В. И. Даль а нынче все умы в тумане icon

В. И. Даль а нынче все умы в тумане



НазваниеВ. И. Даль а нынче все умы в тумане
Дата конвертации11.07.2012
Размер85.19 Kb.
ТипДокументы


А.Зимбули

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЕ


Воспитанный человек: выросший в обычных правилах светского приличия.

В.И.Даль

А нынче все умы в тумане.

А.С.Пушкин

Купить лишнее, продать нужное.

Рус. пословица


Вот, интересное дело, кому больше всего нужны специально учреждаемые «Год ребёнка» или «Год семьи»: обычным нормальным людям – родителям-бабушкам-дедушкам-детям-учителям? Или чиновникам? Журналистам? Чтобы, пошумев для блезира и поставив дежурные галочки в отчётах, устремить все помыслы и силы на более привычные и легко конвертируемые объекты: голоса избирателей, тиражи изданий, выручку, имущество-недвижимость, популярность, рейтинги, власть? Тогда как остальным, нормальным людям после всплеска внимания опять, как и раньше, тянуть лямку того бесприбыльного вековечного занятия, без которого бы никак из живорождённых полуфабрикатов не получались полноценные люди. Ведь так или иначе, без кампаний-трезвона жизнь шла веками. Семья выполняла свою естественную социальную роль – производства человека и оснащения его элементарным жизненным опытом. Школа, со своей стороны, этот элементарный опыт поднимала на уровень, соответствующий образовательным стандартам. А социум получал граждан, готовых создавать новые семьи и воспроизводить систему образования. Хотя, наверное, кампании тоже нужны – как своего рода встряска, как момент социокультурного ускорения, как возможность всмотреться в самих себя и мир вокруг.

Культуротворческая школа, думается, в кампаниях, инспирируемых свыше, не очень нуждается. Да и серьёзных тревог по поводу успешного проведения подобных мероприятий в такой школе, судя по всему, не должно возникать. По сути, в образовательном учреждении, построенном на принципах культуротворчества, уже учитываются все главные векторы, про которые в других местах могут вспомнить лишь по подсказке. Культуротворчество в школе предполагает совместную устремлённость к общим целям – школьников, родителей, педагогов. Это обеспечивается взаимоуважительным, взаимоответственным, взаимозаинтересованным общением. Если говорить конкретней о нравственном воспитании в культуротворческой школе, то каким бы ни был сценарный план этого разговора, узловые обсуждаемые моменты с необходимостью будут вполне предсказуемы. Это прежде всего – цели, средства, проблемы.


^ ЦЕЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ интуитивно понятны всем.
Достаточно слегка напрячь своё внимание, и последовательностью желаемых эпитетов для сегодняшнего ученика и завтрашнего выпускника школы можно заполнять строку за строкой (уходим пока от вопроса о первоочередных и, так сказать, факультативных нравственных качествах, а потому приведём список наиболее очевидных из них просто по алфавиту):

бодрый, вдумчивый, законопослушный, инициативный, мужественный, настойчивый, ответственный, отзывчивый, патриотичный, порядочный, принципиальный, толерантный, трудолюбивый, уважительный, честный… И конечно же – счастливый! Хотя человеку душевно щедрому, требовательному к себе и терпимому к окружающим вряд ли будет легко идти по жизни.

Не так давно по одному из телеканалов был показан шведский фильм «Зло», который доходчиво и без прикрас изображает порядки в одном из тамошних современных элитарных учебных заведений. А именно, было показано, что среди учащихся процветают трусость, жестокость, круговая порука, прикрываемые и молчаливо попустительствуемые учителями. Впрочем, вряд ли где-то на Земле школьные работники специально задаются целями воспитать в своих подопечных подлиз, воров, садистов, дезертиров. Даже в древней Спарте, где среди учащейся молодёжи прямо поощрялось воровство, наставники стремились развить в юношах находчивость, выдержку, дух взаимовыручки. Только человек, начисто лишённый объективности, возьмётся утверждать, будто в советской школе учили дурным вещам – грубости, заносчивости, злорадству, лени, неблагодарности, вероломству…

И про семью, пожалуй, тоже можно рассуждать подобным образом. Во все эпохи, – документально это подтверждается, по крайней мере, со времён Моисея, – семейное воспитание было направлено на формирование в детях уважительности к старшим, законопослушания, трудолюбия. Одновременно традиционное воспитание осуждало зависть, жестокость, поиски лёгкой жизни за счёт ближнего.

В целом, нетрудно догадаться, векторы нравственного воспитания складываются

из позитива – к чему нужно стремиться (набор качеств выше намечен),

и негатива – от чего по возможности подрастающее поколение надо избавлять, чему противостоять, что минимизировать. Малосимпатичные и вовсе неприемлемые качества тоже нетрудно обозначить: тут вам и семь смертных грехов1, тут подсказками служат и статьи уголовного кодекса, и здравый смысл, и отрицательные литературные или кино-герои. Для симметрии можно было бы поперечислять негативные нравственные качества, которые вполне универсализируемы, повсеместно и во всех эпохах осуждаемы:

высокомерие / угодничество, леность / суетливость, подозрительность / легковерие, садизм / мазохизм, уныние / бодрячество, фанатизм / цинизм.

Однозначно признаются негативными такие человеческие качества, как:

вероломство, жадность, завистливость, злоба, лживость, малодушие, равнодушие.

Специфическими для культуротворческой школы, по всей видимости, выступают, помимо вышеназванных качеств, особое чувство личной ответственности за родную культуру, умение уважительно всматриваться в соседские культуры, стремление не ограничиваться потребительством и развлекательством, а сберегать и умножать накапливаемый человечеством полезный опыт активной творческой жизни.


Следующий сюжет – ^ СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Фактически – воспитывает, формирует нравственные качества растущего человека вся разнообразнейшая наша жизнь. Прежде всего, это самостоятельный опыт становящейся личности: общение со старшими, младшими, сверстниками, это наблюдения за окружающими, читаемые книги, просматриваемые, живо переживаемые кинофильмы, это навыки освоения виртуального пространства в интернете, бесконечные споры с родными, знакомыми и незнакомыми, да и с самим собой. Огромное влияние оказывает целенаправленный пример старших, специально организуемые воспитывающие ситуации, вдумчиво подбираемые советы, наставления, запреты, рассказ, показ, приказ.

Особой ценностью обладают народные пословицы – краткие, хлёсткие, образные, доходчивые, легко запоминающиеся. «Хороши делают чемоданы англичане, а у нас хороши народные пословицы» – отмечал русский философ Василий Розанов2. И вправду – с детства мы помним немудрёные констатации:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Семеро одного не ждут»,

«Доносчику первый кнут»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Бог не выдаст, свинья не съест»,

«Кто хвалится – с горы свалится»,

«Чужой беды не бывает»,

«Поспешишь – людей насмешишь»,

«Бог правду видит, да не скоро скажет»,

«Хороший товар сам себя хвалит»,

«Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда»,

Множество подобных формул могут завершить уже и сами дети:

«Слово – не воробей…»,

«Не плюй в колодец…»,

«Любишь кататься…»,

«Терпение и труд…».

Пословица «За одного битого двух небитых дают» вполне могла бы быть начертана на нашем национальном гербе.

Впрочем, не меньше справедливости и в таких результатах многовековых наблюдений за нашими соотечественниками:

«На халяву и уксус сладкий»,

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»,

«Что ж ты, Акуля, шьёшь не оттуля? – Так я ж, матушка, ещё переделывать буду!»,

«Сбил, сколотил – вот колесо; сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат!»,

«Где наша не пропадала!»,

«Была не была!»,

«Русский задора ждёт»,

«Русский человек задним умом крепок». И так далее.

Разумеется, неохватный нравственно-воспитывающий потенциал содержат и пословицы других народов.

«Уважай, чтобы и тебя уважали» – учит армянская народная мудрость,

«Уважаешь других – уважают тебя» – японская.

Народы всматриваются в себя и друг в друга с уважением, нередко не без пристрастия, и, уж конечно, не без иронии:

«У немца на всякое дело струмент есть»,

«Где два грека – там три партии»,

«Цыгану без обману дня не прожить».

Понятное дело, крайне важно, подбирая пословицы на воспитательные нужды, соблюдать предельную политкорректность. Так, если в адрес кого-то из наших соседей будет произнесена язвительная характеристика, нужно её по возможности уравновешивать критичными высказываниями по собственному адресу. Ведь наши предки складывали краткие пословичные формулы именно для того, чтобы нам с вами можно было лучше понять свои сильные и слабые стороны. Чтобы сохранялась перспектива саморазвития. Иначе осталась бы нам и нашим потомкам одна грустная констатация: «На зеркало неча пенять…».

Объём публикации не позволяет даже беглым образом дать обзор иных средств нравственного воспитания, среди которых, всё же подчеркнём, ведущее место призвана занимать практическая деятельность: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Наконец, хотя бы пару абзацев нужно посвятить ^ ПРОБЛЕМАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Как воспътывает сама жизнь, так и проблемы на пути нравственного воспитания создаёт тоже сама жизнь – противоречивая, далёкая от совершенства и демонстрирующая не только положительные примеры. В школе мы говорим детям: учитесь, старайтесь, добивайтесь всего честным трудом – а они из фильмов, книг, собственных наблюдений убеждаются, что скромные труженики живут несравненно хуже разных хапуг, бандитов, авантюристов. Мы говорим: не лгите – а в жизни дети видят, что родители то и дело обманывают друг друга, подчинённые – руководителей, да и руководители самого высокого ранга нередко действуют по рецептам иезуитов или Макиавелли, признававших пользу от умело направляемого вранья. Мы говорим о терпимости, сострадании – и видим, как, по словам одного петербургского философа, власть имущие ведут себя подчас наподобие подростка-имбецила, истязающего кошку. Мы рассуждаем о любви к Родине, а нажимая на кнопку радиоточки в Северной столице, тут же оказываемся то ли в ссылке, то ли в оккупации – настолько редко звучит по «Маяку» отечественная музыка. Мы ведём разговор об уважении к исконной вере предков, а практика показывает, что число верующих во время Великого поста резко уменьшается, тогда как на Пасху – несопоставимо увеличивается. Когда-то Сенека придумал замечательный ход: ~ Я слаб, и учу не тому, как веду себя, а тому, как надо себя вести. Более точно и полно его рассуждения звучали так:

- «Ты говоришь одно, – замечает мой противник, – а в жизни делаешь другое». […]

- О добродетели, а не о себе веду я речь, и, восставая против пороков, я имею в виду прежде всего свои собственные. Ваше […] недоброжелательство не заглушит во мне влечения к нравственному совершенству; […] не помешает мне беззаветно прославлять жизнь, не ту, какую я веду, а ту, какую, по моему убеждению, дулжно вести, не помешает мне почитать добродетель и стремиться к ней, хотя я далёк от неё и подвигаюсь вперёд медленно…»3.

Пожалуй, основа основ в том, что составляет предмет нашего осмысления – в нравственном воспитании, определяется ИСКРЕННОСТЬЮ воспитателя. Дети поймут, простят, окажутся мудрей (а со временем и сильней!) воспитателя, если тот прежде всего не лукавит с ними. Если он искренне заботится об их интересах, проблемах, сопереживает их радостям и сомнениям. Если родители, учителя, старшие – не отмахиваются от детских вопросов и недоумений, не «давят своим авторитетом», не отделываются дежурными плановыми мероприятиями. Если школа оказывается пространством, где живой – пусть далёкий от совершенства – опыт каждого переплавляется в опыт совместного культуротворчества, то нравственное воспитание будет приносить щедрые плоды и обеспечивать живую преемственность самосовершенствующихся поколений.



1 Поскольку куда чаще звучит словосочетание «смертные грехи», нежели поясняется, что же это такое, есть смысл уточнить, что со времён Григория Великого (540 – 604гг.) в число этих грехов входят: гордыня, алчность, блуд, зависть, обжорство, гнев, уныние.

21 Розанов В.В. Сочинения. – СПб.: Васильевский остров, 1990. – С. 253.

3 Сенека. О блаженной жизни //Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – С. 517.


((Опубликовано:

Культуротворческая школа. Инновационная модель общего образования и её кадровое обеспечение. – СПб: УОО СПбЛО, РГПУ, 2008. – С. 87 - 93))





Похожие:

В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconСеребряная нить
...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconСценарий "Праздник села" Эй, народ честной, Подходи, не стой! Не гром, не пляс, Нынче праздник у нас! Что за праздник у нас Мы расскажем сейчас. Нынче праздник будет необычный
Ведущие дают определение русской народной песни, а зрители, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconЭдоардо эрба звери в тумане
Но никто ничего не бросает. Перед нашими глазами только луг в тумане. Сейчас раннее утро и, судя по времени года, можно предположить,...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconАтом и вещество часть 5 критика некоторых моделей физического вакуума
Но постепенно сама эта идея все больше развивалась и все больше завоевывала умы ученых. Около тридцати-сорока лет назад она стала...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconАтом и вещество часть 5 критика некоторых моделей физического вакуума
Но постепенно сама эта идея все больше развивалась и все больше завоевывала умы ученых. Около тридцати-сорока лет назад она стала...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconВидимо, в контрастах жизни и существует то таинство сенсационности, которая все время будоражит наши умы
При этом гениальных, впоследствии, актеров «срезают» на вступительных экза­менах
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconВ. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Прощеное воскресенье
В посаженные родители берут и крестных. Посаженная сватья, это крестная мать невесты. Иногда посаженого отца называли Посажатый В....
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconАфоризмы Лоренсо Грасиана
Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых и в обхождении...
В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconКем полосынька твоя Нынче выжнется?

В. И. Даль а нынче все умы в тумане iconВ морозном тумане заснул весь квартал

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов