Равны читатели icon

Равны читатели



НазваниеРавны читатели
Дата конвертации11.07.2012
Размер56.16 Kb.
ТипДокументы


А.Е.Зимбули (С.- Петербург)

РАВЕНСТВО: ИДЕАЛ? ПАНАЦЕЯ? ПРИМИТИВ? ПРОКЛЯТЬЕ?

Равны читатели –


Над книгой их права равны.

А.С.Пушкин

Равенство одна мечта.

Н.М.Карамзин


Перед судом все равны:

все без укупа виноватые!

Русская пословица



С древних времён и до наших дней люди, общаясь с соседями, объединяясь в политические или профессиональные союзы, оставаясь наедине с собой – то чаще, то реже, то вскользь, то обстоятельно задумываются о справедливости/несправедливости, счастье/невезении, порядочности/низости, равенстве/неравенстве. Многочисленными гуманистами религиозного и внерелигиозного толка неравенство почитается попранием ценности человеческой жизни, потому идея равенства заложена в Хартию прав человека. Вместе с тем – если мы не хотим ограничиться лозунгами и самыми общими констатациями: «все люди смертны», «перед Богом все равны», «нет людей идеальных», – то трудно спорить с жизнью, а она вновь и вновь воспроизводит самые различные, и порой совсем неожиданные формы неравенства. Это наверное для святой матери Терезы все люди были абсолютно равны. Но разве не равны все и для самого крайнего мизантропа! Подавляющее же большинство людей видит мир дифференцированно.

Между полами, возрастами, физическими и психическими способностями, между успехами в образовании и на профессиональном поприще, между вкусами, предпочтениями в еде и досуге – нет и не предвидится однообразия. Материальные и культурные особенности, в которых рождается и реализует себя человек, никак не поддаются унификации. Даже из одного и того же признания, что Бог есть, разные люди способны извлечь полярные выводы. Кто-то Бога боится, пытается угадать и исполнить Его волю. А другие – возмущаются несовершенством мира, обвиняя Творца в негуманности проводимых над людьми экспериментов. С другой стороны, часто звучит формула: «Бога нет, значит всё позволено». Но ведь с той же степенью достоверности можно было бы утверждать: «Бог есть, значит он всё раньше или позже исправит». То есть – опять-таки «всё позволено»! И этакому равенству вряд ли порадуешься.

Вообще говоря, равенство (тождество, симметрия, взаимность или хотя бы сходство) – отношение, которое можно корректно использовать строго дозировано, в достаточно узком спектре межсубъектных отношений. Какое равенство может быть между родителем и ребёнком, учителем и учеником, начальником и подчинённым, гостем и хозяином, водителем и пассажиром? Даже на подступе к правовому государству заявление, будто перед законом все равны, явно будет звучать фальшиво, поскольку ему антитезой выступают узаконенные и не уменьшающиеся льготы-привилегии-лакуны неподсудности.


Причём нравственная неприглядность блата, кумовства очевидна, но где, скажите, провести грань-различие между девизом «Ну как не порадеть родному человечку!» и конституционно закрепляемыми правами государственного языка? Человек многомерен и в бессчётных сферах своей жизни явно тяготеет выстраивать иерархии, рейтинги, табели о рангах. Кого-то мы избираем в друзья, спутники жизни, а с кем-то за большие деньги не хочется иметь дело. Кому-то вручают орден, кого-то лишают свободы – где тут место равенству!

Вместе с тем для этики как раз и значимо разобраться, на каких основаниях происходит предпочтение в тех или иных номинациях. И каковы сами принципы дифференциации. Не подлежит сомнению, что процесс оценки будет существенно различаться в зависимости от того, происходит ли выбор королевы бала или горожанина года, предполагается ли увековечить память героя в названии площади или определяется срок, на который кого-то надлежит изолировать от общества.

Сам по себе вопрос о равенстве не есть вопрос роковой или неразрешимый. Печать неразрешимости возникает на нём из-за расстыковки в номинациях и основаниях оценки. Не вижу никакой сегрегации и ничего расистского, допустим, в идее провести конкурс на самые раскосые глаза, или на самое веснушчатое лицо, самый горбатый нос или самый звонкий голос. Но если в автобус или в институт будут пускать лишь носителей названных, произвольно выбранных, качеств – наверняка многие справедливо возмутятся.

Если ставить вопрос равенства по-серьёзному, он тут же упирается в вопрос о правах. И здесь тоже не всё так просто. Свобода для кого-то важней жизни, а другой о свободе и не задумывается. Или просто сумел вписаться с системой своих ценностей в условия ограниченной свободы. Для одного личный успех и почести дороже совести, а другой комара боится обидеть и не помышляет о дворцах, яхтах, эксклюзивных моделях одежды. Эти и многие другие несходные миры могут прекрасно уживаться, пока их носители не сталкиваются друг с другом лицом к лицу. Что влечёт за собою это столкновение? Этику интересуют не математические величины и формулы, не содержательная сторона сопоставлений (физика, химия, физиология и пр.). Здесь важно, прежде всего, что эти сопоставления сулят несходным субъектам – разжигают зависть и отчуждение? Питают сострадание? Порождают насмешку и издевательство? Желание обратить оппонента в свою веру? Стремление отгородиться или замаскироваться? Что с чем, как, в каких целях и с какими выводами люди сравнивают – в этом проявляются нравственно значимые ракурсы проблемы равенства.

Между прочим, и отношение к ситуации, когда имеет место реальное равенство, вовсе не обязательно будет однозначным. Подтверждение тому – беглые рабы, попы-расстриги, маргиналы самого разного замеса и пошиба. Братство-родство далеко не всегда греет душу. То есть стоило бы всмотреться как следует в разновидности равенства – по содержанию, субъективной оценке, степени осмысления, поведенческому отношению. Очевидно, существуют:

равенство-наличие,

равенство-завоевание,

равенство-цель и равенство утраченное,

равенство принудительное или добровольное,

равенство-сотрудничество,

равенство-противоборство,

  • соседство,

  • приобщённость,

  • соукоренённость.

  • Равенство в пространственном измерении, энергетическом, информационном, временном параметрах.

  • Равенство-отвлечение от несущественного и равенство-неразличение отличий.

  • Равенство в хорошем и дурном.

  • Равенство восхищения и возмущения,

  • сострадания и брезгливости,

  • благодарности и обиды,

  • заботы и безразличия,

  • стараний и добросовестности,

  • требовательности и уважения,

  • дружелюбия и неприязни,

  • любви, ненависти и ревности.

  • Равенство понимания и непонимания,

  • Эмоционального переживания и безучастности.

Каждый раз равенство имеет жёсткую ситуативную привязку. Как только всмотримся в очередное равенство, за ним проступают множащиеся неравенства.

Равенство, по большому счёту, – нечто плоское. Мир же человеческих отношений многомерен, объёмен, динамичен. Лишь только мы воспринимаем его как игру, ритуал, театр, рынок, стадион, храм, мастерскую, и т.п., – тут же появляется целый набор оговорок, уравнивающих и иерархизирующих наше общение с окружающими. Вот почему так важно суметь разобраться не только в природе равенства, но и иных ценностях и ориентирах мира общения.

Мне лично очень далеко до матери Терезы или до Альберта Швейцера. Я открыто заявляю, что не в силах любить одинаково сильно всех окружающих. И вообще догадываюсь о банальном, что обычный любящий человек вправе относиться к окружающим не одинаково. Любимый на то и любимый, чтобы его выделять из окружения. Но очевидно и другое: отношение к остальным любящему нельзя опускать ниже некоего уровня пристойности-человечности. То есть, можно утверждать, что равенству-неравенству культура кладёт вполне определённые нравственные рамки.

И последнее, самое, пожалуй, главное – мы разные. Очень разные. Но это не мешает нам подчас налаживать вполне доброжелательные отношения, ценить и уважать друг друга, сотрудничать – отвлекаясь от различий и иной раз даже используя свои несходства ко взаимной выгоде. Именно этика – та сфера гуманитарного знания, которая призвана помочь человеку разобраться в условиях, при которых достигается и упрочивается лад в отношениях с самим собою и с окружающим миром.

((Опубликовано:

Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 431-432.))





Похожие:

Равны читатели iconОтношения 7,2 : 2,4 и 2,7 : 0,9 равны, так как значения частных тоже равны. Отношения 7,2 : 2,4 и 2,7 : 0,9 равны, так как значения частных тоже равны
Эти записи читаются так: «Отношение а к b равно отношению с к d» или «а так относится к b, как с относится к d»
Равны читатели iconЕгэ – 2011. Решите уравнение
...
Равны читатели iconЛистовка-памятка читателю Уважаемые читатели
...
Равны читатели iconРешение: 1-е слагаемое в сумме равно 1, два следующих равны 2, три следующих равны 3, и т д

Равны читатели iconКоэффициенты трения для цилиндров равны, т к. их поверхности выполнены из одинакового материала. На систему не действуют внешние силы. На цилиндры за время действуют равные внутренние силы
Автор изготовил замкнутую механическую систему изображенную на Рис. 12 Система состоит из трех тел – тележки на роликах и двух цилиндров...
Равны читатели iconВозвращаемся к обсуждению «Элементов экономической теории для Славян». Читатели нашего журнала уже имели возможность ознакомится с «нашей экономической теорией»
Читатели нашего журнала уже имели возможность ознакомится с «нашей экономической теорией» в статьях, опубликованных в журнале «Русские...
Равны читатели iconОтдел VIII о нахождении орбит, по которым обращаются тела под действием каких угодно центростремительных сил
Льной силы движется как бы то ни было, другое же тело движется прямолинейно, прямо к центру или от центра, и скорости обоих тел в...
Равны читатели iconДобрейшие читатели мои!
Владимира Мономаха, по-новому начинаешь смотреть на жизнь, ценить труд человеческий
Равны читатели iconУважаемые читатели! Прошу писать отзывы на harrypotter10@yandex ru ! Надеюсь вам понравится мой рассказ

Равны читатели iconГеометрия 8 класс
Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник- параллелограмм
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов