А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? icon

А. Е. Зимбули где она, нить ариадны?



НазваниеА. Е. Зимбули где она, нить ариадны?
Дата конвертации11.07.2012
Размер37.21 Kb.
ТипДокументы

((Опубликовано:

Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск: КЧГУ, 2004. – С. 93 - 96))

А.Е.Зимбули

ГДЕ ОНА, НИТЬ АРИАДНЫ?


Наступившее третье тысячелетие застало в российской теории и практике воспитания состояние если не разброда и сумятицы, то неуверенности и нескончаемых споров. Общим местом обществоведческих оценок стала констатация о возникшем идеологическом вакууме и нравственно-ценностном плюрализме. В этих условиях можно сказать, что дело спасает здоровая инерция практики. Рядовые работники школ, родители, дедушки-бабушки не ждут педагогических подсказок и методических открытий, а занимаются живым и вечным делом – повседневным воспитанием подрастающего поколения. Причём рискну утверждать, что будь теоретики пооперативней, ещё неизвестно, в какую сторону изменилась бы и без того удручающая статистика морального неблагополучия – побеги из армии, межнациональные конфликты, коммерциализация и криминализация самых разных сфер социальной жизни… Впрочем теоретики воспитания должны отдавать себе отчёт в том, что раньше или позже папы-мамы-бабушки-дедушки опомнятся от бытовых дел и суровой гонки на выживание и призовут официальную педагогику к ответу, потребуют конкретных рецептов воспитания, отличных от советских или досоветских. Рецептов, надёжно обеспечивающих растущего человека именно теми качествами, которые требует динамичная, полная противоречий жизнь.

Что же это за качества? В какой степени педагогам следует идти на поводу у стихийно складывающейся обстановки, а в какой – этой стихии противостоять? Где кроются возможности предугадать грядущие изменения? И чем они обусловлены – этнокультурными, геополитическими, экономическими факторами? Остаётся ли место в числе этих факторов для личного выбора суверенной личности? Всё это вопросы далеко не кабинетной значимости.

Понятно, сегодняшняя жизнь куда сложней и непредсказуемей, нежели та, которую вели наши предки. Это они могли себе позволить свято почитать и применять опыт предшественников. В наши дни собственный опыт успевает устареть даже раньше, чем его осознаешь, не то что попытаешься кому-то предложить… Каждому новому поколению приходится пускаться в путь по всё более и более усложняющемуся лабиринту нравственных проблем. Что же может послужить своего рода нитью Ариадны в этом лабиринте? Не иначе, как основные нравственные устои, принципы, идеалы. Ведь как бы ни усложнялась жизнь, сколько бы ни рассуждали мы о плюрализме вкусов и неповторимости личного опыта, всегда сохранится некий набор базовых ценностей, без которых человек попросту не сможет остаться человеком.

Неблагодарный-и-неуважительный сын, вертлявая-и-ветреная жена, наглый-и-вороватый сосед, ленивый-и-дерзкий работник, выпивоха, наркоман, дезертир и им подобные типы личностей не только не смогут образовать жизнеспособное сообщество, но и сами нежизнеспособны.
Так что есть все основания утверждать, что существуют некие нравственно-психологические универсалии, обеспечивающие сохранность и преемственность культуры. Такие, как сыновняя почтительность и родительская забота, соседские уважительность, бытовая приветливость и отзывчивость, ответственность семьянина, традиции гостеприимства, старательность работника, требовательность и гуманность руководителя. Такие, как верность слову, сдержанность, трудолюбие, чувство юмора. Можно было бы ещё продолжать и уточнять перечень нравственно привлекательных качеств, но можно и попытаться обобщить их, выявив те смысловые стержни, вокруг которых все эти качества группируются. И окажется, что в предельном обобщении от человека требуется всего-навсего установка на три нравственно-ценностные вектора. Эту тройственную установку можно было бы сформулировать как ^ НОВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ1:

«Совершенствуй себя, заботься о близких, считайся с окружающими».

И действительно, все остальные нравственные призывы и запреты служат лишь уточнениями и конкретизациями данной формулировки. Человек требовательный к себе, заботливый по отношению к родственникам и коллегам, ответственный и принципиальный – выполняет это правило. Жадный, трусливый, злобный, плаксивый и прочее – не выполняет. Именно это правило может служить базой для мироотношения в наше непростое время, обслуживая самые разные жизненные ситуации, от бытовых до межнациональных, предостерегая от праздности и столкновений, не позволяя ни манипулировать кем бы то ни было другим, ни прозябать в бессмысленной гонке за удовольствиями. Именно это правило поможет наполнить жизнь чувством причастности к высоким ценностям культуры, нацелит на реализацию своих способностей, побудит на культуротворческие усилия, принесёт реальное ощущение счастливой свободной жизни.



1 «Золотым правилом морали» называют формулу, возникшую в середине первого тысячелетия до нашей эры (одновременно в Древнем Китае, Греции и Иудее): «(Не) поступай по отношению к другому так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Красота и доходчивость данной формулы впечатляет. Она обеспечила прорыв от морали общинного, неперсонифицированного типа – к ответственности человека за свои поступки. Но вместе с тем мало кто понимает исторически ограниченный характер данной формулы. Главное – ею не учитывается то, что люди различны, их ожидания несходны и их взаимоотношения несимметричны. В данное правило «поместится» человек, наворовавший миллиарды – на чьи-то укоры он скажет: «кто мешает вам наворовать ещё больше!». Данное правило не нарушит и тот, кто принципиально отказывается помогать ближнему – он заявит: «Я ни у кого не прошу помощи, и вы у меня не просите». Вот почему в ответ на различия возможностей, потребностей, социального окружения жизнь настоятельно требует переформулировать древнее «золотое правило».




Похожие:

А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconС. Змеёв, кандидат филологических наук Институт общего образования
Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconИзбыток тепла от электрооборудования и освещения
Надо где-то выяснить чему равно η :( (кстати, можно у него же и спросить… или вообще на кафедре… у кого-нить…)
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconВторая. Новые робинзоны
М. А—не, болезненной, страдающей хроническим тяжким бронхитом каждую зиму, и она решила перебраться на юг, где рабочий сезон дольше,...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconИвич А. Приключения изобретений (М., 1990. фрагменты из книги) стр. 163 Изобретения и реклама
Эдисон случайно напал на замечательную мысль испробовать не металлическую, а угольную нить. Но ведь именно такой путь прошёл прежде...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconД. С. Лихачёв Надо проездиться по России… Н. В. Гоголь Информационный листок школьного кружка литературного краеведения №1
...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconОна так решила сама
Радость, страх, боль, ненависть. Еще не зная о пророчестве, она была счастлива. Она жила обычной жизнью. Потом узнав все, она изменилась....
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconО том, что переживали участники курса «Открытие новой силы»
Елены. Где она лежала, не знаю, но как только она начала переживать оргазм, я стала испытывать то же самое, и тело мое двигалось...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconА. Е. Зимбули профессия учителя сквозь призму этики
Как и везде, тут могут случаться разные казусы. Но мы же знаем, что, несмотря на встречающихся кое-где неумеек среди медиков или...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconА. Е. Зимбули профессия учителя сквозь призму этики
Как и везде, тут могут случаться разные казусы. Но мы же знаем, что, несмотря на встречающихся кое-где неумеек среди медиков или...
А. Е. Зимбули где она, нить ариадны? iconАнатолий Дьяченко Бельведер Комедия социальных положений в 2-х частях Она она Он Первая часть. Она
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов