А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон icon

А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон



НазваниеА. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон
А.Е. ПОРЯДОК И ПОРЯДОЧНОСТЬ Закон положен не для праведника, но
Дата конвертации11.07.2012
Размер84.42 Kb.
ТипЗакон

Зимбули А.Е.

ПОРЯДОК И ПОРЯДОЧНОСТЬ

Закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников

Апостол Павел

Хорошие законы порождаются смутами

Н.Макиавелли

Порядочный: Честный, не способный на низкие поступки

Словарь русского языка


Признаться, собирался писать этот текст в спокойно-констатирующей манере, да вот буквально два-три дня назад довелось посетить конференцию на нашем же родном философском факультете СПбГУ, посвящённую теме «Философия чистоты». И там, к моему удивлению (поскольку это означало буквально забегание в епархию совершенно другой конференции. Ведь в моём понимании чистота и порядок вовсе не привязаны друг к другу), ряд ораторов в своих рассуждениях обращались к понятию «порядок». Озадачило прежде всего то, что в двух докладах понятия «порядок» и «чистота» самым тесным образом сближались. А главное – я услышал резкие нападки на порядок. В частности, Т.Е.Салье говорила о том, что не будь в числе охранников Освенцима глубоко коррумпированных людей, многим евреям не удалось бы вырваться на волю. И, продолжала докладчик, если бы отечественные гаишники не проявляли готовность уладить спор по поводу того или иного нарушения правил дорожного движения, это движение попросту бы прекратилось… Эту логику мне даже не хотелось бы оценивать. Но удивления достойно то, что никто докладчице даже не попытался возражать. Так получилось, что мне, по причине большого наплыва охотников обсуждать проблемы чистоты, не удалось получить слова. И теперь я не то, чтобы беру реванш (загодя написанный текст о чистоте сдан мною в оргкомитет, и, надеюсь, будет обнародован под одной обложкой вместе с текстами тех авторов, кто громил-бичевал порядок). Просто в нынешнем рассуждении мне придётся исходить из несколько неожиданного для меня факта, что существуют люди, не почитающие порядок за положительную культурную ценность. Хотя и посейчас к оппонентам порядка отношусь с заведомым недоверием – ведь что такое высказываемая ими точка зрения, как не упорядоченные представления, выстроенные в виде монолога, а то и в форме писанного текста…

Погружаясь в тему, довольно неожиданно для себя обнаружил, что в Библии слово «порядок» в разных падежах упоминается всего 7 раз. Причём бульшая часть из них – в Новом завете. Поскольку упоминаний так мало, не поленюсь уточнить, о чём в каждом из них идёт речь.

В книге I Паралипоменон сообщается, каким образом Давид распределял священнические места между потомками Аарона – речь об очерёдности, в которой им выпадал жребий1.

В книге пророка Исайи звучат слова о разных способах, какими действует земледелец: «И такому порядку учит его Бог»2, – то есть Бог научает человека разумным, подходящим способам деятельности.


Ещё раз встречается слово «порядок» в книге пророка Исайи, когда Господь вопрошает: «Ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее»3 – из контекста понятно, что говорится о ходе истории, мироустройстве, о способности предвидеть события, управлять ими. Остальные разы слово «порядок» встречается уже в Новом завете:

«…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать»4, – пишет евангелист Лука. Здесь, как отмечается в «Толковой Библии»5, прежде всего имеется в виду хронологическая последовательность.

Он же продолжает: «…когда он в порядке своей чреды служил»6 – то есть, ~ в свою очередь. И ещё дважды интересующее нас слово используется в значении очерёдности. Так, в Деяниях святых Апостолов сообщается о Павле, что он, проведши в Антиохии «несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников»7. И наконец в Первом Послании к коринфянам Павел пишет о людях, что «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, Каждый в своём порядке»8.

Можно видеть, таким образом, что ничего унизительного и бранного в библейских текстах про порядок не обнаруживаем. – Это я произношу скорее в сторону, адресуясь к упомянутым критикам с конференции о чистоте. Никто не спорит, всегда есть реальный риск того, что преследуя благие намерения, в погоне за упорядоченностью, аккуратностью, чинностью, размеренностью, регулярностью, симметрией, пропорциями люди способны наносить друг другу обиды, творить зло, насилие, сеять разрушение. Но это уже из разряда банальностей. Мера предполагает противостояние двум крайностям, избытка и недостатка. Солнце – источник жизненной энергии и угроза ожогов, атом существует мирный и военный, передозировка лекарства опасна и пр. Что касается меры применительно к человеческой природе и к человеческим отношениям, то субъекты неорганизованный, дезорганизованный или заорганизованный равноненадёжны в общении. «Что ни делает дурак, всё он делает не так». Дурак часто оказывается наказанным. Иной раз даже и заодно с кем-то из соседей.

Обыденная речь отлично выражает естественность, желанность, культуросообразность порядка. Мы говорим: «в порядке вещей», «всё в порядке», «полный порядок», «своим порядком», «призвать к порядку». И даже обороты с такими, казалось бы, факультативными смыслами, как «порядком надоел», «порядочная скотина» вполне отвечают глубинному значению интересующего нас слова, поскольку непременно характеризуют объект как носящий свойства «изрядно», «вполне», «заметно» выраженные. Нужно быть экстремистом, максималистом, потерять представление о сути жизни, свободы, творчества, игры, чтобы полагать, будто им чужд порядок. Игра – ведётся по правилам. Свобода – имеет значимые векторы. Творчество реально канализовано. Организм и организация – слова однокоренные.

Попытаемся вдуматься в природу порядка и в то, чем определяется в разных жизненных ситуациях его мера. Когда мы говорим о порядке, важны некие инварианты:

^ Каковы его основания (он естествен, природен, задан сверхъестественною силой или существом, претендующим на статус разумного),

Каков его субстрат (что упорядочено).

Насколько жёстка сложившаяся схема (насколько она изменчива, динамична, в каком диапазоне).

^ Во имя чего создан порядок (если он не усмотрен, а именно создан).

Какою ценой.

Кто им и насколько умело пользуется.

Известно высказывание Пушкина о том, что «поэзия должна быть глуповата» (хочется подчеркнуть как всегда удивительную точность пушкинской формулы – именно глуповата, а не глупа). Подобным образом, видимо, следовало бы судить и о праве, одном из наиболее характерном пространстве культуры, где человек пытается обрести порядок как таковой. Право должно быть чуточку неэстетично, немного негуманно (кроме того, трудно надеяться, что и разумности здесь окажется больше, нежели в поэзии…). Оттого-то народная мудрость и наставляет: «Не держись закона, как слепой забора». Хоть этот сюжет, возможно, и не вполне политкорректен, но хотелось бы его продолжить высказываниями Бенкендорфа: «Законы пишутся для подчинённых, а не для начальства»9 и Демокрита: «мудрец не должен повиноваться законам»10. Впрочем подчеркну: констатация констатацией, ирония иронией, а забор никто не зовёт рушить! И закон не следует рушить, хотя в его содержании может обнаружиться куда больше случайного, произвольного, надуманного. Ведь условно говоря, правила дорожного движения вполне могли быть по чётным дням правосторонними, а по нечётным – левосторонними. Важен сам факт учреждения, согласования, взаимоограничения. Относительно подобного взаимного ограничения позволю себе привести здесь две сентенции. Одна – старинное наблюдение: «Моя свобода заканчивается там, где начинается нос соседа». Другая же – личная моя интуиция: «Право большей общности важней права меньшей общности, но не настолько, чтобы полностью попирать его».

Как к закону, так и вообще к порядку практическое отношение человек может выстраивать между полюсами, с одной стороны, законопослушания и законотворчества, а с другой – законоизбегания и законоборчества. Порядок может быть понятным, естественным, мудрым, или казаться абсурдным, несправедливым, надуманным. Он может переживаться как нечто дарящее радость, гармонизирующее жизнь, означающее предсказуемость, обязательность, дающее защиту, успокоение. А может – как давящее, томящее, сковывающее, занудное, вызывающее скуку, возмущение.

Очевидно, у разных людей различны потребности и способности в упорядочивании мира. Один читает методично, планово, пройдя курсы скорочтения и стенографии. А у другого дома книги проделывают труднопостижимые маршруты, то сопровождая владельца в путешествиях, то отлёживаясь в кипах, то подолгу тщетно призывая его случайными закладками. Кого-то буквально бесит, если он видит перекрученный телефонный провод или чьи-то нечищенные туфли. А кто-то не только привычно ощущает себя в атмосфере так называемого «творческого беспорядка», но и оказывается способен при этих условиях что-то создавать, обогащая нашу общую культуру.

Всё было бы ничего. Пусть бы каждый из нас по-своему организовывал свой мир. Но поскольку эти миры пересекаются, – приходится рассуждать о целях и принципах подобного упорядочивания. И здесь в полный рост встаёт проблема морали. То есть специфического пространства, в котором мы выстраиваем межсубъектные взаимоотношения.

В русском языке примечательно родство понятий «порядок» и «порядочность». Порядочный человек – обязателен.

Надёжен.

Честен.

Прямодушен.

Уважителен.

Мужествен.

Великодушен. Он не только помнит о данном обещании, но и старается его выполнить. А не ищет отговорок. Порядочный человек не плетёт интриг, не льстит в глаза, чтобы заглазно перемывать косточки. Причём порядочность – это вовсе не святость, не героизм, но естественная его здоровая основа. Тогда как непорядочность – это скрытая (или по крайней мере неочевидная) нравственная ущербность. Это неспособность принять успех конкурента, сдержаться от зависти, злословия. Непорядочность – это малодушие в действии. Это ещё не злодейство, но уже готовность совершить подлость, низость.

Я специально разбил несколько характеристик порядочного человека, называя каждую очередную с новой строчки, чтобы было наглядней, насколько мораль многомерна и что от человека требуется одновременное сочетание разных характеристик. Мне вспоминается, что, как я слышал, у художников Санкт-Петербурга есть официальный девиз:

«Правда, честность и красота».

Звучит привлекательно. Но – давайте вдумаемся: Правдивым и честным может быть хам. Красивым – может быть дурак…

Или другое. Где-то в интернете встретил афоризм иеромонаха Петра (Серегина): «Живи не с людьми, а с Богом!» Как хотите, а мне этот призыв кажется неверным по сути. Ибо если ты по-настоящему религиозен, то нужно жить И с Богом, И не терять связи с людьми.

Когда мы говорим об упорядоченности в сфере морали, то речь идёт об упорядоченности жизненных векторов, позволяющих человеку вести себя с достоинством, отзывчивостью, осмысленно, объективно. Подобно тому, как органично и гармонично могут быть устрояемы музыка, архитектура, поэзия, – явленные воплощения порядка и красоты – так же способен человек создавать порядок и действенную гармонию внутри себя самого и во взаимоотношениях с миром, прежде всего с себе подобными. Это созидание требует не просто усилий, но иногда и жертвенности. На страницах «Бхагавадгиты» читаем: «Лучше заниматься своим собственным делом, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое»11. Близким образом рассуждает Св. Григорий Богослов: «Не смешивай богатства своего с чужими слезами»12.

Если человек по своей природе одновременно – существо политическое, эстетическое, нравственное, религиозное, научное, юридическое, то его способность к вхождению в культуру зиждется на переживании внешнего порядка и на глубинной потребности в порядке внутреннем, и только объединяя эти порядки мы можем делать мир мудрей, красивей, гуманней.

Опубликовано:
Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. Материалы всероссийской конференции «Гармония и хаос: этико-эстетические аспекты». – СПб.: СПб Филос. общ-во, 2007. – С. 312-318.


1 I Пар. 24: 19.

2 Ис. 28: 26.

3 Ис. 44: 7.

4 Лк. 1: 3.

5 Толковая Библия. Второе издание. В 3 томах. Т.3. – Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. – С. 116 – 117.

6 Лк. 1: 8.

7 Дея. 18: 23.

8 1-е Кор. 15: 23.

9 Цит. по: Вопросы философии, № 2, 2005. – С. 13.

10 Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. – Л.: Наука, 1970. – С.371.

11 Бхагавад-гита как она есть. – М. – Л. – Калькутта – Бомбей – Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1984, С. 781.

12 Великие мысли, кратко реченные. – СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003. – С. 139.




Похожие:

А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconПринят Государственной Думой 16 сентября 2003 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года Настоящий Федеральный закон
Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу,...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconЗакон красноярского края
Настоящий Закон устанавливает основы для создания правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих права детей на...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconВ башкортостане уже принят закон о внесении изменений в закон рб «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан», подразумевающий введение комендантского часа для подростков
По новому закону, подросткам до 17 лет без сопровождения родителей или заменяющих их лиц в ночное время запрещено находится в общественных...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconЗакон о рационализаторской деятельности Парламент принимает настоящий органический закон. Глава I общие положения
Рационализаторским признается также решение, содержащее новые для данного предприятия алгоритм, программу для эвм, если их использование...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconФедеральный закон №97-фз: регулирует конкурсы для федеральных госнужд
Федеральный закон №97-фз: регулирует конкурсы для федеральных госнужд иные нормативные акты: требуется проверка применимости
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconМ. Г. Мошкович основные документы и принятые в книге сокращения гражданский кодекс
Федеральный закон от 19. 07. 2007 n 195-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconИ. О. Чвыков основные документы и принятые в книге сокращения гражданский кодекс
Федеральный закон от 19. 07. 2007 n 195-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconЗакон Для или для и переместительный Сочетательный

А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconПеречень федеральных документов по организации и проведению егэ в 2012 году. Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании»
Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском...
А. Е. Порядок и порядочность закон положен не для праведника, но для нечестивых и грешников Апостол Павел Хорошие закон iconЗакон Дружины является единым для всех и исключений не может быть, в том числе и для Конунга. Десять причин, по которым происходит отчисление из рядов Викингов
За невыполнение своих прямых обязанностей (для старших чинов понижение в хирдменны)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов