Этические проблемы образования icon

Этические проблемы образования



НазваниеЭтические проблемы образования
Дата конвертации11.07.2012
Размер69.26 Kb.
ТипДокументы


А.Зимбули (С.-Петербург)

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


(беглые, но принципиальные заметки)

Знание – сила.

Ф.Бэкон

Учи других – и сам поймёшь.

Русская пословица


Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Козьма Прутков



Наблюдая за тем, что происходит с отечественным образованием на протяжении последних десятилетий, а особенно – в последние годы, можно подумать, будто в нашем обществе слишком уж прямолинейно понимается пословица «Бедность учит, а счастье портит». Впрочем менее всего отвечают моим намерениям вариации на тему «чем вздыхать или хвалить, лучше помогите материально». Своё внимание в кратких размышлениях я хотел бы сфокусировать на внеэкономических сторонах этой судьбоносной и многострадальной сферы. А именно – на том, каково этическое, нравственно-ценностное содержание образования. Если в целом образование понимать как инструмент духовного самовоспроизводства культуры, то с этической точки зрения этот инструмент можно было бы охарактеризовать прежде всего вопросами «КАК?» и «ВО ИМЯ ЧЕГО?».

Для начала неплохо было бы задаться вопросом о мотивах, порождающих саму систему образования и побуждающих (или не побуждающих) её к совершенствованию. Да и действительно, с чего бы это сообществу (родителям, соседям, вождям) задаваться наставническими целями? Из сострадания? В надежде на то, что молодым удастся избежать наших ошибок? В ожидании, что они сумеют лучше, чем мы, наладить жизнь себе, а заодно и нам? Из-за страха, что они рано или поздно сурово спросят с нас за наши бестолковость и эгоизм? Ежели предельно упростить ситуацию и не вдаваться в многоразличия, выразительно обозначаемые глаголами «выучить», «проучить», «учить», «поучать», «подучивать», «учительствовать», – можно бы свести перечень альтернатив к выбору между интересами РЕБЁНКА, РОДИТЕЛЯ и СООБЩЕСТВА. И в этом месте рассуждений следовало бы высказать две простые, но принципиально важные мысли.

Первая. С точки зрения нравственной представляется очевидно предпочтительным, чтобы в основу мотивации, поддерживающей образовательную систему, были положены позитивные побуждения: забота, уважение, чувства ответственности и сопричастности. А не страх, не зависть, не желание отделаться наименьшими усилиями, ни тем более злорадство.

Вторая: целями образования должно выступать согласование интересов трёх перечисленных субъектов. Ни родительское своеволие, ни социально-тоталитаристское засилье, ни детоцентризм, – а именно согласованное утверждение ценности каждой отдельно взятой личности ребёнка, каждого отдельно взятого родителя и всех вместе живущих сограждан.

Далее. Не исключено, что именно в связи с тем, насколько естественней западный мир уважает отдельную личность (а не по причине бездушия или имбецильности), там не принято различать понятия «образование» и «воспитание».
Хотя бы уже поэтому в наших условиях было бы серьёзной ошибкой подделываться под западные образовательные концепции-парадигмы.

Образование – приобщение личности к способам существовать в условиях развивающейся культуры. Такое приобщение немыслимо, с одной стороны, без уважительного (но не раболепного) отношения к опыту предыдущих поколений, а с другой – без смелого (но не безоглядного) искательства.

Педагогика, вкупе с союзными областями знания (дифференциальной и социальной психологией, этикой, философией образования), крайне заинтересована в том, чтобы самым внимательным образом исследовать типы индивидуального и группового сознания, с тем чтобы помочь учителю, ученику, родителю и всему обществу вместе взятому. При разработке системы обобщённых и типовых образовательных маршрутов (региональных, национальных, индивидуальных) должны быть учтены специфика, возможности, трудности формального, внеформального образования, самообразования.

Логика образовательного процесса не вправе быть оторванной от системы основных культурных ценностей, а призвана служить её укреплению. В эту систему органично входят такие ценности как справедливость, гуманность, свобода, ответственность, взаимоуважение, смысл жизни, творчество, любовь. При желании перечень можно продолжать: любимая работа, ровесники, Родина, природа, Бог. Попытаемся хотя бы бегло коснуться хотя бы некоторых из указанных этических категорий.

Возьмём, к примеру, тему справедливости. Понятно, дети все очень разные. Помимо этого очень разные и учителя, и школы, и родители. Всё бы ничего. Но при этом феерическом разнообразии образовательной жизни разве не естествен вопрос о фактическом неравноправии при получении образовательных услуг? Мне не доводилось слышать о том, чтобы ребёнок видного западного политика или бизнесмена получал образование в Москве или Санкт-Петербурге. А примеры обратного свойства на слуху. Особо подчеркну: речь здесь вовсе не об экономике. Подозреваю, что в древнем племени, жившем в какой-нибудь пещере, дети вождя или шамана имели несколько иные возможности для социализации, нежели детвора рядовых соплеменников. Впрочем, когда в последующие века дочь короля иной раз могла быть выдана замуж за заморского принца, трудно сказать, чего в этой практике было больше – удачи или угрозы (по сути, подобная практика, по сути, оставалась облагороженным институтом заложничества).

Хотелось бы сильно ошибаться, но сейчас, когда слышишь о чьём-то очередном внуке или сыне, усланном учиться в привилегированный западный университет, на память приходит, увы, не молодой Пётр. Скорее вспоминается фраза «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»… Трудно сказать, имели бы место такие факты, если бы каждый руководитель верил в родное образование, в будущее страны. Словом, тут мы упираемся в уже упоминавшийся вопрос о многоразличии мотивов, а также проблему прочих факторов – молодой Пётр, съездив за границу, Россию, пусть и онемечивая, укреплял. Молодой Николай, пропутешествовав вокруг света, Россию развалил…

По поводу прочих ценностей – куда ни посмотри, везде, оптимистично выражаясь, большие перспективы. От «а» до «я». «А» – армия. В какой степени современное образование способствует (или препятствует) формированию уважительного отношения к родным вооружённым силам? Проблема, да и только. Строительство профессиональной армии нисколько не отменяет необходимости для нормального гражданина хоть иногда задумываться о благополучии всей страны. А значит, в какой-то мере и о цене этого благополучия. В данной сфере нам не мешало бы перенять полезный опыт у нынешних «стратегических партнёров», завсегдатаев приблизившегося НАТО.

«Б» - брак, семья. Очень похоже, что российская семья держится на остатках традиционных устоев, высмеиваемых самой различной кинопродукцией, раскритикованных новомодными привозимыми из Запада спецкурсами о половом воспитании, шельмуемых в пропаганде нетрадиционных форм любви. И здесь тоже не мешало бы присмотреться к опыту-находкам-потерям соседних культур, да и как следует вдуматься в свой, тоже неповторимый опыт.

«В» – воля. Формирует ли нынешняя система образования волю, придаёт ли ей добрый и культуротворческий характер, или есть великий риск, что в околоучебное время Школе удобны дети, выполняющие учебные задания, а в послешкольное время Рынку выгодны дети, отзывающиеся на любую рекламу?

«Г» – гуманность. Какой пример показываем мы, взрослые детям, устраивая собственные разборки то на фронтах бесконечных войн, то на борту самолёта, то в школе, собравшейся на Праздник Знаний!…

«Д» – достоинство. Мыслимо ли, чтобы затюканный разноуровневыми проверками, замордованный неимоверными формами отчётности, получающий мизерное жалованье учитель сумел вызвать в ученике что-то иное, кроме чувства стыда, горечи, сострадания! А то и высокомерного снисхождения. Мыслимо ли, чтобы видящий сызмальства униженность родителей, соучеников, сограждан молодой человек когда-то крепко-накрепко зарёкся унижаться сам и унижать себе подобных? Дедовщины в армии бы никогда не возникло, не будь в душах призывников давних гнилостных ростков унижения и безнаказанности.

И далее можно было бы следовать алфавиту, усугубляя обеспокоенность по поводу состояния и перспектив образовательной системы. Исключение составили бы, видно, лишь буквы «ъ», «ы», «ь». Безусловного внимания заслужили бы такие качества личности, как законопослушание, ответственность, трудолюбие, уважительность. Мужество, прямота, самостоятельность. Чуткость, щепетильность… Но давайте не будем делать текст безразмерным. Тем более, что к некоторым буквам нетрудно приискать сразу несколько значимых нравственно-ценностных понятий. Ведь задача, насколько понимаю, не в возможно более полном перечислении узких мест, не в ворчании-причитании, а в общей постановке проблемы, обозначении особого проблемного поля – этического ракурса образования. А потому приведу мысли лишь ещё к двум буквам. И сделаю это в обратном алфавиту порядке.

К букве «я» мне хотелось бы приурочить мысль об уважительном отношении к родному языку. А не только об усиленном и ускоренном изучении языков иностранных. В давние годы звучала убийственным нравственным приговором характеристика: «иван, не помнящий родства». В наши дни суть формулы подзабыта, да и нравственные оценки полиберальнели. Мне, по роду работы в педагогическом вузе, то и дело приходится встречаться с вопиющими случаями языковой безграмотности, и в этом отношении скажу лишь одно: если таким явлениям не противостоять, культура пойдёт в разнос. Не дай Бог, безграмотный учитель расплодит безграмотных учеников, и тогда уж нормальный образованный человек окажется в своего рода эмиграции…

Наконец, буква «Р» – результативность. Проблем тут непочатый край. И немудрено, ведь результат образования должен быть соотнесён с многомерными ожиданиями всех заинтересованных сторон образовательного процесса. То есть – ученика, учителей, родителей, окружающих. Усложняет дело тот факт, что итоги (последствия) учения оказываются видны не вдруг. Выпускные экзаменационные испытания или аттестат в руке – самый внешний и приблизительный, формальный момент. Подлинную, действительную оценку образованию ставит сама жизнь. И в этой оценке не последнее место принадлежит таким факторам, как человеческие качества выпускника: отзывчивость, обязательность, самообладание, находчивость, душевная щедрость.

Если над созданием искусственного интеллекта люди работают уже давно, то искусственную волю и искусственную совесть пока никто создавать не помышляет. А значит, образование и впредь будет призвано обеспечить человеческой культуре подлинно человеческое измерение, учить новые поколения не только овладевать старым опытом, но и самим ставить перед жизнью новые вопросы, а главное, решать их по-человечески.

Опубликовано:

Сибирский учитель: Региональный научно-методический журнал. №6, 2004. – Новосибирск: Управление образования администрации Новосибирской области; НИПК и ПРО, 2004. – С. 9 – 10.





Похожие:

Этические проблемы образования iconЦинизм и кинизм: философско-этические аспекты
Причем большинство людей используют это понятие в своей повседневной речи, подразумевая под ним лишь одно содержание и значение....
Этические проблемы образования iconОбразовательная система: проблемы обратной связи
Опубликовано: Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: мат-лы межвуз....
Этические проблемы образования iconЭтические и психологические проблеы менеджмента Сокращение кадров

Этические проблемы образования iconА. П. Короченский этические «табу» в журналистике: самоцензура или нравственная культура самоограничения? Короченский А. П. Этические «табу» в журналистике: самоцензура или нравственная культура самоограничения? (2007)
Короченский А. П. Этические «табу» в журналистике: самоцензура или нравственная культура самоограничения? (2007)
Этические проблемы образования iconДокументы
1. /Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков.doc
Этические проблемы образования iconПравовые и этические нормы общения в Интернет
Показ фрагмента какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации
Этические проблемы образования iconТема: Этические и правовые нормы информационной деятельности людей
Информация не отличается от объекта собственности, например машины, дома, мебели и др материальных вещей
Этические проблемы образования iconДокументы
1. /Актуальные проблемы развития высшего образования в России.doc
Этические проблемы образования iconРешения педагогического совета от 31. 08. 2011г по вопросу Актуальные проблемы школьной системы образования в условиях модернизации: достижения и перспективы»

Этические проблемы образования iconПроект: «Сохраним богатство страны- почвы»
Номинация№3 «Экологические проблемы поселении. Проблемы экономии энергии и ресурсов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов