А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) icon

А. Зимбули (ргпу, С. Петербург)



НазваниеА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
Дата конвертации11.07.2012
Размер44.38 Kb.
ТипДокументы

А.Зимбули (РГПУ, С.-Петербург)

НЕПРИКАЯННАЯ ЭТИКА

Война – это безумие, а править – значит уметь обращаться с людьми и трудиться для всеобщего блага.

Диоген (в письме к Александру)

Нет плохих детей, есть плохое воспитание.

Абхазская пословица

Никогда-то этика, похоже, не была способна прокормить своих адептов. Рассуждавший о добре и зле Сократ, пусть и бродил по современным ему Афинам в сопровождении восхищённых слушателей, но не оставил своим сыновьям ни приличного состояния, ни тёплых местечек в городской администрации. Диогену сограждане, в зависимости от настроения, то наливали вина, то бросали кости. Про Будду и Христа и говорить не приходится – те принципиально отвращались от земных богатств и радостей. Спиноза ради хлеба насущного был вынужден шлифовать линзы, Швейцер писал свои философские труды в промежутках между врачебной деятельностью. Ни Моисея – за Десятословие, – ни Канта – за категорический императив – никто не награждал Нобелевскими премиями. Впрочем, за перечисленных и многих неназванных учителей человечества не столь уж и обидно, поскольку они своё получили и продолжают получать не в материальном, а как раз в том исчислении, которое является живым нервом этики. Их чтут, многим их призывам пытаются следовать, и не будь их – неизвестно, сумело ли бы человечество дожить до наших дней. Но вот прямым их последователям, тем, кто принимает эстафету смысложизненных исканий, по-прежнему приходится несладко. В частности, на территории нынешней России. Причём ситуация скорей понятна, чем непонятна. Было бы удивительно, если бы Закон Божий или марксистско-ленинскую этику не были готовы принять под свою опеку, соответственно, царский режим или советские властные органы. Но вот та власть, которая стала им наследницей, ещё не окончательно самоопределилась в идеологии и нравственных ценностях. Даже наша общенациональная символика – гимн, герб и флаг – как общеизвестно, ухитряется сочетать монархические, социалистические и либерально-демократические смысловые векторы. Видимо, оттого-то и этика никак не может попасть в число основных образовательных дисциплин, и профессиональные этики выживают кто как умеет. В мои задачи не входит подсчёт статистики – сколько, например, петербуржцев с высшим этическим образованием или сколько россиян, защитивших научную степень с шифром 09.00.05, работают по прямой своей специальности. Но подозреваю, что тональность отчётов о кпд специализированного этического образования будет далека от победной. Причём меня больше волнует не судьба специалистов-гуманитариев, которым в конце концов удаётся трудоустроиться. Куда бульшая беда в другом. Ведь если вдуматься, то возникала этика вовсе не для того, чтобы утолить любознательность скучающих одиночек, а как реакция на серьёзную общественную потребность. Потребность в нравственном совершенствовании.


Ключевая функция этики, основной её вопрос – выяснение того, как могут быть поняты, а также согласованы интересы индивидов, групп, сообщества и окружающего мира. И осмысление этого вопроса вопросов ведётся в терминах добра-зла, праведности-греховности, запрета-долженствования, справедливости-несправедливости, гуманности-негуманности, ответственности-безответственности. Во имя этого-то группируются и спорят между собою и с несовершенной действительностью бунтари-мыслители, искатели высших смыслов, обличители сильных мира сего. Адресатами этики, если вдуматься, выступают не столько работодатели или грантодержатели, сколько обычные рядовые люди. А ещё более – общий наш завтрашний день. И вот эта обличающая, ворчащая, взывающая, мечтающая этика, рождённая интересами завтрашнего дня, разветвляется на трудно поддающиеся подсчёту разновидности. Чем только не разнятся виды и подвиды этики – основаниями, провозглашаемыми целями, способами взаимодействия с властью, выстраиваемыми отношениями с личностью, природой, Богом; опорой на разум, чувство, поведенческую активность, ключевыми проблемами и ценностями… Мне доводилось видеть книгу «Определитель птиц». Вот бы появился аналогичный «Определитель философов-этиков»! Причём как в отношении птиц, так и в отношении теоретиков морали мне лично важно узнать не столько, кто как называется, сколько от кого чего следует ожидать. Только в том случае, если многомерная матрица этического знания проясняет то, чем занимались, занимаются и должны бы заниматься этики, и есть смысл множить термины – «этика идеала», «этика жизни», «этика смерти», «этика труда», «досуга», «спорта», «этноса», «экологии», «рынка», «геронтоэтика», «криминоэтика» и прочее.

Несмотря на всю пестроту исследовательских подходов, аргументационных стратегий, выводов, на несходство языков и на нескончаемые споры разных этических школ – есть основания и прямая нужда говорить про фундаментальное единство этики. Это единство обусловлено прежде всего общим проблемным полем и специфичностью нравственно-ценностного рассмотрения мира. Именно профессионалы могут объяснить окружающим, что сказать о человеке: «нравственный» – это лишь указать на ракурс его рассмотрения. Понятие «нравственный» столь же информационно бессодержательное, как и утверждение: «Я нашёл гриб». Ведь грибы есть полезные, вредные, червивые. В зависимости от ситуации «нравственный» может означать мужественный, отзывчивый, обязательный, правдивый, порядочный, щедрый и многое другое. Именно профессионалы-этики призваны продемонстрировать практическую отдачу от своей науки, если она действительно способна не только описывать нравственно значимые явления, но и объяснять их причины, возможность взаимопереходов и разумно управляемых взаимовлияний. Кто кроме профессионалов-этиков объяснит, что ожидать, будто рынок востребует-сформирует благородные людские качества – это приблизительно то же, что ожидать от футболиста на поле благоуханных ароматов и цитат из классической поэзии. Причём драматизм указанных ожиданий от этики подстёгивается тем, что в её собственных рамках разворачиваются те же процессы, что и во всём обществе. Что на волне умело направляемой моды можно наблюдать лавину проектов, связанных с так называемой «толерантностью», и лично я серьёзно сомневаюсь, сумел бы или нет Аристотель в наши дни выбить грант под «Никомахову этику».

Авторитет этики в обществе зависит не от умения играть словами, но от её способности находить и решать серьёзные жизненные задачи. Например, в условиях, когда различия между людьми разглядеть куда легче, чем что-то объединяющее, я бы лишь порадовался, если бы кто-то отважился от имени этики сформулировать самые простейшие моральные констатации, не дожидаясь для этого командировки на гору Синай. Пожалуй, это были бы приблизительно такие констатации:

  1. – Будь честен и требователен по отношению к самому себе.

  2. – Почитай родителей и наставников.

  3. – Заботься о детях и учениках.

  4. – Трудись по способностям и силам.

  5. – Уважай близких и дальних.

  6. – Перенимай полезное даже у непонятных или малосимпатичных.

  7. – Береги природу и культуру.


((Опубликовано: Облики современной морали: В связи с творчеством академика А.А.Гусейнова: Материалы международной конференции. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 278 – 281))




Похожие:

А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Зимбули (ргпу, С. Петербург)
И вот с конца прошлого года замечаю в музыкальном вещании «Маяка» устойчивые изменения, которые меня, скажем так, напрягают. А даже...
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconГустенков П. А. (Санкт-Петербург, ргпу им. А. И. Герцена) Штейн Б. М
«на кончике пера». В этом конструировании показательными являются два следующих примера из электродинамики
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург)
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconЗимбули а. Е. (С. Петербург) ненасилие: факторы нравственной адекватности
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconСложных систем. Быков А. А. (Санкт-Петербург, ргпу им. А. И. Герцена), Уздин В. М
Поэтому попытка применить данные, справедливые только для простейших случаев правила, к более сложной системе иногда приводит к серьезным...
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Зимбули (С. Петербург)
Эту традицию можно отчётливо проследить уже со времён Моисея. В самом деле, из числа десяти знаменитых заповедей только три несут...
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Те, кто отождествляют себя с целым, кто оказался вознесённым до уровня вождей и защитников целого, могут ошибаться, но они не могут...
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (С. Петербург)
Вознамерься кто-либо строго следовать перечисленным рекомендациям, стал ли бы он человеком, соразмерным Б. Франклину? Зададимся этим...
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов