнимой),

  • дружественной, сотруднической и конкурентной, враждебной.

  • Различны будут ситуации реципрокности в зависимости от числа противостоящих сторон и от числа делимых ценностей.

  • Кстати, нелишне отметить, что делиться между «конкурентами» может что-то положительное, а могут и, так сказать, проблемы. Вспомним пословицу: «Ты пан, я пан, а кто будет кашу варить!». (Причём это ещё мягко сказано – «кашу» – ведь обществу нужны и золотари, и хирурги, занимающиеся ампутацией, и палачи…).

  • Реципрокная ситуация может восприниматься как бы изнутри, с точки зрения одного из противостоящих элементов, и «снаружи», со стороны, а иной раз

  • субъекту приходится перекладывать что-то из одного кармана в другой, занимать в долг у самого себя, совершая перераспределение и выбор.

Поназывав разновидности реципрокных взаимодействий, попробуем вновь сфокусировать внимание на интересующей нас проблеме – способности (готовности, потребности) человека к ненасильственным действиям. И здесь осмысливаемая материя оказывается весьма трудноуловимой. Если «слагаемыми» считать жестокость и гуманность, то что тут может считаться «суммой» («произведением»)? А если «множимым» и «множителем» – взаимодействующих субъектов, то чту будет «произведением»? Где тот субстрат, материал, которого должно хватить на заботу о себе и близком (о сослуживце, случайном попутчике, незнакомце)? Легко и красиво призывать: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Послание к Филиппийцам. 2: 4). Но чем объективно и субъективно определяются возможности человека так поступать? Почему внимание, заботу, любовь (а даже и ненависть!) трудно «рассылать» одновременно по разным адресам, но легче фокусировать эти чувства на кого-то определённого или немногих?

Применительно к действиям в межсубъектной сфере реципрокность означает, что человек может поступить и так, и эдак, но в любом случае это будет всего лишь одно конкретное действие, а не два разных в одно и то же время. Это понятно. Неясно другое. Каковы реальные возможности для человека варьировать распределение «нравственного ресурса» – выбирать между добром и злом?

«Есть вещи поважнее» – такое утверждение вполне можно делать по поводу самых разных жизненных ценностей: здоровья, свободы, благополучия, даже жизни. Похоже, ни одна из этих и многих других ценностей не имеет самодовлеющего характера. Каждая из них в отрыве от остальных вступает в противоречие с собственной сущностью – справедливость без гуманности, счастье без ответственности, красота без добра, здоровье без любви и так далее. Нет ли здесь намёка на наличие некоей неуловимой целостности? Только вот как её осознать, поведенчески освоить? Есть казахская пословица: «Не будь сыном отца, а будь сыном народа». Скажите на милость, зачем сразу противопоставлять! Разве не нужно быть сыном и отца, и народа! Но, видать, потому-то данная мыслеформа запечатлена на века, что жизнь часто сталкивает эти виды сыновнего долга, по отношению к родителям и к Родине. Потому что хочешь, не хочешь, а приходится время от времени не только складывать-умножать, но и делить-отнимать. Жизнь то и дело устраивает нам испытания на мужество, выдержку, терпимость, великодушие, милосердие.

И если воспринимать ситуацию математически, то реципрокную связь можно будет изобразить при помощи отрезка, который делится в том или ином соотношении:





Другой моделью реципрокной взаимозависимости будет площадь фигуры, части которой могут возрастать лишь за счёт друг друга:








Объёмные соотношения реципрокности мы могли бы изобразить, допустим, так:










В
том же случае, когда речь идёт о соотношениях в более, чем трёхмерном пространстве, графическим коррелятом реципрокности могли бы выступить циклоидные замкнутые кривые, наподобие этой:


Лепесточки данной фигуры явно находятся друг с другом в состоянии взаимовлияния и взаимозависимости. При условии, что строго определена общая площадь конфигурации, лепесточки могут изменять свой размер только за счёт друг друга.

Не подлежит сомнению, что многие проблемные ситуации в сфере межличностных отношений, в межгрупповых связях, в отношениях человека и природы хорошо вписываются в реципрокную модель.

Так, в состоянии относительного антагонизма пребывают ценности порядка и гуманности. Их отношение можно изобразить приблизительно так:

Порядок




Закон

Гуманность


Впрочем, вновь возникает вопрос: что здесь сопоставимо с общей площадью фигуры, ограничиваемой векторами и разделяемой секущим отрезком-«законом», – способность человека что бы то ни было ценить? Энергетика уважения? Обобщённое мироотношение? Существует ли у человека (у каждого конкретного человека и человека как представителя вида) запас доброты? Безграничны ли возможности упорядочивать мир вокруг и внутри себя? Существует ли предельный объём памяти, внимания? Всё это не умозрительные вопросы – от их решения в значительной степени зависит сама возможность выстраивать ненасильственные структуры культурного взаимодействия. Кстати о культуре – в рамках общесоциальных процессов как взаимодействуют политика и наука, искусство и мораль, религия и право – разве не реципрокно? И какова в данном случае общая, «делимая» между ними, основа (ресурс, запас), чем определяется возможность одновременного развития всех указанных сфер, а не совершенствования той или иной сферы за счёт остальных)?

Множа подобные вопросы, я вовсе не клоню к тому, что нужно бы организовать опыты по проверке человека на пределы терпимости, великодушия. Боюсь, что при нынешнем уровне сознания это было опасней, чем эксперименты по клонированию… Хотя и то, и другое запретить в принципе невозможно... Но вот что обнадёживает. Какой-нибудь футбольный чемпионат вполне можно считать примером реципрокной ситуации (число команд определено, распределяемые призовые места учтены, медалей хватит лишь трём командам), и в рамках этого взаимодействия удаётся отработать более-менее пристойные процедуры, которые приемлемы для всех участников. Гонка за медалями в целом обходится без буквального убийства конкурентов (тьфу-тьфу, не сглазить бы!). Вполне корректно полагать, что ситуация с командным первенством по футболу может быть охарактеризована при помощи графика:



y




x + y = n (некая целостность, конкретное

множество)


x




Или же при помощи кривой обратной зависимости, асимптоты:


y


x


Причём понятно, что, раз соперничество культурно ограничено некими рамками, то и переменные на этой кривой не доходят до бесконечно больших величин, а находятся во вполне определённом диапазоне значений:


y культурно задаваемые рамки









x


Указанными рамками отсекается жестокость, беспредел, злоупотребление одних и бесправие, гибель других. Подобным образом можно вести речь и о взаимодействии, согласованности между разумной и эмоциональной сферами, между отдельным и всеобщим, ценностями прошлого и будущего, между вышеназванными наукой, религией, моралью, искусством, политикой, правом.

А возвращаясь к циклоидной модели реципрокности, нетрудно догадаться, что ликвидация одного из лепестков может вести не просто к редукции многомерного образования, но и к его гибели как целостности. Замечательно о разрушительной однобокости писал Паскаль: «Есть люди, заблуждение которых тем опаснее, что принцип своего заблуждения они выводят из какой-либо истины. Ошибка их не в следовании ложному взгляду, а в следовании одной истине при исключении другой» (Паскаль Б. Мысли. – Москва: REFL-book, 1994. – С.237). Отталкиваясь от этой мысли, нетрудно понять, что если говорят, что «дорога в ад вымощена благими намерениями», то, строго говоря, этих дорог не одна, а ровно столько, сколько существует высоких жизненных ценностей.

В известной притче о строительстве Шартрского собора противопоставляются уровни осмысленности – «толкать проклятую тачку», «зарабатывать деньги», «строить прекрасный собор». На деле же пространство жизненных смыслов многомерно, и они сочетаемы: разве нельзя одновременно толкать тачку, строить собор и служить Богу! Эта одновременность задаётся включённостью в культуру, широтой и осмысленностью жизненного опыта. И если до сих пор не вполне ясно, чем же обусловлены способности человека целостно включаться в культуру, его благоволение, великодушие, достоинство бесспорно служат именно этому. Именно общая память и общие надежды способны вдохновить людей на ненасильственное взаимодействие в общем культурном и экологическом пространстве.


(Опубликовано:

Ненасилие как образ жизни: Сб. статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. СПб 15.04.2004 г. – СПб.: Verba Magistri, 2004. – С. 30 – 33)




Похожие:

Ненасилие и эффект реципрокности icon„моя вера в ненасилие
Мы не все были одинаковыми приверженцами ненасилия, и для подавляющего большинства ненасилие было вопросом политики. Но тем не менее...
Ненасилие и эффект реципрокности iconПоперечный эффект рёмера (доплера) в классической физике
Одним из следствий теории относительности, которое, якобы, не может быть объяснено классической физикой, является поперечный эффект...
Ненасилие и эффект реципрокности iconDas Michelson-Experiment, ausgefurt im Freiballon
Из его первых публикаций выясняется, что этот эффект увеличивается с высотой. Можно полагать, что если такой эффект существует и...
Ненасилие и эффект реципрокности iconКлассические идеи о фотоэффекте и эффекте комптона
При некоторой предельной скорости электрона, зависящей от скорости падающего света, электрон оставляет пластинку. Полный резонанс...
Ненасилие и эффект реципрокности iconДокументы
1. /Эфендиева Д.А Насилие и ненасилие как проблема борьбы с терроризмом.doc
Ненасилие и эффект реципрокности iconЗимбули а. Е. (С. Петербург) ненасилие: факторы нравственной адекватности
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
Ненасилие и эффект реципрокности iconДокументы
1. /Лабораторные/3.04 Фотопроводимость.doc
2. /Лабораторные/3.05...

Ненасилие и эффект реципрокности iconСлова махатмы ганди
Правда («сатья») предполагает любовь, а твёрдость («аграха») порождает силу и, таким образом, служит её синонимом. Я поэтому стал...
Ненасилие и эффект реципрокности iconВ. А. Баканов расширенный каталог орбит визуально-двойных звёзд с известными орбитами и эффект барра у этих систем
Расширенный каталог орбит визуально-двойных звёзд с известными орбитами и эффект барра у этих систем
Ненасилие и эффект реципрокности iconИсследование сегнетоэлектрических материалов, обнаруживающих авто-колебания поляризации и динамический электрокалорический эффект

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов