Четвёртое нравственное состояние или icon

Четвёртое нравственное состояние или



НазваниеЧетвёртое нравственное состояние или
Дата конвертации11.07.2012
Размер57.8 Kb.
ТипДокументы

ЧЕТВЁРТОЕ НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

или

О ЧЁМ В СВОЁ ВРЕМЯ УМОЛЧАЛ АРИСТОТЕЛЬ

А.Е.ЗИМБУЛИ

(С.-Петербург, Российский государственный педагогический университет)

Нравственная добродетель (...) – это обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке.

Аристотель

[Пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и её избирает.

Он же

Чуть ли не всё уже давным-давно придумано.

Опять он

Давно стало хрестоматийным учение Аристотеля о золотой середине. Оно считается, можно сказать, визитной карточкой отца этики как философской науки, из столетия в столетие подтверждая заслуженный авторитет античного мыслителя. Предлагаемые ниже рассуждения вовсе не ставят задачей умалить этот авторитет. Задача куда корректней и скромнее. Хочется всего лишь разобраться в причинах некоторых смысловых нестыковок, которые могут вытекать из прямолинейно понимаемой Аристотелевой логической схемы. В самом деле, вряд ли кто-то будет спорить с основным тезисом Аристотеля о нежелательных избытке и недостатке в межчеловеческих отношениях. В своих рассуждениях он приводит просто замечательный образ, который ярко и доходчиво подтверждает ту же мысль: «легко промахнуться, трудно попасть в цель» («Никомахова этика», 1106 b 30). То есть, существует «перелёт» и «недолёт».

Можно долго перечислять примеры, подтверждающие нравственную неприглядность крайностей

трусости и безрассудства,

расточительства и скупости,

самолюбования и самобичевания. В подтверждающий список явно попадут

нерешительность и чрезвычайная порывистость,

бездушная холодность и безудержная горячность,

бездумье и излишняя рассудочность,

чрезмерная легковерность и болезненная подозрительность,

обострённая ревность и циничное равнодушие к предмету симпатии,

назойливая привязчивость и коварное вероломство,

придирки и попустительство,

раболепие и заносчивость,

крайняя застенчивость и бесцеремонная развязность,

лицемерная льстивость и прямолинейное хамство,

беспринципность и «принципиальничанье»,

хвастливость и нытьё,

злопамятность и беспамятность,

неблагодарность и приторная признательность,

лень и суетливость.


Даже такой простейший житейский знак доброжелательных отношений, как рукопожатие, требует разумной меры – малоприятно, если неотёсанный доброхот сожмёт, знакомясь, вам руку изо всей своей силы. Но ничего хорошего нет и в руке, протягиваемой вяло, лениво, безжизненно, брезгливо.

Кстати, на примере рукопожатия хотелось бы сразу пояснить первую из трёх основных своих мыслей. В этом специфическом жесте мы призваны не просто избегать вялости и нарочитой силы. Известно, что историки этикета объясняют возникновение рукопожатия потребностью выказать одновременно и уверенность в себе, и доверие партнёру. То есть, обмениваясь рукопожатием, мы демонстрируем одновременно свою силу (уверенность в себе) и своего рода слабость (открытость, радушие, беззащитность). Эту методологически важную мысль можно было бы продолжить, сопоставляя уже названные крайности, и всякий раз отыскивая нравственно-желанные сочетания.

Так, Аристотелем, в частности, названы крайности расточительности и скупости. Но кто сказал, что на шкале этого нравственно значимого измерения между названными полюсами находится лишь щедрость? Разве не существует между этими же полюсами другого, вполне позитивного качества – экономности (бережливости)?

Стало быть, золотая середина между данными полюсами совмещает в себе способность тратить и беречь.

Полюса трусости и безрассудства предполагают между собою не только предложенный Аристотелем вариант мужества, но и осмотрительность.

Между ленью и суетливостью располагаются трудолюбие и умение отдыхать.

Между полюсами самолюбования и самобичевания явно должны расположиться законная гордость и способность относиться к себе самокритично, скромно.

Между бездушной холодностью и безудержной горячностью нетрудно увидеть хладнокровие и сердечность.

Между чрезмерной легковерностью и болезненной подозрительностью доверчивость и бдительность.

Между придирчивостью и попустительством – требовательность и снисходительность.

Между болезненной застенчивостью и бесцеремонной развязностью – скромность и свободные манеры.

Между лицемерной льстивостью и прямолинейным хамством – умение делать комплименты и высказывать нелицеприятную критику.

Между хвастливостью и нытьём – готовность поделиться своей радостью или печалью.

Между фанатизмом и цинизмом – принципиальность и иронию.

В целом, выясняется, Аристотелевы рассуждения о полюсах и золотой середине следовало бы дополнить в том смысле, что в золотой середине обретается не единственное нравственно привлекательное качество, но два взаимодополняющие положительные качества. Это – первое, в чём хотелось бы скорректировать, казалось бы, бесспорные рассуждения Аристотеля о золотой середине.

Далее. Народная мудрость давно сформулировала недоверие к тем людям, которые, казалось бы, соблюдают середину:

Ни рыба, ни мясо.

Ни то, ни сё.

^ Ни два, ни полтора.

Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

Ни тпру, ни ну.

И вашим, и нашим.

От одного берега отстать, к другому не пристать.

Именно об этом говорится в библейском: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3: 15-16).

Думается, обозначенные словесные характеристики касаются того разряда ситуаций, в которых нужно не соблюдать «середину», но совершить нравственный выбор: казнить или миловать, дружить или не дружить, помочь или отказать в помощи, согласиться или отказать. Тут никакой золотой середины быть не может. Можно, конечно, тянуть с ответом, отмалчиваться, прятаться от окружающих и самого себя, но иначе как малодушие, безответственность, двуличие такую позицию охарактеризовать нельзя. Стало быть, строго следуя совету Аристотеля искать во всём золотую середину, мы серьёзно рискуем оказаться нравственно несостоятельными.

И, наконец, третье уточнение.

Мир нравственных взаимоотношений многомерен. Даже в стрельбе по мишеням существует не только перелёт / недолёт. Промахнуться можно в самые разные стороны. Попав в одну золотую середину, мы запросто можем сплоховать в другом, не замеченном вовремя отношении. Таковы, например,

бестактная помощь,

показушная щедрость,

совет, данный в грубой форме,

неуместная ирония,

неуклюжий комплимент,

упорство, достойное лучшего применения,

экономия на том, что жизненно необходимо другим людям,

либерализм, оборачивающийся попустительством пороку,

благодеяние, оказываемое одному за счёт другого,

отзывчивость, проявленная к злодею,

хладнокровие, вставшее на службу коварству и тому подобное.

Представляется, что замечательно уловленный Аристотелем принцип разумной меры, золотой середины следует понимать в том смысле, что в избранных направлениях свою активность нужно выстраивать, оберегаясь «недолёта» и «перелёта». Но при этом надобно памятовать о том, что едва ли не важнее сего – проблема того самого выбора. А именно – решение вопроса: в какую сторону нацеливаться в своих отношениях с миром, окружающими, собою самим. Жить ради удовольствий – или в поиске смыслов. Занимать ли выжидательную, созерцательную, а то и злорадствующую позицию, или проявлять творческую созидательность во благо себе и окружающим. Заботиться только о себе, любимом, или быть открытым по отношению к событиям, затрагивающим судьбы всё более масштабных общностей: семьи, города, страны, человечества. И очень хорошо, если в этих выборах мы будем стремиться не к некоей (пусть даже «золотой») усреднённости, не к негативному самоопределению (не воровать, не убивать, не завидовать и пр.), но к совершенствованию себя и предоставленного нам судьбою единственного и неповторимого мира.

((Опубликовано:

Новые подходы к изучению человека в контексте социокультурной эволюции: Международная научная конференция. – Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2010. – С. 105-109) (0,2 п.л.))




Похожие:

Четвёртое нравственное состояние или iconПейзаж настроения. Природа и художник. Урок изо 6 класс
Передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью…
Четвёртое нравственное состояние или iconОбращение участников 2-й Международной конференции "Проблемы пространства и времени в естествознании" к учёным и работникам просвещения Сентябрь 16-21, 1991, Санкт-Петербург, СССР
Господство релятивистских авторитетов оказало пагубное влияние на философию и нравственное состояние научного сообщества
Четвёртое нравственное состояние или iconВопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения
Четвёртое нравственное состояние или iconПрофилактика тромбоэмболических осложнений в хрургии
На образование тромба влияют: работа сердца; обьем, вязкость, реология крови; состояние сосудистой стенки; состояние клеток; состояние...
Четвёртое нравственное состояние или iconВ., Тюгашев Е. А. Рефлексивная социология философия, наука или нечто третье?
Марсель Мосс или Макс Вебер стало признаком хорошего тона при изложении авангардных концепций. Поэтому состояние теоретических разработок...
Четвёртое нравственное состояние или iconПравила поведения родителей на детском празднике
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет...
Четвёртое нравственное состояние или icon10. действия человека на льду как определить состояние безопасности льда
Один из опознавательных признаков прочности льда его цвет. Во время оттепели или дождей лед становится белым (матовым), а иногда...
Четвёртое нравственное состояние или iconХристианское спасение это процесс или состояние?
Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8: 24) Вопрос, как достигнуть спасения через Господа Иисуса Христа
Четвёртое нравственное состояние или iconСекция «Духовно – нравственное воспитание учащихся»
На наш взгляд, проблема духовности и нравственности сегодня очень актуальна. На чём воспитываются наши дети? Что является для них...
Четвёртое нравственное состояние или iconКакие факторы регулируют физико химическое состояние цитоскелета фагоцита?
Эритроциты костного мозга изначально являющихся инородными для организма или отдельных его частей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов