Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" icon

Гомер Специальные "беседы о непристойностях"



НазваниеГомер Специальные "беседы о непристойностях"
Дата конвертации11.07.2012
Размер34.65 Kb.
ТипУчебник

Зимбули А.Е.

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК: ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?


Люди несходны

Гомер

Специальные “беседы о непристойностях”

очень редко бывают эффективными, так как

на них скромные солдаты чувствуют себя

запятнанными, а безнравственные

воспринимают их как развлечение

Н.Коупленд

Хорошая научная теория должна быть

понятна и буфетчице

Э.Резерфорд

Не так давно по радиостанции “Маяк” сообщалось о том, что в Уфе возле городского водоёма появились таблички с текстом: “Бросишь окурок не в урну, а в воду, глянь в отраженье, увидишь урода”. Бойкие на язык журналисты рассказывали об этом с нескрываемыми иронией и высокомерием. А ведь, похоже, упомянутый текст изложен именно на таком языке, который соответствует смысловому пространству людей, сорящих, где попало. Куда деваться, если мы настолько неодинаковы, что один изначально не думает мусорить, а другой исхитрится оставить после себя грязь, даже находясь под пристальным присмотром милиции…

С учётом бесконечных различий между людьми, может ли существовать универсальный, идеальный учебник (“книга, руководство, для обученья составленная” – В.И.Даль)? Идеальный – для кого? Для автора? Для обучающегося? Для издателя? Для преподавателей? Для книготорговцев? Очевидно, даже адресуясь только к автору трудно говорить о корректности понятия “идеальный учебник”. Автором могут двигать совершенно различные мотивы (допустим, соображения выгоды, честолюбие, стремление поделиться опытом). После опубликования книги переживания автора ещё более усложняются, в зависимости от взаимоотношений с окружающими. Да и с высказанными в книге собственными мыслями автор может вступать в сложные отношения, поскольку человек, что называется, не жёстко привязан к сочинённому когда-то тексту. Могу признаться (из личного опыта – после опубликования “Лекций по этике”), что, если во время занятия вижу вышедшую из-под моего пера книжку в руках студентов, готов испытывать не только радость-гордость, но отчасти и ревность (“Чего ради я-то, живой, перед вами распинаюсь!”).

Про идеалы издателя и книготорговца в подробностях судить не берусь, но в целом можно предположить, что речь здесь нужно вести о наиболее социально значимом и коммерчески привлекательном проекте. Зато про читательские ожидания и переживания, как про погоду, готовы, наверное, рассуждать едва ли не все. Дело несколько упрощает то, что учебники вряд ли кем-либо используются в развлекательных целях. Так или иначе, кто-то из студентов, заглядывая в книгу, помышляет лишь о том, чтобы “перевалить через зачёт”, а другой уже с первого курса мечтает об аспирантуре. Есть читатели усидчивые и непоседливые, более и менее сообразительные, любознательные. Кто-то читает учебную литературу ознакомительно, а кто-то критично и недоверчиво.
Может ли в этих условиях одна и та же книга удовлетворить все многоразличные ожидания любого потенциального читателя? Вопрос риторический.

И тем не менее представляется очевидным, что, как и в других сферах, стремление к совершенству не просто оправдано, но и придаёт высший смысл деятельности тех, кто причастен к образованию. Реальное же усовершенствование учебника как специфического типа литературы видится на двух путях. Первый – это создание книг, так сказать, строго адресных. Условно говоря, отдельно учебников для троечника и для продвинутого читателя. Или – учебников для тех, кто не боится сухого, академического стиля изложения, и учебников, изложенных популярно, занимательно. Учебников, изданных в расчёте на интересующихся историей предмета, или тех, кто хотел бы осваивать темы, отталкиваясь от своего конкретного жизненного опыта. В идеале эти характеристики нужно бы по-разному сочетать, что даст более сложную типологию учебников.

И второй из видимых путей совершенствования учебника – это, пожалуй, и есть движение к идеалу учебника как таковому. Речь о создании универсального гипертекста, построенного по модульному принципу. Такой гипертекст должен быть снабжён системой взаимоувязанных ссылок. В нём должна бы просматриваться и последовательность изложения, и возможность знакомиться с разными разделами представляемой области знания не только в произвольном порядке, но и по разностильным, разнообъёмным материалам. Выбор ветви поиска нужной информации должен в этом случае быть обеспечен для читателей с различными интересами, вкусами, уровнями компетентности.

Представляется возможным (усилиями авторов и гиперавторов) добиться того, что сам поиск учебной информации по гипертексту, на основе свободы, вдумчивости, последовательного восхождения к сложностям предмета, будет способствовать развитию позитивного и творческого отношения обучающегося к миру вокруг и к самому себе.

((Напечатано:

Учебник философии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Казанский гос. технологический университет. – С. 52-54)).




Похожие:

Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconДокументы
1. /Неслучайные беседы/1-БУДЬ ВЕРЕН ДО СМЕРТИ.doc
2. /Неслучайные...

Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconБеседы о режиссуре
Беседы о режиссуре. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconСпециальные юридические знания и судебно-нормативные экспертизы
А. А. Эйсман утверждал, что специальные знания – это «знания не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения,...
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconВ. А. Рязанцев беседы о трезвости
Беседы о трезвости / Сост. В. А. Рязанцев. — К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 144 с
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconДокументы
1. /Гомер.doc
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconИ. Н. Сорокотягин отмечает, что отнесение тех или иных знаний к числу специальных зависит от того, в границах общего или специального образования изучаются предметы материальной действительности Специальные знания
Таким образом, специальные знания – это знания, присущие различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний юридических...
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconДокументы
1. /Гомер. Приключения Одиссея.TXT
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconИз цикла «Философские беседы» Практическая философия москва  2011 Из цикла «Философские беседы»
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому...
Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconДокументы
1. /Беседы с Богом 2.doc
2. /Беседы с Богом...

Гомер Специальные \"беседы о непристойностях\" iconДокументы
1. /Шаблоны смет/Специальные тексты/Пользователь.txt
2. /Шаблоны...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов