А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений icon

А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений



НазваниеА. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений
Дата конвертации11.07.2012
Размер70.84 Kb.
ТипДокументы

А.Е.Зимбули,

Санкт-Петербург

Монолог о диалоге поколений

Н.А. был воспитан, то есть умел делать и говорить не то, что хотелось.

Василий Гроссман

При помощи револьвера и доброго слова можно добиться гораздо большего, чем просто при помощи доброго слова.

Аль Капоне

Абсурдность чужого конфликта всегда очевидней.

Из собственных наблюдений автора

Интересное дело, этот диалог поколений. Не успеваешь оглянуться и хоть сколько-нибудь осмыленно воспринять его роли, как вдруг обнаруживаешь, что ты участвуешь в нём с обратной стороны!

Давно ли, казалось, пытался то отбиться от наскоков родителей, то, напротив, подобрать взвешенные доводы с критикой их «замшелых» воззрений, а уже сам оказываешься в роли ретрограда…

Давно ли учителя писали тебе цветными чернилами развёрнутые характеристики на полях ученического дневника, а уж тут сам выговариваешь непутёвым студентам, накопившим долги по преподаваемому предмету…

Давно ли, теребя в руках призывную повестку из военкомата, взлядывал на окружающих старших: Вот, дескать, забот не знаете! Нет, чтобы на пенсию людей отправляли в юности – когда бодр, любознателен, не отягощён дурными привычками. Так нет, именно когда останется от тебя не человек, а развалина – ступай, отдыхай. Тут тебе и пенсионные выплаты, и льготы, и места в транспорте!

И вот вдруг видишь с удивлением, что нынешние призывники ещё меньше тебя когдатошнего жаждут переодеться в казённое обмундирование, и просто поражаешься тому, что они не понимают своего прямого человеческого интереса и патриотического долга!

Где, интересно, расположена эта волшебная точка-перелом, в которой происходит столь заметная метаморфоза?! Нельзя ли в ней понаходиться подольше, покуда ты ни в той, ни в этой полярной ипостаси, чтобы как можно более трезво взвесить все «за» и «против» во взаимных спорах-укорах, оценить доводы, понять все хитросплетения, а если удастся, то и выступить в роли миротворца?

Впрочем, довольно-таки ясно, что столкновения, допустим, в семье Павлика Морозова или между Махатмой Ганди и его старшим непутёвым сыном, разворачивались не из-за того, что между конфликтующими сторонами не нашлось посредника-медиатора. Ведь и невозможно напастись посредников на все возможные столкновения! Но даже если выясненное пригодится исчезающее малому числу лиц, пусть хоть самомэ разбирающемуся в конфликтах человеку – общее количество злобы-обиды-негатива на Земле уже может оказаться меньше. И, значит, подобное взвешивание было не совсем зряшным.

Итак, диалог поколений. Это словосочетание, можно сказать, принадлежит к предельным абстракциям, и я буду его использовать, имея в виду прежде всего два человеческих поколения: растущих и выросших. Социализирующихся и социализированных (или отчаявшихся социализироваться).
Ищущих и нашедших (или переставших искать). Детей и взрослых1.

Диалог этот характеризуется по меньшей мере одним глубочайшим парадоксом. Дети – слабые, маленькие, несамостоятельные – спят, и видят, как они станут большими, самостоятельными, умными, сильными, умелыми. Но по прошествии времени, став полноценными гражданами, кто реже, кто чаще ловят себя на мыслях о превосходстве детства над теперешним статусом. На мыслях о превосходстве мечты над реальностью, порыва – над инерцией, искания – над гонкой за бытовыми мелочами, цельности и чистоты уже и не знаю над чем.

Ну да речь вовсе не о несбывшихся ожиданиях. Тем более что зачастую они очень даже оправдываются. Жизнь щедра на непредсказуемости, часто и самого положительного свойства. Речь прежде всего о сложности понимания оппонента. А может и ещё чуть о другом – о неумении настроиться на диалог. Ведь для диалога требуется не только наличие общающихся сторон, но и их обоюдное желание общаться.

Препирательство, дрязги, склока, перебранка, ругань, ссоры, скандалы, различного рода стычки, разборки и размолвки, выяснение отношений – лексика чрезвычайна богата на обозначения малорадующих форм общения. Но реальное многообразие этих поведенческих форм куда богаче любых слов и словосочетаний. Причём хочется особо подчеркнуть, что называется, бытийственную неотвратимость столкновений. Глупо было бы списывать причины конфликтов на злую волю или интеллектуальную недоразвитость общающихся. Парацельс когда-то публично сжёг древние (являвшиеся, по его убеждению, средоточием заблуждений) рукописи. А Христос – изгнал торговцев из храма. И вряд ли самый критично настроенный атеист станет утверждать, будто Христос был неправ. Вряд ли кто-то будет критиковать знаменитые законы Солона на том основании, что они содержали требование к гражданам Афин в те дни, когда идёт выяснение отношений, не оставаться безучастными, но обязательно пристать к какой-то из противоборствующих сторон. Думается, что этот сюжет имеет подчёркнуто важное значение именно в условиях повсеместной моды на так называемую политкорректность. Он напоминает нам о таком подзабытом понятии, как принципиальность.

Мы, конечно же, догадываемся, что Омар Хайям явно иронизировал, советуя:

^ Я научу тебя, как всем прийтись по нраву:

Улыбки расточай налево и направо,

Евреев, мусульман и христиан хвали,

И добрую себе приобретёшь ты славу.

Он и сам-то прожил далеко не жизнь угодливого царедворца. Формула «и нашим, и вашим» наверняка имеет переводы на все языки мира. Подхалимов-лизоблюдов-подлиз, даже преуспевающих, в здоровых сообществах никогда по-человечески не уважали. Кстати, как не уважают и своевольных упрямцев. Ведь надо ли пояснять, что о принципиальности следует говорить не тогда, когда люди проявляют инерционность-упёртость, когда изо всех сил блюдут собственный интерес, когда непреклонны в неотзывчивости.

Видимо, существует весьма обширный разряд ситуаций, где единственно нравственно оправданным способом поведения будет как раз конфликт. Когда нужно возразить, настоять, категорически отказаться, дать нелицеприятную оценку и так далее.

Мне всё не даёт покоя классическая схема, придуманная Кеннетом Томасом для иллюстрации многоразличия установок на межличностный конфликт. Между прочим, эта схема удобна тем, что позволяет перевести монолог в изобразительный ряд, что бывает весьма интересно и полезно. Вспомним, что это за схема:

Рис. 1


Но, как мы только что признали, взаимоотношения не исчерпываются ситуациями «тепличными» и не протекают исключительно в формах дипломатически корректных. Значит, приведённая схема явно недостаточна для отображения реальной жизни.

Скажем, представляется очевидным, что согласие согласию рознь. Вот, к примеру, Карл V замечал: «Мой кузен Франциск I и я полностью единодушны – оба хотим Милан» [2, с.188]. В какую точку на приведённом графике прикажете поместить установку, присущую обоим претендентам на Милан? Соперничества? Но ведь в их взглядах есть момент согласия! В точку Избегания? Компромисса? Сотрудничества?

Думаю, что схему возможных установок на взаимоотношения следовало бы изобразить, допустим, в таком варианте:


активность

Соперничество Сотрудничество


уважение к оппоненту




^ Вредительство Потребительство


Рис. 2


Или, скажем, в таком:


совершенствование совершенствование

себя другого





разрушение разрушение

другого себя


Рис. 3


Или же вполне логично можно было бы дополнить векторы интересов взаимодействующих субъектов ещё одним ветором: вектором интересов дела. Допустим, так, как это сделано на Рис. 4.

Подобные графики удобны в том смысле, что на них с предельной наглядностью выявляются обоюдополезные, обоюдовредные и остальные промежуточные варианты взаимоотношений. Кабы не рамки, задаваемые публикацией, можно было бы дать наглядные графические пояснения к ситуациям различных перекосов. Например, с неравными требованиями, предъявляемыми оппонентами к себе и к противоположной стороне диалога, или с неодинаковыми ожиданиями от себя и от другого; с неидентичными оценочными шкалами; с перекосами между возможностями и стремлениями, между требованиями и обстоятельствами.

установка

на развитие

себя установка

на выполнение дела





установка

на развитие другого


Рис. 4


Можно было бы зримо представить различия конкретных установок: на состязание, соперничество или борьбу. На интересы дела, на интересы собственные или на интересы оппонента. Или, допустим, – локализовать на плоскости, оснащённой векторами разных ценностей, действия незадачливо заботливого папаши, который после «заваленной» сыном сессии выкинул его компьютер из окошка. Или же – изобразить схематически на плоскости «психологический портрет» личности, основанный на разновеликих векторах, соответствующих количественному выражению склонности к соперничеству, сотрудничеству, принципиальности, покладистости и тому подобному. Похоже, нам будет, о чём поразмышлять в следующий раз.


Примечания:

  1. 1Кстати, и не только детей и взрослых. Строго говоря, тема эта имеет куда более широкий социокультурный контекст. Скажем, проблема дедовщины в армии – следствие трудностей именно данного рода.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Хранитель, 2007. – 270 c.



((Опубликовано:

Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Нестор-История, 2010. – С. 20-24))(0, 25 п.л. )




Похожие:

А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconРабота журналистов в кризисных ситуациях (Санкт-Петербург, 28 июня 6 июля 2005 г.) Регистрационная форма
Санкт-Петербург, 1-ая линия В. О., дом 26, офис 602. Масс Медиа Центр факультета журналистики спбГУ. Тел./факс: (812) 323-00-67,...
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconА. Е. Зимбули (Санкт-Петербург)
Шестое июня. Мы оттеснили белых. Седьмое июня. Белые оттеснили нас. Восьмое июня. Пришёл лесник и всех прогнал
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия)
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconЕжемесячный сборник февраль 2008 содержание банки
Коммерсантъ Санкт-Петербург (Санкт-Петербург), 18 февраля 2008 г., №026-p, С. 34 приложение "Коммерсантъ" Банк
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconВ правительство Санкт-Петербурга 193060 Санкт-Петербург, Смольный
Красногвардейского района Санкт-Петербурга были нарушены требования закона Санкт-Петербурга от 05. 07. 06 №400-61 «О порядке организации...
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия) вера и знание: естественность союза
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconСавчук В. В. Кровь и культура Санкт-Петербург Изд-во Санкт-Петербургского ун-та
Рецензенты: д-р филос наук А. А. Грякалов (Рос гос педагог, ун-т им. А. И. Герцена)
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconС. П. Зайцеву 190000, Санкт-Петербург
Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22. 08. 2006 г. №989 (далее по тексту «Постановления»), на «участке №4» должны быть...
А. Е. Зимбули, Санкт-Петербург Монолог о диалоге поколений iconСанкт-Петербург 2007 Составители
Лисицына Л. С. – зав кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» спбгу итмо, к т н., доцент, заместитель председателя предметной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов