А. Зимбули если бы эстетикой занимался я icon

А. Зимбули если бы эстетикой занимался я



НазваниеА. Зимбули если бы эстетикой занимался я
Дата конвертации11.07.2012
Размер166.45 Kb.
ТипДокументы

А.Зимбули

ЕСЛИ БЫ ЭСТЕТИКОЙ ЗАНИМАЛСЯ Я

«Война и мир», прочитанная и увиденная тысячью читателями, – это тысяча разных книг.

Андрей Тарковский

Эстетика – мать этики.

Иосиф Бродский

Скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту.

Гамлет (Действие III, Картина 1)


Если бы эстетикой занимался я, то, пожалуй, особо не ломая своих пристрастий, постарался б о соответствующей тематике мыслить как можно более структурней, методичней, а главное – доказательней, что ли. Проблем тут целый воз. Многие теоретики даже готовы капитулировать перед стихией событий. Вот, к примеру, вполне осмысленно заявленная позиция: «Не существует на самом деле того, что величается искусством. Есть художники». Причём принадлежит она виднейшему европейскому искусствоведу Э.Гомбриху, который именно так начал свою книгу «История искусства»1. А ведь так заявить – это примерно то же, что сказать: магазина нет, есть отдельные продавцы. Оркестра нет, есть музыканты. Спорта нет, есть спортсмены. Науки нет, есть учёные. Образования нет, есть только отдельные образовательные учреждения. И т.п. Но ведь если этой логике верить, то и вправду у нас не останется ни образования, ни искусства, ни науки!

Насколько понимаю, эстетика ведает не только тою красотой, которую создают люди, или за которую они выдают что угодно. Эстетически значимой традиционно считается природа, в бесчисленных своих проявлениях и воплощениях. А главное, чем эстетика отличается от искусствознания или истории художественных ремёсел, от биологии с экологией, – это упорными усилиями осмыслить, аргументировано описать, целостно объяснить природу прекрасного-безобразного, трагического-комического, возвышенного-низменного в отношении к ним родового человека. Если же исходить из теперешней моей профессиональной сферы интересов, то первостепенной важности вопросы эстетики – это вопросы, о том

как сохранить и преумножить мир красоты,

как отстоять его от политиканов, святош, моралистов, дельцов-барыг, систематизаторов-зануд,

как обезопасить его от подделок и злоупотреблений,

как учиться творчеству и как лучше делиться его плодами с близкими,

как совмещать свободу творца с высшими смыслами жизни и культуры.

Впрочем, меня, похоже, клонит к вопросам этико-эстетическим, потому попробую возвратиться к темам чисто эстетическим, хоть не исключено, что мои профессиональные привычки будут время от времени себя выказывать. В любом случае полагаю, что для эстетики (и искусства как его ядра) первостепенную важность имеет осмысление и утверждение красоты. Не денег, не славы, не власти. Ведь всё остальное, кроме красоты, можно обрести в иных сферах.
К ключевым проблемам, которые можно было бы назвать Великими загадками эстетики, я бы отнёс примерно такие:

- Происхождение эстетической потребности

- Природа художественного вкуса

- Энергетика вдохновения

- Формула гениальности

- Красота как социокультурная ценность

- Закономерности моды

- Эстетическая оценка.

Особое внимание я бы уделил психофизиологии и психолингвистике, как наукам, способным реально помочь пониманию предмета эстетики и закономерностей его бытования. В самом деле, когда мужчины рассуждают о футболе или закусках, а женщины – о фасонах, макияже или кухонных рецептах, речь идёт ни о чём ином, как о красоте. Эстетичное / неэстетичное предстаёт в самых разных ликах, однако важно не просто перечислить все возможные ракурсы эстетического, но типизировать основные его модусы – хотя бы по каналам восприятия, по пространственным, временным, энергетическим и информационным характеристикам, и вариантам их сочетаний.

И ещё: чрезвычайно интересно было бы описать, ну хотя бы обозначить в основных параметрах, эстетико-психологическую палитру, характерную для восприятия человеком чего бы то ни было эстетически значимого. В.А.Блюмкин, помнится, пытался сделать что-то подобное для нравственных качеств. Е.П.Ильин – на нескольких страницах своей фундаментальной книги «Психология воли»2 приводит слова, значимые для описываемого феномена. Подобные перечни полезны тем, что они наводят на выделение оснований для упорядочения, типизации, создания многомерной матрицы эстетических переживаний. Убеждён, что раньше или позже люди придут к осознанию необходимости организовать эстетический всеобуч, предназначенный для развития культуры эстетического переживания – музыки, архитектуры, физкультуры, науки, природы, и многого другого. В том числе – и переживания по поводу отношений человека ко всему перечисленному, и к себе подобному. Правда, выскажу банальную мысль: видимо, существуют «дальтоники» в предельно широком эстетическом смысле. Как люди с задержкой психического развития, с ослабленной способностью ориентироваться в пространстве или хилого телосложения. Уже поэтому эстетическое самоопределение, по-моему, не менее важно, чем профессиональное. Важны самые масштабные социальные проекты – не коммерческого, а гуманитарного назначения – в области эстетической ориентации, эстетической подготовки. Допустим, общеизвестна способность искусства очищать состраданием и страхом. А восхищением? Гордостью? Стыдом? Убеждён, что эстетике предстоит самым внимательным образом вникнуть в эти процессы, которые требуют осмысления-проработки-инструментовки. А может уже и существует – фармакоэстетика? И уж во всяком случае любой человек, даже не занимающийся эстетикой, должен отчётливо понимать, что существуют способности к различным видам эстетической деятельности и есть разные фазы вовлечённости в эту деятельность. Так, игрок, влюблённый и молящийся – проходят сходные фазы: ~ интереса, увлечения, восторга, ликования, очарования, трепета, оторопи. Причём, стоит иметь в виду, что существует градация эстетических состояний и в «сторону плюса», и в «сторону минуса». В одну сторону – это восхищение, восторг, аплодисменты, зрители лезут на сцену, качают артистов и режиссёра-постановщика. А в другую – зрители зевают (а то и дремлют), переговариваются, улюлюкают, уходят или, ещё хуже, разносят в щепки стулья, обливают картину кислотой или стреляют в артиста.

Не лишено интереса сопоставление разбираемой проблематики с тем, как природоведы проградуировали силу ветра или серьёзность сейсмических разрушений. Соответственно, для характеристики силы ветра существует шкала Бофорта, а сила землетрясений измеряется при помощи шкал Меркалли или Рихтера. Всмотримся в эти шкалы. Первая – шкала Бофорта (приводится в сокращении)3:





^ Баллы Бо-форта

Словесное определение силы ветра

Скорость ветра, м/сек










^ Действие ветра

на суше

0

Штиль

0-0,2

Штиль. Дым поднимается вертикально

1

Тихий

0,3-1,5

Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру

2

Лёгкий

1,6-3,3

Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер

3

Слабый

3,4-5,4

Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги

4

Умеренный

5,5-7,9

^ Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев

5

Свежий

8,0-10,7

Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями

6

Сильный

10,8-13,8

Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода

7

Крепкий

13,9-17,1

Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно

8

^ Очень крепкий

17,2-20,7

Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно

9

Шторм

20,8-24,4

Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу

10

^ Сильный шторм

24,5-28,4

Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко

11

^ Жестокий шторм

28,5-32,6

Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко

12

Ураган

32,7 и более










А вот – шкала, по которой можно замерять землетрясения4:



^ Шкала Меркалли

Шкала Рихтера

Видимое действие

1


0-4.3

^ Вибрацию регистрируют только приборы

2

Колебания ощущаются при стоянии на лестнице

3

^ Толчки ощущаются в закрытых помещениях, легкие колебания предметов

4


4.3-

4.8

^ Звон посуды, качание деревьев, толчки ощущаются в стоящих автомобилях

5

Скрип дверей, пробуждение спящих, переливание жидкости из сосудов

6


4.8-

6.2

^ Неустойчивая ходьба людей, повреждения окон, падение картин со стен

7

Трудно стоять, осыпается плитка на домах, большие колокола звенят

8



6.2-

7.3

^ Повреждение дымоходов, повреждение канализационных сетей

9

Всеобщая паника, повреждения фундаментов

10

^ Большинство строений повреждены, крупные оползни, реки выходят из берегов

11


7.3-

8.9

^ Изгиб ж/д путей, повреждения дорог, большие трещины в земле, падение камней

12

Полные разрушения, волны на поверхности земли, изменения в течении рек, плохая видимость



Нетрудно догадаться, что эстетике ещё очень далеко до точности, достигнутой измерителями ветра или сейсморазрушений. Но кто сказал, что тот же ветер люди научились измерять быстро! И кто мешает нам представить шкалу эстетической оценки с предельной степенью обобщения, например, в следующем виде:

- прекрасное

- красивое

- привлекательное

- нейтральное

- несимпатичное

- уродливое

- безобразное.

Причём, на каждую из названных ступеней градации приходится, объективно говоря, целый кластер близких по смыслу понятий:

к прекрасному могут быть отнесены эпитеты «блистательно», «восхитительно», «гениально», «великолепно», «замечательно», «изумительно», «очаровательно», «ошеломительно», «потрясающе», «превосходно», «божественно», «роскошно», «чудесно», «шикарно», «шедевр», «супер» и т.д.

К красивому – «внушительно», «впечатляюще», «выразительно», «модно», «пленительно», «стильно», «ярко», и прочее.

К привлекательному – «занятно», «интересно», «колоритно», «симпатично».

Нейтральное – это «невыразительное», «безликое». И так далее:

Несимпатичное – «непривлекательное», «неприятное».

Уродливое – «отвратительное», «противное».

Безобразное – «кошмар», «ужас».

Если же более пристально задаться целью создать в эстетике нечто подобное шкалам измерения ветра или сейсмоактивности, и описать названные градации не просто семантически, но попытаться уточнить, какие реальные процессы им соответствуют, то на указанных полюсах прекрасного и безобразного окажутся, с одной стороны – бурные овации, всеобщее ликование, беснующиеся фанаты, увековечение памяти любимцев в названиях районов, городов, именах художественных премий. А с другой – напротив, топание ногами, сжигание полотен, разрушение выставок экскаватором или предание писателей анафеме. Вообще же ясно, прописать содержание «ячеек» в соответствующей таблице – дело чрезвычайно скрупулёзное и чреватое спорами. Так или иначе, переход от ячейки-состояния к другой ячейке будет зависеть от психофизиологических особенностей, от половозрастных и даже этнических различий.

Убеждён: в подобной обобщающе-градуирующей логике нет ничего противоестественного. Обобщённая эстетическая оценка – не пустая абстракция. Ведь никто же не протестует по поводу того, что есть разновидности удара – механический, тепловой, солнечный. Или в медицине – известно, что существуют неспецифические реакции типа повышенной температуры, учащённого сердцебиения. Так и нарастание-убывание эстетических эмоций – процессы вполне объективные, реальные, а нередко даже не менее опасные, чем землетрясения.

Что ещё важно – эстетическая оценка, в сущности, это оценка эстетически значимого объекта. Но этот объект кроме эстетического имеет, как правило, и ещё достаточно выраженные культурные смыслы – прежде всего политический, нравственный, религиозный. А значит, сколько бы ни хмурили брови или не кривили губы эстетики, но оценивать картины, фильмы, книги и прочие произведения искусства, самые разные виды красоты (и уродства) будут не только эстетики с искусствоведами, но и рядовые граждане, политики, богословы, моралисты, правоведы. А чтобы неспециалисты не мешали, не примешивали к своему эстетическому дилетантизму личную предвзятость и ситуативные настроения, эстетики как раз и должны вооружиться как можно более объективной, доказательно выглядящей инструментовкой оценки специфических для эстетики феноменов.

Могу, как неспециалист, лишь предполагать, что подобная универсальная эстетическая оценка будет многофакторной, и в числе значимых параметров окажутся,

с одной стороны, мера знакомого-освоенного-привычного, с другой – степень оригинальности-неожиданности-свежести, в этой универсальной оценке, далее, должны сочетаться,

с одной стороны, совершенство всех деталей-фрагментов, с другой – увязанность частей в единое целое. (Под целым мы вправе понимать то ли единое произведение искусства, то ли цикл произведений конкретного художника, то ли стилистику определённой школы).

Должны найти отражение в универсальной эстетической оценке увязанность,

с одной стороны, содержательности, а с другой – формы,

с одной стороны сокрытая в эстетическом феномене эмоциональная палитра, с другой – заложенная в нём энергетика.

Дело ясное, если говорить об искусстве, то никак не могут совпасть оценки одного и того же произведения глазами автора, критика, ценителя, посредника (в случае музыки это исполнитель, изготовитель музыкальной продукции, в мире живописи – организатор выставок, в мире кино – прокатчики и магнаты), но арифметика-геометрия-алгебра учат соизмерять объекты независимо от типов и сферы. Есть ли такие же строгие «арифметика»-«геометрия»-«алгебра» в мире эстетики? Хотелось бы, наконец, услышать от профессионалов разъяснения, как различить реальную красоту от поделок и подделок. Как не спутать настоящего художника и мастеров не просто сшить новый наряд для очередного короля, но и поставить этот наряд на промышленный поток.

Трудно удержаться от того, чтобы не высказаться коротко относительно тех процессов в современной сфере прекрасного, которые видимы невооружённому взгляду. Я бы предельно коротко обозначил ситуацию так: «борцы вышли за ковёр». Споры о том, что есть красота, каково содержание искусства, кто – маэстро, а кто – подмастерье и бездарь, эти споры ныне ведутся на той территории, которая традиционной эстетикой не обжита. Все предшествующие века в мире прекрасного предполагалось, что люди соревнуются в умениях видеть и создавать красоту. Ныне художники больше думают не о том, чем восхитить окружающих, а чем удивить-поразить-эпатировать. Всё большее значение приобретают «упаковка», «подача», «ярлык», «бренд». Причём если бы дело сводилось лишь к одухотворяющей мысли – это было бы естественно (вновь подчеркну: рассуждение веду я, непрофессионал, но кровно заинтересованный в том, чтобы мир искусства мне помогал возвыситься, а не опошлиться). Так, подпись под картиной, фотографией, киносюжетом – это явное духовное приращение. Верю, что при прочих равных условиях написать три картины проще, чем создать триптих, да ещё с интригующим названием. С этой точки зрения тенденция концептуализации в искусстве очень даже прогрессивна. Но когда усилия творцов перемещаются из области преумножения прекрасного к чистому словотворчеству – это мне уже трудней понять и оценить. А даже и оправдать. Вот, скажем, читаю сюжет о том, как некий изобретательный польский художник осуществил на центральной площади Любляны оригинальный перформанс. Группа актёров изображала обычных людей – читающих, кормящих голубей, фотографирующихся, пьющих кофе и пр. В конце же представления актёры, игравшие обычных людей, разом вставали и расходились5.

Оригинально? Спору нет. Ну а смысл-то какой? Что это искусство несёт миру? Ради чего работает фантазия? Ради прикола? Стёба? Художественна ли она? Что доказал человечеству творец? Далеко ли он ушёл от «нового наряда для короля»? Могу лишь согласиться с грустной констатацией Джины Лоллобриджиды: «Современное искусство – чаще всего издевательство над публикой»6. А уж если к умению предъявлять доверчивой публике разрозненные фрагменты действительности – так сказать, «концептуализировать» – добавляются умения налаживать отношения с прессой и накрывать на стол, – успех заведомо обеспечен! Так, выходит, по нашим временам нужно в оценочный эстетический инструментарий включать скорее параметры, отражающие PR-раскрутку и коммерческую сторону проекта, нежели старомодные гармонию звуков-красок-ароматов-линий, меру искренности и живое соучастие, жизнеутверждающую энергетику, согласие формы и содержания? Будь я профессионалом-эстетиком, мне бы, повторяю, всерьёз хотелось получить более-менее удовлетворительные ответы на подобные вопросы. Мне-эстетику очень бы хотелось всерьёз разобраться в допустимой мере негатива/позитива применительно к живописи, карикатуре, басням, прозе. Я пытался бы как можно вдумчивей и объективней взвесить психолого-эстетические контексты творчества портретов Модильяни (издёвка?), портретов Пикассо (глумление?). И уже не боясь разоблачить в себе этика, я признбюсь: по мне И.Репин со своими знаменитыми «Бурлаками», «Крестным ходом в Курской губернии», «Иваном Грозным» – очень даже большевистский художник. Его живопись куда более разрушительна в социальном плане, чем творчество обличителя социальных недугов Салтыкова-Щедрина, или полотна чудака-француза, что любовался обшарпанными стенами, – Мориса Утрилло. Про целующихся милиционеров я уже не говорю. Противно. Хоть должно быть не просто противно, а и страшно. Ведь когда порок наступает, ему должны дружно противостоять здоровые силы культуры. Хотя нынче здоровье культуры – под большим вопросом.

В высшей степени наивно ожидать, что люди, подпитываемые честолюбием+ленью+жадностью и познавшие быстрые пути к успеху, сами откажутся от радостей лёгкой жизни. Слаба надежда на самоцензуру художника. Да ведь художник – по определению не обязан думать о праве, морали, религии и прочих второстепенностях, факультативных по отношению к его верховной ценности – КРАСОТЕ. Ну, по нашим временам, ещё важны деньги и слава. Но, всем нам окружающим – следует ли предоставлять делам идти так, как они складываются в настоящее время? Следует ли предоставлять самому себе мутный поток киноиндустрии и кинопроката? Как прикажете относиться, например, к самоновейшей кинокартине «Стиляги»? Скажу прямо, в голову пришло сравнение с фильмом «Ван Хельсинг». Последний не столь страшен, поскольку заведомо ясно: история выдумана, персонажи-нечисть – сказочные. Чего их бояться! А тут – родная история: коммуналки, комсомол, взаимоотношения во дворе, на улице, на танцах. И эти-то страницы родной истории показаны по рецептам «развесистой клюквы». Чего стуят прилавки магазина или переполненная затхлая коммуналка с подслушиванием-подглядыванием. Или ударные ритмы музыкально оформленного обличительного комсомольского собрания, а обрезаемые волосы с головы беременной красавицы! Всё утрировано неуклюже, без вкуса и меры. Насколько могу догадываться (таки жил близко к описываемым годам!), с девушек (и уж тем более – беременных женщин) волосы никто срезать не думал. Стиляг застал. И были они вовсе не форпостом борьбы за свободу, культуру, прогресс, а банальными попрошайками авторучек, значков, галстуков, сорочек и т.п. Или пластинок – которые потом таким же охотникам до экзотики перепродавали. И были эти стиляги-фарцовщики готовы втюхать нерасторопному иностранцу старую купюру или просроченную облигацию.

Словом, если бы мне показали кинокартину, столь же щедро наполненную танцами-песнями, но в рамках истории какой-нибудь Аргентины, Чехии, Норвегии и т.п. – я бы проглотил показанное, и пальчики бы облизал. А тут – материал слишком близкий, и неподлинность просто бросается в глаза. Фильм Тодоровского мне реальности не заслонил, а фантастического мира, заманчивого-увлекательного-интригующего мне там увидеть не удалось. Как мне кажется, я вовсе не занудствую: де-нужно показывать героев войны и труда, спортсменов-чемпионов или выдающихся деятелей культуры. Снять фильм можно про кого угодно – про вдову, сироту (кстати, помнится фильм – совершенно гениальный – «Оливер»!), потерявшуюся собаку… НО! Создавая свой мир, или описывая реальный – разве не нужно хоть в третьей, пятой или десятой очереди держать наготове мысль: не слишком ли я вру, не глумлюсь ли я над тем миром, который меня взрастил? Как верно высказался знаменитый персонаж: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». Впрочем, даже и над миром, который меня не взращивал, – над теми же Аргентиной, Чехией или Норвегией, над миром неизвестных мне китайцев или мусульман, – будучи создателем кино или карикатур, вправе ли я издеваться! Эстетика, дай ответ! Нет ответа.


((опубликовано:

Эстетика и этика в изменяющемся мире: Сб. статей. – СПб.: Астерион, 2009. – С.84-93))

1 Э.Гомбрих. История искусства. – М. : АСТ, 1998. – 688 с.

2 Е.П.Ильин. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 364с.

3http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%91%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

5 Фундаментальное и прикладное в этике и эстетике. Материалы всероссийской конференции. – СПб.: СПб Филос. общество, 2005. – С. 75.

6 Сергей Грачев. Джина Лоллобриджида: «Жадность провоцирует агрессию…»// «АиФ», № 45, 2007.




Похожие:

А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconА. Е. Зимбули исповедь: к созданию нравственно-психологической матрицы
Если исповедуем грехи наши, то Он […] простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconА. Е. Зимбули этнос: нравственно-психологический портрет
Прежде чем решиться на какое-нибудь коммерческое дело, справься: занимаются ли подобным делом еврей или немец? Если да, то действуй...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconЕсли Вы хотите заниматься ранним обучением ребенка
Кое-кто из родителей стремится, чтобы ребенок занимался во многих кружках и студиях, с рекордным количеством репетиторов, да еще...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconА. Зимбули (С. Петербург)
«С» означает силу? или слабость? Или если брать сразу две буквы, то они могут быть истолкованы как: самооправдание, склонность оглядываться,...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconЧем ты занимался на уроке?

А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconАнкета № Методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком
Инструкция: Уважаемый педагог! Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте против него «5». Если согласны в...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconРабочий лист урока Про зависть
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconРабочий лист урока Про зависть
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconЗадачи из древнекит айских математических трактатов
Задача из теории чисел: Имеются вещи, число их неизвестно. Если считать их тройками, то остаток 2, если считать их пятерками, то...
А. Зимбули если бы эстетикой занимался я iconТрудовой Отряд Старшеклассников (тос)
По традиции ежегодно на базе школы создаётся тос. И в этом году тос занимался озеленением территории социокультурного центра
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов