А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет icon

А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет



НазваниеА. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет
Дата конвертации11.07.2012
Размер89.01 Kb.
ТипДокументы

А.Е.Зимбули

ЭТНОС: НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Французы умнее, чем кажется, а испанцы кажутся умнее.

Френсис Бэкон

Чем мельче жители, тем более великой кажется им империя.

Станислав Ежи Лец

Прежде чем решиться на какое-нибудь коммерческое дело, справься: занимаются ли подобным делом еврей или немец? Если да, то действуй смело, значит, барыши будут.

Козьма Прутков

Судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать.

Федор Михайлович Достоевский

Видный специалист по этнокультурологии, много лет занимавшийся изучением и сопоставлением национальных культур, Григорий Дмитриевич Гачев, по собственному признанию, делал упор в своих исследованиях не на психологии, а на гносеологии, национальной логике (Гачев, 2008). Понятно, содержание его работ далеко не сводилось к указанному вектору, но очевидно, что, например, этические аспекты этноса были в его работах, так сказать, факультативными. Тогда как именно этическое содержание каждого этноса в куда большей степени определяет его исторические судьбы. Если «национальный характер» не пустое понятие, то мы вправе задаться вопросами о типах этого характера. Бывает же характер – применительно к индивидам – покладистым или капризным, тяжёлым, упрямым, мягким, сильным, слабым, добродушным, крутым, героическим и т.п. Почему бы не задаться целью всмотреться в коллективный портрет народа, и – жёстко открестившись от позиций национал-биологических, расизма или евгеники, – в то же время без боязни и нарочитостей так называемой политкорректности, не поговорить о чертах характера собственного и соседних народов. Причём желательно сразу задаться целью создания не парадного портрета или шаржа, не карикатуры, а для начала хотя бы чего-то наподобие любительского фотоснимка или зарисовки с натуры.

Увы, «правда глаза колет». В одной из популярных развлекательных передач с Дм. Нагиевым была как-то обыграна эта мысль. Подаренное говорящее зеркальце стало выдавать нелицеприятные характеристики: «Ну и рожа!», «Халат-то нестиранный», «А потолок какой грязный, давно ремонта не было!». Владельцы уже и не знали, куда девать такой «чудесный» подарок. Но согласитесь, разве не ещё хуже, когда мы прячем глаза за розовыми очками, и замыкаем уста, вместо того, чтобы разобраться в себе и помочь разобраться в себе окружающим. Уже упомянутый Г.Д.Гачев сравнивал народы мира с оркестром, где каждый из инструментов ведёт свою – нужную по партитуре – партию. Пример выразительный и ёмкий, но покуда, глядя на историю и сегодняшнюю практику международных отношений, скорей следовало бы сопоставлять народы с какими-нибудь цветами на поляне. Уж больно персонажи малоуправляемы разумом, волей, отзывчивостью. Уровень политики, как и уровень биологии, следует признать доморальным.
А посему очень хотелось бы таки увеличить долю разумности и самоуправляемости в наших взаимоотношениях, иначе по поводу межэтнических неблагополучий придётся бесконечно сетовать на злую природу и/или дурных правителей.

Экспертные оценки, как известно, это те оценки процессов или явлений, которые не поддаются непосредственному измерению, а основываются на суждениях специалистов. Взаимоотношения между представителями разных этносов, и между этносами в целом, как раз принадлежат к такого рода ситуациям. И здесь нам не приходится ждать специалиста-дегустатора, а приходится, так сказать, на своей шкуре испытывать многоразличные неудобства и напряжения. Каково, например, иметь дело с народом, у которого высшая доблесть – воинская! Да даже и, скажем, с человеком, который научился прыгать в длину, и презирает любого, кто не имеет склонности к этому занятию. «Задавал» вряд ли кто будет любить и уважать. Похоже, американцы ну никак эту мысль не усвоят. Кстати, могу высказать вот какую догадку. Психологию заатлантического этноса программируют давние комплексы: и названия-то у них этнически выраженного нет (что такое Северо-Американские Штаты рядом с Францией, Кенией, Кубой, Гондурасом?), и язык-то не суверенный… Буш элементарно позавидовал многочисленным дворцам Хусейна, толпам фанатиков и морю нефти.

Поскольку взаимоотношения между этносами носят характер то сотруднический, то конкурентный, то комплементарный (взаимоодполнительного общения в условиях ограниченности ресурсов), особое внимание стоит обратить на соотносительную природу характеристики «этноцентризм». В сущности, этноцентризм аналогичен тому качеству, которое на уровне общения между индивидами именуется эгоизмом. А про него имеется полушутливая формула: «Эгоист – это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне». Понятно, никто не обязан заботиться о нас или любить нас. Считать наш этнос своим старшим, младшим или двоюродным братом. Взаимоотношения на Земле нужно выстраивать приблизительно так, как это имеет место в общественном транспорте, или в трудовом коллективе. Ну – оркестре. Здесь довлеют не родственные отношения, а чувства соседства, соображения приличия и этикет. В лучшем случае – интересы общего дела.

То, какими красками будет написан нравственно-психологический портрет этноса, в значительной степени определяется природой источников информации. Выразительная самохарактеристика народа содержится в сказках, мифах, исторических преданиях, в предвыборных обещаниях политиков, в том, каких героев чтут представители этноса, какие памятники ставят, в честь каких соотечественников называют города, площади, улицы, сооружения, учреждения, корабли, национальные премии и так далее. Какие праздники укоренены в традицию. Какие литературные герои возникли в данной культуре и получили здесь популярность, какие характеры кино- и театральных героев трогают публику. Даже и предпочитаемые имена – красноречивая характеристика этнического мировосприятия. Прославляются ли в обиходных именах-фамилиях воин-победитель или землепашец, мудрость или сила, паломничество к святым местам, сакральное животное или красота природы. Конечно, нужно делать поправку на то, что нередко в народе дают имена «обманные»: Нечай, Неждан, Дурак и им подобные – дабы сбить с толку злые силы. И ещё бульшую поправку нужно вносить с тем, чтобы не впасть в идеализацию-приукрашивание типа: «Единственно наш народ мудр, добр, благороден, богоизбран», «СССР – родина слонов». В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона про скромную по нашим временам Австрию вычитал как-то, что некогда там бытовало сокращение A.E.I.O.U., которое заменяло фразу: «Задача Австрии управлять целым миром»… А поскольку давно замечено, что от великого до смешного один шаг, упомянем в перечисляемом ряду значимых источников этически значимой информации – анекдоты, складываемые и имеющие хождение в народе. Что высмеивается и кто оказывается в выигрыше, каков уровень шуток, преобладает ли в юморе грубая насмешка или тонкая ирония – всё это чрезвычайно важно для правдивого портрета изучаемого этноса.

Очевидно, что Шекспир, Вальтер Скотт, Голсуорси, Диккенс, Уайльд – великие английские классики. Очень разные, и в то же время типично английские. В то время как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский – столь же великие и столь же типичные русские классики. Что поделать, далее, если особо запечатлелись в европейской и мировой культуре греческая мифология, французская кухня, итальянская опера. Вклад каждого этноса в мировую сокровищницу культуры значим, хотя, видимо, не только разнороден, но и разномасштабен. Вместе с тем из соображений гуманности, справедливости, а даже и элементарного прагматизма нужно следовать принципу универсальной уважительности. Подчеркну – не равноуважительности: всё же первая скрипка по праву получает больше аплодисментов, нежели барабанщик. Беда в том, что в своей системе координат каждый этнос может себя полагать «первой скрипкой». Слышал, что несколько лет назад в Соединённых Штатах был задуман интересный культурный проект, в рамках которого целая серия документальных фильмов рассказывала о вкладе разных этносов (ирландского, мексиканского, английского и прочих) в разнонациональную американскую культуру. Так вот, в результате показа сериала каждая национальная группа ещё сильней возгордилась! Словом, надежда на такт, скромность, взаимоуважение – дело хорошее, но нужны-таки строгие оценочные процедуры. Но как их выстраивать? Скажем, если для цветоразличения у человечества есть база – радуга, если в сфере музыки худо-бедно существует система нотной записи, опирающаяся на семь нот, то чем универсальным может похвалиться этика? Заповедями Моисея? Которые для иноверца или атеиста – звук пустой? Ведь из этих десяти заповедей четыре первых носят, строго говоря, характер внеморальный, ибо исключительная их задача – подчинить человека богу, причём родовому богу? Не вдаваясь в этический разбор содержания Десятословия, чему здесь не совсем место, обратимся вновь к целесообразности и возможности отобразить нравственно-психологический портрет этноса.

Чрезвычайно интересным и многообещающим представляется мне изучение взаимных нравственных оценок – прежде всего в рамках пословичного фольклора. Разумеется, следует подойти к этому занятию серьёзно, без мелочных обид и реваншистских намерений, но со вниманием, самокритичностью, а лучше ещё и с долей самоиронии. В русском фольклоре имеется немало форм, довольно хлёстко акцентирующих негативное отношение к этническим соседям – чего стоит пословица о незваном госте, который лучше татарина. Или вспомним глаголы «выцыганить», «жидиться». Я привожу их здесь специально для того, чтобы подчеркнуть необходимость самым вдумчивым образом разузнать, что критичного, (может даже и несправедливо критичного!) высказывают и о русском этносе наши соседи. Как догадываюсь, слово «обрусеть» не во всех случаях будет пониматься положительно... Не исключено, что отыщутся характеристики малополезные для осмысления нравственно-психологического облика этноса, подобные, например, бытующим в русском языке названиям европейских соседей – «макаронник», «лягушатник». Или для соседей восточных – «япошка», «китаёза». Общеизвестно, что подобные взаимные пикировки, инвективы, проявления неуважительности свойственны самым разным регионам – в отношениях между самыми что ни на есть цивилизованными этносами, не будем их перечислять. Подчеркну: даже инвективы нужно бы подвергнуть тщательному исследованию, если они способны пролить свет на причины соседских рассогласований-непониманий-обид. Кстати, насчёт обид. Трудно предвидеть, как будет меняться со временем смысловая окраска тех или иных понятий. Ни Марку Твену, ни Маяковскому и в голову не приходило, что слово «негр» может звучать обидно. Кто знает, может, со временем кем-то с такою же обидой будут восприниматься слова «афроамериканец» или «еврокитаец». Хотя лично я убеждён, что тут главное не в словах, а в интонациях. И в том, чту именно вызывает у соседей уважение-доверие-восхищение или, напротив, негодование-недоумение-презрение. Сильно сомневаюсь, что где бы то ни было, в какие бы то ни стало времена к соседям можно было относиться неуважительно из-за выдающихся трудолюбия, изобретательности, почтительности, умения жить учтиво. Кроме того подчеркну: уважение неизменно заслуживали и те общности, которые выказывали способность постоять за себя на полях сражений. И напротив, как это ни парадоксально, – миролюбивое, покладистое, доброжелательное отношение к соседям при прочих равных условиях (напомню: речь идёт об общении на уровне этносов и прочих надличностных общностей, например, о партиях) скорей пробудит недоверие, даже злобу. Вот англичане – чудаки? – не спешат отказаться ни от левостороннего движения, ни от шиллингов-пенсов, ни от футов-ярдов, ни даже от королевы. Дескать, вы, Европа и мир живите, как хотите, а мы наособицу! И на кого больше наскакивают «цивилизованные» соседи – на своенравных англичан, или на покладистых русских? (Уж не знаю, может ли служить каким-то утешением тот запомнившийся мне занятный факт, что некогда на открытии нефтепровода в обход России три лидера наших стран-соседей – Азербайджана, Грузии, Украины, – общались между собой на русском языке)

Итак, при всей пестроте различий между отдельными представителями есть все основания говорить о нравственно-психологической типичности каждого этноса. Точнее, видимо, следует говорить не о специфических характеристиках этноса, а об особом каждый раз соотношении одних и тех же универсальных нравственно-психологических качеств: скажем, трудолюбии, ориентированном на те или иные виды деятельности (ну кто не знает про бразильский футбол или не слышал про современное строительство, которое активно освоили турки и молдаване; кому неизвестна исключительная нацеленность американцев на то, чтобы разбогатеть или прославиться, и ведь даже сомалийское пиратство – это тоже своего рода «трудовой» промысел…) Каждый этнос характеризуется неповторимым набором-замесом таких качеств, как:

индивидуализм и общинный дух,

законопослушание и независимое искание правды,

открытость и замкнутость (не характерно ли, что у испанцев гимн – без слов!)

настроенность на инновации и тяга к стабильности,

склонность к мечтам, изобретательству и к конкретной практике,

способность к размеренной, рутинной работе и к эмоциональным порывам,

склонность прихвастнуть (или даже приврать) и безупречная честность,

стремление к удобной жизни или же готовность создавать и преодолевать трудности,

желание всячески украшать свою жизнь и суровый аскетизм,

тяга к приобретательству или к ценностям общения,

готовность посмеяться над соседями и над самими собой,

нацеленность на групповое или на общечеловеческое благополучие,

расчётливость-скаредность и щедрость-разухабистость,

доверчивость и подозрительность,

доброжелательство-отзывчивость или зависть и злорадство,

скромность-ненавязчивость или спесь-высокомерие-назойливость,

злобная мстительность или отходчивость и незлобивость,

привычка отмалчиваться, разглагольствовать-ворчать или – митинговать,

склонность прилюдно прихорашиваться или прибедняться,

организованность и вольность, и прочая и прочая.

И изучать все эти типичные характеристики призвана этноэтика, которая способна помочь само- и взаимопониманию современных народов, населяющих единую Землю.


(Опубликовано: Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Сб. статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2009. – С.124-128)




Похожие:

А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconА. Е. Зимбули нравственно-психологические аспекты молитвы
Сегодня вечером помолюсь за вас, но на особый успех, признаться, не рассчитываю
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconА. Е. Зимбули исповедь: к созданию нравственно-психологической матрицы
Если исповедуем грехи наши, то Он […] простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconПрактическая работа 4 Создание словесных моделей Задание Словесный портрет Откройте файл Портрет (заготовка). doc из папки Заготовки. Мой словесный портрет
Сохраните файл в собственной папке; при сохранении внесите изменения в имя документа – в скобках слово «заготовка» замените своей...
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconГарри Гаррисон. Портрет художника
Гарри Гаррисон. Портрет художника в 11: 00!!! взывала записка, приколотая к правому верхнему углу
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconМедиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Грекова Л. В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии...
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconПрограмма воспитательной работы «Калейдоскоп»
Воспитание физически нравственно здоровой личности для будущего жизнеутверждения
А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconВы можете обратиться за помощью к координатору программы в районе или в психологический центр

А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconВы можете обратиться за помощью к координатору программы в районе или в психологический центр

А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconВы можете обратиться за помощью к координатору программы в районе или в психологический центр

А. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет iconДокументы
1. /ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов